Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
статья на тему
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно - нравственных качеств школьника по следующим направлениям.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_realizatsii_protsessa.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реализации процесса
духовно - нравственного развития и воспитания
во внеурочной деятельности
спортивно - оздоровительного направления
О.В.Рьянова,
г.Киселёвск, Кемеровская область.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно - нравственных качеств школьника по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Обучающимся прививают такие ценности как: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ребятам прививаются такие ценности как: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду жизни . Школьникам прививают такие ценности как: уважение к труду; творчество созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Школьникам прививают такие ценности как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Школьникам прививают такие ценности как: красота, гармония, духовный мир человека.
В профессиональной деятельности, при организации и осуществлении внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Спортивный туризм", «Подвижные игры» все вышеуказанные ценности формируются через разнообразные виды деятельности. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;
- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;
- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;
- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе.
Так, школьники, посещая занятия кружка "Спортивный туризм" учатся работать в группе, паре, идти к достижению совместных целей. Для этого используются подвижные, народные игры.
Народные игры - особая форма организации внеурочной деятельности, выступающая основным средством воспитания, которая приобщает детей к обычаям народа, а с другой стороны, помогает сплотить коллектив путём включения в активную деятельность. Народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов на основе своих исконных игр, забав и обрядов.
Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущает потребность в игре и должен иметь гарантированные возможности для удовлетворения этой потребности
Используя подвижные, народные игры у учащихся формируется такое качество как: справедливость, они приучаются к соблюдению правил и объективно оценивать поступки свои и других.
Участвуя в играх, у учащихся расширяет кругозор уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются все психические процессы, стимулируется переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей.
Объединяет все игры - лаконичность, выразительность, активное участие воспитанников; регуляция внимания и мышечного напряжения.
Большое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся. Для этого реализуем, в соответствии с тематическим планом программы, такие формы как: день здоровья с участием родителей, прогулки в парк, создание топографической карты, совместный проект "Моя малая родина» ,"Моя семья".
Реализуя две формы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, видно, что школьники больше внимания уделяют своей малой родине, стране, экологии; у них формируются эстетические ценности; гармония, вкус.
Литература :
1. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
2. Ривкин,Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие.//Е.Ю.Рывкин// – М.: АРКТИ, 2001.-80с
3. Народные подвижные игры: учебное пособие//Ермалаев Ю.А. и др. М. -201-100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Игротека" для 2 класса
Программа "Игротека" направлена на реализацию Федерального Государственного Стандарта. В основу структуры вариативной части рабочей программы положена программа, автором которой является доктор педаго...
Образовательная программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительного направления по подвижным играм.
Физическое воспитание и здоровье детей, организация тренировочного процесса в большей степени зависят от правильно выбранного подхода к обучению детей на начальном этапе обучения....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»
Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общ...
Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...
- Мне нравится (1)