Программа воспитательной работы "Основная ступень"
материал

Алексеева Наталья Викторовна

Программа воспитательной работы "Основная ступень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная программа «Основная ступень»

«Научить человека быть счастливым — нельзя,

 но воспитать его так,

 чтобы он был счастливым, можно».

Макаренко А.С.

Пояснительная записка

Современная молодежь трудно поддается воспитанию. В школу она приходит к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Данная программа воспитывающей деятельности представляет собой блок материалов по воспитательной работе с классом, в которых изложены основные направления и содержание деятельности классного руководителя.

Почему же я выбрала  такое название? Процесс становления личности происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. Но на каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Конечно,  наиболее благоприятным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст, но самый важный подготовительный этап для формирования ценностей происходит именно на основной ступени. Если не будет воспитания, то самовоспитание на пустом месте не произрастет. Хочется, чтобы все осознали себя полноценными личностями, но произойдет это лишь с тем, кто нашел свой путь к любви и самоуважению. А самоуважение во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  гимназии и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и тогда желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.

У меня  за плечами небольшой опыт классного руководства, и каждый раз я сталкиваюсь с вопросом: «Как сделать жизнь классного коллектива успешной и позитивной?».

Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.

Цель воспитательной программы – воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • формировать здоровый образ жизни школьника;
  • формировать нравственное отношение к окружающему миру;
  • вовлекать учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • совершенствовать ученическое самоуправление, развивать и упрочивать детскую организацию;
  • помогать в построении индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика в мир профессий;
  • создавать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса.

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел гимназии;
  • в ходе взаимодействия с психологом гимназии, социологическими службами города;
  • через сотрудничество с предприятиями г. Стрежевого;
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями города (ДШИ, ЦЭВД, СЮТУР, Библиотечно-информационная система, Городской краеведческий музей, ДИ «Современник», оборонно-спортивный клуб «Десантник»).

Для реализации программы в нашем классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – проекты, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми, походы и экскурсии, родительские собрания, совместные мероприятия, индивидуальные беседы, консультации, тематические классные часы.

Данная программа рассчитана на 5 лет для учащихся 5–9 классов, основана на концепции воспитательной работы гимназии «Создание единого образовательного гимназического пространства», основной идей которой является воспитание потребности личности в высоконравственном поведении, в стремлении получения качественных знаний, и перекликается с ее основными направлениями, целями и задачами.

Ожидаемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • испытывающую потребность в  самореализации;
  • уважающую культуру семейных отношений;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни.

Реализация программы воспитания  основана на следующих принципах:

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Исходя из этого принципа, в своей воспитательной работе считаю приемлемым использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей, участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей, постоянная реализация профилактических мероприятий.

Принцип нравственного воспитания. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (гимназическая) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательного и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Принцип «Каждый ребёнок талантлив». Исходя из этого принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить способности в мире своих интересов.

Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

Принцип совместной деятельности. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Любое участие родителей в жизни гимназии – это шаг навстречу к детям, это шанс понять друг друга и протянуть руку помощи. Роль родителей в воспитании ребенка полезна с педагогической точки зрения, только хотелось бы, чтобы это взаимодействие было постоянным. Совместные дела помогут решить многие проблемы «отцов и детей», будут способствовать положительной атмосфере как в классе, так и в семьях.

На  основе данных принципов  можно выделить 6 основных направлений воспитательной работы:

  • спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья» в рамках программы «35 уроков здоровья»;
  • духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды»;
  • досуговая деятельность «Мир детских интересов»;
  • ценностно-ориентированная  деятельность «Ученическое самоуправление»;
  • профориентационная деятельность «Перспектива будущего»;
  • работа с родителями «Кладезь семейной мудрости».

Направление «Гармония здоровья»

(спортивно-оздоровительная деятельность)

«Здоровье — мудрых гонорар...»

Беранже П. Ж.

Цель: формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

  • формировать здоровый образ жизни школьника;
  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • воспитывать негативное отношение к вредным привычкам через организацию досуговой деятельности школьников.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с внешкольными организациями (ППМС, КДН, ОДН, Центр психологической помощи), с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • организация  позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья через спортивные игры;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физической культурой и спортом.

Технологии:

  • Внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Использование данной технологии, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимают их над своими слабостями, формируют гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Диагностика:

  • Мониторинг о состоянии здоровья обучающихся провожу через беседы, интерактивные игры, дискуссии по темам, связанным с физической культурой и спортом; спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей школы; викторины, посвященные спортивной тематике; конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет, встречи со специалистами. Также использую в своей воспитательной работе известные методики:
  • Методика ценностных ориентаций М. Рокича;
  • Опросник «Исследование отношения к здоровью» (Р. А. Березовская);
  • Тест «Какое у тебя здоровье?»  (Т.В.Орлова).

Результат:

  • Важнейшим результатом работы должно явиться достижение ценностного и смыслового единства в идеологии здоровья, которое охватывает администрацию, педагогический коллектив, медицинскую службу, родителей, учащихся.
  • Результаты исследования  по тесту: «Какое у тебя здоровье?»  Орловой Т.В.  позволяет сделать вывод, что большинство подростков ведут недостаточно здоровый образ жизни (58,3% подростков). К нарушению здоровья приводит образ жизни у 25% подростков.
  • Качественный анализ результатов исследования по методике  «Исследование отношения к здоровью» Р.А. Березовской позволил получить следующие результаты по различным уровням отношения к здоровью:
  • На когнитивном уровне - большинство подростков (66,6%) осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, не знают основные факторы риска, однако проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
  • На эмоциональном уровне отношение к здоровью у подростков характеризуется следующими переживаниями: когда со здоровьем у подростков все благополучно, подростки испытывают следующие чувства:  ничего не угрожает – 23% подростков,  спокойствие – 45% подростков,  ничего не беспокоит – 26% подростков. Следует отметить, что безразличное отношение к здоровью отметили 6% подростков. Таким образом, качественный анализ ответов на эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению  к своему здоровью, однако у подростков отсутствуют умения радоваться благополучию в состоянии здоровья.
  • На поведенческом уровне - подростки в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, о чем свидетельствуют следующие результаты исследования: не считают соблюдать режим сна и отдыха 64% подростков; избегают вредных привычек только 88% подростков, никто из подростков не посещает врача в профилактических целях; занимаются физическими упражнениями и посещают спортивные секции 31% подростков.

Направление «Свеча надежды»

(духовно-нравственная деятельность)

«Тому, кто не постиг науки добра,

 всякая иная наука приносит лишь вред».

Мишель де Монтень

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи:

  • формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  •    изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
  • воспитывать доброе отношение к жизни, уметь находить в ней радость и желание творить добро;
  • формировать нравственное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые моральные постулаты.

Виды деятельности:

  • работа над собой в реальных жизненных ситуациях через знания о нравственности, полученные в ходе работы;
  • поиск новых знаний как один из видов самопознания и самосовершенствования;
  • применение нетрадиционных форм работы для формирования позитивного отношения к своему внутреннему миру, к обычаям и традициям своей семьи, своего народа.

Технологии: В данном направлении применяю технологию критического мышления, которая обеспечивает развитие личности посредством интерактивного включения учащихся во внеурочную деятельность.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Признаками личностной ориентации применительно к данной технологии являются акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образовательного процесса; эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Диагностика:

Среди своих учащихся диагностику нравственной воспитанности провожу по методике М.И.Шиловой, Н.Е. Щурковой, при этом использую  диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • отношение к обществу, патриотизм;
  • отношение к умственному труду;
  • отношение к физическому труду;
  • отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
  • саморегуляция личности (самодисциплина).

Результат:

  • В результате использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) во внеурочной деятельности у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом учащимся часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
  • В результате систематического применения ТРКМ во внеурочной деятельности у ребят формируются:
  • способность к выбору;
  • способность оценивать себя, свои действия и поступки;
  • личностные приоритеты;
  • функция ответственности;
  • поиск смысла жизни.
  • В этом направлении была проведена диагностика нравственной воспитанности обучающихся с использованием методики Шиловой М.И. По результатам анализа «Сводного листа» выявлено: у ребят преобладают признаки среднего уровня воспитанности (от 21 до 40 баллов) проявления нравственно-волевых качеств личности. Максимально ярко у подростков проявляется отношение к людям и отношение к собственности. Наибольшую озабоченность вызывает отношение детей к обществу и природе: заинтересованность историей и культурой своего Отечества, любовь к родной природе.

Направление «Мир детских интересов»

(досуговая деятельность)

«Дети становятся лучше или хуже не сами по себе,

а в зависимости от того, что с ними происходит».

С. Соловейчик

Цель: создание условий для позитивного общения учащихся в гимназии и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи:

  • формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы для  раскрытия талантов и способностей учащихся;
  • учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
  • оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью;
  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
  • предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни гимназии и класса, демонстрировать его достижения в динамике.

Виды деятельности:

  • проявление инициативы, самостоятельности в том или ином деле;
  • вовлечение учащихся  в деятельность по обретению веры в самого себя;
  • привлечение к нравственным моментам, где они смогут себя реализовать;
  • выработка позиции «я – лидер»,  «я – организатор»;
  • погружение себя в определенные  условия, где могут  проявиться такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатии, жизнерадостность;
  • самообразование (игра, чтение книг, коллекционирование, спорт, музыка т.д.).

Технологии:

  • В данном направлении применяю технологию «Портфолио». Портфолио моих учеников включает в себя карту интересов, сведения о достижениях и наградах на конкурсах разных уровней, творческие работы, грамоты и дипломы.
  • Использование мною проектной технологии в воспитательной работе ставит ученика в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, стимулирует развитие коллективных отношений. Применительно к гимназии данная деятельность представляет собой учебно–познавательный, творческий и игровой процесс, который выражается в согласованности действий его участников, имеет общую цель, достижение общего результата. Преимущества этой деятельности в том, что его конечный результат является социально значимым. Как правило, это проведение мероприятия, в котором выражаются индивидуальные способности ученика.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится мною по двум методикам:

1. «Карта  интересов» (29 направлений), «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Голомшток А. Е.).

2. «Опросник профессиональных предпочтений»  (Кабардова Л. Н.).        

Результат:

  • Портфолио учащихся.
  • Банк детских проектов.
  • Анализ и интерпретация результатов, проведенных по методике «Карта интересов» Голомштока, показал, что направление «труд и сфера обслуживания» выбираются большинством учащихся, направление «военное дело» преобладает у 3 ребят, «журналистика» - у 1 человека, «естественные науки» - у 5 учащихся.

Диаграмма результатов диагностики обучающихся 9А класса

Методика «Карта интересов» Голомштока.

  • Психологической службой была проведена диагностическая работа с классом. В диагностике была использована методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». По результатам данной психологической диагностики тип личности «руководитель» преобладает у 5% учащихся в классе. Тип личности «ответственный исполнитель» ярко выражен у 23% ребят. Преобладание типа «тревожно-мнительный» отмечено у 16%. Тип «ученый» был выделен большинством учащихся – 37%. К типу личности «интуитивный» относится 10% учащихся. Преобладание типа личности «изобретатель, конструктор, художник» было отмечено у 9% ребят. Тип личности «эмотивный» не ярко выражен среди учащихся.

Направление «Ученическое самоуправление»

(ценностно-ориентированное направление)

«У воспитателя в школе есть

мощное орудие – коллектив детей,

ребёнка воспитывает дух коллектива»

С. Соловейчик

В нашем образовательном учреждении на протяжении нескольких лет существует, живет и действует Ученическое самоуправление. Мои воспитанники являются участниками данной специфической организации.

Ученическое самоуправление – это организация коллективной деятельности.

Цель ученического самоуправления: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

 Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понимающие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Для достижения поставленной цели, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность в совершенствовании своей личности;
  • создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
  • приобрести каждым учащимся опыт индивидуальных достижений в реализации своих способностей;
  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Совет  класса (классный руководитель входит с правом рекомендательного голоса, староста класса, лидеры комиссий)

Староста класса – Довгань Виктория

  • представляет ученический коллектив в органах самоуправления;
  • организует и контролирует работу органов первичного уровня самоуправления;
  • контролирует исполнение решений классного собрания;
  • обеспечивает и несет ответственность за участие классного коллектива в ключевых общешкольных делах.

Примечания:

  • учащиеся класса раз в год решением собрания класса избираются в комиссии по разным направлениям деятельности;
  • собрание класса – высший законодательный орган класса;
  • отчеты о работе комиссий делаются в конце года на собрании класса;
  • в течение года перемещение из комиссии в комиссию возможно и не ограничено в целях корректировки и более эффективного осуществления учащимися принципа самореализации своих способностей.

Комиссия образование

Комиссия культуры

Комиссия спорт

Комиссия "инфо"

Комиссия общественного порядка

Бабай Татьяна

Денисова Анна

Гасанов Рауф

Курицына Екатерина

Саттаров Шамиль

Бортник Анастасия

Балагетдинова Ангелина

Сорокин Антон

Сухарева Анастасия

Кукель Сергей

Война Анастасия

Белянкова Анастасия

Крутько Анастасия

Савенков Роман

Черных Александра

Учащиеся класса

Комиссия образования. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

Функции:

  • контролирует успеваемость учащихся;
  • организует и планирует совместно с классным руководителем проведение познавательных мероприятий;
  • организует участие команды в интеллектуальных играх;
  • ведет учет пропусков уроков;
  • организует помощь в учебе нуждающимся учащимся.

Комиссия культуры. Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому воспитанию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных мероприятий.

Функции:

  • разрабатывает содержание и организует проведение ключевых классных дел и досуговых мероприятий;
  • организует участие творческих коллективов класса в городских мероприятиях и праздниках;
  • помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этикета и гуманизма;
  • организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях.

Комиссия спорта. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физической культуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.

Функции:

  • организует проведение ежегодной внутриклассной спартакиады;
  • организует участие школьных команд в городских спортивных мероприятиях, соревнованиях, Днях здоровья;
  • совместно с комиссиями культуры и образования организует мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
  • совместно с классным руководителем проводит тематические классные часы;
  • ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.

Комиссия информации. Предназначена  для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых школьных и внешкольных мероприятиях и участия в них учащихся класса.

Функции:

  • осуществляет выпуск школьных и классных газет к праздникам;
  • осуществляет связь в целях сбора информации с другими комиссиями школьного самоуправления;
  • представляет информацию о событиях класса в местные СМИ;
  • оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;
  • ведет фотоальбом «Наш класс».

Комиссия общественного порядка. Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.

Функции:

  • обеспечивает охрану общественного порядка;
  • организует «трудовые десанты»;
  • организует мероприятия по охране гимназического и классного имущества;
  • отвечает за дежурство в классе;
  • следит за соблюдением Устава школы;
  • совместно с классным руководителем проводит тематические классные часы по правовым вопросам.

Работа детской организации

«Демократическая республика «Горящий факел»

Внутри большой организации коллективной деятельности, а именно Ученического самоуправления, ведут свою работу малые детские организации. Мы с ребятами решили назвать свою организацию «Горящий факел» и выбрали девизом нашей организации слова Назыма Хикмета.

«Если я гореть не буду,

если ты гореть не будешь,

если мы гореть не будем,

кто тогда рассеет мрак?»

Назым Хикмет

Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Участие в самоуправлении в современной школе поможет сформировать у учащихся навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Детская организация представляет собой одно из звеньев системы гимназического детского самоуправления.

Цель организации: способствовать достижению учащимися уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельной деятельности личности в различных сферах жизни.

Задачи:

  • формировать у учащихся умение разбираться в актуальных проблемах современной жизни, влиять на развитие ученического сообщества путем совершенствования своей деятельности;
  • обеспечивать возможность для самовоспитания и самореализации учащихся через самостоятельный и ответственный выбор ими различных видов и форм внеурочной деятельности;
  • приобретать каждым учащимся опыт индивидуальных достижений в реализации своих способностей.

Деятельность органов самоуправления государства «Горящий факел»  строится на следующих принципах:

  • открытости и доступности – они открыты для всех членов классного коллектива и доступны им;
  • добровольности и творчества – классному коллективу предоставляется свободный выбор содержания деятельности и форм работы;
  • равенства и сотрудничества – в ученическом сообществе все занимают равные положения и строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
  • непрерывности и перспективности – все члены ученического сообщества могут создавать временные и постоянные объединения и действовать в любое по протяженности время.

Направление «Перспектива будущего»

(профориетационная деятельность)

«В природе все мудро продумано и устроено,

всяк должен заниматься своим делом,

и в этой мудрости –

высшая справедливость жизни».

Леонардо да Винчи

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • формировать у школьников устойчивый интерес к профессиональной деятельности;
  • получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их в дальнейшем по профилям обучения;
  • оказать дополнительную поддержку учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии;
  • консультировать их по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • использовать анкетирование;
  • научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности;
  • выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и ТГУ.

Виды деятельности:

  • создание плана работы с классом (группой) на учебный год с учетом возрастных особенностей школьников;
  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов;
  • организация встреч с различными специалистами предприятий города;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;
  • разработка собственной программы по профориентации.

Диагностика.

В данном направлении очень важно правильно оценить себя и выбрать ту специальность, которая бы совпадала с интересами и особенностями каждого ученика. Психолог Е. А. Климов выделил пять основных направлений в профессиональной деятельности по предмету труда:

  • человек — природа;
  • человек — техника;
  • человек — человек;
  • человек — знаковая система;
  • человек — художественный образ.

Ожидаемые результаты:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;
  • оказать индивидуальную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Результат:

  • По результатам методики Е.А. Климова мы получили следующие цифры. На диаграмме  показано, как распределились предпочтения моих воспитанников.

Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников,

выбравших будущую профессию


Как видно из диаграммы, большинство школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий «человек - человек» и «человек - природа». Наименьшее предпочтение получили такие категории, как «человек - художественный образ» и «человек - знак».

Направление «Кладезь семейной мудрости»

(работа с родителями)

«Семья – один из шедевров природы».

Д. Сантаяна

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • приобщать детей и родителей к организации совместного досуга;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создавать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, детей и родителей;
  • создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик – родитель»;
  • воспитывать человека, освоившего культуру семейных отношений.

Виды деятельности в направлении «Кладезь семейной мудрости»:

  • сотрудничество с психологом школы и специалистами Центра психологической помощи, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

Технологии:

  • В данном направлении воспитательной работы применяю технологию коллективно-творческой деятельности (КТД), суть использования которой в этом направлении заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

Диагностика:

Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся специалистами Центра психологической помощи разработан комплект диагностических материалов, который сгруппирован в блоки по следующим темам:

Блок I «Семья и школа (образовательное учреждение)»;

Блок II «Духовная близость детей и родителей»;

Блок III «Семейные традиции»;

Блок IV «Ответственность в семье»;

Блок V «Семья и воспитание толерантности»;

Блок VI «Культура семейных отношений».

Результат:

  • создание условий для более тесных взаимоотношений родителей классного коллектива и учащихся класса;
  • оказание позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
  • формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения «чужого» взрослого;
  • самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции;
  • формирование навыков работы в группах.

Тематика родительских собраний

  • Родительское собрание «Бумеранг родительского гнева».
  • Родительское собрание «Взрослые и дети – неразлучные друзья».
  • Родительское собрание «Влияние вредных привычек у подростков на благополучие в семье».
  • Родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи».
  • Родительское собрание «Вредные привычки и их последствия».
  • Родительское собрание «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка».
  • Родительское собрание «Здоровье - это жизнь. Берегите его».
  • Родительское собрание «Компьютер в жизни школьника».
  • Родительское собрание «Знакомство с нормативными документами ГИА».

Организация работы с одаренными детьми

        Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми.

 Под одаренностью ученые понимают: «системное, развивающееся в течение жизни качество психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми».

В работе с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает - игра.

В гимназии в течение нескольких лет реализуется образовательная программа «Одарённые дети». Благодаря этой программе я смогла определить для себя основные направления в работе с одаренными детьми.

ФИ учащегося

Направления

Формы деятельности

Результат

Бабай Татьяна, Довгань Виктория

Естественные науки

Участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах.

Призеры городских олимпиад по биологии, призеры всероссийского конкурса «Русский медвежонок».

Белянкова Анастасия, Курицына Екатерина

Художественно-эстетическое направление

Участие в конкурсах всероссийского уровня

Призеры всероссийских конкурсов

Сорокин Антон, Гасанов Рауф

Спортивное направление

Участие в городских спортивных соревнованиях

Призеры городских спортивных соревнований

Внеурочная деятельность с детьми

Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, физической, эстетической, социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.

Ежегодно к началу учебного года мною разрабатывается план-сетка воспитательных мероприятий, проводимых с моим классным коллективом.

Сроки

Мероприятие

Место проведения

Ответственные

сентябрь

День знаний

Школа

Кл. руководитель

Выборы актива класса

Школа

Кл. руководитель

День города, история создания памятника первопроходцам Стрежевого.

Памятник первопроходцам Стрежевого

Комиссия культура, кл. руководитель

День здоровья в рамках программы «35 уроков здоровья»

Городской стадион

учитель физкультуры, комиссия спорт

Осенины «Дары природы»

Школа

Комиссия культура, кл. руководитель, родители

Родительское собрание «Здоровье - это жизнь. Берегите его».

Школа

Психолог, классный руководитель

Час труда «Чистота – залог здоровья» (уборка территории школы)

Территория школы

Комиссия общественного порядка

октябрь

День учителя «Наши поздравления»

Школа

Комиссия культура, кл. руководитель

Библиотечный урок «Здоровье – это здорово»

БИС

Работники БИС

Родительское собрание «Компьютер в жизни школьника»

Школа

Кл. руководитель.

ноябрь

Месячник «Здоровый образ жизни»

Тематический классный час

 «О, спорт! Ты - мир!»

Спортивный зал

Комиссия спорт,

кл. руководитель

Встреча с психологом

Школа

Школьный психолог

Родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи»

Школа

Кл. руководитель, учителя-предметники, психолог

Викторина «Умники и умницы»

Школа

Кл. руководитель, комиссии образование и культура

Здоровый образ жизни. Всемирный день борьбы со СПИДом

Школа

Учитель биологии, медицинский работник

декабрь

Операция «Предновогодние хлопоты»

Школа

Комиссия культура

Экскурсия в городской краеведческий  музей «Народные посиделки»

Историко-краеведческий музей

Работники музея

Родительское собрание «Знакомство с нормативными документами ГИА»

Школа

Заместитель директора по УВР, кл. руководитель.

Всемирный день «Защиты прав человека» Кл. час «Турнир знатоков права»

школа

Кл. руководитель

Результатом моей воспитательной программы является отработка условий, способствующих формированию ЛИЧНОСТИ, способной жить в современном мире, в социуме, в семье, в коллективе. Приоритетным направлением в своей воспитательной работе считаю духовно-нравственное направление «Свеча надежды», так как на протяжении пяти лет мною разработаны и проведены мастер-классы, классные часы по проблемам нравственности, опубликованы статьи по данной тематике. В перспективе создание программы по проблемам нравственности «От доброго слова к доброму делу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы на 2009-2012 уч.год"Ступени познания"

Цель данной программы   - создание благоприятных социально - психологических условий для  разностороннего развития личности .Задачи:Сплочение ученического коллектива, развитие ученичес...

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени" является системой организующей жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год- это определённый этап в жизни класса, программа расчитанна на 5 лет...

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени"...

Программа воспитательной работы «Ступени»

Пояснительная записка Данная программа разработана на основе:Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352\09 ...