«История предприятий села Усть-Бюр»
классный час

Шиман Ольга Алексеевна

Классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок

Классный час:  «История предприятий села Усть-Бюр»

                                  Автор разработки:

                                                                   ФИО: Шиман Ольга Алексеевна

                                                                 МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»,

с. Усть-Бюр

2014 год                  

Классный час: История предприятий села Усть-Бюр   (Слайд 1)

Цель:  Повышение ведущих духовных ценностей своего Отечества, связанного с любовью к своему селу,   людям жившим в нашем селе.  Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине, её значении в жизни каждого человека.

Задачи:

  • Расширить  и углубить знания о своей малой родине;
  • Развивать интерес к чтению документально-исторической и художественной литературы;
  • Показать значение родины в жизни каждого человека.
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к истории родного края, любовь и чувство гордости к своей малой Родине.

Классный час  разработан для учащихся 8-9 класса, рассчитан на 45 минут.

 Форма проведения:  беседа.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа проектор, презентация.

Подготовка к уроку: подготовка сообщений учениками.

Ход занятия

                                                                                         Эпиграф:

                                                                             Для России наш город- частица,

                                                                             А для нас он – родительский дом.

                                                                               И мы рады, что можем гордиться

                                                                             Малой родиной, где мы живем.        


       Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашем родном крае, нашей малой родине. Как много интересного таит он в себе.  Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина? (Слайд 2)

(Ответы учащихся: место, где родился и вырос. Родные люди. Это место, где всегда поймут и примут в свой круг. Это место, куда всегда хочется возвращаться. Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься…) (Слайд 3)

       Учитель: О чувстве любви к Родине можно говорить много.  А сейчас я хочу узнать, как хорошо вы знаете нашу малую родину. Для этого я вам приготовила вопросы:

1.Кто знает, какую дату отмечали 12 июня 2014 года? (12 июня 2014 г. Усть-Абаканскому району исполнилось  90 лет с того дня, когда  район появился на карте Хакасии.) (Слайд 4)

2.Почему мы называем наше село моя малая родина? (Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…; малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны; родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.)

           3. Ребята сколько населенных пунктов в нашем районе? (Административный центр - посёлок городского типа Усть-Абакан. Население района около 40 тыс. человек. В состав Усть-Абаканского района - входят 1 городское (пгт Усть-Абакан) и 12 сельских поселений, в числе которых находятся 38 населенных пункта.) (Слайд 5)

           4.Какова площадь нашего района? Что Вам известно о рельефе и какие крупные реки есть в нашем районе? (Район расположен в центральной части Республики Хакасия, пересекая ее с востока на запад. Площадь района 7520 кв. км. Характерной чертой района является горный рельеф, образованный Кузнецким Алатау, Батенёвским кряжем, Азыртальским и Косинским хребтами. Наибольшие отметки имеют горы: Верхний Зуб - 2178 м, Молния - 2136 м, Карлыган - 1747 м, Хазыр-Тырен - 1595 м. В восточной части района горы переходят в холмисто-равнинную Уйбатскую, Карасугскую и Абаканскую степи. К крупным рекам относятся АБАКАН и ЕНИСЕЙ, которые на большей части района представлены Красноярским водохранилищем. Малых рек в районе - более 22 (Иней, Большой Улень, Ниня, Уйбат и др.). Озёр в степи более 45, в горах - около 30.)

     Ученик: (звучит стихотворение “Родная моя земля” в сопровождении хакасской музыки)

Николай Георгиевич Доможаков

“Родная моя земля”

Хакасия – земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

Курганов каменные плиты

Стоят, как тяжкой жизни след

Они, как люди, с тьмою слиты,

Согнулись спины их от бед.

На всём следы былых страданий.

И если вслушаться в ручей,

То звук старинных причитаний

Послышится в тиши ночей.

Как много – каждый неизвестен! –

Хакасов гибло на пути.

И сколько сладкозвучных песен

Не вырвалось из их груди.

     Учитель: У каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители, друзья, где находится ваш родной дом. Для кого- то малая родина-это родной город, село. Для кого-то просто улица или уютный дворик с качелями. Словом малая родина у каждого своя.   В состав Усть-Абаканского района входит и наше таежное село Усть-Бюр. Наше село прошло нелегкий исторический путь,  знание истории своей малой родины наш долг. Ребята, вы хотите узнать какие предприятия работали на территории нашего села в годы войны? Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по истории нашего села, а помогут нам в этом учащиеся нашего класса. (Слайд 6)

Выступление учащихся с сообщениями:

     Ученик 1   «Администрация села»  (Слайд 7)

     Всё дальше в глубь истории уходят те страшные дни и ночи, когда решалась судьба нашего народа и народов всего мира, когда стоял вопрос вопросов, быть или не быть Советскому государству, быть или не быть России. Самая кровавая в истории всего человечества вторая мировая война, это величайшие испытания физических сил, характера и любви к родине, закончилась нашим победным салютов в мае 1945 года. Ветераны, которые и сегодня живут в Республики Хакасия, с честью выполнили долг перед отечеством, в той великой битве. Они же, кто одержал трудную победу на полях сражений, подняли истерзанную страну из руин и пепла, восстановили народное хозяйство и превратили в великую мировую державу.   Сегодня можно по-разному судить и говорить о тех суровых годах. Но очевидно то, что Победа досталась ценой многих миллионов жизней, благодаря неимоверному труду народа.

   Наше село не осталось в стороне от тех страшных и незабываемых годах.

  В годы Великой Отечественной войны председателем Усть – Бюрского сельского совета был  Майнашев Федот Викторович.

     Ученик 2: «Железная дорога» (Слайд 8)

     В 1925-1926 году началось строительство железной дороги Ачинск – Абакан. Железная дорога  имела важное  значение    для развития нашего села. Поезда здесь не останавливались, и только в 1936 году по указу НКПС (наркомат путей сообщения) была открыта станция Усть-Бюр с двумя подъездными путями. Содержанию станционных путей и подъездных тупиков и ответственность была возложена на бригадира пути Лебедева Ефима Осиповича. (Слайд 9)

   Теперь пассажирские поезда останавливались на нашей станции.  С фронта шли  санитарные поезда с ранеными бойцами в Абакан в военный госпиталь. А с Абакана на фронт уходили военные эшелоны. Первый путь погрузочный для Уйбатского ЛПХ для погрузки леса, а второй путь для Золотопродснаба. (Слайд 10)

     Ученик 3: «Детские ясли» (Слайд 11)

   Здание детских яслей было построено в 1939 году по улице Пушкина, где сейчас находится жилой дом. Детей принимали  с  двух месяцев и воспитывались они в яслях до  трёх лет.     Коллектив работающих был небольшой, работали няни и воспитатели. Пеленали,  кормили,  укладывали спать, играли,  гуляли, мыли, стирали, варили,  всё делали то, для маленького человечка, без чего он не может обойтись. На ночных нянь была возложена обязанность обшивать детей, так как в яслях была сменная одинаковая одежда. В группе была манежи на двух детей – грудничков и манежи для тех, кто уже был постарше. Это давало возможность матерям работать, так как декретный отпуск был два месяца,  ведь мамы работали в леспромхозе. Сейчас в этом здании жилой дом.

     Ученик 4: «Усть-Бюрская школа»  (Слайд 12)

    Ещё до войны напротив гаража было построено  длинное  одноэтажное здание «большой» школы так её называли наши жители села. А была ещё  и  «маленькая» в здании, где потом разместился детский сад в 1948 году.

     В школе обучались ребята села Усть – Бюр и дети с  хуторов Сайгачи и Сагай. Первым директором школы был Прохоров Павел Степанович. И во время войны учительский коллектив дружно  с учениками участвовал в общественной жизни села Усть-Бюр. И у всех был общий девиз: «Всё для фронта всё для Победы». Учителя и ученики  выступали в клубе и ездили на лесоучастки с номерами художественной самодеятельности. Помогали Уйбатскому совхозу собирать урожай. (Слайд 13)

     Ученик 5:  «Усть-Бюрская больница»  (Слайд   14)

   Довоенное время больница уже работала. В войну работал врач Ниденталь Вольдемар Фридрихович.

     Трудно было работать  в годы войны в Усть-Бюрской больнице. В одном здании находились и стационар, и родильный дом, и амбулатория. Обслуживали пять участков, приходилось до больных добираться чаще пешком или на лошадях, реже на машине, чтобы сделать уколы, прививки, осмотреть. На лесоучастках было пять фельдшерских  пунктов это: Тамалык, Синявино, Сартыгой, Кискач, Иней. Много там жило людей. При больнице в те времена были и лошадь, и корова и свиньи, косили для них сено, заготавливали корм. Берёзовые, ивовые веники, косили крапиву для общественного скота. Чистили, красили, белили, мыли,  сажали картофель для питания больных.

      Отделение связи (Слайд 15)

      Ученик 6: «Усть-Бюрский леспромхоз»  (Слайд 16)

     Усть-Бюрский  лесхозучасток был открыт в 1935 году, в него входило пять участков: Усть-Бюрское, Сыспанское, Кискачинское, Сартыгойское Уйбатское, Ербинское. Первым лесничим работал  Азевич Викентий Фомич и был у него помощник Рожков Иван Петрович в должности «культурный надзиратель питомника». Помимо отпуска леса работники занимались охраной леса и  естественным возобновлением леса. (Слайд 17)

     За период  с 1941 – 1945 гг. во времена Великой Отечественной войны сменилось четыре директора предприятия.  Ушли добровольцами на фронт Г.А. Бабушкин, Ю.М. Зусман, Г.Г. Соколов, В.Г. Соколов.  Из них никто не вернулся. (Слайд 18-25)

     Ученик 7: «Пожарка Усть-Бюря»  (Слайд 26)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Когда началась война, то пожарных всех призвали в армию. Вместо них пошли в пожарку  женщины. Начальником работала Эльза Ивановна Берзина, сменившая на этом посту своего мужа. Пожарными работали: А. Мингалёва, Ульяна Ростовцева, Фаина Миханошина и Мария Стригина. Женщины сами готовили дрова для пожарки, сено для пожарных лошадей и были в полной готовности к действиям в случае пожара: всегда снаряжённая повозка с бочкой воды вёдер на 50, ручной насос. А ещё каждый час   женщины  были обязаны  подниматься на пожарную вышку  и отбивать время – бить железякой об подвешенный на вверху кусок рельса. В этом году вновь созданная  пожарная охрана ПЧ 102 отметила 5 лет. (Слайд 27,28)

    Кроме работы на плечах женщин лежали заботы о детях, о своём хозяйстве – трудились они не покладая рук, без выходных и праздников.

     Ученик 8: «Всё для фронта, всё для Победы!»  (Слайд 29)

   В маленьком сибирском посёлке Усть-Бюр в годы войны,  как и во всей стране, женщины и дети помогали фронту, а чтобы выжить организовали  подсобное хозяйство в 15 километрах от посёлка в урочище Баланхол. По воспоминаниям старожил нашего села, самыми надёжными  помощниками  были школьники, они выполняли тяжёлую работу вместо отцов, ушедших на фронт.

  Летом всех отправляли в Баланхол,  где выращивали картофель и овощи, всё это грузили в вагоны и отправляли на фронт. В жару они пололи поля и огребали картофель, чтобы как-то заработать на  хлеб. Когда наступала зима,  вязали носки варежки и отправляли на фронт. Естественно сидели голодом зимой картофель перебирали от гнилья.  Когда в доме даже не было крошки, то   дети  собирали мёрзлый картофель, оттаивали, пекли на печи. Весной и летом копали луковицы Саранки,  они были очень вкусными.

     Ученик 9: Рудник  «Сартыгой»  (Слайд 30)

     В деревне была школа,  в ней обучались дети  до ста человек. Школа была четырёхлетняя. А потом школьников распределяли в Усть-Бюр или в Уйбат. Был клуб.  Ну а главное здесь был рудник Сартыгой  где  работала   фабрика золотодобывающая.

      Во время войны на фронт забрали мужчин на их место встали женщины, и дети. За  сданное золото давали бонны,  что значит «золотой рубль»  в магазине можно было купить и хлеб, и другие продукты. Шурфы сохранились до сих пор. Был магазин, была своя пекарня. В военное время здесь работали женщины,  дети и мужчины специалисты по золотообработке.

   Работал рудник до 1953 года. (Слайд 31)  В 1946 году в мае месяце в Сартыгое был открыт детский дом, где воспитывались дети-сироты. Привезли 150 детей отовсюду, разных национальностей. Директором был Кошляк Фёдор Ильич. (Слайд 32,33,34)

    Учитель:  Итак наше путешествие по предприятиям нашего села в годы Великой Отечественной войны подошло к концу. Понравилось ли Вам наше путешествие? Узнали ли Вы новое о своем селе? Закончить наш классный час мне бы хотелось словами стихотворения

Друзья мои! Я обращаюсь к вам:

Глазами ясными тепло на мир взгляните.

Не дайте пересохнуть родникам,

А красоту родной земли потомкам сберегите.

Список использованной литературы

1.Документы сельской библиотеки «История села Усть-Бюр»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «История предприятий села Усть-Бюр » Эпиграф: Для России наш город- частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой родиной, где мы живем.

Слайд 2

Хакасия 20 октября 1930 года хакасскому народу предоставлена государственность в форме автономной области. 3 июля 1991 года Автономная область преобразована в Республику Хакасия

Слайд 3

В состав Республики входят города: Абакан, Саяногорск, Черногорск , Абаза, Сорск . Столицей Республики Хакасия - г.Абакан. Районы Хакасии: Алтайский, Аскизский , Усть-Абаканский , Бейский , Боградский , Орджоникидзевский, Таштыпский , Ширинский . Основные города Хакасии

Слайд 4

История Усть-Абаканского района 30 октября 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление о переносе центра Чарковского района из улуса Чарков в село Усть-Абаканское с переименованием района в Усть-Абаканский .

Слайд 5

Символы Усть-Абаканского района

Слайд 6

Организации находящиеся на территории села Усть-Бюр в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Слайд 7

Председатель Усть-Бюрского сельсовета Майнашев Федот Викторович

Слайд 8

Железная дорога 1936 год. открыта станция Усть-Бирь с остановками пассажирского поезда Лебедев Ефим Осипович (1899 – 1982)

Слайд 10

Изба - читальня

Слайд 11

Детские ясли

Слайд 12

Школа Фото старой школы Березовская Тамара Лаврентьевна

Слайд 13

Школа сейчас

Слайд 14

Усть-Бюрская больница

Слайд 15

Отделение связи Почтальон Цывкина Мария Захаровна

Слайд 16

1936 год открытие Уйбатского леспромхоза Коллектив Уйбатского леспромхоза 1940 год

Слайд 17

Здание Уйбатского леспромхоза

Слайд 18

За период с 1941 – 1945 гг. во времена Великой Отечественной войны сменилось четыре директора предприятия. Ушли добровольцами на фронт Г.А. Бабушкин, Ю.М. Зусман , Г.Г. Соколов, В.Г. Соколов. Из них никто не вернулся.

Слайд 19

Лесозаготовительные пункты Леспромхоз имел три крупных лесозаготовительных пункта: Инейский , Синявинский и Кискачинский , которые представляли собой отдельные поселения.

Слайд 20

Стране нужен был лес, и в этом году было заготовлено 12 тысяч кубометров леса.

Слайд 21

Переработка леса Погрузка леса на верхнем складе погрузчиком КМЗ-П2 Погрузка шпалопродукции в вагоны Цех шпалопиления

Слайд 22

Лесовозы были не теперешние, а газгены: работали на березовых чурочках. Чурочки пилили определенных размеров, удаляли кору, сушили, удаляли кору, сушили и ими заправляли газгены. Попыхивает такая машина дымком, лезет в перевал, а за рулем сидит мальчишка, ребенок еще. Таких в Уйбатском лепромхозе во время войны было три водителя без прав: Михаил Скоробагатов, Илья Юрин и Ким Азевич.

Слайд 23

Столовая Уйбатского леспромхоза

Слайд 24

Усть-Бюрский лесхозучасток 1935 г. старший лесообъезчик Азевич Викентий Фомич (1887 – 1952) культурный надзиратель питомника Рожков Иван Петрович (18 – 19)

Слайд 25

В 1936 году было начато строительство улицы Ленина 1936-1941 гг. бригада плотников Уйбатского леспромхоза Янов, Самохвалов И.Н., Булатов Ф., Левченко

Слайд 26

Пожарная охрана села Усть-Бюр Пожарная каланча построена в 1937 году Стригина Мария Сергеевна (1921- 1980 гг.)

Слайд 27

Пожарная часть № 102 НАМ 5 ЛЕТ !

Слайд 29

Подсобное хозяйство Баланхола

Слайд 30

Рудник Сартыгой

Слайд 32

рудник Сартыгой

Слайд 33

Рудник Сартыгой

Слайд 34

рудник Сартыгой

Слайд 35

Друзья мои! Я обращаюсь к вам: Глазами ясными тепло на мир взгляните. Не дайте пересохнуть родникам, А красоту родной земли потомкам сберегите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + история родного села) по теме «Повторение. Действия с натуральными числами. Дроби. Проценты». 5 класс.

Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту люб...

История школы села Ириновка

В данном материале изложена кратоко история школы села Ириновка Новобурасского района Саратовской области. Материал подкреплен фотографиями, воспоминаниями учителей....

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

История села Усть-Золиха ( Мессер)

Материал по краеведению. Может быть использован при изучении своей области....

Внеклассное мероприятие по немецкому языку для учащихся 3-5 классов «Мы путешествуем по селу Усть-Бюр» («Wir fahren nach Ust-Bur»)

Внеклассное мероприятие проводиться в форме игры-путешествия. Расчитано на учащихся 4-5 классов.Цель мероприятия: Организация деятельности учащихся по повторению знаний в рамках темы "Город",Повышение...

Исследование уровня правовой культуры жителей села Усть-Каменка

Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках обществознания, права, а также они думаю, будут полезны органам местного самоуправления и образовательной организации.Ведь правовая куль...

Доклад на тему "Память сердца. Школа села Усть-Курдюм. "

В докладе описывается  исторрическое прошлое села Усть- Курдюм ,школу и жизнь людей....