Воспитательная система класса
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Воспитательная система класса рассчитана на 5-9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_my_budushchee_rossii_na_sayt.doc661.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса

«Мы – будущее России»

на 2015-2020 г.

(5 - 9 класс)

                                                  Классный руководитель: Осянина Т. П.

2015г.


Пояснительная записка

Воспитание – великое дело:

                                                       им решается судьба человека.

                                                                              В. Белинский

Культура -  это умение ткать свой узор жизни в сочетании с узорами других жизней.

                                                                       (В.Г.Кротов)

Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души невозможно.

                                                                        (М.Монтель)

Истинный показатель цивилизации – это не уровень богатств и образования,

не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной.

                                                                        (Р.Эмерсон)

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии,  критерии оценки деятельности классного руководителя.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

      Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
      Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

        В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2013-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.  

Блоки системы

1. Обоснование необходимости создания воспитательной системы класса

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.

Прежде всего, следует отметить, что существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется внутренними свойствами самой системы, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей воспитательной системы.  

2. Анализ состояния коллектива

 В классе 21 человек, из них- 15 мальчиков (2003-2, 2004- 11, 2005-2),  6 девочек ( 2003-1, 2004-5). Есть дети с  высоким уровнем развития: -----------------------------.  Познавательный интерес  сформирован в достаточно высокой степени. Дети позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. Однако есть  необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников: ----------------------------  

 Дети в основном с высокими си средними способностями  в учебе. Интересы в классе самые разнообразные. Многие  посещают спортивные секции, центры дополнительного образования.

 В начале года проведен анализ духовно-нравственного развития обучающихся (методика Капустиной).  13 чел. имеют высокий уровень воспитанности. Ниже представлена диаграмма  результатов тестирования.

Класс не совсем  дружный, но есть лидеры-  -----------------------. Иногда наблюдается  проявление  какой-либо  нетерпимости,  неприязни,  агрессии.   Но основная масса детей чувствуют себя  в классе комфортно, нашли себе друзей. Однако следует отметить, что некоторые учащиеся столкнулись с проблемами межличностного общения со своими сверстниками. Одна из основных причин - конфликтность некоторых учащихся, из-за этого часто возникают конфликтные ситуации с одноклассниками. Нередко они неадекватно реагируют на возникающие ситуации. Это ----------------------------. Для преодоления и разрешения  этих противоречий классным руководителем необходимо взаимодействие с  родителями, организация динамических наблюдений у  психолога и социального педагога школы.

Моя задача, как  классного руководителя, в течение четырёх лет обучения содействовать развитию личности ребёнка, реализации его личностного потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации.

Диаграмма результатов тестирования по Капустиной.

По результатам анкетирования родителей выявлено следующее.

Уровень образования родителей классного коллектива составляет:

всего

  40  

 

высшее

16

40%  

среднее специальное

20

50%

среднее

4

1%

Социальный состав семей:

Полные семьи

  15  

  71%  

Неполные семьи

6

28%

Многодетные семьи

1

4%

С низким материальным положением

2

8%

Работающие родители

34

85%

безработные

6

14%

Из анализа социального положения семей класса мы имеем средний уровень развития, но с высокими требованиями в вопросах образования и воспитания.

3.Цель и задачи программы воспитания

Приоритетным смысловым стержнем программы  воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного  ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Главная цель воспитательной программы – воспитание  духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией 

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся
  • формировать гражданско-патриотические качества личности
  • воспитывать желание и стремление  учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
  • формировать культуру здоровья
  • воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
  • воспитывать чувство уважения к родителям, семье
  • воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
  • воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
  • формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа предусматривает

  • воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
  • воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
  • воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
  • посещение театров и музеев, выставок
  • воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

4.Концепция воспитательной системы

 

1. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

4. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

5. Концепция определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.

6. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

          За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая  учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. И я составила свою систему воспитательной работы: «Мы - будущее России». Она рассчитана на 5 лет.

        

5.Механизм реализации

Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом
  • посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
  • тематические классные часы,
  • дискуссии, диспуты, конференции
  • ролевые, деловые, образовательные игры;
  • экскурсии, походы, уроки в музее
  • соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;
  • проектные игры;
  • участие в общешкольных и городских благотворительных акциях
  • организация занятости во второй половине дня.

Основные принципы программы воспитания «Мы – будущее России».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании.  

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы

  • Принцип культуросообразности

Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека

Принцип  природосообразности

Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому,  исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него  потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.    

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают  качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие  в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип сотрудничества.

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции:  «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества

Охватываемые сферы воспитательного процесса

Этапы реализации программы

Россия – моя  страна

Культура других стран и народов

Образование

Культура общения

Культура досуга

5 КЛАСС

Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования

Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Мы любим свою школу и свой микрорайон, город

Мы хотим знать много интересного о культуре других стран

Мы стараемся учиться хорошо

Мы стали старше, у нас много новых друзей

Мы интересно проводим время вместе

6 КЛАСС

Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.

Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

Мы хотим знать больше о своем городе

Мы начинаем узнавать больше о других странах и народах

я начинаю изучать новые предметы

Не всегда легко понять и быть понятым

Мы активны и заинтересованы

7 КЛАСС

Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции

Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Мы можем участвовать в жизни своего района и города

Новое – интересно, я готов поделиться

Новые предметы – новые знания, дополнительные усилия

Я стараюсь сам преодолеть трудности

Свободное время с интересом и пользой

8 КЛАСС - 9 КЛАСС

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Формирование культуры здоровья

Мы гордимся своим краем и своей страной

Мы уважаем культуру других стран и народов

Мы учимся активно

Мы учимся прислушиваться к  другому мнению

Мы активны не только в учебе

Мы в ответе за свою Родину

Понимая культуру другой страны, понимаем свою

Хорошие знания – путь к успешной сдаче экзаменов

 Я  - часть большой семьи

Мы готовимся к активной жизни


Основные аспекты воспитательной работы

Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:  

  • Россия – моя страна

  • Культура других стран и народов (толерантность)

  • Образование (основное, дополнительное, самообразование)

  • Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)

  • Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)

При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких направлениях:

 Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

        

Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Будучи преподавателем литературы, считаю это направление одним из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков  является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, верований, традиций славян и народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее  

:

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.  

        

- направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

:

6.Управление

6.Управление

Самоуправление детей                           Родительское

 Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

        


Работа с родителями

Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах.

Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между   родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.

Организация работы с родителями

 

          Совет школы                       Родительский комитет  

Психолого-        

педагогический

 контакт

Круглый стол

                          

  День открытых  дверей

                                    Диспут


Этапы и сроки реализации программы:

Диагностический этап – сентябрь-октябрь 2015 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)

Основной этап – 2015-2019 годы (5-8 классы)

Обобщающий – 2019-2020 уч.год  (9 класс)

При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и  проблемам, возникающим в период реализации программы

Деятельность по реализации  программы

Диагностический этап

Цель:  углубленное психолого – педагогическое изучение детей,  выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива

Задачи:

  • провести  психолого-педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
  • провести обследование стадии развития классного коллектива
  • проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик).

По результатам работы  составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается:

 выявление имеющихся ресурсов

 постановка цели на предстоящий учебный год;

определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

Мероприятия:

  • Изучение документации  (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
  • Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
  • Комплексная проверка  здоровья  учащихся
  • Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
  • Анкетирование и тестирование учащихся

1. Изучение личности школьников

Анкетирование учащихся:

  1. Опросник Капустиной.
  2. Оценка психологического состояния по Капустиной.
  3. Методика КОС
  4. Экспресс-методика характеристических особенностей личности.

2. Изучение классного коллектива:

Анкетирование

  1. Социометрия.
  2. Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
  3. Уровень воспитанности и самооценки класса.
  4. Ранжирование учебных предметов.
  5. Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»

Основной этап:

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе   психодиагностических данных.

Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

“Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания” - В.А. Сухомлинский

Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию

Основные задачи:

  • формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
  • развитие интеллектуальных способностей детей;
  • развитие мышления, памяти, внимания.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.  В.А. Сухомлинский

Цель: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности

Основные задачи:

  • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;
  • Приобщение к активному отдыху на природе;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
  • Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух»

“Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” В.А.         Сухомлинский

Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других

Основные задачи:

•        Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;

•        Участие в школьных и районных экологических субботниках;

•        Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту...  Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.А.         Сухомлинский

Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.

Основные задачи:

  • Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
  • Воспитание чувства прекрасного;
  • Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.

Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.

Задачи:

  • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.
  • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.
  • Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»  В.А.         Сухомлинский

цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.

задачи:

  • формирование культуры общения у родителей;
  • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • выработка совместных требований к ученику;
  • содействие сохранению и упрочнению семьи;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс:
  • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Виды взаимодействия учителя и родителей:

  1. Учебная деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Общественно – полезная деятельность
  4. Творческая деятельность
  5. Спортивно – оздоровительная деятельность
  6. Экологическая деятельность

Обобщающий этап

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках   реализации программы воспитательной работы по развитию  

классного коллектива

На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:

  • Отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.
  • Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.
  • Самопрезентация личных достижений учащихся.


Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее» целесообразно использовать следующие критерии: 

  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  • Уровень воспитанности;
  • Сформированность ценностных отношений учащихся;
  •  Формирование мотивации к обучению;
  •  Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;
  • беседы с учащимися;
  • наблюдения;
  •  интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

  • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
  • Активная гражданская  позиция.
  • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Творческий подход к любым видам деятельности.
  • Коммуникабельность, умение общаться.
  • Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
  • Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.

Ключевые компетенции ученика, развивающиеся данной программой


7.Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.

  1. тест интеллектуального развития
  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Капустиной
  2. Методики "

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

  1. Методика Торренса
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"          

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"                    

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности

  1. Методика "Наши отношения"
  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

8. Ожидаемые результаты

На первом этапе развития личности 5–6 класс:

  • лидерские качества;
  • сплоченность коллектива.

На втором этапе развития личности 7–9 класс:

  • способность включения в работу;
  • способность к выполнению намеченных целей;
  • способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
  • формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.


Заповеди класса:

НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

ПОМНИ:

  • Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
  • Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
  • Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
  • Поспешишь – весь класс насмешишь.
  • Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
  • Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»

«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
  • Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
  • Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
  • Помогай учителю в организации досуга.
  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.
  • Не будь в стороне от интересных дел.
  • Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

Традиции класса, которые могут творить чудеса

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

  • традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания: “Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!” “Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”

Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.

  • традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

  • традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
  • традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
  • традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно,  говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.

  • традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

И т.д.


Законы класса

1. Закон Правды.

      Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.        

2. Закон Добра.

     Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

      Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

      Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

      Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай  о них.

6. Закон Памяти.

    Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории.

7. Закон Уважения.

     Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

     Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

     Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

     Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

     Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...