Образовательная программа "Природа глазами души"
методическая разработка (5 класс) по теме

Казакевич Светлана Михайловна

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog1.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VI вида) специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

Образовательная программа

«Природа в зеркале души»

(нравственное воспитание, как один из аспектов здоровьесбережения)

Срок реализации: 3 года

Возраст: 12-15 лет (VIII вид)

Автор-составитель:

 воспитатель высшей квалификационной категории

Казакевич Светлана Михайловна

Санкт-Петербург

2012

   Настоящая программа предназначена для работы с детьми 12-15 лет, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы. В программу включен ряд проблем здоровьесбережения, природоохранной и социальной экологии, способствующие осознанию ребенком своего места в мире и  бережного отношения к своему физическому и духовно-нравственному здоровью.

    В основе построения программы лежит принцип «позитивного педацентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста занятий, максимальный учет его психо-физических доминант – снятие авторитарного и установление демократического диалога между воспитателем и ребенком. Это есть здоровьесберегающий принцип гуманности, который применим к отбору методики экологического образования школьников.

   Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей (технология  интеграции позитивного влияния).

   Принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ его мировоззрения.

   Крайне важным и тесно  сопряженным с принципом научности является принцип доступности. Материал подается в доступной для ребенка форме, как уже отмечалось выше, это диалог между воспитателем и ребенком. Все занятия связаны друг с другом и систематизированы На каждом занятии проводится физкультминутка и релаксация. Особое внимание уделяется осанке и ортопедическому режиму.

                           

                                   Пояснительная записка

     Темой опытно-экспериментальной работы ГБСКОУ школы-интерната №9 Калининского района Санкт-Петербурга является «Использование здоровье сберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения», способствующих  сохранению, укреплению  и развитию духовного, нравственного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.

   Данная программа имеет социально- педагогическую направленность и реализована для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич). Характерной особенностью данного заболевания является отклонение от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленное физическими и психическими недостатками.   Познавательная активность здорового ребенка характеризуется наличием интереса в предстоящей деятельности, способностью принять познавательные задачи. Это обусловливает возможность самостоятельных действий, направленных на поиск адекватных способов решения, подбор необходимого материала и средств  для осуществления предстоящей задачи. Важнейшим показателем познавательной активности и самостоятельности является умение переносить усвоенные задания и способы из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, использовать знания в самостоятельной практической деятельности.

   Все эти качества у детей с детским церебральным параличом без специального воздействия, как правило, не формируются в должной степени. Это значительно осложняет весь процесс их воспитания и обучения на всех возрастных этапах.

   Недостаточная самостоятельность, снижение познавательной и интеллектуальной активности у детей с ДЦП, отмечающиеся даже в тех случаях, когда интеллект сохранен, приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему.

   Такие знания часто носят только информативный характер, составляют пассивный багаж, не обеспечивая в силу этого основы, на которой можно строить дальнейшее обучение, поэтому при обучении и воспитании детей с ЦП следует использовать разнообразные приемы и методы, повышающие активность и самостоятельность детей.

   В Конвенции о правах ребенка отмечено, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, способствуют достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие.

   Актуальность, педагогическая целесообразность. Подлинный рост личности ребенка возможен лишь при его активном отношении к той деятельности, в которую его включают с воспитательными целями. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на формировании личности ребенка, в том числе, и ребенка-инвалида. Физическая и психическая депривация деформирует личность такого ребенка и создает многовариантные препятствия на пути его интеграции в общество. Одним из путей решения проблемы воспитания социально-активной, гуманной, творческой личности является приобщение к миру природы. Еще Ушинский убеждал, что «природа – самый прекрасный, самый нравственный воспитатель». Она будит не только эстетические чувства, но и чувства добра, формирует этические чувства. То есть, речь идет о формировании экологической культуры, как общей культуры личности.

   Цель программы: Определение условий создания здоровье сберегающей среды для наиболее эффективного решения проблемы гармонизации отношений человека и природы через воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности подростков с направленностью на социальную адаптацию и интеграцию в общество.

   Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

  1. Коррекционные задачи:

- коррекция аналитико-синтетической деятельности подростков по установлению причинно-следственных связей и отношений;

- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения;

- активизация произвольного внимания;

- развитие связной речи, расширение и уточнение словаря.

  1. Образовательные задачи:

- формирование и развитие основ для воспитания экологически грамотного человека;

- формирование представлений о взаимосвязях в природе, стихиях, царствах природы, основных законах и закономерностях в природе;

- раскрытие роли человека, его влияния на природу планеты.

  1. Развивающие задачи:

- развитие естественного интереса, наблюдательности:

- способствование развитию мировоззренческого поля детей на основе межпредметных связей (биология, литература, музыка, ИЗО):

- развитие способности к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающей среды, самого себя.

  1. Воспитательные задачи:

- воспитание гармонично развитой, социально активной личности, ответственной к окружающей среде и к своему здоровью, то есть, личности с экологическим мировоззрением:

- воспитание детей в духе любви, ненасилия, сострадания:

- воспитание интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать:

- формирование норм поведения в окружающей среде:

- воспитание любви к родному краю:

- воспитание способности к состраданию, проявлению доброты, милосердия, то есть, к эмоциональному восприятию окружающего мира.

Ожидаемый результат:

   В результате обучения по программе «Природа в зеркале души» дети приобретут:

  1. Опыт в творческой коллективной деятельности.
  2. Опыт общения в коллективе (наставничество при проведении мероприятий с разновозрастными группами, чувство ответственности перед коллективом, проявление нравственных качеств по отношению друг к другу, доброжелательности, заботы, взаимовыручки).
  3. Опыт эмоционально- ценностных отношений через культуру поведения.
  4. Опыт освоения способов деятельности (моделирование изготовления поделок на практических занятиях, использование ИКТ на занятиях, умения ухаживать за растениями и животными.
  5. Сформируется активная жизненная позиция, уверенность в своих силах, потребность  в обществе, что в конечном результате приведет к успешной адаптации и интеграции в общество

Условия реализации образовательной программы:

Возраст – 12-15 лет

Срок реализации – 3 года (108 часов в год)

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год)

Виды занятий: групповые, фронтальные.

Типы занятий: теоретические, комбинированные, практические, диагностические.

Формы занятий: анкетирование, викторины, конкурсы, презентации, игры, выставки, спектакли, беседы, игровые занятия.

Формы подведения итогов: анкетирование на начало 1-го года обучения, второго года обучения с целью решения коррекционных, образовательных, развивающих и воспитательных задач; открытые тематические мероприятия; изготовление групповых поделок с использованием природного материала; экскурсии; участие в районных и городских экологических конкурсах; викторины; спектакли; познавательные и творческие игры.

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Раздел/тема

Всего часов

теоретических

практических

Мир, который тебя окружает

1. Мой дом

6

2

4

2. Мой класс.

6

3

3

3. Мой двор.

6

2

4

4. Мой район

6

2

4

5. Мой город

6

2

4

6. Моя планета

6

5

1

Итого:

36

16

20

III. Содержание образовательной программы 1-го года обучения

«Мир, который тебя окружает»

Цель: Развитие познавательного интереса к предмету «экология» через знакомство с окружающим миром.

Задачи коррекционные:

- активизация познавательной деятельности детей;

- развитие обращенной речи (дети лучше воспринимают речевую инструкцию);

- развитие внимания, восприятия пространства и пространственно-двигательной коррекции;

- коррекция мелкой моторики на основе упражнений с предметами;

- развитие причинно-следственных связей (комментирование);

- формирование навыков самоорганизации (умения  удерживать речевую инструкцию).

Задачи образовательные:

- познание краеведческих принципов;

-обучение составления карты местности, определение положения объектов в пространстве;

- обучение работать с веществами, делать простейшие лабораторные опыты по демонстрации взаимодействия веществ;

- обучение отбирать материал в библиотеке, правильно и аккуратно его оформлять;

- закрепление знаний о живой и неживой природе.

Задачи развивающие:

- развитие и активизация творческих возможностей ребят для закрепления знаний о взаимосвязях и взаимодействиях компонентов живой и неживой природы;

- развитие навыков самостоятельной работы в процессе подготовки и проведения мероприятий;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- развитие интереса к исследовательским занятиям.

Задачи воспитательные:

- воспитание диалектико-материалистического мировоззрения, бережного отношения к природным богатствам, умения свои знания испытывать на практике;

- усиление эмоционального восприятия природы через положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- воспитание патриотизма на примере знакомства с историческим прошлым некоторых достопримечательностей района и города;

- воспитание усидчивости, терпеливости при выполнении практических работ;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование нравственных отношений.

  1. Мой дом.

Теория: дать представления о взаимодействии веществ в природе, о разнообразии веществ в природе: атомы, молекулы, химические реакции, получение кислорода, углерода, твердых тел, жидкостей, газов.

Практика: Занимательные фокусы на кухне – «Извержение вулкана», «Свойства красной капусты», «Получение кислорода», «Сладкая соль», «Твердое тело + жидкость = газ», «Бумажная сковорода».

  1. Мой класс.

Теория: микроклимат классного помещения (влажность помещения, температурный режим, эстетическое состояние помещения, их влияние на здоровье человека). Образование растениями кислорода на свету. Взаимодействие живой и неживой природы на примере экосистемы «Аквариум». Знакомство с особенностями ухода за обитателями аквариума.

Практика: оформление альбома классных растений (работа в библиотеке, работа с Интернет, рисование). Установка круглого аквариума, его обустройство. Высадка весенней рассады, наблюдение за всходами (лук, настурция, фасоль).

3. Мой двор.

Теория: занятие на пришкольной территории «Расскажи о предмете». Занятие Совет живых существ (дети выступают в роли любых объектов живой или неживой природы, описывают их внешний вид, проблемы, возможную помощь в их сохранении).

Практика: составление плана школьной территории с нанесением экологических знаков (сбор мусора, по газонам не ходить, проезд запрещен, птичья столовая, проход закрыт и т.д.). Определение пород деревьев, кустарников ( с помощью учителя биологии), зарисовки. Сбор природного материала, составление гербария. Изготовление поделок из природного материала.

4. Мой район.

Теория: беседа о зеленых зонах Калининского района, их нахождение на карте, о памятниках, находящихся на территории. Муринский ручей – историческое прошлое, в годы ВОВ, проекты будущего.

Практика: экскурсия на Муринский ручей (экологическое состояние, облагороженная и не облагороженная территория, изменение ширины ручья, скорости течения, забор проб воды). Занятие «Вода» (три состояния воды, очистка воды бытовыми фильтрами, визуальное сравнение взятых проб). Презентация «Сады и парки Калининского района»

  1.   Мой город..

Теория: Исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Природные катаклизмы. Наводнения в Санкт-Петербурге (исторические факты и наши дни).

Практика: экскурсия в Токсовский заповедник, оформление рисунков в «Красную книгу». Экскурсия в Кронштадт через дамбу (экологическое состояние Финского залива).

Оформление альбома «Дамба». Поездка в Агроусадьбу (редкие виды растений и животных, уход за растениями и животными). Участие в городских экологических мероприятиях.

  1. Моя планета.

Теория: познавательные занятия «Земля в представлении древних, «Мать- Земля, Родина – мать», «Поверхность Земли», «Образ природы в культуре России», «Загрязнение атмосферы».

Практика: изготовление плакатов «Загрязнение окружающей среды.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

- отличия между живой и неживой природой, взаимодействие веществ в природе;

- редкие и исчезающие виды растений и животных;

- природные явления, угрожающие жизни и здоровью человека;

- значение воды для жизни на Земле.

Должны уметь:

- общаться в духе партнерства со сверстниками и взрослыми;

- овладеть трудовыми навыками в процессе практических занятий;

- уметь правильно вести себя в природе, открыто высказывать свою точку зрения на недостойное поведение в природе своих товарищей.

Результативность:

  1. Приобретут опыт эмоционально-ценностных отношений через культуру поведения.
  2. Освоят способы деятельности на практических занятиях (оформление альбомов, изготовление поделок из природного материала, навыки ухода за животными и растениями).
  3. Расширят и углубят знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  4. Появится интерес к экологическим проблемам современного мира.

Формы подведения итогов.

  1. Анкетирование на начальном периоде обучения с целью решения коррекционных, развивающих, воспитательных задач.
  2. Открытое тематическое мероприятие «Мир аквариума». Презентация.
  3. Коллективное изготовление поделок из природного материала.

IV. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Раздел/тема

Всего часов

теоретических

практических

Экология –предмет, интересно или нет?

1.Экология -наука

9

7

2

2.Солнцеворот в природе

9

3

6

3.Экологические сказки

9

3

6

4.Природа в искусстве

9

4

5

Итого:

36

17

19

Цель: формирование системы научных экологических знаний через знакомство с произведениями искусства

Задачи коррекционные:

- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения

- активизация произвольного внимания;

- развитие двигательных функций;

- развитие связной речи, уточнение и расширение словарного запаса.

Задачи образовательные:

- обучение умению познания законов, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

- закрепление знаний о сезонных изменениях в природе;

- закрепление знаний о русских художниках, поэтах, композиторах;

- обучение умению распознавать произведения искусства различных жанров.

Задачи воспитательные:

- воспитание понимания современных поблеем экологии и сознания их актуальности, как для каждого человека, так и для всего человечества;

-воспитание творческих способностей и воображения у детей;

-воспитание умения оценивать результаты своей деятельности в соответствии выполненной работе.

V. Содержание 2-го года обучения.

«Экология – предмет, интересно или нет?»

  1. Экология – наука.

Теория: информация об основных законах экологии с научной точки зрения через занятия комбинированного типа:

  1. «Экология – наука о доме».
  2. «География и биология – неразлучны».
  3. «Экосистема».
  4. «Сообщества».
  5. «Популяция».
  6. «Экология и люди».
  7. «Профессия – эколог».

Практика: изготовление «экологического светофора», тест «Что я знаю об экологии».

  1. Солнцеворот в природе.

Теория: занятия комбинированного типа, расширяющие знания детей об изменениях в природе в зависимости от географического положения и сезонности:

1.»Тайны живой природы» ( путешествие по странам и континентам).

2. «Весна стучится в гости к нам».

3. «Поздняя осень – начало зимы».

4. «Летние праздники на Руси».

Практика: подбор материала и оформление выставки «Мой дом – Земля». Экскурсия по выставке. Подбор материала и проведение викторины «Времена года». Игра-телемост «Удивительные факты живой природы»

  1. Экологические сказки.

Теория: знакомство с видами сказок (схожесть, различие); выразительное чтение экологических сказок с разбором проблемы.

Практика: конструирование костюмов и декораций; отработка навыков выразительного чтения по ролям, двигательная коррекция; представление сказок для младших школьников «Катя и Божья коровка», «Совет зверей».

  1. Природа в искусстве.

Теория: комбинированные занятия по знакомству детей с основными видами искусства:

  1. «Изображение осени в картинах Левитана, Саврасова».
  2. «русские художники о весне» (Куинджи, Саврасов).
  3. «Времена года» П.И. Чайковского.
  4. «Природа в произведениях русских поэтов».

Практика: экскурсия в Русский музей; изготовление аппликации по временам года; игра «Умники и умницы» (закрепление полученных знаний по искусству); заочная экскурсия в Летний сад.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

- называть основные экологические законы природы;

- устанавливать связи в природе ( в сезонной жизни, между условиями обитания и особенностей живого существа);

- называть континенты и основных представителей живой природы этих континентов;

- называть главные сады и парки города;

- русских художников и поэтов, изображающих в своем творчестве красоту русской природы.

Должны уметь:

- готовить информацию по предложенной теме (презентацию):

- соблюдать правила речевого этикета в зависимости от ситуационных отношений и их участников;

- адекватно ориентироваться в характерах представляемых действующих лиц.

Результативность:

Дети приобретут:

- опыт в умении познавания законов развития природы, руководствоваться этими законами в повседневной жизни;

- опыт оценивать результаты своей деятельности в соответствии с выбранной работой;

- опыт в умении распознавать произведения искусства различных жанров;

- опыт понимания современных проблем экологии и осознания их актуальности;

Формы подведения итогов

  1. Анкетирование на начало 2-го года обучения с целью решения воспитательных, коррекционных, развивающих и образовательных  задач.
  2. Викторина на знание основных законов экологии.
  3. Игровые занятия «Экологические сказки» (спектакли)

VI. Учебно-тематический план 3-го года обучения

Раздел/тема

Всего часов

теоретических

практических

Экология и человек

1. Растения в жизни человека

12

7

5

2. Окружающая среда и самочувствие

12

7

5

3. В здоровом теле – здоровый дух

12

6

6

Всего:

36

20

16

VII. Содержание образовательной программы 3-го года обучения.

«Экология и человек» (социальная экология).

Цель: формирование понятия о здоровом образе жизни.

Задачи коррекционные:

- коррекция аналитико-синтетической деятельности детей на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений;

- коррекция слухового восприятия на основе упражнений в сравнении, установление логических связей;

- коррекция зрительного восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения,

- двигательная коррекция, коррекция мелкой моторики.

Задачи образовательные:

- уточнить знания о значении зеленых растений в природе и жизни человека.

- закрепить знание, что здоровье – главное условие сохранения жизни;

- раскрыть последствия вредных привычек для здоровья человека

- показать значимость лекарственных растений в поддержании здоровья.

Задачи развивающие:

- развивать чувство предвидения возможной опасности и выхода из нее;

- развивать убеждения в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.

Задачи воспитательные:

- воспитание потребности предвидеть возможную жизненную ситуацию;

- воспитание навыка правильного анализа экстремальной ситуации;

- воспитание навыков и умений сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды;

- воспитание навыков соблюдения режимных моментов.

  1. Растения в жизни человека.

Теория: занятия групповые с использованием разнообразного дидактического материала, ИКТ по знакомству с видами зеленых растений в природе, формированию правильного к ним отношения, пониманию красоты мира флоры:

  1. «Значение зеленых растений».
  2. «Чай знакомый и незнакомый».
  3. «Хлеб – всему голова»
  4. Роль воды для растительных и животных организмов»
  5. «Наши природные лекари»
  6. «Цветочная рапсодия»
  7. Лесные Робинзоны (грибы)»

Практика: просмотр в/фильма «Вода – основа жизни», викторина «Путешествие с культурными растениями (отгадать и показать на карте страну обитания), викторина «Здоровье в саду и на грядке (витамины)», постановка экологической сказки «Две водицы»,

3.Окружающая среда и самочувствие.

Теория: беседы по использованию здоровье сберегающих технологий в укреплении здоровья детей:

  1. «Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья»
  2. Польза закаливания»
  3. Режим дня и здоровье подростка. Роль активного отдыха в сохранении работоспособности»
  4. «Шум и здоровье»

Занятия, показывающие негативное влияние некоторой деятельности человека на окружающую среду, вред, который несет эта деятельность для живой природа:

  1. «Загрязнение окружающей среды2
  2. «Научно-технический прогресс и природа»
  3. «Экологический бумеранг» (отходы, загрязнение воды)

Практика: викторина «Мой дом – моя крепость», викторина «Экологический светофор», конкурс юмористических поделок из отходных материалов; оформление выставки «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;

  1. В здоровом теле – здоровый дух.

Теория: комбинированные занятия о вредных привычках и их профилактике:

  1. «Курение – дань моде, привычка или болезнь»
  2. Добрая жизнь – чистый ручей»
  3. «Защити себя сам»
  4. «Токсины. Их последствия для здоровья и жизни человека»
  5. «Правильное питание – залог здоровья»

Практика: посещение библиотеки для знакомства с литературой о здоровом образе жизни, экскурсия в Центр профилактики здорового образа жизни, викторина «Лекарственные животные» (профилактика и лечение некоторых заболеваний», «Кожа – зеркало здоровья (влияние настроения, погоды, питания, курения, алкоголя на кожу), тест «Стрессовая ситуация», викторина «Здоров будешь  все добудешь»

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

- значение зеленых растений в природе и жизни человека;

- последствия вредных привычек для здоровья человека;

- значимость лекарственных растений в поддержании здоровья;

- необходимость сохранения окружающей среды;

- значение режима дня и режима питания для сохранения здоровья.

Должны уметь:

- заботиться о зеленых насаждениях и бережно к ним относиться;

- правильно анализировать экстремальные ситуации;

- показывать на карте мира страны обитания некоторых растений;

- соблюдать режим дня;

- приводить примеры факторов риска для здоровья;

- работать с книгой и готовить сообщения по теме (презентацию).

Результативность: в процессе работ по 3-му году обучения дети приобретут:

- знания о значении зеленых  растений в природе и жизни человека;

- умения и навыки работы с картой;

- знания об экстремальных ситуациях и путях выхода из них;

- опыт заботиться о своем здоровье;

- умение давать общую положительную или отрицательную оценку поступкам товарищей по отношению к себе, к другим людям, имуществу, природе;

- знания о вредных привычках для здоровья, навыки различать полезные и вредные привычки;

- опыт эмоционально откликаться на события, происходящие в классе, школ, городе, стране.

Форма подведения итогов.

Подбор материала (рисунки, фотографии, сообщения, стихотворения), оформление выставки «В здоровом теле – здоровый дух», обзор выставки (выступления детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок ИЗО 5 кл. "Глазам - радость, душе - отрада!"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Древние образы: единство формы и декора в народных игрушках"...

Образовательный комплекс - глазами директора школы.

Представления об образовательном комплексе....

Образовательная программа "Русская душа", ансамбля песни и танца "Рябинушка"

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Русская душа".Возраст: от 7-16 лет; Срок реализации:5 лет;Составители:педагоги дополнительного образования Словягина Анна Анатольевн...

Образовательная модель "Струны души"

В данной образовательной модели представлен опыт работы по развивающей прадигмы развивающего личностно-ориентированного подхода в обучении литературе....