«Моя педагогическая копилка» ТЕМА «Мои секреты общения»
статья (11 класс) на тему

Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.

Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отношусь к каждому своему ученику индивидуально, не забывая при этом его личностные качества, особенности характера и мыслительной деятельности; во-вторых, никогда не забываю, что мои девочки – это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому ежедневно перед занятиями провожу индивидуальные беседы и выявляю настроение ребёнка, особенности его психического состояния; в-третьих, стараюсь постоянно в течение дня вести с ними позитивный диалог, настраиваю на положительную рефлексию. Моя группа живёт под девизом «У меня ВСЁ получится!!!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova._referat_sneyl.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего специального образования

«Энгельсский политехникум»

 «Моя педагогическая копилка»

ТЕМА

«Мои секреты общения»

                                           

                 Автор: Кузнецова И.В.

                                                                                   

2013год

«Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери

 

Я работаю в Энгельсском политехникуме мастером производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования». Дети, которые приходят ко мне учиться необычные. Все они имеют ограниченные возможности здоровья и закончили коррекционную школу 8 вида. Поэтому с самого первого дня передо мной стоит задача найти правильные пути общения с ними, так построить учебный процесс, чтобы мои обучающиеся с удовольствием посещали уроки и овладели избранной профессией.

Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.

Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отношусь к каждому своему ученику индивидуально, не забывая при этом его личностные качества, особенности характера и мыслительной деятельности; во-вторых, никогда не забываю, что мои девочки – это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому ежедневно перед занятиями провожу индивидуальные беседы и выявляю настроение ребёнка, особенности его психического состояния; в-третьих, стараюсь постоянно в течение дня вести с ними позитивный диалог, настраиваю на положительную рефлексию. Моя группа живёт под девизом «У меня ВСЁ получится!!!».

         Итак, начинается учебный день. Встречаю своих девчонок у порога техникума всегда в хорошем настроении, даже если у меня есть личные проблемы и неприятности. Их я оставляю за порогом учебного заведения. За 20 минут до начала занятий провожу индивидуальные беседы с каждой ученицей.

        Приветствуем друг друга. Мы научились поднимать себе настроение различными способами приветствия, которыми пользуются разные народы мира. Например:

  • Раскрыть ладони на уровни груди и коснуться друг друга;
  • Поприветствовать, коснувшись правым плечом противоположного плеча друга;
  • Правой коленкой, коснуться противоположной коленки друга;
  • Приветствие индусов: ладони соединены и кланяемся друг другу;
  • Приветствие африканцев: потереться носами друг у друга.

На этом этапе формирую исходную мотивацию на установление теплых и дружеских отношений между воспитанниками, создаю условия для  комфортного состояния воспитанников, создаю  условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельности. Такие приветствия настраивают на позитивную волну. Учебный день начинается с хорошего расположения духа.

       Вся система общения с моими подопечными строится с целью сформировать в моих ученицах следующие умения:

  1. Умение формировать свои мысли
  2. Формировать практические умения позитивного взаимодействия в коллективе.
  3. Формировать представление о роли позитивного общения в современной  жизни
  4. Формировать умения анализировать и оценивать эффективность общения в разных жизненных ситуациях
  5. Формировать у обучающихся гуманное отношение друг к другу, стремление к взаимопониманию и взаимоподдержки.

         На уроках производственного обучения особенно важно позитивное общение между обучающимися, потому что работа в швейном цеху достаточно серьёзна и требует положительного эмоционального настроя всего коллектива работающих. Кроме того, часто приходится выполнять работу по изготовлению единого швейного изделия, а здесь непременно необходимо понимание единой задачи, которую невозможно выполнить без положительной мотивации общения.  Чтобы достичь положительного результата на таких уроках, я использую приём выведения формулы общения «Дадим друг другу слово и услышим друг друга». Эта формула позволяет нам научиться выслушивать мнения всех, обсуждать различные точки зрения и приходить к единому выводу о том, каким должно быть наше швейное изделие. Когда же девочки выполняют индивидуальную работу, то общение чаще всего происходит либо на уровне «мастер-ученица» с получением консультации как правильно выполнить швейную операцию, либо на уровне «ученица-ученица» с получением совета по эстетике выполняемой детали. На этом этапе происходит развитие способности к самовыражению; соотнесение  знаний об эффективном общении; формирование коммуникативных способностей через диалог и инициативное сотрудничество. Таким образом, на практических занятиях мои обучающиеся получают опыт делового общения, учатся правильно выражать свои мысли, корректно отстаивать свою  точку зрения.

          На воспитательных часах проблеме общения я придаю особое значение. В течение двух лет обучения вопросы позитивного общения обсуждаются на мероприятиях различного плана. Однако, самой эффективной формой в этом смысле является «круглый стол», на котором решаются проблемы нашего коллектива, проводятся тематические дискуссии, обсуждаются планы на будущее. В качестве примера хочу привести воспитательный час на тему «Секреты общения». В течение занятия мои обучающиеся пришли к выводу о том, что люди постоянно общаются:  мы общаемся в техникуме, на улице,  дома, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение для нас является важной частью жизни, без которой мы прожить не сможем. Именно от общения зависят наши успехи и настроение. А секреты общения – это те способы, которые помогают нам  успешнее общаться.

  • Уметь слушать – всё равно, что быть хорошим собеседником. П.Мариво
  • Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Д. Карнеги
  • Не верь речам, верь своим глазам. Сократ
  • Лучше слов порою взгляды говорят… Слова из песни.
  • Красивый наряд улучшает настроение, но он не должен портить характер. Народная мудрость
  • «Вежливость ничего не стоит, но приносит много». М Монтегю
  • Только слово делает нас людьми, только слово даёт возможность общаться межу собой. М. Монтень
  • «Чем проще человек выражается, тем легче его понимают» И. Куприн
  • «Мы все чувствительны к комплементам» А. Линкольн
  • «Счастье – это когда тебя понимают» фраза из к/ф «Доживём до понедельника»

Проанализировав мудрые высказывания, девочки вывели наш секрет позитивного общения. Он кроется в умении пользоваться секретами мудрецов, которые заложены в этих афоризмах.

        -Оказывается общение, имеет свои законы и секреты. Их необходимо учитывать. Именно от них и завесит успех построения отношений. Здесь нет мелочей: взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация – всё это может быть очень важным. У каждого человека есть свой небольшой секрет общения. Один, не говоря ни слова,  умеет хорошо выслушать человека, другой – всегда с улыбкой на лице, третий вежливый и обходительный.

На этом этапе происходит формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий; взаимодействие членов коллектива со сверстниками;  коллективное обсуждение проблем; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов.

В заключении хочется сделать вывод о своих секретах общения с моими подопечными.

     

Мои секреты общения:

  • Я стараюсь начинать с того, что интересует моего ученика. Ведь всякое проявление интереса к собеседнику, является скрытым комплиментом, каждому приятно сознавать, что он интересен
  • При разговоре произношу имя собеседника и улыбаюсь ему
  • Смотрю в глаза собеседнику во время разговора, тем самым «говорю» ему о своей заинтересованности и открытости разговора
  • Киваю головой, подтверждая, что слышу собеседника
  • Использую паузы, ведь каждому надо время подумать, собраться с мыслями
  • «Отзеркаливаю» чувства собеседника при разговоре
  • Никогда не перебиваю собеседника

Слова Антуана де Сент Экзюпери о единственной роскоши на свете, роскоши общения как нельзя лучше отражают моё представление о задачах педагога, работающего с особыми детьми, которые требуют не только особого внимания, но и очень деликатного словесного к себе обращения.

Resource id #2280

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Секреты общения"

Психологическое занятие для учащихся 5 класса "Секреты общения"...

Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко

Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».

Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...

Развивающее занятие "Секреты общения"

Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью пов...

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...