Доклад на тему: "Развитие коммуникативных способностей школьника"
классный час
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п.Восточный Ивантеевского района Саратовской области»
Доклад
на тему:
«Развитие коммуникативных способностей школьников»
Подготовила:
Учитель математики
Ким О.В.
2019г.
Развитие коммуникативных способностей школьников
Формирование коммуникативных умений школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Формирование ключевых компетентностей школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение – это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие её компоненты:
-предмет;
-потребности;
-мотивы;
-цели, задачи;
-действия и операции.
Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
- Знание норм и правил, которыми необходимо следовать приобщению с окружающими («Я знаю»)
- Умение организовать общение («Я умею»)
Процесс формирования коммуникативных способностей школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:
- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;
- организация совместной жизнедеятельности школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении принятии самопринятии;
- включение школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);
- приобретение школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.
Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности школьников.
Для реализации выше поставленных условий целесообразно использовать:
- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;
-создание проблемных ситуаций. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;
-групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.
-оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом; вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание)).
Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен преследовать следующие цели:
1. Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.
2. Научить детей быть руководителями в групповой деятельности.
3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.
4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
5. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
6.Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе,
преследуя собственные цели; в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы.
7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
8.Научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.
Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций, их специализации и кооперации, координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем без исключения людям, порождая значительный материальный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее интересов и не подавляют ее. Следует особо подчеркнуть значимость каждой роли в группе для развития индивида как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных социально-психологических ролях. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых.
Подготовила руководитель
9 класса Ким О.В.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/08/picture-18138.jpg)
Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".
В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной деятельности для развития творческих способностей учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-261987-1370252255.jpg)
Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".
Статья посвещена развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только на уроках , но и во внеурочной деятель...
Доклад на тему: Развитие коммуникативной деятельности учащихся во внеклассное время
Данная работа посвящена развитию коммуникативной деятельности глухих учащихся во внеклассное время...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-1126785-1552667699.jpg)
Доклад по теме: "Развитие формирования коммуникативной компетенции на уроках биологии, физической культуры, технологии."
Материал из опыта работы на уроках биологии, технологии, физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306243-1611065509.jpg)
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....