Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
статья на тему

Рьянова Оксана Викторовна

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно -  нравственных качеств  школьника  по следующим направлениям.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizatsii_protsessa.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации процесса

духовно - нравственного развития и воспитания

во внеурочной деятельности

спортивно - оздоровительного направления

                           

                                                                                   О.В.Рьянова,

                                               г.Киселёвск, Кемеровская область.

 

Методологической основой реализации федерального государственного     образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.   В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно -  нравственных качеств  школьника  по следующим направлениям:

          - воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к  правам, свободам и обязанностям человека. Обучающимся  прививают такие ценности как:  любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; свобода  личная  и  национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского   общества;

             -воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ребятам прививаются такие ценности как: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших  и  младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере;

             - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду жизни . Школьникам прививают такие ценности как: уважение к труду; творчество созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие;

             -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

 Школьникам прививают такие ценности как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

             -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).  Школьникам прививают такие ценности как: красота, гармония, духовный мир человека.

             В профессиональной деятельности, при организации и осуществлении внеурочной  деятельности спортивно - оздоровительного  направления "Спортивный туризм", «Подвижные игры»  все  вышеуказанные ценности формируются через разнообразные виды  деятельности. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;

- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;

- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;

- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе.

Так, школьники, посещая занятия  кружка "Спортивный туризм"  учатся работать в группе, паре, идти к достижению совместных целей. Для этого используются подвижные, народные игры.

  Народные игры  -  особая форма  организации внеурочной деятельности, выступающая основным средством воспитания, которая приобщает  детей к обычаям народа,  а с другой стороны, помогает сплотить коллектив путём включения в активную деятельность. Народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов на основе своих исконных игр, забав и обрядов.

Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущает потребность в игре и должен иметь гарантированные возможности для удовлетворения этой потребности

 Используя подвижные, народные игры у учащихся формируется такое качество как: справедливость, они приучаются к соблюдению  правил и объективно оценивать поступки свои и других.      

Участвуя в играх, у учащихся расширяет кругозор  уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются все психические процессы, стимулируется переход детского организма на более высокую ступень развития.  В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей.

        Объединяет все игры - лаконичность,  выразительность, активное  участие воспитанников; регуляция внимания и мышечного напряжения.

         Большое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся. Для этого реализуем, в  соответствии с тематическим планом программы, такие формы как: день здоровья с   участием родителей, прогулки в парк, создание топографической карты, совместный   проект "Моя малая родина» ,"Моя семья".

                 Реализуя две формы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного  направления, видно, что школьники больше внимания уделяют своей малой родине, стране, экологии; у них формируются эстетические ценности; гармония, вкус.

Литература :

1. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

2. Ривкин,Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие.//Е.Ю.Рывкин// – М.: АРКТИ, 2001.-80с

3. Народные подвижные игры: учебное пособие//Ермалаев Ю.А. и др. М. -201-100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»

Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления  — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общ...

Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...