классный час "Блокадный хлеб"
классный час (10 класс)

Логвинова Валентина Николаевна

Классного часа:  «Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»». Цель занятия: напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час:

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

Цель занятия: напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду.         

I. Организационная часть

Ребята, тема нашего классного часа:  «Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»». Цель занятия: напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду.         

СЛАЙД: 1

И  проводится он в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб». Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен Годом памяти и славы.  «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 

СЛАЙД: 2

Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 года в блокадном Ленинграде.

СЛАЙД: 3

Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.

Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:

  • пищевая целлюлоза – 10 %,
  • жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
  • обойная пыль – 2 %,
  • выбойки из мешков – 2 %,
  • хвоя – 1 %,
  • ржаная мука – 75 %.

СЛАЙД 4-9

Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.

II. Демонстрация тематического образовательного

видеоролика и рефлексия — 10-15 мин

Ребята, а сейчас я, предлагаю посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда

В нем показано, что история блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети).

Время идет и тех, кто вынес тяготы блокады, становится все меньше – тем внимательнее стоит относится к их свидетельствам и воспоминаниям, успеть выразить им свое уважение.  Просмотр видеоролика.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что вам запомнилось из этого сюжета?
  • Что показалось вам удивительным?
  • Как вы думаете, о чём это говорит?
  • О каких качествах ленинградцев это говорит?

III. Информационно-образовательный блок

о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне

СЛАЙД 10

Ребята, если у вас возникнет желание, познакомится с основными историческими фактами блокады Ленинграда. Вы можете воспользоваться интернет-проектом «ЛЕНИНГРАД В ОСАДЕ. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ» - перейдя по ссылке http://blockade.spbarchives.ru/associate.html.

СЛАЙД 11.

Открыв оглавление в левом верхнем углу,  вы найдете следующие разделы:

1. Крепость на Неве.

2. Заводы на линии фронта.

3. Эшелоны идут на восток.

4. В тисках голода.

5.  Все шире братские могилы…

6. Простреленное небо.

7. По законам военного времени.

8. Как жили и что говорили люди.

9. Наука и культура на защите города.

10.Следы войны.

 Это позволит узнать основанную на документальных источниках, правду об этой странице истории Великой Отечественной войны, сформировать осознанное чувство гордости и памяти.

IV. Интерактивный блок

Ребята, я предлагаю вам представить себя разведчиками – защитниками Ленинграда – и выполнить ряд заданий верховного командования.

Задание:

Утро. Двор военного штаба. Вам вместе с другими военнослужащими поступил приказ: провести разведку для определения расположения временного транспортного пути. Капитан, руководящий процессом, сообщает о том, что отряд разделен на спецгруппы. Всех «погрузили» в машины.

Участникам выдается распечатка истории, а также материалы: подготовленный лист А3, ножницы, ластик, маркер, транспортир, ручка, кнопки или скрепки и др.

  1. Азбука Морзе СЛАЙД 12

Задание 1:

15 ноября 1941 года начался основной этап разведки траектории будущей трассы ледяной дороги: вместе с военными гидрографами ее вели бойцы 88-го отдельного мостостроительного батальона. В общей сложности 12 групп разведчиков, двигаясь от Осиновца и Коккорево (поселок на юго-западном берегу Ладоги), прошли до восточного берега и убедились, что проложить трассу так, как изначально планировалось, не получится.

Результаты ледовой разведки доложили в штаб Ленинградского фронта утром 19 ноября. И вскоре командующий фронтом генерал-лейтенант Михаил Хозин издал приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. В тот же день из Коккорево в сторону Кобоны отправился санный обоз в 350 упряжек, который через двое суток вернулся. Это был первый груз, поступивший в Ленинград по «Дороге жизни».

Командир отделения дал вам приказ сообщить генералу-лейтенанту о первых успехах работы «Дороги жизни», зашифровав послание.

Определите груз, первым доставленный по «Дороге жизни», используя запись сигналов Азбуки Морзе.

http://cdn.fishki.net/upload/post/201501/30/1408357/10922536_792567630815487_1902583893187164163_n.jpg

Шифровка:

-  ••••

••• - -

-

---

- •

- •

- • - -

- -

•• -

- • -

••

Ответ: 63 тонны муки.

Справка: Долгое время путешествия обоза объяснялось тем, что в некоторых местах лед был еще очень тонок. Поэтому такие участки сани преодолевали порожняком, а мешки с мукой возницы переносили на руках. Но голодающий город не мог ждать, и в ночь на 22 ноября (после возвращения санного обоза) в путь отправились 60 полуторок ГАЗ-АА с санями, прицепленными позади. Это были машины 389-го отдельного автомобильного батальона, которым командовал капитан Василий Порчунов. Чтобы снизить риск обнаружения (трасса проходила в полутора десятках километров от немецких позиций), машины двигались с погашенными фарами. В таких условиях практически не было шансов увидеть вешки, расставленные разведчиками вдоль трассы, а ориентироваться можно было только по телефонному кабелю, проложенному вдоль маршрута. Делал это начальник колонны капитан Бирюкович: он лежал на крыле первого автомобиля и всматривался в чернеющий на льду провод. Зато вечером того же дня колонна доставила в Осиновец 70 тонн муки. И «Дорога жизни» начала свою постоянную работу.

Первое время перевозить по ледовому маршруту удавалось небольшие партии грузов. Во-первых, машины шли недогруженными, что давало дополнительный шанс уцелеть, не провалиться под еще слабый лед. Во-вторых, расстояние между ними составляло не меньше 100 метров, да и скорость движения была невелика: как установили привлеченные к работе над прокладкой трассы ученые Ленинградского физико-технического института, на высокой скорости колебания льда, вызванные движением автомобилей друг за другом, входили в резонанс с колебаниями, вызванными подледными волнами, и ледяное поле могло внезапно лопнуть. Чтобы проанализировать это явление, названное изгибно-гравитационной волной, сотрудники института под руководством Петра Кобеко создали специальный прибор «прогибограф», позволивший разработать рекомендации для шоферов. С их учетом, а также за счет постепенно окрепшего льда и отлаженной инфраструктуры, поток грузов по «Дороге жизни» вырос с 16,5 тысячи тонн в ноябре-декабре 1941 года до 118 тысяч тонн в марте 1942-го. Это был наивысший показатель: в апреле лед начал стремительно таять, машины опять начали нагружать меньше, и до 24 апреля, когда трасса была закрыта, перевезли всего 87 тысяч тонн. А из Ленинграда с ноября по апрель удалось эвакуировать 537 тысяч человек. «Дорога жизни» продолжала работать до весны 1943 года: зимой транспорт двигался по льду, летом открывалась навигация по воде. Потом на полную мощность заработала так называемая «Дорога победы», проложенная по освобожденному южному побережью Ладоги, и, если бы не она, трудно сказать, какой была бы судьба осажденного Ленинграда – города, жители и защитники которого потрясли весь мир стойкостью и мужеством.

ЗАДАНИЕ. 2

Участникам во дворе комендатуры выдается карточка с заданием:

Примерно через 4 часа машина остановилась. Вы оказались недалеко от поселка Павлово Всеволожского района. Все как будто к чему-то готовились. Воздух наполнен страхом и, вместе с тем, огромным желанием во что бы то ни стало уничтожить врага. Вам дали 3 часа отдыха и сказали, что ночью начнется наступление.

Приятной неожиданностью стала встреча Кати – школьной подруги, которая сейчас служит радисткой. Она рассказывает Вам, к чему все готовятся…

Определите населенный пункт, в котором начнется наступление, используя запись сигналов Азбуки Морзе.

Шифровка:

─ ●

●─ ─

●●●

─ ● ─

● ─

● ─ ● ─

─ ● ●

● ● ─

─ ● ● ●

● ─ ●

─ ─ ─

● ─ ─

─ ● ─

● ─

Завершение урока

Ребята,  назовите основные факты, понятия, явления, о которых вы узнали в ходе урока.

.

Сегодня на уроке мы решали небольшие практические задачи, связанные с военным временем. Во время учёбы их осваивают именно в таком игровом формате, но в условиях реальных военных действий их приходится применять при самых тяжёлых обстоятельствах. И трудно представить себе обстоятельства более тяжёлые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.

В завершении урока необходимо сделать общее фото с участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Хлеб – всему голова!», который мы провели в 6 классе.Замысел возник несколько неожиданно. На одном из уроков русского языка вдруг выяснилось, что реб...