Главные вкладки

    Воспитательная программа "Новое поколение"
    рабочая программа (8, 9 класс)

    Лега Галина Владимировна

    рабочие материалы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitatelnaya_programma.docx164.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №7Пос. Советское Руно

    Ипатовского района Ставропольского края

    «Утверждаю»                                                                                      «Согласовано»

    Директор МКОУ СОШ № 7                                                        зам директора по ВР

    ___________В.И. Калиберда                                                 _____________В.Н. Сеина

    «___»________2019г.                                                              «_____»_________2019г.

         

     

    http://www.xn--b1addlyeafkcjagigk5e.xn--p1ai/uploads/news/cover/17478/compressed_file.jpeg

    Автор программы:

    Классный руководитель 8 класса

    Лега Галина Владимировна

    2019-2021 уч.год

    Пояснительная записка

    «Дети – это наша старость.

    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

    плохое воспитание – это будущее горе,

    это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,

    перед всей страной»

    А.С. Макаренко

    Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социально-экономические и социально-политические системы, но и нравственные ориентиры людей, взаимоотношения между ними. Сегодня, когда решается задача «возвращения» ученика в культуру, безусловно, имеется в виду развитие у него способности к научному и моральному познанию этого многоликого мира, воспитание человека, способного осознать необходимость и важность выбора отдельных поступков или поведения в целом в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Все выше изложенное определило необходимость разработки системы воспитательной работы,  ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий.

         Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.

        Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

        Но в процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия не только со стороны школы, но и семьи, сверстников, средств массовой информации. Поэтому особая роль в осуществлении целей и задач воспитания должна быть отведена классному руководителю.

         Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.

         Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

    Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственных качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

         Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.

     

    Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.

    Задачи программы:

    • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
    • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
    • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
    • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
    • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
    • вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
    • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
    • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
    • формирование здорового образа жизни школьника;
    • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
    • гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
    • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
    • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
    • совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
    • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
    • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
    • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

    Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».

     Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

     Принцип целостности в воспитании.

    Необходимо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.

    Принцип воспитания творческой личности .

     Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

     Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

    Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

     Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели.

    В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

     Принцип сотрудничества.

     Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

    Этапы. Сроки. Класс. Задачи этапа.

     1 этап 2019– 2020уч.г. 8 кл.

    1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

     2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим.

     3.Формирование у обучающихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

     4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

    2 этап 2020-2021г.  9 кл.

    1. Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.

     2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

     3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

     4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.

    Самоуправление класса

     Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

     Познай себя – это интересно!

     Сотвори себя – это необходимо!

     Утверди себя – это возможно!

     Прояви себя – это реально!

     Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

     Принципы деятельности органов самоуправления:

     - добровольность;

     - демократизм;

     - гуманизм;

     - социальная направленность;

     - творчество;

     - вариативность;

     - самостоятельность.

     Для достижения данных принципов необходимо:

     - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

     - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

     - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

    Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

    Функции воспитательной системы:

    Воспитательная система класса  предполагает  следующие функции:

    • развивающую, направленную на изменение  мотивации  учебной деятельности, развитие творческой личности, способной  к самовыражению, самореализации;
    • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и  внешкольных связей;
    • защитную, способствующую  изменению  типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
    • корректирующую, направленную на  коррекцию поведения и общения  ребенка с целью предупреждения негативного  влияния на формирование личности;
    • компенсирующую,  предполагающую создание  в школе  условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие  коммуникабельности, обеспечивающей успешность  совместной деятельности детей и  взрослых;
    • управленческую,  ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие  всех участников  воспитательной системы.

    Логика построения программы

    Программа представляет собой систему из 7 направлений

    Структурная модель воспитательной системы

    Духовно-нравственное воспитание: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, культура мира, свое «я», развитие рефлексии.

    Решаемые задачи:

    • воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
    • воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;
    • воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы. 

    Конкретная  деятельность:

    - беседы, диспуты на нравственные темы;

    - уроки культуры поведения и общения;

    - День Знаний;

    - День пожилого человека;

    - День Учителя;

    -анкетирование и тестирование детей в коллективе с целью выявления уровня воспитанности учащихся, уровня  сформированности  коллектива;

    - составление диагностической карты класса.

    Гражданско-патриотическое воспитание: направлено на формирование у ребят гражданской позиции.

    Решаемые задачи:

    • воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
    • воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
    • воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
    • воспитание правовой культуры. 

    Конкретная деятельность:

    - месячник безопасности движения;

    - шефская помощь ветеранам;

    - уроки России;

    - тематические классные часы;

    - Вахта памяти;

    - месячник военно-патриотической работы;

    - профилактические классные часы.

    - организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

    - организация и проведение встреч с участниками войны;

    - организация и проведение экскурсий  в музеи г.Ипатово и Ставрополя;

    - подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;

     Профориентация: направлено на формирование у учащихся осознанной роли труда в жизни каждого человека и своей собственной; знание и уважение традиций русского народа.

    - организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов на закрепленных объектах территории школьного двора.

    Решаемые задачи:

    • воспитание потребности трудиться;
    • воспитание ответственности за выполненную работу.  

    Конкретная деятельность:

    - организация и проведение дежурства по классу, по школе;

    - организация и проведение семейных вечеров;

    - организация и проведение походов, поездок;

    -организация и проведение  выставок, аукционов поделок;

    -организация и проведение трудовой практики.

    - профориентационная  диагностика (анкетирование)

    - косметический ремонт кабинета;

    - профориентационные  классные часы.

    Физкультурно-оздоровительное воспитание:  направлена на обеспечение здоровья школьников.

    Решаемые задачи:

    • создание условий для физического развития учащихся;
    • воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
    • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
    • воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

    Конкретная деятельность:

    - Дни Здоровья;

    - участие в спортивных мероприятиях;

    - тематические классные часы;

    - уроки культуры здоровья (о вреде курения, алкоголя, наркотиков);

    - спортивные секции;

    - конкурс «А ну-ка, парни».

    - организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.

    - организация и проведение походов, поездок;

    Художественно-эстетическое воспитание: формирование эстетических вкусов и общей культуры учащихся, поиск своей творческой индивидуальности.

    Решаемые задачи:

    • воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
    • реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.  

    Конкретная деятельность:

    - организация и проведение семейных вечеров;

    - сбор материалов и выпуск классных портфолио и газет;

    - организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов;

    - организация и проведение тематических бесед и классных часов;

    - организация и проведение литературно-художественных конкурсов,  праздников;

    - организация и проведение выставок работ школьников;

    - организация и проведение встреч с интересными людьми;

    - посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок; 

    - конкурсы классных уголков;

    - конкурсы рисунков и плакатов.

    Интеллектуальное развитие:

    Формирование интереса  к учебе через  развитие познавательных процессов, работоспособности учащихся, сотрудничество с учителями-предметниками.

    Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.

    Решаемые задачи:

    • поддерживать интерес к учебному процессу и развивать стремление к самостоятельному познанию нового и интересного в мире;
    • учить жить в мире и согласии людей разных национальностей;
    • развивать в детях чувство толерантности по отношению к иным верованиям и традициям.  

    Конкретная деятельность:

    - промежуточный анализ успеваемости;

    - индивидуальная работа с отдельными учащимися;

    - предметные недели;

    - смотры знаний;

    - познавательные классные часы;

    - конференции.

    Работа с родителями: повышение роли  семьи в воспитательно-образовательном процессе.

    - изучение воспитательного потенциала семьи;

    - индивидуальная работа с родителями;

    - родительские собрания, лектории, конференции;

    - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    - заседания родительского комитета;

    - семейные праздники.

    Профилактика асоциального поведения

    Задачи:

    - воспитывать уважение к законам Российской Федерации;

    - формировать навыки культурного поведения и общения.

    Конкретная деятельность:

    1. Профилактика нарушений ПДД, минутки безопасности
    2. Профилактические индивидуальные беседы с учащимися, нарушающими правила поведения
    3. Изучение уровня воспитанности учащихся
    4. Классные часы по теме ПДД

    Примерная тематика классных часов

    Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

     Гражданско-патриотическое воспитание  «Я – гражданин России»

    8 класс

    1. «День Знаний». Классный час

     2. «День Народного единства. Что мы празднуем?» Беседа

     3.  «Я имею право на…» Дискуссия

     4.  «Афганистан – наша память и боль». Классный час

    5. "Я ребенок – я гражданин".  Классный час

    6. «Поговорим об ответственности». Правовая беседа

    7. «Люди мира, на минуту встаньте!» Литературно-музыкальная композиция

    8. «Полиция на страже общественного порядка»

    9 класс

    1 «Конституция – закон жизни». Классный час.

    2. "Человек и закон". Деловая игра

    3. «Через века, через года, помните…» Урок мужества

    4. «За честь страны!» Итоги летней олимпиады в Лондоне.

    5. «Знай и люби свой край». Классный час.

    6. «Именем святой Екатерины». Игра «Колесо истории».

    Духовно-нравственное воспитание  «Я - человек и личность» 

    Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

    8 класс

    1. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» Беседа.

    2. «Я и учитель». Диспут.

    3. «Внешний облик и внутренний мир». Диспут.

    4. «Как вести себя в конфликтных ситуациях?» Практикум.

    5. «Музыка и мы». Дискуссия.

    6. «Гость в доме – хозяину радость». Ролевая игра.

    7. Классный час «Не обижайте старость»

    8. Семейный праздник «День матери – праздник любви и балгодарности. Дорогой и единственной посвящается»

    9 класс

    1. «Что такое интеллигентность?» Урок нравственности.

    2. «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». Беседа.

    3. «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта.

    4. «Поощрение и наказание в семье». Беседа.

    5. «Карманные деньги» Дискуссия.

    6. «Десять Заповедей – основа нравственности человечества». Урок нравственности.

    7. «Секреты Золушки». Конференция идей.

    8. «Язык, мимика, жесты как средства общения». Беседа.

    9. «Русские посиделки». Праздник

    Экологическое воспитание  «Я отвечаю за окружающий мир»

     Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

    8 класс

    1. «Берегите эти земли, эти воды». Классный час.

    2. «Экологическая тропа». Заочное путешествие по Тяжинскому   району.

    3. «Внимание: бытовые отходы!» Классный час.

    4. «Цивилизация - начало борьбы с природой» Беседа.

    5. «Цветы в жизни человека» Классный час.

    9 класс

    1. «В защиту матери-земли». Классный час.

    2. «Цивилизация - начало борьбы с природой». Беседа.

    3. «И я – природа». Беседа.

    4. «День воды». Классный час.

    5. «Чернобыльская катастрофа». Урок памяти.

    6. «Нет дерева сердцу милее». Литературно-музыкальная композиция.

    Спортивно- оздоровительное воспитание  «В здоровом теле – здоровый дух».

     Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

    8 класс

    1. «Я выбираю здоровье». Беседа.

    2. «Суд над сигаретой». Деловая игра.

    3. «О вкусной и здоровой пище». Беседа.

    4. «Как уберечься от гриппа?» Классный час.

    5. «Формула здоровья». Дискуссия.

    6.  «Спид – болезнь 21 века». Беседа.

    7. «Загар – польза или вред?» Диспут.

    9 класс

    1. «Не сломай судьбу свою». Классный час.

    2. «Человек и наркотики». Классный час.

    3. «Биологические добавки». Беседа.

    4. «Коктейль здоровья». Практикум.

    5. «Стресс в нашей жизни». Тренинг.

    6. «Наследственные болезни». Классный час.

    Профориентация

    9 класс

    1. «В поисках будущей профессий». Классный час.

    2. «Сто дорог — одна твоя». Беседа.

    3. «Труд в нашей жизни». Беседа.

    4. «Я б в ….. пошёл, пусть меня научат..» Тренинг.

    5. Экскурсии на предприятия

    Интеллектуально-развивающее воспитание

    1. класс

    1.«Вирус скравнословия».

    2. «Зависть».

    3. «Навстречу судьбе»

    4. «Средства общения»

    1. класс

    1.«Ловушки для современной молодежи»

    2. «Трудно ли быть подростком»

    3. «Как готовиться к экзаменам»

    4. «Умение прощать»

    Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

     Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:

     1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

     2. Уровень воспитанности;

     3. Сформированность ценностных отношений учащихся;

     4. Формирование мотивации к обучению;

     5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

    Для изучения эффективности программы воспитания используются:

     • различные методики диагностики;

     • беседы с учащимися;

     • наблюдения;

     • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою

     позицию.

    Родительские собрания:

    8 класс

    1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
    2. Жизненные и учебные цели подростка
    3. Подросток в мире вредных привычек
    4. Взаимопонимание в семье

    9 класс

    1. Положение об итоговой аттестации. Особенности организации учебного труда девятиклассника
    2. Воспитание ответственности за свои поступки
    3. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
    4.  Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.

    В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

    • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

    • Активная гражданская позиция.

    • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    • Творческий подход к любому делу.

    Ожидаемые результаты

    • реализации программы позволит в значительной степени стимулировать работу действующей детской организации.
    • получение учащимися новых дополнительных теоретических знаний по истории и культуре малой Родины, интересных сведений из жизни и деятельности замечательных людей нашего села, Отечества.
    • повышение уровня духовно - нравственной, гражданской, правовой культуры  учащихся.
    • осмысленное отношение к своему здоровью и к окружающему миру.
    • повышение самооценки личности ребенка;
    • высокая степень социальной и творческой активности школьников;
    • высокий уровень самоуправления.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воспитательная программа "Новое поколение"

    Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нарвственного развития ребенка, т. е. форирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинн...

    Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"

    Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....

    Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

    система воспитательной работы в классе (5-11)...

    Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

    Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

    Классная воспитательная система -Новое поколение

    В  воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает  о...