Результаты адаптации 10 классов
материал

Медведева Татьяна Витальевна

Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий психолого—педагогического сопровождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spavka_adaptatsiya.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам исследования уровня социально-психологической адаптированности обучающихся 10-х классов

2023-2024 учебный год.

Последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника. Адаптация в 10 классе — процесс, требующий психолого—педагогического сопровождения. Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив: часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи.

В начале обучения в классах у десятиклассников могут наблюдаться случаи дезадаптации. Ее причины – смена социального окружения и системы деятельности обучающихся. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений.

Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали обучение в 10 классе, как серьезный шаг к будущему виду деятельности. 

Основной целью психологического сопровождения является создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе и оптимизация психологического состояния каждого участника образовательного процесса как механизма повышения качества образования.

Исследование социально-психологической адаптированности обучающихся 10-х классов проводилось по следующим факторам:

- Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению;

- Уровень познавательной активности, тревожности и гнева;

- Психологический климат в классе.

В ходе исследования были проведены диагностические методики:

- Методика  Спилберга – Андреевой;

-  анкета Л.Г.Федоренко.

 Цель: выявить уровень мотивации учения и эмоциональное отношение к учению и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом, уровень психологического климата в классе.

Дата проведения: с 25.09. -19.10.2023 г.

В данном исследовании приняли участие 38 человека, из них: 10 «а» -  23человек (14 мальчиков, 9 девочек), 10 «б» -  15 человек (11 мальчиков и 4 девочки).

Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся 10 класса находятся на разных уровнях мотивации учения и эмоциональному отношению к учению:

В ходе обследования выявлено, что у:

- 7 обучающихся (18%) – 1 уровень, продуктивная мотивация, с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

- 22 обучающихся (58 %) – 2 уровень,  продуктивная мотивация, позитивное отношение у учения, соответствующее социальному нормативу;

- 6 обучающихся (16 %) - 3 уровень, средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией;

 - у 1 обучающегося (3%) 4 уровень,  наблюдается сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

- у 2 школьниц (5%) наблюдается резко отрицательное отношение к учению 

Таблица 1. Уровень мотивации

Класс

Уровень мотивации

I

II

III

IV

V

Чел.%

Чел.%

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

6

26%

11

48%

3

13%

1

4%

2

9%

10 Б

1

7%

11

73%

3

20%

0

0%

0

0%

Всего

7

18%

22

58%

6

16%

1

3%

2

5%

Уровень познавательной активности среди обучающихся 10  классов на хорошем уровне:

высокий уровень познавательной активности у 28 обучающихся (74%);

- средний уровень познавательной активности –  у 7 обучающихся (18%);

- низкий уровень познавательной активности – у 3 обучающихся (8%).

Таблица 2. Познавательная активность

Класс

Познавательная активность

Высокий

Средний

Низкий

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

16

69%

5

22%

2

9%

10 Б

12

80%

2

13%

1

7%

51

28

74%

7

18%

3

8%

Уровень тревожности в школе:

высокий уровень тревожности у 1 обучающегося (3%), что может отрицательно повлиять на дальнейшую познавательную активность обучающихся и также привести к снижению успеваемости;

- средний уровень тревожности – 15 обучающийся (39%);

 - низкий уровень школьной тревожности у 22 обучающихся (58%), что хорошо влияет на успешность школьников, его социализацию и адаптацию.

Таблица 3. Школьная тревожность

Класс

Школьная тревожность

Высокий

Средний

Низкий

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

1

4%

10

43%

12

52%

10 Б

0

0%

5

33%

10

67%

Всего

1

3%

15

39%

22

58%


Негативные переживания по поводу обучения имеют:

высокий уровень негативизма у 5% обучающихся (2 чел.:);

- средний уровень негативизма имеют 18% (7 чел.);

 - низкий уровень школьной тревожности у 76% обучающихся (29 чел.).

Таблица 4. Негативные переживания

Класс

Негативные переживания

Высокий

Средний

Низкий

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

2

9%

4

17%

17

74%

10 Б

0

0%

3

20%

12

80%

Всего

2

5%

7

18%

29

76%

Обучающиеся 10 «а» класса оценивают психологический климат в своем классе следующим образом:

- 92% обучающихся высоко оценивают  психологический климат в своем классе;

- 3% обучающимся безразличен психологический климат в классе;

- 5 % обучающихся считают психологический климат в классе плохим.

Таблица 5. Уровень психологического климата в классе

Класс

Уровень психологического климата в классе

Высокий

Безразличный

Низкий

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

20

87%

1

4%

2

9%

10 Б

15

100%

0

0%

0

0%

Всего

35

92%

1

3%

2

5%

Уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) обучающихся 10-х классов следующий:

Личностные универсальные учебные действия - сформированы у 14 десятиклассников (61%).

Регулятивные универсальные учебные действия- сформированы у 17 десятиклассников (74%).

Коммуникативные универсальные учебные действия - сформированы у 20 десятиклассников (87%).

Познавательные универсальные учебные действия - сформированы у 17 школьников 10 «б» класса (74%).

Таблица 6. Уровень универсальных учебных действий

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Позна-вательные УУД

Уровень УУД

Сформированы

Не сформированы

Чел.%

Чел.%

Чел.%

Чел.%

Чел.%

Чел.%

10 А

14

61%

17

74%

20

87%

17

74%

18

78%

5

22%

10 Б

7

67%

9

60%

13

87%

10

67%

12

80%

3

20%

Всего

21

55%

26

68%

33

87%

27

71%

30

79%

8

21%

        

Итого сформированы УУД у 30 десятиклассников (79%)

Кроме того, с десятиклассниками были проведено занятие «Что для меня 10 класс». Цель занятия: развитие умения к самоанализу, осмысления качеств своей личности, навыков, умений, которые дают чувство уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологический дискомфорт.

Выводы.

Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Рекомендовано:

Классному руководителю: 

  • контролировать успеваемость и посещаемость;
  • способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
  • обращать внимание на структуру мотивов обучения;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив.

Учителям – предметникам:

  • Повышать мотивацию учения, используя разнообразные формы работы на уроках, поощрения, оценивания успеваемости учащихся, дифференцированный подход к объяснению материала и проверки выполнения домашних заданий, создавать условия для формирования личности обучающегося.
  • Формировать продуктивную мотивацию, соответствие социальному нормативу, создавая ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося класса в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся;
  • Повышать познавательную мотивацию, используя интерактивные технологии, нестандартный подход к обучению, интересный учебный материал;
  • Создавать комфортные условия для общения с позиции Взрослый - Взрослый;
  • Работать над стабилизацией эмоционального отношения к учению, реагируя спокойно на любые учебные ситуации, используя в данных ситуациях педагогический такт.
  • Рекомендуется строить отношения в мягкой некритичной манере, всячески поддерживая и повышая самооценку. Хвалите при всех. Критикуйте очень тактично и наедине.

23.10.2023 г.

Педагог-психолог                                                                Т.В.Медведева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....

Коллективное творческое дело по результатам адаптации в 5 классе

Для содействия процессу социально-психологической адаптации воспитанников к обучению и жизнедеятельности в условиях суворовского военного училища проводится ряд мероприятий, в том числе КТД "Доро...

СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году

СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...

Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической

В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса,  в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...

Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а

Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством  реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана...

Результаты адаптации обучающихся

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...