Я-пятиклассник
методическая разработка (5 класс)

Евгений Иванович Каблуков
«Ваш ребёнок – пятиклассник или Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классное собрание «Я – пятиклассник»

Слайд 2

РаДУГА ЧУВСТВ

Слайд 3

«Радуга чувств» Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка. Синий – тревога, озабоченность, растерянность. Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Слайд 4

« Ваш ребёнок – пятиклассник или Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Слайд 5

Кто такой этот пятиклассник? ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 6

Успешность адаптации Умение осознавать требования учителя и соответствовать им. Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами. Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы. Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками . Навыки уверенного поведения. Навыки совместной деятельности. Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; Навыки самоподдержки . Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Слайд 7

Точка зрения родителей ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 8

Точка зрения детей Много разных учителей, их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого. Непривычное расписание уроков (новый режим ). Много кабинетов, можно потеряться. Новый классный руководитель. Меняется расписание уроков. Тяжелые портфели. Очень большой объем домашнего задания. Позднее приходят со школы, остается меньше свободного времени. Не всегда все понятно, требуются дополнительные разъяснения.

Слайд 9

Открытое письмо родителям Дорогие _________________________________________________________________ Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я ___________________________________________ Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас __________________________________ Иногда я __________________________________________________________________ Самый интересный для меня предмет __________________________________________ А ещё я ____________________________________________________________________ Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________ Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________ Больше всего я хочу _______________________________________________________ А в большинстве случаев настроение у меня __________________________________ Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе ___________________ А наш классный руководитель _______________________________________________. Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ____________________________ Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________ В 5 классе меня удивило __________________________________________________ Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________ Жаль, но меня торопят _____________________________________________ Крепко ______________________________________________. Дата _________________Имя __________________

Слайд 10

Чувства, которые я испытываю в школе № Чувства, которые я испытываю в школе 5 класс 1 Спокойствие 83% 2 Усталость 100% 3 Скуку 50% 4 Радость 100% 5 Уверенность в себе 66% 6 Беспокойство 50% 7 Неудовлетворённость собой 0% 8 Раздражение 33% 9 Сомнение 66% 10 Обиду 33% 11 Чувство унижения 0% 12 Страх 16% 13 Тревогу за будущее 16% 14 Благодарность 33% 15 Симпатию к учителям 50% 16 Желание приходить сюда 100%

Слайд 11

Зденек Матейчек Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе.

«Ваш ребёнок – пятиклассник или Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Ход собрания.

Психологический настрой. Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

1.Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»

На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

Итак, тема нашей встречи «Трудности адаптации пятиклассников в школе».

Вот уже два месяца как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации детей в пятом классе.

2. С точки зрения психолога       Кто такой этот пятиклассник?

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувством взрослости главного личностного новообразования младшего подростка.

Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается  отношениях со взрослыми в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже их поддержке, в участии  в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Социально-моральная взрослость в отношениях со взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и  соответствии им поступков.

Взрослость в интеллектуальной деятельности  и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьно программе, но и за ее пределами.

Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую вливаются эти отношения. Именно    форма отношений усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечера.

Взрослость во внешнем облике  и манере поведения-результат прямого подражания подростков старшим. Это выражается в заботе о сходстве своего внешнего вида с обликом взрослых. Подростки  следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом  взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.

Помимо чувства взрослости у пятиклассников существует тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослыми. Для этих ребят  чрезвычайно важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность подростков отношением взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная с грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым или уходом от общения с товарищами. Условиями формирования чувства взрослости и тенденции к взрослости является как авторитарная система воспитания, регламентация всего поведения и опека, так и значительная свобода и самостоятельность.

Самостоятельность детей может, проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любимых занятиях. Она бывает различной как по объему, так и по существу.

Во-первых, она может быть действительной и  формальной;

во вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье  или предоставляться ребенку взрослыми.

Так  самостоятельность в учении может быть действительной или существовать в виде «свободы в учении», например отсутствием контроля в семье.

-Самостоятельность  во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена ребенку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля  за этой стороной жизни ребенка.

-Самостоятельность  в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочной опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку.

-Самостоятельность ребенка в любимых занятиях имеет разный смысл:  один – при довольно  безразличном отношении взрослых и другой – при активном содействии и уважении к его делу.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь–от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме, стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношении, усваиваются навыки рефлексии  последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности, познание «другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростка высока, но способности будут, развивается  только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех  существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.   Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.  В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны   частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит  не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно  чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • Умение  устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки уверенного поведения;
  •  Навыки совместной деятельности;
  • Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • Навыки самоподдержки;
  • Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей

      Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

Овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

Формирование умения учиться в средней школе;

Развитие учебной мотивации, формирование интересов;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно   и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других

Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

3.С точки зрения родителей. Наш  опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене. А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5 классе?

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках» - цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Одни из вопросов - парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы  – одиночные – ответ даётся одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

№1 Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?

№1 Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?

№2 Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе?

№2 Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребёнка в 5 классе?

№3 Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?

№3 Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?

№4 Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?

№5 Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

№6 Сколько времени в среднем тратит Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

№7 Какие кружки были предоставлены детям для изучения в 4 классе?

№7 Какие кружки предоставлены детям для изучения в 5 классе?

Классный руководитель  выступает в роли эксперта. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

4        А теперь я предлагаю вам сравнить ваше мнение с точкой зрения детей. (анализ ответов учащихся  на вопросы: с какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе?  И  удалось ли тебе их преодолеть?)

В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:

Много разных учителей, их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;

Непривычное расписание уроков (новый режим);

Много кабинетов, можно потеряться;

Новый классный руководитель;

Меняется расписание уроков;

Тяжелые портфели;

Очень большой объем домашнего задания;

Позднее приходят со школы, остается меньше свободного времени;

Не всегда все понятно, требуются дополнительные разъяснения.

        Для пятиклассников, приходящих в школу 1 сентября, все оказывается новым. Поэтому и возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.  Успешность этой адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности младшего подростка, но и от того насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

Возросший темп работы: дети не умеют быстро писать, не успевают;

Возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

Новые требования к оформлению работ;

Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

А) усталый, утомленный внешний вид ребенка.

Б) нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

В) стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Г) нежелание выполнять домашние задания.

Д) негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Е) жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Ж) беспокойный сон.

З) трудности утреннего пробуждения, вялость.

К) постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сравнительный анализ успеваемости учащихся за 4 класс и 1 четверть 5 класса.

В ситуации учебной деятельности, очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера отвечать, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, адаптация вызывает повышенную тревожность. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», еще больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах.

Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям.

«Открытое письмо родителям»

Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому вполне естественен вопрос: а как помочь ребенку-пятикласснику?  Мы подготовили для вас памятки. И, конечно же, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе. И тогда ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему. (Родителям вручаются памятки).

Закончить нашу встречу мне хотелось бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети» в одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости».

Рекомендации родителям:

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

3 Рефлексия.

У вас на столах находятся листочки. Желающих просим заполнить их - поделиться с нами своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.

Успехов вам в воспитании детей! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

 

Приложение 1

Приглашение для родителей

Уважаемые родители

Ваш ребёнок стал пятиклассником, и мы приглашаем Вас на занятие Родительского клуба, на котором:

-Мы поговорим о проблемах адаптации детей в 5 классе.

-Познакомимся с результатами анкетирования детей, проанализируем материалы интервьюирования пятиклассников.

-Обсудим некоторые дела класса.

-Подготовка к Новому году. (Ваши идеи по проведению праздника )

Ждём Вас в школе  4 декабря 2012г.

В 18.00 в кабинете № 3.

Классный руководитель

Приложение 2

«Чувства, которые я испытываю в школе». Заранее раздать анкеты ученикам.

Чувства, которые я испытываю в школе

5 класс

1

Спокойствие

83%

2

Усталость

100%

3

Скуку

50%

4

Радость

100%

5

Уверенность в себе

66%

6

Беспокойство

50%

7

Неудовлетворённость собой

0%

8

Раздражение

33%

9

Сомнение

66%

10

Обиду

33%

11

Чувство унижения

0%

12

Страх

16%

13

Тревогу за будущее

16%

14

Благодарность

33%

15

Симпатию к учителям

50%

16

Желание приходить сюда

100%


Приложение 3. Заранее раздать анкеты ученикам.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых школьнику предлагается выбрать только 8 тех, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе», и отметить их значком «+».

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

5 класс

Спокойствие

 5

Усталость

 6

Скуку

 3

Радость

 6

Уверенность в себе

 4

Беспокойство

 3

Неудовлетворённость собой

 0

Раздражение

 2

Сомнение

 4

Обиду

 2

Чувство унижения

 0

Страх

 1

Тревогу за будущее

 1

Благодарность

 2

Симпатию к учителям

 3

Желание приходить сюда

 6

1 вопрос. «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе? И удалось ли тебе их преодолеть?»_____________________________________________________

2вопрос. «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?»_______________________________________________________

3 вопрос: «Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть даже что-то искренне пообещать?»____________________________________________________

Приложение 4 «Открытое письмо родителям»

Дорогие _________________________________________________________________

Вот я и учусь в 5 классе.

Прежде всего, хочу сообщить, что я ___________________________________________

Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас __________________________________

Иногда я __________________________________________________________________

Самый интересный для меня предмет __________________________________________

А ещё я ____________________________________________________________________

Но кроме этого я хочу рассказать  о ___________________________________________

Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________

Больше всего я хочу _______________________________________________________

А в большинстве случаев настроение у меня __________________________________

Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе ___________________

А наш классный руководитель _______________________________________________.

Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ____________________________

Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________

В 5 классе меня удивило __________________________________________________

Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________

Жаль, но меня торопят _____________________________________________

Крепко ______________________________________________.

Дата _________________Имя __________________

Приложение 5.

 Памятка для родителей «Ваш ребёнок – пятиклассник»

Некоторые истоки проблем пятиклассников

В письменных работах пропускает буквы

Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки

С трудом решает математические задачи

Плохо владеет умением пересказа

Невнимателен и рассеян

Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы

Не умеет работать самостоятельно

С трудом понимает объяснения учителя

Постоянно что-то и где-то забывает

Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради)

Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний

Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

Усталый, утомлённый вид ребёнка

Нежелание ребёнка делиться впечатлениями о проведённом дне

Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы

Нежелание выполнять домашние задания

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников

Жалобы на те или иные события, связанные со школой

Беспокойный ночной сон

Трудности утреннего пробуждения, вялость

Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Золотые правила воспитания для родителей

Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомниться в этом

Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками

Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности

Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место

Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален

Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите

Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в пятиклассники.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов...

Пятиклассники – «обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей»

Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка...

посвящение в пятиклассники

в презентации удалены слайды с ребусами (много "весят"), но думаю, что это не проблема......

Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»

Программа  адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки  в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...