Методики изучения классного коллектива
материал на тему

Игнаткина Анастасия Юрьевна

Методики изучения классного коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические методики изучения классного коллектива

      Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.

      Диагностическая методика № 1. «Фотография»
      Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
      Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»
      Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.
      Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
      Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»
      Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
      Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»
      Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
      Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
      Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»
      Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Школьная неделя

Значимые события

я

класс

1-ая

 

 

2-ая

 

 

.
.
.

 

 

34-ая

 

 

Таблица 1

      Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»
      Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.


   Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
      Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»
      Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
      Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»
      Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
      Диагностическая проективная методика № 9
      Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
      1.   Самый близкий мне человек в классе, это...
      2.   Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
      3.   Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
      4.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
      5.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
      6.   Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
      7.   Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
      8.   Ребята, интересы которых мне чужды, это...
      9.   Ребята, которые мне неприятны, это...
      10. Ребята, которых я избегаю, это...
      Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»
      Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
      1.   Как называется фильм?
      2.   Где происходит действие фильма?
      3.   Кто является главным героем фильма?
      4.   Кто играет второстепенные роли в фильме?
      5.   Каким является фильм по жанру?
      6.   Каков финал фильма?
      7.   В каком цвете снимался фильм?
      Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
"Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания"   К.Д. Ушинский

Диагностика № 9. «Сочинение»
      Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
«Ода моему классу»
«Мой класс через 5лет»
«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»
«Удивительные истории моего класса»
«Болезни роста нашего класса»
      Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:
«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,
«Письмо самому себе»,
«Мои «хочу», «могу» и «надо».
      Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
      Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:
«Мои осенние размышления»
«Привет самому себе из сентября 2002 года»
«Год 2003. Мои поиски истины»
«Мои взлеты и падения»
      Диагностика №10. «Полемика с самим собой»
      Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например :я в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имею
Дисциплина — это свобода
Дисциплина — это неволя
Учит жизни не книга, а опыт
Учит жизни не опыт, а книга
Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.
Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.
      Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»
      Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей.       
Жизнь —это...
Друг —это...
Быть человеком — значит...
Наивысшая радость — это...
Самая большая беда — это...
Добрая память о себе — это...
Плохая память о себе — это...
Главное в жизни — это...
Мелочи жизни — это...
Радости жизни —это...

  
      Диагностика № 12. «Социометрия»
      Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

Изучение классного коллектива.

Для классного руководителя....

Методика диагностики классного коллектива

В данном материале диагностика класса на личностный рост...

Примерная программа изучения классного коллектива

для психолого-педагогической характеристики класса...

Анкета для изучения классного коллектива

1. Преобладающее мнение о дружбе в коллективе.2. Преобладающее мнение о взаимопомощи в коллективе.3. Преобладающее мнение о взаимной ответственности....

Методики изучения классного коллектива

Методики изучения коллектива учащихся...