Секреты общения
классный час

Луценко Лариса Николаевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_obshcheniya_kl.chas_.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: « Секрет человеческого общения»

Учитель истории и обществознания

Луценко Лариса Николаевна

Школа

МБОУ «Нововознесенская СОШ»

Класс

10-11

Вид занятия

занятие - дискуссия, ролевая игра с элементами проектной деятельности.

Тема занятия

Секрет человеческого общения

Цель занятия

показать важность и значимость общения в жизни людей, спроектировать портрет общительного и малообщительного человека, выявить сходства и различия для понимания роли общения в жизни людей.

Задачи занятия

Образовательная: дать определение слову «общение», выявить различия между вербальным и невербальным общением, выявить роль общения в современном мире.

Развивающая: развивать умение высказывать свою точку зрения, мыслить, рассуждать, выявлять различия в общении; заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими.

Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, эмоциональную отзывчивость в процессе проектной деятельности в группах, умение работать в паре, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Форма работы:

фронтальная, работа в парах.

Планируемые результаты:

Личностные

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, создание мотивации  к потребности общаться, умение осуществлять самооценку в процессе рефлексии.

Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально, получит возможность научиться отличать виды общения.

Предметные

уметь сопоставлять слово и его значение, обогатить словарный запас, учить применять их в разговорной речи, применять полученные знания на уроках русского языка,

Формируемые УУД:

Личностные: осознать роль вежливых слов в речи и жизни людей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; на примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цель деятельности;  высказывать свою версию в процессе работы; осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные: - развивать умения извлекать информацию из текстов, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом; на основе анализа объектов делать выводы;

Оборудование:

компьютер, презентация, раздаточный материал листики (зелёные, красные, жёлтые) для самооценки

Ход классного часа:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный этап

Цель: Организовать деятельность обучающихся, психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас на уроке гости. Все друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

Проверяется готовность к уроку. На столах проверяет наличие раздаточного материала.

  1. Упражнение:
  2. «Спина к спине»

В парах должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече вечером.

 Теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу, глядя в глаза.

А теперь скажи что-нибудь на ушко друг другу?

II Этап мотивации к познавательной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию.

Что вы испытали, когда сидели спиной друг к другу?

А когда вы сидели лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться?

Что произошло между вами?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

А что конкретно мы с вами будем познавать и обсуждать?        

Называют тему занятия.

Формируют  задачи.

III Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»? 

Начинаем по очереди: Для меня общение ……

Скажите, а для чего людям так необходимо общение? 

 Общение - это здорово! Правда, иногда хочется и уединиться, чтобы почувствовать себя умиротворенно-спокойной, потому что избыток общения напрягает. Но в то же время я не завидую людям, у которых это умиротворение переходит в тоску и даже душевную изоляцию. Человек живет среди людей, а общение — одно из условий этой жизни.

-Передача информации, мыслей и

переживаний.

-Это эмоциональный контакт,

 процесс общения.

-Это познание чего-то нового.

Кластер

Исходя из вышесказанного, давайте сделаем вывод, составив кластер.

2 группы по способности общаться (Малообщительные и общительные)

При этом общение бывает разным:

деловое  (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.)

личностное  (друзья, враги, знакомые, приятели).

Делаем вывод. Итак, первый секрет общения – это???

А что является главным средством общения? (Это наш язык и наша речь.)

Виды общения:

Деловое                       Личностное

Люди должны понимать где, что, кому и когда говорить.

Первичная проверка понимания. 

Цель: применение знаний, фиксирование их в обобщённом виде.

Игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

Топайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

4. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

5. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

2 секрет общения – быть вежливым

Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий (фронтально)

Замечательно! Мышление верное!

Задание 2. «Доскажи  словечко»

Вывод:       от приятных слов и душа радуется.

1.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого...  (спасибо)

2.Зазеленеет старый пень

Когда услышит...  (добрый день)

3.Ребёнок вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

4.Когда ругают нас за шалости,

Мы говорим..(прости, пожалуйста) 

5.И во Франции, и в Дании

На прощанье скажут..(до свидания) 

Задание: «Соотнеси»

Одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему.

Вывод: Если мы хотим, чтобы нас понимали правильно, нужно, чтобы и форма, и содержание и мысли того, что мы хотим сообщить, гармонично сливались.

свадебное платье, праздничный костюм - знаки торжества; 

спортивный костюм - спортсмен; 

небрежная прическа и неопрятные джинсы - признак неряшливости.

громкие переговоры, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

Практическое задание.

«Угадай кто перед нами»

Задание заключается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния: «Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться»

«Состояние самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека»

 «Состояние доброго, с улыбкой на лице человека»

С каким из этих людей вам приятно было общаться?

Выполняют по очереди.

 Остальные угадывают. Вывод:

С добрыми людьми можно решить проблемы.

Испытываешь радость от общения. Гармонию души.

Сохранение настроения

Работа с фразой

возьмите по одному листочку с фразой из волшебной шляпки.

Теперь представьте, что вы решили пообщаться.

Произносить можно только слова, записанные на ваших листах.

Попробуйте… Что получилось?

( - «Летом мы с родителями отправимся в отпуск»

- «В 9 классе мы будем сдавать экзамены???»

- «Как хорошо иметь собаку!»

 -«Жара! Июль! Каникулы!»)

Кластер «Условия общения»

Значит, чтобы получилось эффективное общение, необходимы определенные условия.           А какие, мы сейчас определим.

Например: - желание общаться

                    -умение слышать

                    -доверие

-взаимопомощь,

-поддержка,

-умение вести беседу,

-умение признавать свои ошибки,     -умение контролировать эмоции,

Физминутка.

Каналы общения

Станция «Театр»

Вербальный – речевой (от лат. устный словесный)  речь, интонация и Невербальный –(бессловесный) жесты, мимика, походка

Задание.

Давайте попробуем использовать оба вида общения. Я попрошу вас вскрыть конверты (в конвертах фразы, которые обозначают состояние, сообщение о чем-то и эмоцию). Изобразите без звука, только мимикой и жестами, записанные фразы так, чтобы окружающие догадались, что вы хотите сказать.

Конверт 1 – (болит живот,  у моей бабушки есть корова)

Конверт 2 –(Мне холодно,    мой одноклассник играет в футбол)

Конверт 3 – (У меня болит зуб,    пошли на дискотеку)

Конверт 4 – (просится выйти,     у меня свело ногу).

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

. Если вы ответили положительно на 1-11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Подведение итогов. Рефлексия содержания учебного материала и рефлексия деятельности.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке Рефлексия.

Создание коллективного проекта.

- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что в каждом из вас зародился росток желания позитивно общаться. (На доске ствол дерева) Каждому предлагаю проанализировать это самостоятельно и выбрать листик того цвета, который подходит к вам.  И пусть от нашего занятия прольется не повод обид, а дождик настроения и радость от общения.

 ( зеленый – я часто общаюсь с людьми, доверяю им и быстро нахожу общий язык со всеми, могу первым начать разговор;

желтый – я высказываю свое мнение, если меня спросят, первым в беседу не вступаю, стараюсь не общаться с незнакомыми людьми;

красный – я стараюсь не общаться с людьми, а при вопросах кратко могу ответить, не продолжая разговор).

Дети прикрепляют листочки к дереву.

Рефлексия. Участникам команд предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Кто из участников группы оставался при своём мнении, почему?
  • Как вы думаете, почему одним из самых тяжёлых наказаний считается наказание одиночеством?

экстраверты

интраверты

Коммуникабельные,охотно, вступающие в общение

Не коммуникабельные

-отзывчивый человек

-стремится к познанию

-любят говорить

-не разговорчивы

- часто молчаливы

 -углублены в себя.

«Условия общения»

«Состояние доброго, с улыбкой на лице человека»

- желание общаться

                    -умение слышать

   -доверие                           -взаимопомощь,

                   -интерес,

                                       -поддержка,

-умение вести беседу,

                     -умение признавать свои ошибки,  

  -умение контролировать эмоции

Продемонстрировать состояние самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека

Продемонстрировать состояние внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться.

Конверт 1 – (болит живот,  

у моей бабушки есть корова)

Конверт 2 –(Мне холодно,  

  я играю в футбол)

Конверт 3 –(У меня болит зуб,      пошли на дискотеку)

Конверт 4 –(попроситься  выйти,    у меня свело ногу)

«Летом мы с родителями отправимся в отпуск»

«В 10 классе мы не будем сдавать экзамены???»

«Как хорошо иметь собаку!»

«Жара! Июль! Каникулы!»

2 группы по способности общаться:

малообщительные      общительные

Виды общения:

Деловое                       Личностное

Если я не выполняю обещаний, то..    

Округлите глаза

Если вы стоите  в  очереди и кто – то  лезет  вперёд, то..

Поморгали глазками

Если кто-то  не сообщил о местонахождении, то..  

Схватились за голову

Если кто – то говорит  о  людях  дурно, то….

Губки трубочкой

Если я стою и подслушиваю, а потом всем разнесу, то…

Покачали головой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Секреты общения"

Психологическое занятие для учащихся 5 класса "Секреты общения"...

Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко

Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».

Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...

«Моя педагогическая копилка» ТЕМА «Мои секреты общения»

Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отн...

Развивающее занятие "Секреты общения"

Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью пов...

секреты общения

Игровая программа на общение...