Классный час – одна из основных форм организации классным руководителем
статья

«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час – одна из основных форм организации классным руководителем

В современной образовательной обстановке в российской школе отношение к классным часам неоднородное: в некоторых школах классные часы используют, как дополнительные часы подготовки к ЕГЭ или ГИА, в других на классные часы выносят организационные вопросы. На самом же деле классный час является важнейшей формой воспитательной работы в школе, а такие ошибки, как подмена целей, задач и содержания классного часа приводит к вызывающему поведению учеников, проблемам внутри класса и сбоям в разностороннем развитии учеников. Для того чтобы понять, почему классный час является важной единицей воспитательного процесса, сначала необходимо рассмотреть современные представления о воспитании и единице в образовательной среде.

«Единица – это отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет в группе подобных»[21,с.182].

«Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни»[6,с.8].

«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности» [24, с.3].

Согласно правительственным нормативным документам, воспитание предполагает:

- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие молодёжи и детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

- формирование научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции;

- формирование духовности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. «Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию» [16,с.15].

Если подвести итог, то выходит, что цель воспитания – всесторонне и гармонично развитая личность (это ожидаемые изменения в воспитаннике, благодаря целенаправленному воздействию), которая обладает определёнными знаниями, умениями, навыками; а классный час является целостным самостоятельным звеном в воспитательном процессе классного руководителя, который направлен на активизацию процессов самоорганизации и самовоспитания. И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и воспитанниками. Теперь, когда мы понимаем, цель воспитания, нам необходимо разобраться в том, что в педагогической науке и практике понимается под такой важной формой воспитательной работы, как классный час.

«Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру»[8, с.12].

«Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог»[8,с.13].

«Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В. Титова).

"Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев). «Фронтальная воспитательная работа обеспечивает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заряжения» и тем самым способствует развитию каждого ученика; создаёт условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов, навыков коллективного труда» [8, с.83].

Из приведённых выше определений, мы хотим выделить характерные черты классного часа, к ним относятся:

- гибкая форма воспитательного взаимодействия с учениками, где структура и содержание зависят от поставленных целей и задач классного руководителя (дискуссия, конкурс, игра, упражнение в поступках);

- форма внеурочной воспитательной работы (сложность в том, что непринуждённая обстановка должна сочетаться с уважительной тишиной и абсолютным вниманием);

- специально заранее продуманная и организованная деятельность;

- фронтальная воспитательная работа (но, необходимо учитывать, что возможна как индивидуальная работа воспитанников, так и групповая);

- взаимодействие педагога с его воспитанниками, где педагог выступает в роли «консультанта» и старшего товарища.

Классный час является важным звеном в плане воспитательной работы классного руководителя. Классные часы могут проводиться систематически, как цепь мероприятий; хорошо организованное воспитательное мероприятие поможет воспитанникам расширить свой духовно-нравственный мир, рамки взаимодействия и налаживания контакта с другими людьми, научит воспринимать определённую систему отношений к окружающей действительности. Классный час является живым организмом, результат которого всегда разнообразен и зависит от индивидуальных возрастных, психологических и личностных особенностей учеников класса, а так же от заинтересованности и компетентности классного руководителя.

Очень часто в различной литературе и педагогической практике классный час называют воспитательным часом, часом общения, часом классного руководителя, воспитательным мероприятием, так или иначе любое из этих названий в той или иной мере отражает суть и характеристики классного часа.

Классный руководитель не разрабатывает самостоятельно программу воспитания учеников на год, но он вносит определённые коррективы и дополнения, опираясь на особенности возраста и личностных качеств учеников своего класса, учитывая достигнутые результаты за предыдущий год. Содержание классных часов зависит от социального заказа, который рассматривается в таких документах, как: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе».

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно, как уже говорилось, обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Классный час - это деятельность школьника как личности, это осмысление школьником, причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей ценности -осмысление на уровне философическом. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и развивается в личность. Для того и нужен педагог-профессионал, способный совершать с детьми духовное восхождение к основам современной культуры и её базовым ценностям.

Классный час - наиважнейший элемент системы воспитания. Его предназначение -развитие у школьника и привычки осмысливать жизнь, умения размышлять о социальных событиях и, в итоге, обрести способность стать субъектом собственной жизни и жизни общественной.

Исходя из данного назначения, вырисовываются отчетливо и функции классного часа.

 Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

  Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

 Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

 Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Формирующая функция связана с реализацией трех вышеуказанных функций и заключается  в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе подготовки и проведения классного часа учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

Исходя из функций классного часа существуют разные его формы и виды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...

«Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования», методические рекомендации начинающим преподавателям

Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привест...

Классный час, как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя.

Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окруж...

Статья Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра¬боты

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­ботыКлассный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­боты со студентами, это не урок, а время, когда восп...