Социальное проектирование как фактор формирования российской гражданской идентичности
статья (8 класс)

Хадаев Альберт Сергеевич

Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, гражданского и патриотического воспитания; это свободное отождествление себя с российским народом, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности к прошлому настоящему и будущему России. Создание в школе № 164 Красногвардейского района отряда «Юнармии» является проявление преемственности поколений и традиций нашей Родины. Именно традиции Великой Победы являются основой духовного наследия и нуждаются в современных формах проявления. Весь богатый спектр героических традиций Великой Победы должен пройти через эмоционально-психологически мир обучающихся, связаться с определенными надеждами, жизненными стратегиями, планами, мотивами и целями.

Социальное проектирование – это активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. На примере реализации социального проекта в юнармейском отряде школы № 164 по созданию «Книги памяти», можно реально увидеть, как в процессе деятельности юнармейцев формируется российская гражданская идентичность, которая является высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности обучающихся, гражданского и патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albert_sotsproektirovanie.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное проектирование как фактор

формирования российской гражданской идентичности

Хадаев Альберт Сергеевич,

командир отделения

Юнармейского отряда ГБОУ СОШ №164

РО ВВПОД «ЮНАРМИЯ»

в Санкт-Петербурге

Воспитание современной российской молодежи - стратегическая задача государственной образовательной политики. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений. Историческая память о Великой Отечественной войне является духовно-нравственной основой патриотического воспитания и формирования российской гражданской идентичности.

Российская гражданская идентичность – высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, гражданского и патриотического воспитания; это свободное отождествление себя с российским народом, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности к прошлому настоящему и будущему России.

Образ Победы является ценностно-смысловой доминантой патриотического воспитания. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности.  История Великой Отечественной войны приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций. Патриотизм, питаемый духовным наследием Великой Победы, стал решающим фактором в послевоенное время для восстановления разрушенной страны. Он обеспечил мощное развитие Советского Союза, превращение его в одну сверхдержавы мира.

Великая Отечественная война сформировала собственную символику, выступающую основой национальной и социально-политической идентификации многих поколений граждан СССР и России. Великая Победа - позитивная опорная точка национального самосознания нынешнего российского общества.

Наследие Великой Победы включает в себя образы поступков, поведения, отношений и действий, проявившиеся в экстремальных ситуациях военного времени. Эти образы дают возможности понимания феномена «массового героизма». Духовное наследие Великой Победы – это основной смысловой приоритет воспитания у современного поколения духовности, нравственности и патриотизма, это связь между поколениями, ключевой вопрос стратегии воспитания и социализации поколений.

Создание в школе № 164 Красногвардейского района отряда «Юнармии» является проявление преемственности поколений и традиций нашей Родины. Именно традиции Великой Победы являются основой духовного наследия и нуждаются в современных формах проявления. Весь богатый спектр героических традиций Великой Победы должен пройти через эмоционально-психологически мир обучающихся, связаться с определенными надеждами, жизненными стратегиями, планами, мотивами и целями.

На День героев Отечества в городе проходят юнармейские чтения, где представляются исследовательские работы, посвященные героям Великой Отечественной войны. Историческая память персонифицируется через оценку деятельности конкретных исторических личностей. 5 работ юнармейцев нашего отряда отмечены высокими наградами. Работа Елисаветы Наговицыной, посвященная Адмиралу Флота Советского Союза, Герою Советского Союза Н.Г. Кузнецову, была признана лучшей среди обучающихся 7-8 классов. Не случайно Кузнецова называют Маршалом Великой Победы, его жизнь является примером служения интересам страны и народу.

Очень символично, что в честь Николая Герасимовича назван наш отряд. Перед голосованием проходили длительные обсуждения различных кандидатур, биографий выдающихся военных деятелей и героев нашего Отечества.

Символично, что военными шефами нашего отряда является Военно-морская академия имени Адмирала Флота Н. Г. Кузнецова. Юнармейцы имеют возможность посещать музеи академии, в которых представлено множество материалов о жизни Николая Герасимовича и других героев Великой Отечественной войны. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходило во время Великой Отечественной войны, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

На День Победы юнармейцы принимают участие в «Вахте памяти» у монумента героическим защитникам Ленинграда. Испокон веков на Руси заботливо хранили память о погибших воинах, о героях родной земли. Павшие на ратном поле всегда считались святыми людьми. Традиция эта давняя, она передавалась из поколения в поколение. Память нужна живым, чтобы быть достойным тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость Родины. Движение юнармейских Постов №1 ведёт свою историю с 1965 года.

В 2019 году в День памяти и скорби юнармейцы участвовали во Всероссийской военно-патриотической акции «Горсть Памяти». В этот день на всей территории России, представители власти, ветеранских и патриотических организаций страны должны были взять землю с братских захоронений воинов, погибших в Великой Отечественной войны, чтобы передать ее для хранения возле территории главного Храма Вооруженных сил РФ – в честь Воскресения Христова. Храм будет посвящен и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны. Он уже строится в Парке «Патриот».

Юнармейцы взяли землю с места захоронения павших защитников Ленинграда и семи Героев Советского Союза. Во время участия в данном мероприятии, юнармейцев удивил тот факт, что места захоронения героев знает только один человек. Тогда у них появилась идея побольше узнать о героях захороненных на Большеохтинском кладбище. Оказалось, что на самом деле количество похороненных Героев Советского Союза на кладбище не 7, а 31 человек. Возникла идея в нашем юнармейском отряде организовать социально-значимый проект, целью которого создать «Книгу памяти». В данной книге будет собрана информация о жизни Героев Советского Союза, похороненных на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

Так в нашем отряде школы появилось интересное направление деятельности - поиск и сбор информации о героях войны - когда и где они родились, за какой подвиг они получили звание Герой Советского Союза, как прошла их жизнь после войны. Старшеклассники взяли на себя наиболее сложную работу - разработать дизайн книги, редактировать собранные материалы. Юнармейцы из младших классов взяли обязательство приезжать на Большеохтинское кладбище и проводить уборку могил.

Социальное проектирование – это активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта.

Социальное воспитание, нацеленное на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме. Проекты ориентируют на достижение конкретных результатов, что помогает оценить эффективность проделанной воспитательной работы. Важно заниматься не только правовым, но также и социальным формированием личности ребенка, учитывая закономерности, которым он подчинен.

Погружение в социальный проект, позволило некоторым юнармейцам начать самую настоящую исследовательскую деятельность, которая была направлена на сбор информации о жизни и подвиге Викторе Александровиче Лягине. Мы брали землю с его могилы и поэтому он был в числе первых, кто заинтересовал нас. Оказалось, что он был одним из четырёх лучших хрестоматийных советских разведчиков Великой Отечественной войны. Его фамилия стоит в ряду таких разведчиков, как Рихард Зорге, Николай Кузнецов и Владимир Молодцов. По результатам исследования жизни этого замечательного разведчика юнармеец Альберт Хадаев написал рассказ «КЕНТ» вызывает Москву», который представлен на Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира: Великая Победа: наследие и наследники». Этот конкурс проводит Русская Православная Церковь.

Проходит время и становится всё меньше и меньше людей, которые могут нам рассказать о войне, о ее героях. Молодое поколение обязано не забывать те исторические факты, которые происходили в кровавой войне 1941-1945 г.г.

В нашем городе мало кто сможет рассказать о Викторе Лягине, о его подвиге. А ведь он создал в тылу фашистов многочисленную и разветвлённую сеть подпольных организаций, партизанских отрядов и диверсионно-разведывательных групп. Эти группы нанесли серьезный ущерб противнику - в 45 миллионов марок. Фашисты знали, что руководит подпольной группой человек по прозвищу «КЕНТ». Они искали его. Предательница выдала его. Лягин после чудовищных пыток не признался в том, что он имеет какое-нибудь отношение к подпольщикам. Ему ломали руки и ноги, протыкали колени отточенными шомполами, выжигали на спине пятиконечные звёзды, сдирали кожу, лицо превратили в кровавое месиво. 17 июля 1943 года Лягина фашисты расстреляли. Расстреливая его, гестаповцы не были уверены, что перед ними руководитель Николаевского подполья.

Человек, любящий Родину, готов на смелые поступки во имя всеобщего счастья. Герои Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину.  Молодое поколение должно это помнить о подвигах народа и истории России, знать традиции, события, героев прошлого, передать это своим потомка. Тот, кто помнит свою историю, не допустит ошибок в будущем.

На примере реализации социального проекта в юнармейском отряде школы № 164 по созданию «Книги памяти», можно реально увидеть, как в процессе деятельности юнармейцев формируется российская гражданская идентичность, которая является высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности обучающихся, гражданского и патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории»....

Презентация к статье :МЕСТО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖЫ

Презентация выступления на 12–ой Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, пер...

Формирование российской гражданской идентичности в процессе изучения отечественной истории

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают у...

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории"

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...

Технологическая модель "Формирование российской гражданской идентичности"

Данная модель показывает дидактические условия формирования российской гражданской идентичности: отбор содержания (т.н. "обогащающая модель") и технологизация обучения (т.е. оптимальная рабо...

Историческое краеведение как средство формирования российской гражданской идентичности

В статье выделяется один из главных аспектов современного исторического образования - формирование российской гражданской идентичности, указывается на роль краеведческой работы в этом процессе....