Сообщение на ШМО «Результаты адаптации обучающихся 5 класса и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей»
материал (5 класс)

Дмитриева Татьяна Федоровна

Адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение на ШМО18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение 

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Истринского муниципального района Московской области

Сообщение на ШМО

на тему: «Результаты адаптации обучающихся 5 класса и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей»

 Подготовила :   Дмитриева Т.Ф.

 с.Новопетровское, 2018 г.

Результаты адаптации обучающихся 5 класса

 

       На начало учебного года в 5   классе обучалось 13 человек..  Из них 6 мальчиков и 6 девочек.     Один на домашнем обучении.   Как известно, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения.  В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.   Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так  личностных решений.     И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

В коллективе в основном  царит сложная атмосфера: каждый из учащихся  

старается показать себя лидером, главным.  

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика. Мне это еще не совсем удается. Сложность в том, что детей я могу видеть только на переменах и после уроков. Но стараюсь с воспитателями выяснить особенности каждого ученика, узнать об их увлечениях, чертах характера. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

 В работе  с  классом основное внимание уделялось развитию самостоятельности, инициативы,  ответственности.      Был  проведён  классный  час,  на  котором  обсуждали  вопросы  серьёзного  отношения  к  учёбе,  своевременного  выполнения домашнего задания, добросовестного  отношения к урокам, посещению,   а также проводили тематические классные часы по плану.  Некоторые дети работают на уроках в неполную силу.  Я  считаю,  что  это  связано  с  возросшим  темпом работы  на  уроке,  объемом, как  на  уроке,  так  и  в  классе,  новыми  требованиями.

   В начале учебного года проводилось  родительское собрание, где родителями провелась беседа об особенностях обучения в 5 классе.

В течение двух месяцев подготовили и провели классные часы, посвященные:  

-школьным законам и правилам.

-правилам пдд: «знай и соблюдай правила дорожного движения»,

  -соблюдение правил пожарной безопасности.  

А  так  же     проводились    индивидуальные  беседы  с  детьми  на  темы хорошего  поведения,  правила  поведения  в  общественных  местах

Для  обеспечения  благоприятного  протекания  процесса  адаптации  так  же  были проведены следующие мероприятия:

-наблюдение за учащимися   вне учебных занятий.

-рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.

-сотрудничество с учителями предметниками.

-проверка дневников учащихся.

       Так  же  хочется  отметить,  что  учащиеся  5  класса не всегда организованные  и  трудолюбивые,  хотя порой охотно  откликаются  на  просьбы  старших. Пропуски  уроков,    конечно  присутствуют,  но  они    по  уважительной  причине (справки  имеются  в  наличии).  Большинство  из  учащихся  работоспособны,  активны  на  уроках,  эмоционально  отзывчивы.    В  общем,  адаптация  учащихся  5     к  новой  форме  обучения  на средней ступени протекает   в  соответствии  с психолого-физиологическими особенностями учащихся.  

В 5-м классе количество предметов увеличивается, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения — они близки ученикам начальной школы, а с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время. Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...

Формирование приёмов мыслительной деятельности - основа развития мышления, творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Считаю, что создание  проблемной ситуации на уроке побуждает учащихся  к активной мыслительной деятельности,  в ходе решения  которой они овладевают мыслительными приемами: а...

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...

Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а

Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством  реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...

Результаты адаптации обучающихся

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Результаты адаптации 10 классов

Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий пс...