Роль родительского собрания
методическая разработка (9 класс)

Шкилева Ирина Ивановна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditelskih_sobraniy.rar423.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила: классный руководитель 10 «Б» класса

Шкилёва И.И.

Атемар 2007


Дорогие, уважаемые, любимые родители! Не было бы вас – не было бы основания для этой встречи. У каждого из вас есть один или несколько детей, и это главное, основное, что вы уже сделали в жизни. Дело за малым – воспитать ваших детей, чтобы они радовали вас и родину сегодня и согревали вашу старость, пройдя по жизни добрыми, честными и хорошими людьми, - завтра.

Все вы работаете, и кроме того у вас много других забот. Однако в жизни нужно уметь расставлять приоритеты: какой смысл что-то создавать, строить, копить, если ваши дети не состоятся. Что толку решать глобальные задачи, если мы не можем решить простую, конкретную задачу: сделать всё, что в наших силах, чтобы негативные процессы в обществе, все жизненные трудности ребята могли преодолеть с нашей родительской и профессиональной помощью.

        А помочь нам в этом могут родительские собрания, которые играют одну из важных ролей в воспитании подрастающего поколения.

        Известно, что классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — родители.         

        Мой десятый класс не дает мне скучать, наполняя мою жизнь постоянным романтическим ожиданием чего-либо совершенно непредсказуемого. Ожидание это всегда оправдывается, и проблемы, которые мне подкидывает мой класс, решаю безропотно, иногда с энтузиазмом, иногда испытывая чувство удовлетворения и даже гордости за правильно найденное решение. Но знаете, что для меня самое трудное? Думаю, знаете: провести родительское собрание. Готовлюсь, стараюсь, и все проходит, в общем, нормально, но каждый раз меня не покидает чувство неудовлетворенности: некоторые родители часто просто не слышат меня, а если слышат и даже согласно кивают, то в глазах их ясно читается мысль: "Все это правильно, но проблема эта к моему ребенку не имеет никакого отношения". И я не знаю, как их переубедить. А проблем действительно много - и это не только и не столько отношение детей к учебе, это и пошатнувшаяся ныне система нравственных ценностей. Я прекрасно понимаю, что без контакта с родителями, без взаимопонимания и взаимодоверия с ними могу потерпеть фиаско по многим направлениям своей педагогической деятельности. Поэтому часто советуюсь с товарищами по работе, ибо одна голова хорошо, но вместе все-таки проще выработать некие новые формы проведения родительских собраний, чтобы превратить их не в обмен информацией, а в процесс сотворчества на благо совместного воспитания наших детей.

А что такое родительское собрание?

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Основная задача родительского собрания – расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На родительских собраниях родители учатся более адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своём ребёнке, расширяется спектр воспитательных приёмов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они обмениваются опытом, в ходе дискуссий вырабатывают пути разрешения конфликтов.

Практика показывает, что классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда они посвящаются не только подведению итогов успеваемости учащихся, но и обсуждению актуальных педагогических проблем. На таких собраниях обсуждение успеваемости не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Дотошные любители школьной статистики подсчитали, сколько раз ученики услышат звонок на урок, сколько времени потратят на перемены, сколько пирожков съедят в буфете, сколько ступеней изотрется за 11 школьных лет хождения по ним. Известно, что родители школьника за то же время должны посетить примерно 50 собраний, на которых проведут около 100 часов своей жизни. Много это или мало? Суть не в том. Проблема родительского собрания – это не проблема времени, а проблема психологического комфорта или дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи для них праздник, и те и другие идут на собрание как на обязательное, но нежеланное мероприятие. Почему? Скорее всего потому, что не находят между собой общего языка. На родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические родители – учителей, из-за этого традиционные встречи, и превращаются в разборки и обвинения, вместо того чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.

Каждый классный руководитель:

  • старается вести собрание спокойно и вдумчиво,
  • план  составляет заранее, но говорит свободно, не пользуясь предварительными записями,
  • всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности,
  • на собрание  выносит обсуждение глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав предварительно мнение родительского актива,  
  • всегда старается найти разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны противостоять друг другу,
  • принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все ученики ему одинаково дороги,
  • смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса на ремонт,
  • скромен, учтив и доброжелателен.

ПОЧЕМУ ЖЕ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Родители и классные руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их интересов, профессиональных или личных, – РЕБЕНОК, и ни те, ни другие не имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя можно пожертвовать многим, поэтому не стоит искать виноватых – лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и вместе дружно и согласованно попытаться выйти из тупика. Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, и учителям и родителям важно помнить о том, что:

  • роли родителей и учителя все-таки различны. Родители безгранично любят своего ребенка, каким бы он ни был – рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Они любят не за успех, а по праву рождения. А вот для учителя все равны перед законом: любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только.
  • родители не имеют права требовать от учителя любви к своему ребенку – в конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то – нет. Они  могут рассчитывать на приятие, на понимание. А умение принять и понять – это уже степень учительского профессионализма;
  • помощь нужна и родителям, и классным руководителям – так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта – каждый ребенок индивидуален, а значит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе;
  • общение родителей с преподавателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику директора школы. Родители, ищущие контакта с классным руководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающиеся с другими родителями, чтобы перенять их родительский опыт, знакомые с соучениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнут большего, чем те, которые считают, что раз кому-то деньги платят, так пусть он за все и отвечает;
  • собрание родителей необязательно должно проходить в душном классе и по инициативе классного руководителя. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая, или в лесу на полянке, или в автобусе, пока ваши детки едут в цирк или на экскурсию. Да мало ли мест, где собираются люди, заинтересованные общим делом?
  • у каждого есть свои странности: и у ребенка, и у его родителей, и у его учителя. Так это как раз и здорово! Мы не должны быть похожими друг на друга, как две чистые тетрадные страницы.

Что же дают родительские собрания? Я проводила анкетирование среди родителей и учащихся. И вот как они ответили.

  • Я получаю подробную информацию об успехах и неудачах своего ребёнка.
  • Я узнаю о проблемах класса, которые мы стараемся решить совместно.
  • Родительские собрания помогают мне в решении воспитательных проблем.
  • Мне не нравится, когда о неудачах моего ребёнка говорят при всех.
  • Из-за пассивности некоторых родителей собрание не эффективно.
  • Хотелось, чтобы на собрания чаще приглашали учителей-предметников.

А детям был задан вопрос: «Что бывает после собрания?»

Они ответили так:

  • Разговор на повышенных тонах.
  • Ругают за неудачи.
  • Хвалят за успехи.
  • Бывает, что и наказывают ремнём.
  • Лишают возможности гулять на улице вечером, ходить на дискотеку, играть в компьютер.
  • Оскорбляют моё человеческое достоинство.
  • Постоянно ставят в пример успехи моих одноклассников.

Проанализировав ответы родителей и детей я пришла к выводу что родительское собрание играет воспитательную роль в том случае, если классный руководитель и родители совместно заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

 

Подводя итог вышесказанному, мне хочется сказать, что сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. 

        И в заключении хочется напомнить вам девять заповедей.

        

Девять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

9. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Очень надеюсь, что эти правила помогут сделать встречи родителей и учителя более эффективными.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ЖИЗНИ КЛАССА»

Данная статья поможет начинающим классным руководителям или впервые работающим в 6-х классах наметить работу с родителями и родительским комитетом класса...

Презентация к родительскому собранию "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей"

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в разных классах на тему "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей". В презентации сформулированы основные задачи воспитани...

Родительское собрание "Роль домашнего задания в учебном процессе"

Разработка включает электронную презентацию и раздатку для родителей....

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Родительское собрание «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

Представлена родительское собрание по сохранению здоровья учащихся...

Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"

Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....