Занимательная грамматика
рабочая программа (7 класс)

Лапшина Елена Александровна

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для детей 12-13 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass._luchshaya_vneurochka._1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«средняя школа № 56»

«Согласована»

Зам. директора по УВР

________/___________

«___» _________20__г.

«Принята»

Педагогическим советом

как приложение к основной образовательной программе МБОУ «СШ №56»

Протокол № ___  

от «___» _________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ №56»

_______/__________

Приказ №____

от «___» _________20__г.

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

общеинтеллектуальное направление

12-13 лет

Количество часов: 34.

Срок реализации: 1 год.

                                                       

                                                                      Составитель программы:     Лапшина Е.А.

                                                                                                                                               

                                                         Иваново 2019.

                                       

Рабочая программа  разработана в соответствии с ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);  Уставом МБОУ «СШ № 56»; Программой  развития МБОУ «СШ № 56» на 2019-2020 годы.  

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- уметь выделять нравственный аспект поведения;

- усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;

- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;

- учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;

- уметь давать логическую оценку действий своих и других;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;

- уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;

- ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;

- осознавать выбор способов решения поставленных задач;

- понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

- устраивать групповые обсуждения;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;

- уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач

Обучающиеся получат возможность научиться:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.

-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием

Предметные результаты:

- иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;

- расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова

- формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1ч.)

Тема. Вводное занятие. Язык и речь - чудо из чудес. 1 ч. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 2 Фонетика. Орфоэпия. (4 ч.)

Тема. Звуки не буквы. Звучащая строка. 2 ч.

Теория : Звуки и буквы русского языка. Гласные и согласные. Ударные и безударные. Твёрдые и мягкие. Парные и непарные. Глухие и звонкие. Фонетическая транскрипция.

Практическая работа: фонетический разбор слов, игры со словами, запись фонетической транскрипции слов.

Тема. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. 2 ч.

Теория: Орфоэпия как раздел науки о языке. Произносительные нормы современного русского языка.

Практическая работа: работа с тестами, текстами, игра «Комментатор», « Заговори, чтобы я услышал тебя.»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 3. Морфемика. Словообразование.(4 ч.)

Тема. Судьба слова. 1ч.

Теория: Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфемы как составные части слова. Способы словообразования.

Практическая работа: Лингвистические игры. «Происхождение слов».

Тема.  « Говорящие» приставки и « весёлые» суффиксы.

Теория: Способы образования слов: приставочный и суффиксальный. История происхождения приставок и суффиксов.

Практическая работа: Лингвистические игры « Собери слово», « К истокам слова».

Тема. « Прадедовские» приставки.

Теория: Рассказ об исторических изменениях в приставках.

Практическая работа: морфемный разбор слов, определение их значений, наблюдения над историческими изменениями.

Тема. « Двое из ларца». 1ч.

Теория: Гнездо однокоренных слов. Изменения в морфемном составе слова.

Практическая работа: Использование шарад, метаграмм, в завершении этой темы и раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел Орфография (5 ч.)

Тема. Необычные правила. 2ч.

Теория: Работа с некоторыми школьными правилами и создание новых формулировок правил.

Практическая работа: работа с деформированными текстами , нахождение слов- исключений, а также слов на указанные орфограммы. Орфографические игры.

Тема. Путеводные звёзды орфографии. 2ч.

Теория: Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Практическая работа: Связь этимологии с орфографией. Разучивание правил в стихотворной форме на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. Выполнение тестовых заданий.

Тема. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? .

Теория: Использование знаков в тексте.

Практическая работа: Конкурс-игра «Что там стоит?..

Тема. Хитрый звук «й» 1ч.

Теория: Роль его в речи и на письме.

Практическая работа: Работа с текстом.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 5 Грамматика. Морфология и синтаксис. (19 ч.)

Тема. Проще простого или сложнее сложного.1ч.

Теория: Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Практическая работа: Составление предложений с использованием инверсии. Работа с текстами на нахождение инверсии.

Тема. Согласуй меня и помни.1ч.

Теория: Морфологические нормы современного русского языка.

Практическая работа: Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях. 1ч.

Теория: Причастие как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки причастия. Синтаксическая роль в предложении.

Практическая работа: Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Тема. Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия. 1ч.

Теория: Способы образования причастий.

Практическая работа: Решение лингвистических примеров и задач.

Тема Внимание: причастный оборот. 2ч.

Теория: Причастный оборот. Условия обособления причастных оборотов.Практическая работа: Работа с деформированными текстами.

Тема. Н+Н=НН. 2ч.

Теория: Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в суффиксах разных частей речи.

Практическая работа: Лингвистические игры.

Тема. Дорисовывает движение…Одинаковы ли деепричастия? 1ч.

Теория: Деепричастие как самостоятельная часть речи. Образование деепричастий. Морфологические признаки.

Практическая работа: Нахождение в текстах деепричастий, определение морфологических признаков. Задания на образование возможных форм деепричастий.

Тема. « Коварство» деепричастного оборота. 2ч.

Теория: Деепричастный оборот. Условия обособления деепричастных оборо

тов.

Практическая работа: Работа с деформированными текстами.

Тема. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов. 1ч.

Теория: Роль предлога в речи и в тексте.

Практическая работа: Работа с текстом.

Тема. Употреби меня со словом.1ч.

Теория: Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Практическая работа: работа с географическим атласом.

Тема. Тоже, также иль зато?1ч.

Теория: Правописание союзов.

Практическая работа: Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие».

Тема. Соединю простое в сложное.1ч.

Теория: Роль союзов в тексте

Практическая работа: Построение текстов

Тема. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.

Теория: Разряды частиц.

Практическая работа: Игры на внимание.

Тема. Не могу не знать = я знаю! 1ч.

Теория: Значение и роль частицы в тексте.

Практическая работа: Конкурс на восстановление деформированного текста.

Тема. Эти эмоциональные междометия. 1ч.

Теория: Междометия , их роль и употребление.

Практическая работа: Комплексный анализ текстов. Нахождение предложений с междометиями. Определение их роли. Чтение стихотворений с междометиями.

Тема. Волшебные слова. Этикетные слова . .

Теория: Слова вежливости, междометия.

Практическая работа: Создаём ребусы.

Раздел 6 Итоговое занятие. Защита проекта (1ч.).

Тема.Итоговое занятие. Защита проекта. Как грамматика « …ум в порядок приводит». .

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий .

                                      Тематическое планирование.

Тема.

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы аттестации (контроля).

всего

теория

практика

                                                   РАЗДЕЛ 1. Введение (1ч.).

1. Язык и речь - чудо из чудес

1

1

0

Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты.

                                           РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия. (4ч.).

2-3. Звуки не буквы. Звучащая строка

2

1

1

Фонетический разбор слов, игры со словами, запись фонетической транскрипции слов.

4-5. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. 

2

1

1

Работа с тестами, игра «Комментатор»,

 « Заговори, чтобы я услышал тебя.»

                                     РАЗДЕЛ. 3. Морфемика. Словообразование (4ч).

6. Судьба слова. 

Лингвистические игры. «Происхождение слов».

7. «Говорящие» приставки и «весёлые» суффиксы.

Лингвистические игры « Собери слово», « К истокам слова».

8. «Прадедовские» приставки.

Морфемный разбор слов, определение их значений, наблюдения над историческими изменениями.

9. « Двое из ларца». 

Использование шарад, метаграмм, реклама своих  творческих работ с использованием средств массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

                                              РАЗДЕЛ 4. Орфография (5ч).

10-11. Необычные правила.

Работа с деформированными текстами , нахождение слов- исключений, а также слов на указанные орфограммы. Орфографические игры.

12. Путеводные звёзды орфографии. 

Разучивание правил в стихотворной форме на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. Выполнение тестовых заданий.

13. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 

Конкурс-игра «Что там стоит?..»

14. Хитрый звук «й» 

Работа с текстом.

                         РАЗДЕЛ 5 Грамматика. Морфология и синтаксис (19ч).

15. Проще простого или сложнее сложного.

Составление предложений с использованием инверсии. Работа с текстами на нахождение инверсии.

16. Согласуй меня и помни.

Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

17. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях. 

Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

18. Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия. 

Решение лингвистических примеров и задач.

19-20. Внимание: причастный оборот. 

Работа с деформированными текстами.

21-22. Н+Н=НН.

Лингвистические игры.

23. Дорисовывает движение…Одинаковы ли деепричастия? 

Нахождение в текстах деепричастий, определение морфологических признаков. Задания на образование возможных форм деепричастий.

24-25. «Коварство» деепричастного оборота. 

Работа с деформированными текстами.

26. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов.

Работа с текстом.

27. Употреби меня со словом.

Работа с географическим атласом.

28. Тоже, также иль зато?

Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие».

29. Соединю простое в сложное.

Построение текстов

30. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

Игры на внимание.

31. Не могу не знать = я знаю! 

Конкурс на восстановление деформированного текста.

32. Эти эмоциональные междометия. 

Комплексный анализ текстов. Нахождение предложений с междометиями. Определение их роли. Чтение стихотворений с междометиями.

33. Волшебные слова. Этикетные слова . 

Создаём ребусы.

34. Итоговое занятие. Защита проекта. Как грамматика « …ум в порядок приводит». 

Подведение итогов знаний и навыков, полученных за год занятий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Путешествие в страну "Занимательной грамматики"

обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....

Занимательная грамматика (изучение настоящего простого времени)

разнообразные задания на закрепление настоящего простого времени...

Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики

 На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...