методики для изучения классного коллектива
учебно-методический материал

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_dlya_izucheniya_klassnogo_kollektiva.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для изучения классного коллектива

В целях правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю и классному руководителю необходимо уметь диагностировать некоторые важные социально-психологические особенности классного коллектива – уровень его развития, степень организованности, состояние эмоционально-психологического климата, характер межличностных отношений в классе, наличие неформальных лидеров и другие показатели. Для выявления этих особенностей рекомендую следующие методики.

КАРТА-СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА

 

Предлагаемая карта-схема может быть использована как программа наблюдения и изучения коллектива класса путем опроса учителей, классных руководителей, а также учащихся из актива класса. Карта-схема включает четыре шкалы, которые, в зависимости от целей изучения, могут использоваться в комплексе или отдельно. Каждая шкала включает определенное число полярных показателей, оцениваемых экспертами (работающими с классом учителями, классными руководителями или учащимися из актива) соответствующим баллом: от 5 (самый высокий уровень выраженности) до 1 (самый низкий уровень выраженности).

 

Первая шкала. Направленность деятельности коллектива класса

 

Показатели позитивной
активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной
активности

5

4

3

2

1

1. Класс активен, полон творческой энергии.

 

 

 

 

 

1. Класс инертен, пассивен.

2. Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).

 

 

 

 

 

2. Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. п.

3. Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной чистоты и морали.

 

 

 

 

 

3. Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую в разрез с общечеловеческими ценностями и моралью.

4. Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу.

 

 

 

 

 

4. Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой.

5. В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели.

 

 

 

 

 

5. Класс отличают общественно вредные, асоциальные дели.

6. Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей.

 

 

 

 

 

6. Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива.

7. Класс объединяет одна общая цель деятельности.

 

 

 

 

 

7. В классе объединились люди, у которых разные, несовпадающие цели.

8. Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива.

 

 

 

 

 

8. В общественно полезном труде, учебе и т. д, класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых


Окончание табл.

Показатели позитивной
активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной
активности

5

4

3

2

1

9. Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса.

10. В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.

11. Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом.

12. Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами.

13. В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других.

14. В классе велико желание трудиться коллективно.

15. Класс отличают устойчивые интересы.

16. Класс постоянно реализует свои интересы на деле.

17. Актив, ядро класса ведет его на общественно полезные дела.

18. Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся.

19. В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

20. Класс стремится проверить на «командных» должностях многих учащимся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться.

21. Актив класса избирается по деловым качествам.

 

 

 

 

 

интересов (групповой эгоизм).

9. Каждый в классе увлекается лишь тем, что представляет интерес только для него.

10. Саше популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя.

11. У школьников класса нет стремления постоянно общаться друг с другом.

12. У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов

13. В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество.

14. В классе нет стремления к коллективному труду.

15. Класс отличает быстрая смена интересов.

16. Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремится осуществить это на деле.

17. Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела.

18. Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением.

19. Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».

20. Лидеры в классе протестуют против выдвижения кого-либо на свое место, любыми средствами избавляются от конкурентов».

21. В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь своими симпатиями или антипатиями.


Вторая шкала. Организованность класса

 

Показатели позитивной
активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной
активности

5

4

3

2

1

1. В классе есть реальные и действенные органы самоуправления.

2. В классе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи.

3. Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.

4. Учащиеся класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу в целом.

5. Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются.

6. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс.

7. Неудача в достижении цели приводит к еще большему единству и сплочению класса.

8. Класс постоянен и устойчив, поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими классами.

9. Класс тесно связан с другими школьными объединениями, охотно включается в их общую деятельность, активно поддерживает их.

10. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь им освоиться и прижиться в новой среде.

11. Класс легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.

12. Класс представляет устойчивое единое целое.

 

 

 

 

 

1. В классе нет реально действующих органов самоуправления.

2. Необходимость взаимопомощи в классе вызывает противодействие и даже конфликты.

3. Класс не может самостоятельно, без помощи старших, решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».

4. Большинство учащихся класса ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.

5. Ошибки приводят к полному непониманию между учащимися класса, рассогласованности их действий, конфликтным ситуациям.

6. В трудных условиях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива.

7. Неудача в достижении общей цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели.

8. Класс стремится изолироваться от других школьных структур, противодействует контактам с ними.

9. Класс изолирует себя от других школьных объединений, сопротивляется включению в общую деятельность.

10. Класс враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.


Окончание табл.

Показатели позитивной
активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной
активности

5

4

3

2

1

Имеющиеся в классе группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействую друг с другом, поддерживая общеклассное единство.

13. Учащиеся активно стремятся сохранить класс как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования.

14. Класс способен находить наилучшие варианты взаимозависимости между отдельными учащимися в различных ситуациях и видах деятельности.

15. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями.

 

 

 

 

 

11. Класс не способен к согласованию своих действий.

12. Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.

13. Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению. Класс легко поддается расформированию или даже способствует ему.

14. Класс шаблонно, косно подходит к взаимозависимости между его членами, не может перестроить сложившееся взаимодействие при другой ситуации, виде деятельности.

15. Класс не имеет хороших, способных организаторов.

 

Третья шкала. Психологическое единство класса

 

Показатели позитивной

активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной

активности

5

4

3

2

1

1. Класс имеет четкое, единое суждение о возможностях своих организаторов.

2. Все члены класса прислушиваются к мнению своих товарищей.

3. Учащиеся хорошо осведомлены обо всем, что касается класса: его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы, результатах деятельности класса и т. д.

4. Школьники класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач.

 

 

 

 

 

1. Класс не имеет единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение класса о его организаторах противоречиво.

2. Школьники класса не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения противоречивы.

3. В классе не знают о его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы, результатах деятельности класса и т. д.

 


Окончание табл.

Показатели позитивной

активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной

активности

5

4

3

2

1

5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.

6. В меняющихся жизненных ситуациях класс быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.

7. При оценке наблюдаемых фактов и событий окружающей жизни в классе существует устойчивое единое мнение.

8. Класс имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

9. Класс верно, единодушно оценивает свое место среди других классов школы.

10. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого классного мнения.

11. Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков.

 

 

 

 

 

4. В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач.

5. Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов.

6. Класс не способен оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам и сложившимся суждениям.

7. Для класса характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни.

8. В классе имеют место явно противоречивые мнения о возможностях, достоинствах и недостатках класса.

9. Класс неверно и противоречиво оценивает свое место среди других классов школы.

10. Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими – его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения.

11. Критические замечания извне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, упрямству.


Четвертая шкала. Психологический климат класса

 

Показатели позитивной

активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной

активности

5

4

3

2

1

1. В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон.

2. В классе наблюдается доброжелательность во взаимоотношениях между школьниками, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.

3. В классе наблюдается стремление к совместным переживаниям событий, жизненных явлений, произведений искусства.

4. Успехи или неудачи класса в целом переживаются всеми членами класса.

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса. Имеют место одобрение, а критика и упреки делаются с доброжелательных позиций.

6. В сложных ситуациях происходят эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.

7. Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих школьных органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса и способствующее ему.

8. В отношениях между неформальными группировками класса («по симпатиям», «по интересам» и т.д.) существует взаимное расположение и доброжелательность.

9. Различные эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение)

 

 

 

 

 

1. В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой.

2. Между членами класса имеет место конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.

3. В классе проявляется тенденция к изоляции его отдельных членов, отсутствует коллективный характер переживаний.

4. Успехи или неудачи класса оставляют его членов равнодушными.

5. На успехи или неудачи товарищей и школьников проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

6. В сложных ситуациях класс теряется, «раскисает», наблюдаются растерянность, ссоры взаимные обвинения.

7. В аналогичных ситуациях у части школьников имеют место переживания, выражающие разобщение класса или способствующие этому.

8. Неформальные группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.

9. Эмоциональные состояния взрывного характере выходят из-под контроля класса, протекают стихийно и определяют содержание поведения и деятельность класса.

10. Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное


Окончание табл.

Показатели позитивной

активности

Оценки (в баллах)

Показатели негативной

активности

5

4

3

2

1

регулируются классом и не меняют качественно содержание его деятельности и поведения.

10. Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

эмоциональное отношение к совместной деятельности.

 

При обработке полученных данных по каждой шкале подсчитывается средний уровень выраженности изучаемой особенности коллектива класса по следующей формуле:

Если значение X находится в пределах от 4 до 5, то это говорит о высокой степени выраженности изучаемой особенности коллектива, от 3 до 4 – о средней степени и от 1 до 2 – о низкой степени выраженности изучаемой особенности.

Кроме того, наличие и степень выраженности социально-психологических признаков коллектива класса, отражённых в карте-схеме, полезно сопоставить с поэтапным движением класса по пути к высшем уровню развития – коллективу.

 

Примерные этапы развития класса как коллектива

Первый этап – диффузная группа. Для этого типа группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно психологическое единство на второстепенной, случайной, временной, а не деловой основе. Как правило, это состоящая из изолированных (а иногда конкурирующих) группировок общность; наряду с лидерами-организаторами действуют лидеры-дезорганизаторы. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.

Второй этап – группа-кооперация. Это достаточно организованная и сплоченная группа, но она проявляет активность, прежде всего, в преследовании собственных интересов, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет себя другим группам, строит с ними отношения на основе конкуренции, соперничества. Высокие цели вышестоящей организации такие группы умеют приспособить к своим узкогрупповым интересам.

Третий этап – группа-коллектив. Такие группы успешно осуществляют учебную и общественную деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и нравственную чистоту. Порученные задания решают нешаблонно, ищут наилучшие варианты их выполнения. Группы психологически сплочены, причем сплоченность базируется на основе социально ценных мотивов и целей. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности группы, в котором принимают участие все члены группы. Между неформальными группировками и их лидерами складываются хорошие деловые и личные отношения,

В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность в них защищена психологически, но вместе с тем в деловых отношениях преобладает высокая требовательность к каждому члену  коллектива, а к нарушителям коллективных норм и ценностей – непримиримость. В настроении группы преобладает мажор, это настроение дополняется ощущением собственного достоинства, основанного на представлении о ценности коллектива и гордости за него. Каждый член в группе чувствует себя легко и свободно.

Сопоставляя социально-психологическую характеристику группы, полученную на основе данных карты-схемы, с вышеописанными уровнями развития группы, можно ориентировочно найти положение изучаемой группы в интервале: диффузная группа-коллектив, т. е. примерно определить уровень ее развития как коллектива. Это даст возможность определить наиболее адекватные методы руководства классным коллективом, наметить принципы его самоуправления.

 

                                         

 

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Эта методика может быть использована в дополнение к предыдущей или самостоятельно.

Членам классного коллектива раздаются заранее подготовленные бланки (см.ниже) и предлагается оценить те или иные особенности эмоционального состояния (психологического климата) по 7-бальной шкале. Для характеристики состояния используются следующие оценки:

+ 3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

+ 2 – проявляется в большинстве случаев;

+ 1 – проявляется достаточно заметно;

0 – не проявляется;

– 1 – свойство проявляется достаточно заметно;

– 2 – проявляется в большинстве случаев;

– 3 – всегда проявляется.

Бланк оценок

 

 

+3

+2

+1

0

–1

–2

–3

 

В коллективе царит доброжелательность во взаимоотношениях и взаимопонимание.

В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду.

Члены коллектива стремятся общаться и сотрудничать с другими коллективами.

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимопонимание.

Коллективу нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах.

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех других.

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе постоянно пессимистическое настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты.

Принципиальность, честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду.

Члены коллектива стремятся обособиться от других коллективов.

Группировки конфликтуют между собой.

Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к тесному общению.

Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают чувство зависти и злости.

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Преобладают одобрение и поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению других.

В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного».

Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами.

Коллектив доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

Коллектив быстро откликается на любое полезное для всех дело.

В коллективе справедливо относятся ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых.

К похвалам и поощрениям коллектива относятся с одобрением и чувством гордости.

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.

В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты.

Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов.

Новые члены коллектива чувствуют себя лишними, к ним нередко проявляются враждебные отношения.

Коллектив не откликается ни на какое полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах.

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».

К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно.

 

Для общей оценки психологического климата необходимо вначале сложить все положительные баллы, затем все отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат и будет являться условной характеристикой психологического климата в коллективе. Чем выше этот результат приближается к максимально возможной положительной сумме оценок (+42); тем благоприятнее климат и эмоциональное состояние коллектива.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика.Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Материал в помощь воспитателю. Назначение: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому....

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

Изучение классного коллектива.

Для классного руководителя....

Примерная программа изучения классного коллектива

для психолого-педагогической характеристики класса...

Методики изучения классного коллектива

Методики изучения классного коллектива...

Методики изучения классного коллектива

Методики изучения коллектива учащихся...

Методики диагностики сформированности классного коллектива

Методики для диагностики сформированности классного коллектива...