Программа воспитательной работы «Ступени»
рабочая программа

Рощупкина Кристина Александровна

Пояснительная записка

 

Данная программа разработана на основе:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352\09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
  •  Постановление Правительства Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р « Об утверждении Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 29 мая 2015 г. № 996-р;
  • Письмо  Роспотребнадзора от 19.01.2016 № 01\476-16 24 « О внедрении санитарных норм и правил»
  • Государственная программа « Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы
  • Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных органах Оренбургской области;
  • Концепция «Воспитание Оренбуржца XXI века», Оренбург, 2006;
  • Методические рекомендации к проектированию воспитательных программ в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (августовский педсовет2016);
  • Стратегия развития воспитания до 2025. Распоряжение от 12 марта 2016 года №423-р;
  • Указ Президента РФ Об объявлении в РФ Десятилетия детства.
  • План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства

 

Программа представляет модель воспитательной работы классного руководителя с учащимися в 5 – 9 классах, обозначает цель воспитательной деятельности, конкретизирует её в задачах по определенным направлениям, на основе данных психологических и социологических тестов, с учетом возрастных особенностей учащихся класса, социальной ситуации и запросов родителей и общественности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кандауровская основная общеобразовательная школа им. А. Воробьева»

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДАЮ      

на заседании педагогического           зам. директора по УВР                 директор МАОУ

Совета  Протокол № __                    ________Г.Г. Шляпин                «Кандауровская ООШ»

«___» ___________ 20 ___ г.               «__» ___________20__ г.            _______Климова Н.В.

Программа

воспитательной работы

«Ступени»

Классный руководитель:

Рощупкина Кристина Александровна

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № __ от _____________

2019-2020 уч. год

с. Кандауровка


 «Ученик – это не сосуд,

который нужно заполнить,

это факел, который нужно зажечь»

Введение

        Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

        В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.

        Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

        Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

         педагог

        здоровье         нравственность        способности

        

        Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

                                             педагог

        деятельность      бытие        общение

        

                                   

                                              личность

                                                 

            здоровье     нравственность           способности

        Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352\09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
  •  Постановление Правительства Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р « Об утверждении Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 29 мая 2015 г. № 996-р;
  • Письмо  Роспотребнадзора от 19.01.2016 № 01\476-16 24 « О внедрении санитарных норм и правил»
  • Государственная программа « Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы
  • Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных органах Оренбургской области;
  • Концепция «Воспитание Оренбуржца XXI века», Оренбург, 2006;
  • Методические рекомендации к проектированию воспитательных программ в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (августовский педсовет2016);
  • Стратегия развития воспитания до 2025. Распоряжение от 12 марта 2016 года №423-р;
  • Указ Президента РФ Об объявлении в РФ Десятилетия детства.
  • План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства

Программа представляет модель воспитательной работы классного руководителя с учащимися в 5 – 9 классах, обозначает цель воспитательной деятельности, конкретизирует её в задачах по определенным направлениям, на основе данных психологических и социологических тестов, с учетом возрастных особенностей учащихся класса, социальной ситуации и запросов родителей и общественности.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительной записки, циклограммы реализации этапов работы, перспективного плана, календарный план работы по годам, анализ воспитательной работы по годам, ожидаемые результаты воспитательной работы.

Целесообразность принятия программы воспитательной работы в классе обусловлена необходимостью спроектировать систему воспитательной работы в классе на несколько лет, в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, с учетом современных образовательных и воспитательных технологий.

        Разработка и принятие программы воспитательной работы в классе проходит в русле реализацией программы воспитательной работы школы, в которой определены приоритеты всех направлений школьной жизни.

        Актуальность создания программы обусловлена началом работы классного руководителя с новым коллективом учащихся, пришедших из начальной школы.

  При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки. Учащиеся класса имеют достаточно высокий интеллектуальный потенциал (по итогам обучения в начальной школе: 2 отличника, … хорошистов, … с 1-2 тройками), большинство учащихся имеют позитивную учебную мотивацию, социальный статус большинства семей высок. В то же время остро стоят проблемы поведения на уроках и межличностные конфликты в классе, где 11 мальчиков и 5 девочек.

Это все говорит о необходимости создания долгосрочного плана работы с коллективом, который будет корректироваться и дополняться в зависимости от возраста и  интересов учащихся, изменений социальной обстановки.

Реализация программы рассчитана на пять лет (5-9 классы) с 2011 по 2016 год.

Основополагающие принципы реализации программы:

  • Принцип индивидуальности. Создать условия для реализации личностного роста, самореализации и самоопределения личности. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен быть самим собой, обрести свой гражданско-нравственный образ.
  • Принцип свободы выбора. Развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина.
  • Принцип творчества и успеха. Определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования.
  • Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Принципиально отказаться от авторитарных методов формирования личности. Установить атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка.

Цель воспитательной работы: формирование гармонично развитой личности, готовой к самоопределению своего места в жизни.

Задачи воспитательной деятельности:

  • воспитания к любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
  • формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своего органичного единства окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
  • развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
  • стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире,

Социальный и психологический климат в классе, возрастные особенности учащихся, сроки реализации программы определяют основные направления воспитательной работы.

Подростковый возраст - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по шести направлениям:

- интеллект (Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей, развитие которых – одна из задач данной программы: критичностью, гибкостью, способностью к рефлексии, самостоятельностью, широтой и глубиной мышления, способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение, способность овладевать общеучебными умениями и навыками (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.);

- творчество (Личности творческой, способной к принятию нестандартных решений, поиску нетрадиционного выхода из ситуации легче найти свое место, свою “нишу” в современном обществе. Реализация данного направления системы воспитательной работы видится в соблюдении следующих условий: учет индивидуальных способностей каждого; учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности; предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности; опора на соревновательность в учебно-воспитательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры и т.д.); учет социального заказа общества.);

- здоровье (Данное направление неразрывно связано с профилактической работой по  формированию у школьников следующих установок: потребности в здоровом образе жизни; неприятия негативного влияния окружающих; умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим); стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.);

- коллектив (В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками: готовностью к сотрудничеству; способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию; готовностью оказать помощь; доброжелательностью; тактом.);

- духовно-нравственная сфера (Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием.);

- социальное окружение (Воспитание – это не оторванный процесс, а взаимосвязанная работа семьи, школы, общественных институтов. И это комплексное влияние должно найти свое отражение в программе воспитательной работы.)


Циклограмма реализации этапов программы

В связи с долгосрочностью реализации программы, необходимостью учета изменяющихся социальных условий, возрастных особенностей и интересов школьников, данная система воспитательной деятельности получила название «Ступени». Осуществление программы будет проходит следующие этапы- ступени, соотносимо с классом обучения:

1 этап (5 класс) – «Адаптация»;

2 этап (6 класс) – «Формирование сплоченного коллектива»;

3 этап (7 класс) – «Интеллект и творчество»;

4 этап (8 класс) – «Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование»;

5 этап (8 класс) – «Профориентация».

        Для каждого этапа будет характерна акцентуация внимания на определенной теме и реализация воспитательных задач по всем направлениям с учетом этой темы.

        Циклограмма работы по ступеням выглядит следующим образом.

Ежегодно проводимые мероприятия

Сроки

1

Изучение анализа работы в коллективе за предыдущий год

Август

2

Уточнение возрастных особенностей учащихся

Август

3

Конкретизация задач воспитательной работы с учетом анализа работы за предыдущий год, возрастных особенностей учащихся, ведущей темы данного этапа воспитательной работы.

Август

4

Проведение социологических  психологических исследований, анкетирования.

Сентябрь

5

Корректировка плана воспитательных мероприятий на предстоящий год

Сентябрь

6

Проведение запланированных воспитательных мероприятий

В течение года

7

Проведение итогового (промежуточного) анкетирования и тестирования

Май

8

Подведение итогов с участием воспитанников

Май

9

Анализ воспитательной работы за год

Июнь

Перспективный план работы по направлениям

Год

2018-2019

2019-2020

2021-2022

2022-2023

2023-2024

   «Ступень»

Направление

«Адаптация»

«Формирование сплоченного коллектива»

«Интеллект и творчество»

«Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование»

«Профориентация»

Интеллектуальное воспитание

Формирование самостоятельности, развитие общеучебных навыков

Формирование умения оказывать взаимопомощь в учебном процессе

Формирование умения самостоятельно получать знания

Формирование способности к рефлексии

Формирование критичности, гибкости, ширины и глубины мышления, умения применять знания в учебной и внеучебной деятельности

Труд и творчество

Учет индивидуальных способностей каждого

учет социального заказа общества

Опора на соревновательность в учебно-воспитательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры и т.д.);

Предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности

Учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

Здоровьесберегающее

воспитание

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Формирование неприятия негативного влияния окружающих;

Формирование неприятия негативного влияния окружающих;

Развитие умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

Поддержание стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья

Правовое воспитание и культура безопасности

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Формирование неприятия негативного влияния окружающих;

Формирование неприятия негативного влияния окружающих;

Развитие умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

Поддержание стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья

Коммуникативная культура

Формирование доброжелательнос-

ти

Формирование способности к пониманию другой личности

Воспитание готовности оказать помощь

Развитие готовности к сотрудничеству, умения сопереживания

Воспитание такта

Экологическое воспитание

Сформировать определенный объем знаний по экологии

Способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы

Формировать осмысление взаимодействия общества и природы

Формировать осмысление взаимодействия общества и природы

Формировать осознание значимости своей практической помощи природе

Гражданско-патриотическое воспитание

Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;

Чтить историческую память поколений;

Формировать у детей чувство ответственность за будущее страны;

Обучать государственной терминологии, символам России; изучать историю родного края

Повышать уровень духовно-нравственного развития

Нравственное и духовное воспитание

Формирование уважительного отношения к семье, школе, педагогическому коллективу

Формирование патриотических чувств на основе примеров коллективных подвигов

Формирование этических идеалов на примерах выдающихся деятелей науки и культуры

Выработка рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами

Нравственные нормы в профессиональной деятельности

Социальное и медиакультутное воспитание

Работа с родителями, педколлективом, общественными организациями

Работа с родителями, педколлективом, общественными организациями

Работа с родителями, педколлективом, общественными организациями

Работа с родителями, педколлективом, общественными организациями

Работа с родителями, педколлективом, общественными организациями

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты воспитательной работы можно представить в виде модели выпускника.


 

Задачи первого этапа воспитательной работы

«Адаптация»

- сохранение самоуважения ребенка;

- формирование умений размышлять о себе, своих мотивах, возможностях, побуждениях;

- выявление изменений в жизни ребенка, которые можно смягчить;

- обеспечение преемственности в развитии общеучебных навыков и способов деятельности;

- создание благоприятной  эмоциональной обстановки в классе;

- формирование позитивных норм и ценностей в поведении и в отношениях в коллективе;

- стимулирование познавательной активности;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование самостоятельности;

- развитие общеучебных навыков;

- учет индивидуальных способностей каждого;

- учет возрастного периода для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

- формирование доброжелательности;

- формирование уважительного отношения к семье, школе, педагогическому коллективу;

- работа с родителями, педколлективом, общественными организациями.

Задачи второго этапа воспитательной работы

«Формирование сплоченного коллектива»

- сплочение и развитие классного коллектива с учетом индивидуальности детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование активной жизненной позиции каждого ученика и всего коллектива;

- формирование умения оказывать взаимопомощь в учебном процессе;

- учет социального заказа общества в развитии творческих способностей;

- учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

- формирование неприятия негативного влияния окружающих;

- формирование способности к пониманию другой личности

- формирование патриотических чувств на основе примеров коллективных подвигов

- развивать самостоятельность, ответственность за порученное дело

-  учет индивидуальных способностей каждого;

-  учет возрастного периода для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

-  формирование доброжелательности;

-  формирование уважительного отношения к семье, школе, педагогическому коллективу;

-  работа с родителями, педколлективом, общественными организациями.


Задачи третьего этапа воспитательной работы

«Интеллект и творчество»

  • Формировать  общеинтеллектуальные умения и навыки;
  • Развивать интеллектуальные качества;
  • Воспитывать любознательность;
  • Развивать мышление, логика, эрудиция;
  • Увеличивать объем памяти;
  • Способствовать формированию у школьников самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
  • Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
  • Воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности.

Задачи четвертого этапа

воспитательной работы

«Самопознание, саморегуляция,

самосовершенствование»

- создание условий и возможностей для самопознания;

- обучение способам саморегуляции;

- формирование способности к рефлексии;

- развитие умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

- развитие готовности к сотрудничеству, умения сопереживания;

- выработка рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами;

- помощь в приобретении жизненного опыта;

- развитие нравственных и коммуникативных качеств;

- помощь в осознании актуальных потребностей;

- помощь в постановке целей и развитии умения их достигать;

- формирование сплоченного классного коллектива;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей;

- развитие чувства патриотизма;

- воспитание толерантности;

-  формирование доброжелательности;

-  формирование уважительного отношения к семье, школе, педагогическому коллективу;

        -  работа с родителями, педколлективом, общественными организациями.


 

Задачи пятого этапа воспитательной работы

«Профориентация»

- создание условий для получения обучающимися знаний о своих индивидуальных особенностях;

- создание условий для осмысления требований к профессии;

- формирование интереса к труду и профессиональной деятельности;

- помощь в приобретении жизненного опыта;

-  помощь в осознании актуальных потребностей;

- информирование о многообразии профессионального поля;

- формирование умение ставить цели и добиваться их;

- формирование ответственного отношения к порученному делу;

- воспитание активной жизненной позиции, инициативы;

- способствовать выявлению способностей и склонностей подростков к определенным профессиям;

- формирование сплоченного классного коллектива;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей;

- развитие чувства патриотизма;

- воспитание толерантности;

-  формирование доброжелательности;

-  формирование уважительного отношения к семье, школе, педагогическому коллективу;

-  работа с родителями, педколлективом, общественными организациями.

 

 

План

воспитательной работы

на 2018-2019 учебный год

(6 – 7 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы на 2009-2012 уч.год"Ступени познания"

Цель данной программы   - создание благоприятных социально - психологических условий для  разностороннего развития личности .Задачи:Сплочение ученического коллектива, развитие ученичес...

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени" является системой организующей жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год- это определённый этап в жизни класса, программа расчитанна на 5 лет...

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени"...

Программа воспитательной работы "Основная ступень"

Программа воспитательной работы "Основная ступень"...