Что характерно для детей 13-17 лет
методическая разработка

Валиев Амил Тофикович

Что характерно для детей 13-17 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_harakterno_dlya_etogo_perioda_13-17.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

      Младшие подростки (12—13 лет).

              Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Они уже не маленькие, но им еще очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Но ребята еще не в состоянии дать верную оценку собственного поведения и поведению окружающих. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьезные нравственные потрясения. Претендуя на признание их взрослости, подростки выражают стремление к самоутверждению так сильно, что оно порой приобретает нежелательный характер и приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми. Ребята становятся импульсивными, колючими, дерзкими, болезненно реагируют на любые попытки покушения на их независимость, стараются во всем проявлять самостоятельность, не любят опеки, снисходительного тона. Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В то же время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы, поэтому оценка, которую дает им отряд, совет отряда или вожатый, должна быть облачена в очень тактичную, мягкую форму.

           В отношениях с младшими подростками надо прежде всего проявлять максимум терпения и понимания, не дергать их мелочными замечаниями. Важно не только предъявлять требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков. Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности отряда, которая носит ярко выраженный общественный смысл. Все, что возможно, пусть делают сами. Нужно чаще их ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые младшим подросткам дела должны быть достаточно серьезными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всем, что их интересует, в чем они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, мужчинами и женщинами, о мировых проблемах.  Физический рост и развитие: постоянный медленный рост, девочки опережают рост мальчиков; до бурного роста и мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее. Физиологические особенности: начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом—у мальчиков), учащается сердцебиение, учащается головная боль, повышается раздражительность, по­является неуступчивость, проявляется повышенное стремление к спорам, происходит ускорение темпов развития скелета, рук, ног, центральная нервная система отличается повышенной возбудимостью.

 Характерные черты: менее уравновешенны, бурно проявляют эмоции, склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, стремятся ^испытать себя».

Девочки: более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела.

Мальчики энергичны, непоседливы, более эмоциональны, чаще уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

Особенности поведения: агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек; энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом, часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности, стремятся к большой двигательной активности, любят массовые игры, шумны, спорят, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике, интересы постоянно изменяются, комфортнее чувствуют себя в микрогруппе, мальчики любят играть с мальчиками, девочки — с девочками, часто стремятся к соперничеству, начало осознания моральных устоев, интерес и любопытство ко всему вокруг, стремятся к независимости вне семьи

Советы для взаимодействия: не стоит скупиться на поощрение и похвалу, используйте всю активность тела ребенка, играйте с ними в спортивные игры, чаще предоставляйте время для занятий по интересам, разумно отвечайте на их вопросы.

Рекомендации по выбору игры: игра должна быть настоящая, не имитационная (настоящий поход, настоящий спектакль, настоящее путешествие); подвижные игры должны быть без излишних эмоциональных нагрузок.

Рекомендации по организации и проведению игр: особенно важен состав команд, число девочек и мальчиков должно быть примерно равным по силам и способностям; некоторые соревнования можно проводить отдельно для мальчиков и девочек; объяснять правила, проводить и «судить» игры необходимо в темпе, образность не обязательна

Позиция вожатого: играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит «изнутри», если принимается ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменить, а стремиться убедить в ошибочности, а может быть дает возможность убедиться в ошибке на практике (в зависимости от предполагаемых последствий).

                  Старшие подростки (13—15 лет).

Первая задача вожатых —помочь в формировании у них специфичной для данного возраста жизненной позиции: в любом другом лагере они были самыми старшими, а здесь нет, здесь есть дети старше них. С восьми—девятиклассниками вожатым работать особенно сложно. Не все проблемы возрастного перехода разрешены, но подросток действительно повзрослел. В этом возрасте они несколько спокойнее и уравновешеннее. У них явственнее проступают черты собственного миропонимания и его оценки, формируется своя система нравственных отношений- Старший подросток уже способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. Их больше интересуют причины явлений и поступков, чем их внешнее проявление, они начинают задумываться о смысле жизни. Они стремятся иметь собственное представление о природе и обществе, взаимоотношениях людей, о товарищах, свою точку зрения они способны отстаивать страстно и упорно, вступая в споры как со сверстниками, так и с взрослыми. Зачастую внешне это выглядит как неповиновение, а на самом деле подросток стремится любыми средствами защитить то, что им продумано и сформулировано с большим трудом, что составляет его личное достояние.

У старших подростков начинают складываться в определенную систему взгляды, оценки. Они уже могут устанавливать связь между отдельными явлениями общественной жизни, поступками людей, их моральными качества­ми, подростки начинают мыслить более логично, пытаются обобщать получа­емые ими сведения, но маленький жизненный опыт часто мешает им правильно разобраться в конкретных ситуациях, с которыми они сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство». В связи с этим особое место занимает нравственное воспитание, всевозмож­ные дела на морально этические темы, обязательное внимание к каждому про­явлению негативизма в поведении и взглядах детей.

В своих коллективных делах старшие подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Вожатые должны быть готовы предложить ребятам программу жизни, мак­симально деятельную, помочь войти в ее ритм. При этом следует помнить, что физические возможности подростков не всегда соответствуют их стрем­лениям, поэтому следует оберегать их от чрезмерных перегрузок.

В этом возрасте значительно усложняются их отношения со взрослыми. Ведь теперь более не существует того естественного авторитета, которым обладал в глазах младших школьников каждый взрослый. Дети этого воз­раста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авто­ритет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям меж­ду их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

  Физический рост и развитие: период замедленного роста; девочки обычно выше мальчиков, созревание половых органов; быстрый рост мускулатуры; опасность переутомления; девочки менее активны.

Характерные черты: остро ощущаемая потребность в активности; горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может вылиться в ка­кое-либо действие; формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки, развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди свер­стников и взрослых; не принимает на веру все, что слышат от взрослых, способны противостоять влиянию окружающих; могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненным и правильным; стремление к объединению в различные группы, быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.

Особенности поведения: мальчики склонны к групповому по­ведению, дети чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно; развитие антагонизма между мальчиками и девочками, дразнят друг друга, мнение группы более важно, чем взрослых; сопротивление критике; появляется ин­терес к заработку; кумиромания; усиление любви к некоторым взрослым.

Советы для взаимодействия: проводите как можно больше массовых игр, коллективно-творческих дел, не забывайте о спортивных играх; помните, что дисциплина может страдать из-за «группового* авто­ритета, вводите в деятельность элементы соревновательности, так как этот возраст подчиняет свои интересы интересу команды; используете общий энтузиазм,

Выбор игры: игра должна быть осмысленная, деятельная, доста­точно сложная; может быть рассчитана на длительную подготовку, дей­ствительно нужная, полезная самим и окружающим людям.

Что характерно для этого периода?

В ребенке продолжают жить подавленные инстинкты: сексуальные и агрессивные. Это то, что в нас есть от рождения, без чего человеческая жизнь не была бы полноценной. И не надо забывать, что если в начальной школе ребенок эти инстинкты не проявляет, что они у него есть.

Кроме того современный образ жизни и реклама, перегруженная сексуальными и агрессивными образами , постоянно напоминают детям, что существует разница между полами.

В результате такого воздействия эффективность защиты, действующей в предшествующем возрасте — снижается. Сексуальные и агрессивные инстинкты начинают прорываться в виде двигательных реакций и соответствующих фантазий.

Первая особенность: дети 5−7 классов — моторно активны. Вы это, наверное, не раз замечали: страшно входить в школу или на этаж. Все бегут и кажется, что сейчас собьют в ног. Вы спрашиваете себя:  как такое выдерживают учителя?:)

Второй особенностью является увеличение любопытства. Дети начинают задавать очень много вопросов, причем не всегда «удобных» для взрослых, любят подслушивать, подглядывать, лезть «во все дыры». Ребенка этого возраста почти невозможно выгнать из комнаты, когда приходят родительские друзья. Или друзья старших братьев и сестер. Обо всем что видят и слышат на таких встречах — много фантазируют, и, в основном, эти фантазии носят сексуальный характер.

Например, у мальчиков появляются фантазии, что размер и сила мужчины зависят от размера его члена. К чему приводят такие фантазии, вы знаете: в школьном туалете может происходить «смотр членов» или соревнования, кто выше пописает на стенку. А недавно узнала, что мальчики одной из элитных школ нашего города вместо унитазов и писсуаров мочатся в урны, почитая это особой доблестью.

По- прежнему, актуальна тема мастурбации. Во время моей работы на Телефоне Доверия регулярно звонили 12−13-ти летние мальчики с вопросом: правда ли от мастурбации вырастают волосы на руках?:) И пусть большая часть из них «прикалывалась» — сам выбор темы для «прикола» о многом говорит. По крайне мере о том, что тема не оставляет равнодушной.

В это время у подростков просыпается жуткий интерес к своему телу, и к строению тел противоположного пола:) И к родам. Тема месячных тоже интересна, как и другие «физиологизмы».

Мальчишеские фантазии о родах и воспитании детей проявляются в виде просьб, к которым привыкли все родители - купить собачку или рыбок. Ну, хотя бы крысу завести.

Очень сильные эмоции вызывают кровотечения. Драки до «первой крови». Обычно разбивается нос. У кого часто из носа течет кровь — могут подвергаться насмешкам « как девчонки». Кровотечение в таком случае бессознательно расценивается как менструация.

Особым насмешкам подвергаются полные дети, опять же в связи с бессознательной фантазией о беременности.

Если воспроизводить цепочку неосознаваемых рассуждений, то примерно, она могла бы «выглядеть» так: хочу попробовать сексуальных отношений — это может привести к беременности — любой намек на беременность следует подвергать осмеянию, т.к. это помогает высмеивать и отрицать мои сексуальные фантазии.

У девочек те же фантазии. О беременности и родах. Я помню собственные фантазии на эту тему. Когда мне было 13 лет, я хотела получить в подарок куклу в человеческий рост с внешностью ребенка. Я бы всем объясняла, что это моя младшая сестра, но на самом деле знала, что это мой ребенок. Я даже имя придумала — Екатерина, Катюша:)

Это возраст фантазий, с огромным количеством защит против этих фантазий. Когда одновременно очень хочется что-то получить или сделать, и, одновременно сам себе мешаешь. Потому что не чувствуешь в себе право это получить.

Кстати, из-за вытеснения пугающих сексуальных фантазий, в этом возрасте совершенно бесполезно проводить сексуальный ликбез. Все знания тут же «вытесняются», забываются. Тем более, если все это говорится родителями или педагогом. Запомнить что-нибудь из «наставлений» родителей — значит показать, что эта тема тебя интересует:) А это низззяяя!:)

А теперь мы подходим собственно, к самому подростковому возрасту — 13−15 годам.

Что происходит в это время? Коренная перестройка организма. Гормоны пошли в кровь.

Основная задача в этом возрасте: отделить от себя образы родителей, которые ребенок интроецировал в детстве.

Подростковость — вторая индивидуация. Первая была в 3 года. В то время, когда собственное Эго ребенка было слабым, — он пользовался опытом, взглядами, установками родителей.

В подростковом же возрасте надо «вытащить» из себя идеализированные образы родителей.

Вместе с «выкидыванием» образов родителей, подросток выкидывает и родительскую часть Эго, т.е все то, что мы зовем разумом и жизненным опытом. Т.е подросток в этом возрасте РЕЗКО ГЛУПЕЕТ. И это объективный факт. Родители обычно в ужасе и не понимают, что происходит. Подросток часто ведет себя как «последний идиот». Собственно именно этот вопрос часто и срывается с губ родителей, когда они узнают об очередном поступке родного чада. Про подростка, бегающего на спор по школе в одних трусах и туфлях на высоком каблуке, — я уже писала. Другой случай приходящий в голову, как два пятнадцатилетних балбеса угнали со двора милиции «газик» и поставили его в гараж к папе одного из угонщиков. Их, естественно, тут же нашли. Когда их спросили зачем они это сделали, они ответили, что хотели машину продать и купить себе мопеды. «Вы что — идиоты? — спросили их ошалевшие родители. И ответ таки — да!

Все складывается особенно плохо, если такого подростка всю жизнь оберегали от «реалий жизни» и не дали ему приобрести хоть минимальный опыт.

В итоге , мы имеем очень плачевную ситуацию: инстинкты подпирают, Супер-Эго «долбает» сверху, провоцируя чувство вины. А Эго отсутствует. Т.е нет защит. Поэтому нередко именно подростки «выдают» психотические реакции, а в крайнем случае уходят в психоз. Просто психика не справляется с напряжением. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве случаев, по прошествии пика подросткового возраста все это проходит без следа. Главное родителям следить, чтоб на память об этом славном возрасте не осталась справка из «психушки»( например после попытки суицида) или уголовное дело. И многие другие грустные последствия временного снижения подросткового интеллекта.

Также стоит помнить о том, что именно в подростковом возрасте обостряются и все соматические заболевания.

Итак. Инстинкты хотят удовлетворения. Супер- Эго навязывает чувство вины. Защит нет. Есть тревога. Получается, что чтобы подросток ни захотел сделать, — он испытывает вину и стыд. Это вызывает агрессию на себя и на окружающих. К этому добавляется неустойчивая самооценка.

Подросток просто тонет в своих сексуальных и агрессивных импульсах. Поругаться — в этом случае — идеальный способ защитить себя и окружающих. Это создает барьер между подростком и его близкими. Т.е своим хамством подросток неосознанно стремится вас защитить. Потому что сам не знает, что в следующий момент может натворить его тело. И это, по-настоящему, страшно. Страшно сделать что-то такое, за что самого себя придется потом наказывать.

Но если Эго достаточно сильное и не дает «уйти» в психоз — объект нашего исследования переходит в средний подростковый возраст — 15−17 лет.

И тут нас настигают две новые беды: страсть к танцам и интернет (или обмен СМС-ками). Раньше эту роль играл телефон. Мамы и папы средних лет — вспомните себя. Не вы ли запирались в этом возрасте в ванной или в своей комнате и часами «висели» на телефоне? А сейчас молодежь «зависает» в чатах, форумах, социальных сетях. Вся эта виртуальная жизнь позволяет «совершить побег». Из дома, от привычной рутины, «тупых» предков, уроков и повседневности. В мир, где ты можешь делать что хочешь, и никто не придет к тебе с напоминанием, что надо сходить в магазин, заправить постель или делать уроки. Да и флиртовать в чате гораздо удобнее:) Можно придумать себе любой образ и никто не проверит, соответствует ли он действительности. Это еще один хороший способ примерить на себя различные сценарии. «Научиться жить» с наименьшими потерями.

Танцы же помогают сублимировать сексуальность. И чем «разнузданнее» танцы, тем меньше шансов на то, что инстинкты реализуются в реальном сексе. К счастью наше бессознательное устроено таким образом, что что-то сделанное или хорошо «профантазированное» принимает с одинаковой радостью.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 70-х гг. появилось на 20—25 % больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании, что оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, интенсификацией квазипотребностей, квазиинтересов, находя, в частности, отражение в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых складываются ситуации непонятости подростков во взрослом мире, ситуации «замещения» потребности в установлении новых отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр. Между тем потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков, хотя реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11—15 лет. Данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме остается неудовлетворенной в 38,5 % случаев, обусловливая преобладание стихийно-группового общения. Но при этом показательно, что от 11 до 15 лет наблюдается четко выраженная тенденция развития предпочтения социально-ориентированной форме общения, создающей для подростков реальные условия их признания как социально значимых лиц [6; 105—108]. Данное положение четко связано с характерным для подростка активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознанием им своего «я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о приобщении к их делам и отношениям, появлении у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые"

Презентация  ""    "Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые...

Конструктивное обучение и его характерные особенности

 По мнению ведущих западных исследователей в области технологизации обучения конструктивное обучение является авангардом педагогических технологий, так как она нацелена на развитие познани...

Характерные черты личности суицидента. Типология суицидального поведения

Описываются типы суицидального поведения: демонстративный суицид, аффективный и истинный. Указываются отличия в мотивации совершения суицидальной попытки. Описано формирование черт суицидальной личнос...

Характерные черты личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личн...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Консультация для родителей на тему:"Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение".

Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всег...