Формирование российской гражданской идентичности в процессе изучения отечественной истории
статья (11 класс)

Охмат Елена Владимировна

 

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос о принятии концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию истории в условиях принятия этой концепции, не утихли дискуссии о содержании единого учебника. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания истории в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения.

В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество. К примеру, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается: «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания». Это положение находит отклик в Историко-культурном стандарте, где «одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории.

Охмат Елена Владимировна, 

учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1, с.Арзгир

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос о принятии концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию истории в условиях принятия этой концепции, не утихли дискуссии о содержании единого учебника. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания истории в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения.

В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество. К примеру, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается: «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания». Это положение находит отклик в Историко-культурном стандарте, где «одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности».

Находясь в ситуации поиска приоритетов деятельности учителя истории в данном направлении, я хотела бы обсудить с вами следующий круг вопросов:

1. Какой смысл следует вкладывать в понятие «российская идентичность»?

2. Как может современный урок истории, посвященный этой тематике, способствовать формированию личности россиянина, его духовно-нравственному становлению?

3. Какую роль играет внеурочная деятельность в формировании «российской идентичности»?

   1.Идентичность (от лат.Identicus – одинаковый, тождественный) означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо.

    Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем осознание принадлежности к гражданской общности, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Такие качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности являются основными показателями сформированности гражданской идентичности.

  Нельзя забывать о такой важной характеристике гражданской идентичности как «гордость за свою страну». Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.

   2.Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора.

Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.           При изучении темы «Образование государства Киевская Русь»   педагог, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Приобщение учеников к великому культурному наследию наших предков начинается именно с изучения восточнославянской культуры и истории,  которая своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Именно тогда впервые в истории происходит осознание русским народом своего предназначения, зарождается процесс становления русского национального самосознания, самоидентификации, что нашло яркое отражение в знаменитых памятниках древнерусской культуры. К примеру: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

   Сегодня воспитательное пространство урока истории неразрывно связано с формированием у обучающихся «российской идентичности» через приобщение учеников к традициям становления древнерусского государства, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре. Древнерусское государство – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация: для изучения культуры каждого из вышеназванных периодов истории государства российского характерно воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку

          Сложный материал для формирования Гражданского сознания представляет история войн.  Историческое наследие последнего столетия России, которое рассматривается подробно в 11 классе, богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему.

     При изучении трагической гибели царской семьи я предложила написание эссе «Мое отношение к трагедии царской семьи в 1918 году». Творческие работы учащихся показали, что дети по-разному относятся к данной проблеме, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей, таких как: патриотизм, служение Отечеству, гуманизм уважение к правам других, а также желание иметь свою жизненную позицию. Такой вид работы не только направлен на гражданское воспитание подрастающего поколения, но и вызывает живой интерес учащихся, содействует развитию познавательной активности, поскольку затрагивает личностно значимые для старшеклассников вопросы. Можно также предложить школьникам попытаться самим сформулировать значимые для них проблемы и обсудить их на уроке.

В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

           Где современный ученик может увидеть коромысло и потрогать его, не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой поутру шла»? А прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком»? А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр?

             Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу учащихся на своих уроках , я пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.

     И ещё, наверное, очень важное. Воспитание патриотизма и духовности, любви к Родине, гуманного отношения ко всему окружающему – это сложно. В реальной жизни наших детей окружает непривлекательная действительность:

  • фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур;
  • газеты, пестрящие материалами похожего содержания;
  • правосудие, способное наказать только слабых мира сего;
  • безработица, пьянство, наркомания;

   Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является  изучение учащимися истории своей семьи.В.А. Сухомлинский считает, что значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. [9]. Применение фотографий  с изображением родной природы, написание сочинений о родном городе, знаменитых соотечественниках, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями. Такие уроки требуют активного участия учащихся.

Например, при изучении Великой Отечественной войны можно дать задание по определению роли своего города или поселка в достижении победы через рассказ о героях-земляках или фабриках и заводах, работавших на нужды фронта.

Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. [4].

   В любом вопросе, касающемся отечественной истории и воспитания подрастающего поколения на материалах истории, необходимо обращаться к религиозным, духовно-нравственным истокам нашей культуры - непосредственно на уроке  ОРКиСЭ. Могут быть использованы следующие формы учебной работы: беседа, взаимные вопросы и задания групп, театрализация, ролевая игра, тренинги, моделирование, эффект инверсии, написание сочинения, интервью,  составление рекламы, пословиц. Например, реклама добра: Папа приходит домой. Дочь спрашивает: «Папа, а ты зарплату принес?». «А зарплата сегодня добром!» - отвечает папа. А вот пример пословицы: Всем помогать, добро добывать.

    В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Учителю необходимо сообщить учащимся о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение [8, с. 286].

 

 3. Какую роль играет внеурочная деятельность в формировании «российской идентичности»?

    Учащиеся нашей школы занимаются исследовательской и проектной работой. Такие исследовательские  работы как «История заселения с. Арзгир», «Смирись Кавказ идет Ермолов», «Храм  - модель мира», « Символ креста в жизни человека», «У войны не женское лицо»,  и т.д. которые пробуждают у учащихся интерес к народу, с которым живешь, к его культурным и трудовым традициям. Совершают поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д. Проводятся фестивали культур, военно – патриотические месячники, самые разные акции и т.д.

   Для меня, как учителя важно развитие гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в результате чего происходит формирование личности, - обеспечивающей самоопределение и самоутверждение.

Если мы не воспитаем нашу молодежь, то найдутся те, кто воспитает ее без нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории»....

Презентация к статье :МЕСТО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖЫ

Презентация выступления на 12–ой Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, пер...

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории"

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...

Социальное проектирование как фактор формирования российской гражданской идентичности

Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, гражданского и патриотического воспитания; это свободное отождествление себя с р...

Технологическая модель "Формирование российской гражданской идентичности"

Данная модель показывает дидактические условия формирования российской гражданской идентичности: отбор содержания (т.н. "обогащающая модель") и технологизация обучения (т.е. оптимальная рабо...

Историческое краеведение как средство формирования российской гражданской идентичности

В статье выделяется один из главных аспектов современного исторического образования - формирование российской гражданской идентичности, указывается на роль краеведческой работы в этом процессе....