Программа внеурочной деятельности "Экология души"
учебно-методический материал (8 класс)

Сарочка Анжелика Станиславовна

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Экология души" адресована обучающимся 8х классов и рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю (68 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dushi_8_klass.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа №18”

Рабочая программа внеурочной деятельности

“Экология души”

для обучающихся 8х классов

Составители:

Сивакова В.Н. - классный руководитель 8а класса

Захаревич Е.В. - классный руководитель 8б класса

Сарочка А.С. - классный руководитель 8в класса

Смоленск

2019-2020

Пояснительная записка

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

И.А.Каирова

        В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие.  Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в  школьном возрасте происходит глубокое усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в  будущем дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.

 Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся   чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.  

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения    в 2019-2020 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта   общего образования (ФГОС), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  опыта реализации воспитательной работы МБОУ “Средняя школа 18”  разработана программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания и развития учащихся “Экология души”.

Программа предназначена для учащихся  8 классов и рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю (68 часов в год) .

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы:познавательная беседа, киноклуб, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, тренинги, подиум, открытый разговор, фоторепортаж, эссе,  обсуждение актуальных тем.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Познавательные:

формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;

организация информационной поддержки учащихся;

предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

Воспитательные:

воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.

Развивающие:

формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;

Предполагаемые результаты освоения программы

Курс внеурочной деятельности  «Экология души» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные:

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;                                                                                            формирование и развитие чувства толерантности и эмпатии;
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
  • активное участие школьников в социальной общественной жизни

Регулятивные:

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;
  •  планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Познавательные :

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Система оценки результативности внеурочной деятельности  является комплексной.

Оцениваются следующие критерии:

- уровень воспитанности и общей культуры учащихся

- показатель нравственного развития

- участие класса в школьных воспитательных мероприятиях
- выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Содержание курса внеурочной деятельности “Экология души”

Исходя из того, что духовно-нравственное воспитание ставит основной задачей развитие гармоничной  личности, содержание дятельности распределено по следующим направлениям:

Экология сознательности

Цель: воспитание осознанного отношения к безопасному поведению и формирование ценностных ориентаций на ЗОЖ; развитие осознанного отношения к процессу познания; позитивное проектирование.

Экология Мира

Цель: воспитание патриотических и  гражданских чувств; принятие себя как человека и гражданина; формирование экологической культуры; принятие системы мировых и общечеловеческих ценностей.

Экология чувств

Цель: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; нравственная ориентация в мире чувств.

Экология общения

Цель: воспитание позитивного сотрудничества с окружающими людьми; толерантное отношение к окружающей действительности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Экология нравственности

Цель: формирование системы нравственного отношения к миру, ориентация в нравственном содержании окружающей действительности;  направленность на выполнение основных моральных и и этических  норм поведения.

Направление деятельности

Количество часов

Мониторинг

2

Экология сознательности

11

Экология Мира

11

Экология чувств

11

Экология общения

14

Экология нравственности

19

Внеаудиторные занятия

3

Всего

68

Тематическое планирование

Тема

Форма

Содержание

1

Души прекрасные порывы...

Вводное занятие

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

2

Диагностика

Стартовый мониторинг

Экология Мира

3.

Мы - жители планеты Земля

Познавательная беседа

Земля-наш дом. Праздники Земли. Экология.

4

Моя Родина-Россия

Беседа

Родина. Россия от истоков до современности

5

Основные державные святыни РФ

Презентация

Государственные символы.

Основные праздники РФ

6

Символы Мира

Презентация

Символы Мира от древности до наших дней

7

Моя Смоленщина родная

Устный журнал

Героическое прошлое Смоленщины

8

Гнездовские курганы

Экскурсия

Экскурсия на историко-археологический мемориал

9

Мировые религии

Презентация

Духовно-нравственные основы религий

10

Строки, опалённые войной

Литературные чтения

Чтение любимых стихотворений о ВОВ

11

Военная кинолента

Обсуждение

Представление кинофильмов о ВОВ

12

Природа  и человек

Просмотр

Обсуждение

Просмотр фильма

“Голубая планета”

13

Сбережём планету для поколений

Эссе

Обсуждение

Написание эссе “Каким я вижу будущее планеты Земля”

Экология сознательности

14

Сознательность и ответственность

Беседа

Сознание человека. Сознательность.

15

Дорожные правила

Беседа

Виды транспорта. Безопасное поведение

16

Безопасная дорога в школу

Практикум

Составление безопасного маршрута в школу

17

Душа обязана трудиться...

Практикум

Учебный труд. Общественный труд.

18

ЗОЖ и его составляющие

Презентация

Составляющие здорового образа жизни человека

19

Вредные привычки

Просмотр видео

Обсуждение

Просмотр фильма

“Вредные привычки”

20

Информационная безопасность в сети

Беседа

Памятка по безопасности в сети Интернет

21

Опасности экстремизма и терроризма

Просмотр фильма

Обсуждение

Просмотр фильма

“Мы одной крови”

22

Все профессии важны...

Беседа

Классификация профессий

Особенности.

23

Тип будущей профессии

Тестирование

Тест “Определение типа будующей профессии”

24

Прекрасное далёко не будь ко мне жестоко

Эссе

Обсуждение

Написание эссе “Каким я вижу себя в будущем?”

Экология общения

25

Общение. Основные понятия

Беседа

Общение. Роль и значение.Виды и типы

26

Культура общения

Беседа

Культура общения и общая культура человека

27

Законы дружбы

Игровой практикум

Выработка определённых правил дружбы

28

Я-часть коллектива

Практикум

Выработка основных правил коллективного общения

29

Нет прав без обязанностей; нет обязанностей без прав

Беседа

Права и обязанности в коллективе

30

Простые правила этикета

Ситуативный практикум

Этикет. Правила этичного поведения

31

Культура речи

Беседа

Значение речи. Типы речевого общения

32

Школа вежливости

Час вежливого общения

Вежливые фразы. Вежливое общение

33

Конфликт:спор с самим собой

Интерактивный практикум

Способы конструктивного разрешения конфликта

34

Эмпатия-понимание друг друга

Беседа

Основные составляющие эмпатии

35

Толерантность-основа общения

Беседа

Толерантность как принятие и понимание

36

Киноклуб

Просмотр фильма

Просмотр фильма “Мальчик в полосатой пижаме”

37

Киноклуб

Просмотр фильма

38

Зеркало истины твоих поступков

Открытый разговор

Обсуждение фильма. Отзывы

Экология чувств

39

Чувства человека.

Основные понятия

Беседа

Физические и духовные чувства человека

40

Физиология чувств

Беседа

Анатомически обусловленные чувства

41

Духовные чувства

Беседа

Классификация духовных чувств

42

Красота души человека

Интерактивный практикум

Душа. Красота души. Что красит душу

43

Любовь - основа мироздания

Подиум

Любовь в различных аспектах жизни

44

Семья и семейные ценности

Презентация

Понятие семья.Основные семейные ценности

45

Семья -этоцелый мир

Социальные видеоролики

Выработка личностно-значимых ценностей

46

Я и моя семья

Презентация

Представление своей семьи

Родословная. Традиции

47

Эстетика. Чувство Прекрасного

Беседа

Эстетика. Способность видеть и чувствовать

48

Экскурсия в зимний лес

Целевая прогулка

Фоторепортаж о красоте зимнего леса

49

Прекрасное в обычном

Фоторепортаж

Представление фотографий зимнего леса

Экология нравственности

50

Нравственность. Основные понятия

Беседа

Нравственный облик

Нравственные ценности

51

О ценностях и ценах

Психологический тренинг

Ценности, которые не имеют цены

52

Добро и зло

Ролевая игра

Добро. Зло. Противостояние

53

Доброта спасёт мир

Социальные видеоролики

Видеоролики о бумеранге добра

54

Нравственный выбор

Ситуативный практикум

Поступки как мерило нравственности

55

Благотворительность

Беседа

Общее понятие. Суть. Меценаты

56

Благотворительные акции в школе

Беседа

Значение. Чем я могу помочь?

57

Добротворчество

Акция

Добрые дело каждый день

Что ты можешь сделать?

58

Твори добро себе во благо

Презентация

Представление результата акции

59

Тихий голос совести

Беседа

Совесть как мерило жизненных ценностей

60

Человек и его судьба

Просмотр фильма

Обсуждение

Просмотр кинофильма “Машка”

61

Милосердие. Сострадание.

Беседа

Милосердие и сострадание как зеркало души

62

Когда справедлива справедливость?

Открытый разговор

Справедливость и несправедливость в жизни

63

Катынь: ложь, ставшая историей

Просмотр фильма

Обсуждение

Просмотр кинофильма “Катынь”

64

Экскурсия на мемориал “Катынь”

65

Мои нравственные представления

Видеоролики

Цитаты

Соотнесение видеороликов с цитатами о нравственности

66

Смысл жизни человека

Эссе

Обсуждение

Написание эссе “В чём смысл жизни”

67

Экология души

Рефлексивное занятие

Что нового открыл? Что очистил?

68

Диагностика

 

Список литературы

http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/vneurochnaja_dejatelnost_shkolnikov_metodicheskij_

https://infourok.ru/material.html?mid=43511

https://logki-school.edusite.ru/DswMedia/programmavospitaniyashkol-nika

https://refdb.ru/look/2414691-pall

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/01/19/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-duhovno

http://www.s_34.edu54.ru/DswMedia/mbou_sosh_-34_kurs_vud_ya_v_mire__mir_vo_mne

https://multiurok.ru/files/programma-vneurochnoi-deiatelnosti-ekologiia-dushi

«МЕТОД ОЦЕНКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Авторы: Мащенко И.В., Протько Н.Н.

При ответах на вопросы используйте следующие варианты оценок:

1-очень низкая; 2-низкая; 3-средняя; 4-высокая; 5-очень высокая

Оцените значимость для Вас следующих человеческих качеств и чувств

Доброта

Милосердие

Понимание

Бескорыстие

Оптимизм

Любовь к жизни

Достоинство

Честь

Ответственность

Долг

Верность

Справедливость

Честность

Правдолюбие

Нравственная чистота

Миролюбие

Патриотизм

Благотворительность

Совесть

Сознательность

При работе с анкетой респондент отвечает на вопросы, выбирая один из приведенных вариантов ответа.

Оценка нравственного развития личности проводится по Показателю Нравственного Развития (ПНР), который представляет собой среднее арифметическое оценок значимости для индивида 20 основных нравственных ценностей, выраженное в процентах.

В рамках данного метода оценки ПНР изменяется в диапазоне от 20% до 100%. Для оценки уровней ПНР предлагается использовать следующую шкалу:

высокий уровень 91-100%

выше среднего 76-90%

средний уровень 55-75%

ниже среднего  36-44%

низкий уровень 20-35%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Природа глазами души"

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности...

сценарий тематической программы "СПИД-болезнь души"

тематическая программа для старшеклассников о вреде СПИДа и наркомании ....

Концертная программа "От всей души".

Ведущий:  Добрый день, дорогие наши люди, старшее, мудрое поколение. Мы с радостью приехали к вам в гости, в ваш уютный дом, с концертной программой «От всей души!»Две красоты есть в человек...

Концертная программа "От всей души".

Ведущий:  Добрый день, дорогие наши люди, старшее, мудрое поколение. Мы с радостью приехали к вам в гости, в ваш уютный дом, с концертной программой «От всей души!»Две красоты есть в человек...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Программа внеурочных занятий "Танец - искусство души"

Педагогический проект по внеклассной творческой работе ко Дню танца для учащихся 5 классов....