Антикоррупционное просвещение учащихся
классный час (8 класс)

Столярова Елена Геннадьевна

Классный час "Антикоррупционное просвещение учащихся", проведенный 09 декабря 2019 в Международный день борьбы с коррупцией

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классный час в 8 б

Классный руководитель Столярова Е.Г.

                                             

                «Антикоррупционное просвещение учащихся»

Добрый день! Сейчас мы с вами обсудим важную проблему современного общества – коррупция и причины её возникновения, а также , попытаемся понять, что мы должны сделать для предотвращения и устранения этой «болезни» современного общества.

     Вы, как молодые люди, у которых все ещё впереди, должны уже сейчас бороться с несправедливостью, уметь отстоять свои интересы «И верить в себя до последнего»; «Не пользуйтесь ложной презумпцией слепой невиновности спящего, что сном объясняет бездействие, держитесь другой траектории. Пишите, творите историю!!!»

    Давайте с вами немного поразмышляем над возникновением причин и мотивов коррупции. Что заставляет и подталкивает людей совершать такие поступки? Почему люди не думают о последствиях или думают только о собственной выгоде? Вот несколько причин, по которым может возникать это явление: низкая заработная плата, незнание законов, невоспитанность, эгоизм – также является основной причиной, нестабильное положение в стране, и многое другое.

   Теперь давайте поговорим о коррупции, ее видах и формах:

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях .

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

- государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

Формы  коррупции.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации),

-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

-получение взятки (статья 290 УК РФ)

-дача взятки (статья 291 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выш

И в завершение сегодняшнего мероприятия, проведём небольшой опрос:

  1. Какие бывают формы коррупции?
  2. Какие преступления относятся к коррупционным деяниям?
  3. Что такое коррупция?
  4. Субъектами коррупционных отношений – называют…
  5. Объектом коррупции могут являться - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в сексуально- гигиеническом просвещении учащихся 5-11 классов.

Программа нравственно-полового воспитания учащихся  среднего звена...

программа антикоррупционного просвещения

программа разработана в качестве модуля, который может быть включен в курс "Право" или "Обществознания" в 10-11 классе....

Правовое просвещение учащихся

Беседы с презентацией о правовом просвещении учащихся....

Работа школьных библиотек в области экологического просвещения учащихся

Презентация рассказывает о том как начинать и вести работу с учащимися по экологическому направлению.методические рекомендации для школьных библиотекарей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модуля «Антикоррупционное просвещение и воспитание»

Модуль антикоррупционного просвещения и воспитания представляет собой часть образовательного плана предмета Обществознание и определяет содержание и методологию работы по антикоррупционному просвещени...

Классный час "Антикоррупционное просвещение"

Методическая разработка. Класссный час на тему "Антикоррупционное просвещение" для обучающихся СПО. Классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Потому что она затрагивает интересы...

Честная игра: Методическое пособие по реализации программ антикоррупционного просвещения для школьников

В пособии обобщается информация об эффективных антикоррупционных стратегиях, в которых антикоррупционное образование занимает одно из ключевых мест, наряду с политической волей, устойчивыми ...