Классный час, как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя.
статья

Юрчик Алевтина Евгеньевна

Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Личность педагога, воспитателя, классного руководителя, так же имеет большое значение. Помимо того, что я искренне считаю, что для этого нужно призвание, учитель должен быть образован, лаконичен, внимателен. Ученики не должны быть обделены вниманием.

Правильно запланированный и продуманный классный час-залог успешного воспитательного процесса. Данное мероприятие нельзя пускать на «самотёк», к нему нужно тщательно готовиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час является одной из самых распространенных и успешных форм воспитательной деятельности педагога в школе. В процесс вовлечен весь коллектив класса: воспитатель (классный руководитель) и воспитанники.

 Известные ученые считают:

  • «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».В.П.Созонов
  • «Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ». Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
  • « Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». Л.И.Маленкова

Исходя из этих определений, мы можем сделать определенные выводы.

Классный час-это:

  • это гибкая, живая, по своей структуре и составу форма воспитательной деятельности.
  • это одна из форм взаимодействия воспитателя (классного руководителя) и коллектива

Роль классного руководителя, в данном случае, является ключевой. Именно от его профессионализма, процесса подготовка, педагогической «гибкости», знаний современных методик и поддержки традиций воспитательного процесса зависит успешность проведения классного часа.

Обратимся к методической литературе.

«Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение детей. Форма (восп.) - способ существования воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана с количеством участников, временем, местом воспитания, порядком его осуществления. Одной из самых распространенных форм организации воспитательной работы является классный час. Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. В ходе организации и проведения классных часов возможно решение следующих задач:

• обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

• формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

• развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно--смыслового ядра личности ребенка;

• содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

• формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

 Классный час можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий:

  • составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
  • определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;
  • индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
  • проведение классного часа;
  • анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Классный час, как мы с вами уже выяснили, является лишь одной из форм воспитательной работы в школе. Отталкиваясь от своего опыта работы классным руководителем учеников средней школы, я возьму на себя смелость утверждать, что это одна из самых продуктивных форм воспитательной деятельности.

По мнению Н. Е. Щурковой и «классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наука. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.

Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?», "Кем быть?", «Каким быть?", "О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.»

В начале учебного года классные руководители составляют свой план воспитательной работы, опираясь на план воспитательной работы в школы в целом. Чаще всего развитие детей происходит по определенным направлениям. (в каждой школе они могут быть разными)

Воспитательную работу проводить в учреждениях образования необходимо по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
  • Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Исходя из этого и отталкиваясь от общешкольного плана воспитательной работы, светского календаря и нормативных документов мы составляем список классных часов, в соответствии с количеством 1 час в неделю. В первом классе получается 33 часа, а в остальных 34.

Исходя из графика Безопасности Жизнедеятельности учеников, один час в месяц уделяется классному часу специфики ОБЖ. Еще один час уделяется ПДД. Оставшиеся два часа делятся на гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное. В соответствие со светским календарем, классные часы могут быть приурочены к праздникам. (прим. День защитника отечества, как возможность гражданско-патриотческого воздействия)

Выделяются следующие формы классного часа:

  • классное собрание;
  • беседа (этическая, нравственная);
  • диспуты;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
  • КВНы;
  • интерактивные игры;
  • игры-путешествия;
  • театральные премьеры;
  • тренинги;
  • читательские конференции и т.д

Классный час должен быть построен с плавным и логичным переходом от предмета к воздействию и оценке, от информативности к актуальности и значимости проблемы.

Воспитатель (классный руководитель) должен дать максимальную возможность высказаться ребятам. В процессе обсуждения проблемы необходимо выслушать все варианты, взгляды, мнения.

Также необходимо продумать место проведения классного часа и реквизит. Возможно творчески увлечь ребят. «Организация игрового пространства (музыкальный и театральный уголок; зона сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих игр) и предметной среды; создание зон для творческих игр, способствующих психическому, физическому и душевному здоровью ребенка, условий для самореализации личности в творчестве и игре»

Классный час должен иметь тему, определенные цели/задачи, рефлексию и выводы.

Критериями успешности проведения классного часа являются:

  • Интерес воспитанников к теме
  • Активность детей. Вовлеченность в процесс.
  • Отношения учитель/ученик. Взаимодействие
  • Улучшение общего настроения в классе. Работа над построением коллектива
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс
  • Улучшение качества успеваемости, как следствие воспитательной работы.

Без воспитательной работы учебный процесс не возможен, а традиционной и наиболее успешной формой воспитательного процесса является классный час.

Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Личность педагога, воспитателя, классного руководителя, так же имеет большое значение. Помимо того, что я искренне считаю, что для этого нужно призвание, учитель должен быть образован, лаконичен, внимателен. Ученики не должны быть обделены вниманием.

Правильно запланированный и продуманный классный час-залог успешного воспитательного процесса. Данное мероприятие нельзя пускать на «самотёк», к нему нужно тщательно готовиться. В конспекте классного часа, так же, как и в конспекте любого урока должны быть определены:

• Тема

• Цели

• Задачи

• Основная часть (информативная)

• Рефлексия

Так же, при планировании необходимо грамотно рассчитать актуальность классного часа, форму, тип проведения беседы, время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»

Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....

Классный час как одна из форм деятельности классного руководителя

Презентация "Классный час как одна из форм деятельности классного руководителя"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.

Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся....

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей...

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...

Классный час – одна из основных форм организации классным руководителем

«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев). ...