Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
методическая разработка (9 класс)

Минникова Надежда Владимировна

Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода   за растениями .                                                                                          

Заботиться о красоте цветка  нужно задолго до того, как он   начнет цвести.                                                                                                        

Особенности подростка зависят  от того,   как он воспитывался в годы детства,что заложено в него в период от рождения и до начала подросткового возраста.

                                                                                                                                                 В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нравственность57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

      Минникова Н.В., учитель русского языка и литературы, первой категории, классный руководитель 9 «в» класса МБОУ СОШ № 3 г. Михайловск

                      август, 2019г.

                                    Наставь ребенка на верный путь, он и в старости не собьется с него

                                                                                          ( Притчи 22,6)

У тех людей лица хороши, кто в ладах со своей совестью живут

                                                                                    А.И.Солженицын

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Научить любить ,научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать  самого себя ,научить человеческому достоинству

                                                                                        А.Макаренко

            Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода   за растениями .                                                                                          Заботиться о красоте цветка  нужно задолго до того, как он   начнет цвести.                                                                                                        Особенности подростка зависят  от того,   как он воспитывался в годы детства,

что заложено в него в период от рождения    и до начала подросткового возраста.

                                                                                                      В.Сухомлинский

    Человек в своей жизни постоянно сталкивается  с проблемой выбора. Выбор профессии- одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Много лет назад и мне пришлось сделать такой выбор. Я всегда знала, что моя жизнь будет проходить рядом с детьми.

Только семья и школа готовят подрастающего человека к профессиональному труду, общественной деятельности и семей ной жизни.

Но,  воспитывая новое молодое поколение, сталкиваемся с большими трудностями. Время , в которое мы живем, сложное и предъявляет всем нам особенный счет. Мы не только видим, слышим ,но и на себе ощущаем тяготы этого времени. Чему сейчас верить, что брать с собой в жизнь, что и как делать, чтобы называться ЧЕЛОВЕКОМ.

  Самой большой проблемой сегодняшнего времени является культурный и нравственный облик подрастающего поколения. Без культуры нет и нравственности , низкая культура отрицательно сказывается на общественной жизни.

    Главная моя задача- научить детей находить смысл жизни, чувствовать простоту, закладывать в души детей прочный нравственный фундамент. Разрушительно на  ребенка действуют лесть ,восхваление и самодовольство. Чтобы избавиться от этих недостатков, нужно научиться быть скромным, быть самим собой.  Наша духовная жизнь, наша нравственность может быть измерена требовательностью человека к  самому себе  .Чем менее требователен человек к себе, тем менее он себя уважает.   У человека должно быть естественное стремление овладеть всем лучшим, что выработано человечеством..

      Будучи ребенком , мне всегда хотелось видеть вокруг себя добрых, честных, умных ,порядочных людей. Я думаю, что  моя жизнь – доказательство тому..Работая с детьми.,первое, что я сделала, - попыталась определить, какими я хочу их видеть в конце школьного пути. У учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, в достаточной мере должны быть развиты:

- личностные качества;

- нравственные формы поведения;

- культура общения в коллективе;

- способность к сотрудничеству;

- способность к профессиональной деятельности;

- толерантность.

Для реализации моей прогностической модели  ученика  я определила  основные ценности,на которые я постоянно буду ориентироваться:

счастливая семейная жизнь;

здоровье;
наличие хороших и верных друзей;

свобода в действиях и поступках;

уверенность в себе;

познание и стремление  к новому;

активная ,деятельная жизнь;

словом, хочется воспитать такое поколение,которому можно будет  доверить  свою жизнь,свою старость.

Известно,что хорошими людьми не рождаются, а  становятся.

«Воспитание – это не работа,бесполезно заложенная функционалами,это реализация своей позиции;позиция- это деятельность и сознание»

                                                                        П.В.Степанов.

Формируя свою воспитательную концепцию, я пришла к выводу, что концепция – это учитель, руководитель ,воспитатель, наставник   в одном лице. А  конечная цель   концепции воспитательной системы – воспитание гражданина,   патриота,профессионала,семьянина.

 Концепция воспитательной системы  в моем  классе состоит из следующих разделов:

1 Этап проектирования системы

2 этап становления системы

3 этап стабильного функционирования системы

4 этап завершения

Своей   главной задачей на начальном этапе  я считала  изучение потребностей, интересов,склонностей учащихся,а также межличностные отношения.Хотелось сразу понять,кто лидер в классе, каков духовный и внутренний мир  среды классного  коллектива.

    Воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых,вовлеченных в жизнедеятельность класса   приносят  также большую пользу в достижении конечной цели.

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи (взаимопонимания).

Для достижения целевых ориентиров определены воспитательные задачи:

  • способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
  • поддерживать творческие стремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
  • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

. Для развития ребят мы проводили познавательные игры,, конкурсы, викторины. Стали традиционными  тематические вечера, конкурсы лучшего  чтеца  .Очень сплотило наш 6, а затем и  7 класс внеурочные мероприятия .С каким удовольствием    шестиклассники готовили вечер,посвященный творчеству С.Есенина.На уроке литературы я не заметила такого интереса к его творчеству.Звучали песни на стихи С.Есенина, инсценировки, викторины.Была подготовлена и показана всем учащимся школы презинтация «Любимые женщины поэта»

.Так открыто , честно говорить о большой любви, я думаю, поможет моим  ученикам в жизни сделать правильный выбор.

Обычные классные часы, вечера поэзии. Все как у всех, все добросовестно и по плану.

Но в одно прекрасное утро я узнала, что  в семьях моих любимых учеников не все так гладко. И говорить о семье, воспитывать в них будущих  ответственных мам и пап  стало моей  важной потребностью. Написали с ними сочинение на тему  «Моя семья». Сочинения                  зачитывали в классе и обсуждали самые светлые моменты. 

Семья - это счастье, любовь и удача!

Семья - это летом поездки на дачу!      

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге заботы,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб за вас говорили друзья:

"КАКАЯ ХОРОШАЯ ВАША СЕМЬЯ!!!!!"

      Издавна считалось. что Россия-страна неисчерпаемых людских ресурсов.  Верные Божьей заповеди, данной первым людям: « Плодитесь и размножайтесь!», русские  имели большие и крепкие семьи.

В России государство отделено от церкви или, наоборот, церковь от государства, но очень важно, что они   тесно и плодотворно  сотрудничают в поисках решения важного вопроса: сохранение и умножение прироста населения. И вот именно семья сможет решить эту проблему. В семьях, где  много детей, внуков можно с гордостью говорить о главном богатстве, обретенном за всю жизнь. Но важно не только построить и  сохранить  семью, но и  привить и воспитать нравственные  и духовные ценности, переданные нам  нашими  потомками. Важнее в жизни не ученые степени,должности,а воспитание здоровых и честных  детей.

     « Мне хочется рассказать о своей семье, которой я очень горжусь, горжусь каждым членом моей дружной большой семьи. У моей прабабушки тридцать восемь внуков, двенадцать правнуков. Моя мама была  шестым ребенком в семье. А нас  у мамы трое. С детских лет наши родители учили нас не только быть добрыми, но и учить  добру, учили преданности своей земле и уважению к старшим, невозможности обидеть слабого и взять чужое, учили всем тем качествам, которые делают нас людьми с большой буквы. Умение ориентироваться в этой жизни и сохранить нравственную чистоту дает нам право называться Ч Е Л О В Е К О М!

     И я уверена, что дети – это Божий дар, опора и надежда родителей в старости. И когда я вырасту, я очень хочу быть хорошей мамой и просто любимой..Когда я начинаю думать о будущем. То представляю себя в кругу большой семьи.,где царит уют и понимание между всеми ее членами. Я постараюсь создать такую семью. Может нашу семью и не назовешь самой христианской, самой религиозной, но мы все живем по Божьим заповедям, которые учат  каждого из нас поступать правильно в любых жизненных ситуациях. Может это и не модно, но в нашем доме не знают запаха сигарет, не знают вкуса вина и водки и прочих алкогольных напитков. Все семейные праздники проходят у нас в кругу самых близких друзей и родственников, которые давно привыкли к тому, что   у нас безалкогольная семья. А моя сестра, будучи ученицей 7 класса ,жила в г.Ставрополе,одна без родителей..И мы каждую субботу ждали ее с такой любовью.Моя сестра единственная в училище олимпийского резерва стала обладательницей губернаторской стипендии.Как мы гордились !.За 2 года обучения  в  этой школе она в свою копилку достижений принесла 40 медалей и около 50 грамот.А сейчас она учится в моей школе.За себя мне неловко  рассказывать что-то хорошее.Может когда-нибудь обо мне расскажут мои близкие.Но я уверена.что им за меня не будет стыдно.Мои мама и папа создали замечательную семью только потому, что свои отношения строили  на  твердом фундаменте.Папа у нас глава и хозяин дома.Он призван думать не об одном себе,а обо всех нас.За нас он ответственен перед Богом.,поэтому  так нежно и трепетно заботится о каждом из нас.,но иногда и наставляет и вразумляет нас.А мама  все свое свободное от работы время посвящает семейноу благополучию.От нее мы учимся бережливости, шитью,умению вкусно и красиво готовить.

Я горжусь тем,что идеалы традиционной Российской семьи живы в моей семье по сей день»

  Частые беседы о семье. о долге каждого перед семьей, об ответственности за свою семью помогают мне воспитывать в моих детях такие качества, как  заботу о своих ближних,доброту,отзывчивость.Такие беседы очень сплотили наш 7 б класс.Мы лучше узнали друг друга,полюбили все те ценности, которые важны в каждой семье.

   Чтобы хорошо учиться, необходимо воспитывать у учащихся уважительное и ответственное отношение к труду.

 Мы, воспитатели,учителя обязаны научить своих  воспитанников трудолюбию, твердости в достижении цели.

  Чем человек духовно богаче, тем он свободнее в своем выборе между правдой и ложью, верностью и предательством, подлым страхом за личное благополучие и мужеством жить по большому счету. Научить учиться быть  активными личностями, достойными и ответственными гражданами – моя  главная задача. И этого надо достигнуть в возрасте юном, самом впечатлительном, восприимчивом, самом открытом  для накопления  духовного  и нравственного  багажа на всю последующую жизнь.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении. Это и работа внутри школы: создание эстетической среды в классном кабинете, дежурство по школе, самообслуживание, благоустройство школьной территории, трудовая деятельность на пришкольном участке, санитарные и трудовые десанты. На воспитание любви к труду, направлен цикл часов общения «Все работы хороши – выбирай на вкус». Эти часы общения мы проводили совместно с родителями. Приглашенный родитель рассказывает о своей профессии, ее плюсах и минусах, отвечает на вопросы учащихся.

Однажды в учебнике по биологии я прочитала, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить атмосферного воздуха для заполнения плавательного  пузыря. Если этого не произойдет, личинка  не сможет  плавать и погибнет                                                                                                          

Выходит, что рыба плавает только за счет «воздуха детства».Что-то символическое почудилось мне в этом ихтиологическом сведении. Такой же «воздух детства» держит на плаву и нас, хотя мы об этом и не подозреваем.Он невидимо растворен в нас, в нашей крови, определяет нашу реакцию на мир, на манеру мыслить. Как в детстве «вдохнем», так и поплывем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...

Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН

статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....

Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.

Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности....

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно -  нравств...