Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

         Цель -пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.

         Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6-х классов ставит следующие задачи:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития школьников.

    Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Пояснительная записка

       Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

        Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. 

         Цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.

         Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6-х классов ставит следующие задачи:

  1. выявление и поддержка одарённых учащихся;
  2. развитие индивидуальных способностей учащихся;
  3. расширение и углубление программного материала;
  4. воспитание любви к великому русскому языку;
  5. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  6. совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  1. игры на языковом материале;
  2. вопросы занимательной грамматики;
  3. инсценировки языковых ситуаций;
  4. краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  5. практическая работа с различными рода словарями.

Ожидаемые результаты:

  1. возросший интерес к предмету;
  2. повышение успеваемости по русскому языку;
  3. умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.

                                             Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Примечания

п

ф

1

О любой, в частности русской, орфографии.

1

1н.09

7.09

2

Весёлые правила.

1

2н.09

14.09

3

Части речи и …послание капитана Гранта.

1

3н.09

21.09

4

О чем говорят имена падежей.

1

4н.09

28.09

5

Если упали ножницы...(О роде и числе существительных)

1

1н.10

5.10

6

Какого цвета платье было на старой графине?

1

2н.10

12.10

7

Не с глаголами в стране невыученных уроков

1

3н.10

19.10

8

Куда наклоняется глагол?

1

4н.10

26.10

9

О прямых и переносных значениях в морфологии

1

1н.11

9.11

10

Загадочная часть речи

1

2н.11

16.11

11

Осторожно: местоимения?

1

3н.11

23.11

12

Муравьи нашей грамматики

1

4н.11

30.11

13

Почему «пять» - числительное?

1

1н.12

7.12

14

Открываем лингвистические Америки

1

2н.12

14.12

15

Маленькие истории о словах с большой буквы

1

3н.12

21.12

16

Слово + слово = ?

1

4н.12

28.12

17

Слово... словосочетание... предложение

1

3н.01

18.01

18

В поисках подлежащего

1

4н.01

25.01

19

Многоликое многоточие

1

1н.02

1.02

20

Вопрос? Вопрос... Вопрос

1

2н.02

8.02

21

От утёнка до кавычек

1

3н.02

15.02

22

Еще раз о знаках препинания

1

4н.02

22.02

23

Внимание: обращение

1

5 н.02

29.02

24

Скорая орфографическая помощь

1

1н.03

1.03

25

Необычные правила

1

2н.03

15.03

26

Фокусы местоимений

1

3н.03

22.03

27

Путеводные звезды орфографии

1

1н.04

5.04

28

На помощь приходят... матрешки

1

2н.04

12.04

29

Прописная или строчная?

1

3н.04

19.04

30

Если матрёшки не откликнулись...

1

4н.04

26.04

31

Необычные вопросы

1

1н.05

3.05

32

Когда верблюдов много, а снега мало

1

2н.05

10.05

33

Император и пирожное

1

3н.05

17.05

34

Что значит владеть языком?

1

4н.05

24.05

                                  Содержание изучаемого курса

Фонетика. Графика. Орфография.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Глагол. Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Лицо и число глаголов. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных.

Имя числительное. Понятие о числительном. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.

Наречие. Понятие о наречии. Степени сравнения наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Образование наречий путем перехода слов одной части речи в другую. Слова состояния.

Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения.

                                 Методическое обеспечение

  1. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000
  2. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001

                                            Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  5. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.
  8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5
  11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  14. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
  15. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2
  17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  18. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  19. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985. 
  20. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика" для 5-6 классов, по внеурочной деятельности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" составлена на основе УМК  "Английский в фокусе" , авторы Ваулина и др. Программа расчитана на 34 занятия для учащихс...

Рабочая программа по грамматике английского языка. Дополнительное образование. (6-7 классы)

Данный курс английского языка является важной составной частью системы обучения этому учебному предмету в школе и тесно увязан с основным курсом. На курс отводится по два часа в неделю. Всего 72...

Рабочая программа в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи»

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «...

Рабочая программа "Увлекательная грамматика" 8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 8 классе "Увлекательная грамматика"...

Программа "Практическая грамматика для 10-11 классов"

Программа "Практическая грамматика" предназначена для учеников 10-11 классов для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку....

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 7 класса

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи 8 класс

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...