Классный час "Холокост - память поколений"
классный час (7 класс)

Кабирова Гульчачак Минулловна

Классный час "Холокост - память поколений" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_teme_holokost.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме "Холокост – память поколений


Цели:

  • Личностные: создать условия для достижения учащимися следующих результатов: собственной потребности уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности; воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма, воспитания силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждения зла и насилия, развития у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей.
  • Метапредметные: создать условия для достижения учащимися следующих результатов: потребности знаний исторических событий, делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы, анализировать, сравнивать, вести дискуссию.
  • Предметные: сформировать представление о том, что такое Холокост, толерантность, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма.

Оформление: материалы и произведения к мероприятию:

1. В.А. Моцарт — Реквием — Лакримоза,       
2. «Бухенвальдский набат»
 Автор текста: Соболев А. Композитор: Мурадели В.
3. 
Презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Классный час начинается с музыки В. А. Моцарта «Реквием».
Используется презентация, текст соответствует слайдам в 
Презентации.
В конце классного часа звучит песня «Бухенвальдский набат».

1 слайд. Тема классного часа, Вступительное слово.

2 слайд. Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

3 слайд. В английском термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) — с 1942 года. 
Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.

4 слайд. Отличительные черты холокоста

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.
Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные, погибли около 3миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д.

5 слайд. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; 
при этом технология уничтожения совершенствовалась. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.

6 слайд. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста

7 слайд. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.

По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло

до 3 миллионов польских евреев, 
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы 
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии, 
280 тысяч — Румынии, 
140 тысяч — Германии, 
100 тысяч — Голландии, 
80 тысяч евреев Франции, 
80 тысяч — Чехии, 
70 тысяч — Словакии, 
65 тысяч — Греции, 
60 тысяч — Югославии.

8 слайд. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау.
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).

С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных

9 слайд. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.

10 слайд. Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, 
получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек.

11-15 слайды. Некоторые памятники жертвам холокоста.

16 слайд. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. 
Он  установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).

В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал:
«Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И Тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдали мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце, скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.
Казалось, что сейчас
Он обезумел, гневно бушевала
Его листва.
Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу.
Не надо, мама!
Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно –
И он закрыл глаза.
И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни и одна любовь
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих
Земля моя, скажи мне, что с тобой!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ли ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Ведущий-1

Кроме перечисленных, можно упомянуть другие, не менее известные концлагеря Германии список: Дюссельдорф, Дрезден, Катбус, Галле, Шлибен, Шпремберг и Эссен. В них творились такие же зверства и погибли сотни тысяч людей. К обсуждению темы про самые жуткие концлагеря Германии добавлю про Бабий Яр, место жуткое.

Ведущий -2

Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновки и Сырца.
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом, евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек. 
В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста и другим жертвам убийств.

Ведущий -2
Бабий Яр явился местом расстрела пяти цыганских таборов. Там же был открыт Сырецкий концентрационный лагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики и военнопленные и другие люди. 
Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе-сентябре 1943 года частично уничтожили лагерь - откопали и сожгли в печах десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезенных из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабиного Яра. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабином Яре произошло восстание занятых на работах у печей 329 заключенных-смертников, из которых спаслись 18 человек. Спасшиеся узники выступили свидетелями попытки нацистов скрыть факты массовых расстрелов.

В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал  песню «Бабий Яр».(звучит песня)

Ведущий-1

Страшные времена Холокоста остались далеко позади, однако, среди нас осталось немало свидетелей и людей, которым самим пришлось пережить те ужасные мучения, которым подвергали их нацисты. Сейчас вас ждут воспоминания жертв Холокоста, сумевших продолжить жизнь, поборов в себе страх и ненависть.

2-ученик

Сэм Ицкович, 1925, Макув, Польша
Описывает газовые камеры в Освенциме.

Сначала они запускали туда всех женщин, а потом уже мужчин. Иногда оставалось 20 или 30 человек лишних, которые туда не помещались, так что детей они всегда оставляли на потом. И когда бункер уже заполнялся настолько, что больше людей уже не помешалось, не помещалось… они пускали детей ползти прямо по головам, просто заталкивали их внутрь, чтобы уместить всех. И тогда за ними захлопывалась дверь, толстая дверь, толщиной около шести дюймов… И потом изнутри слышался только громкий стон: “Шма…” (начало иудейского символа веры) и больше ничего. И это занимало от пяти до десяти минут.

3-й ученик

Абрахам Бомба, 1913, Германия
Рассказывает, как стриг волосы женщинам, которых затем отправляли в газовые камеры Треблинки.

«У нас были ножницы. Мы срезали у них пряди волос. Стригли их. Бросали их на пол, в сторону, и все это должно было занимать не больше двух минут. Даже меньше двух минут, по… потому что сзади была толпа женщин, ожидавших своей очереди. Вот как мы работали. Это было очень тяжело. Тяжело особенно потому, что кое-кто из парикмахеров, они узнавали в этой очереди своих близких, своих жен, матерей, даже бабушек. Только представьте себе: нам приходилось стричь им волосы, но нельзя было даже словом перемолвиться с ними, потому что разговаривать было запрещено. Стоило нам сказать им, что их ждет… ох… что через пять или семь минут их загонят в газовые камеры, как тут же началась бы паника, и всех их все равно убили бы».


3-ученик

Абрахам Левент, 1924, Варшава, Польша
Рассказывает об условиях жизни в Варшавском гетто.

Голод в гетто был такой, что люди просто падали на улицах и умирали, маленькие дети попрошайничали и каждое утро, выходя из дома, ты видел покойников, накрытых газетами или какими-нибудь тряпками, которые прохожим удавалось найти, или тебе удавалось найти… люди увозили трупы на тележках, относили их на кладбище и хоронили в общих могилах. Каждый день тысячи и тысячи людей погибали от недоедания, потому что немцы просто не снабжали обитателей гетто продовольствием. Продуктов не было. Ты не мог пойти и купить что-нибудь поесть или получить паек. Ты был обречен. Если у тебя не было еды, тебя ждала голодная смерть, вот и все.

4-й ученик

Шарлин Шифф, 1929, Горохов, Польша
Рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Гороховского гетто.

Я не знаю, но это поразительно, каким изобретательным ты становишься, когда ты голоден и окончательно доведен до отчаяния. Я никогда бы… даже когда я сама произношу это, я не могу поверить. Я ела червяков. Я ела жуков. Ела все, что только можно было положить в рот. И я не знаю, иногда я чувствовала себя ужасно. Там росли какие-то лесные грибы. Я уверена, что среди них были несъедобные, не знаю, ядовитые. Меня тошнило. И… ох… мне случалось есть дохлых крыс, да, я их ела.

5-й ученик

Пэт Линч, США. Медсестра.
Рассказывает о том, в каком состоянии были оставшиеся в живых заключенные во время освобождения лагеря.

Они были крайне истощены. Я не могла поднять ни одного из них. Я пыталась, но если бы мне удалось приподнять их, у них могла порваться кожа. Так что передвигать их нужно было очень, очень осторожно. Их кожа была ужасно тонкой. И вот я звала… ох, нужно было как минимум три человека, чтобы один… один держал голову, другой ноги, и мы очень осторожно поднимали их и выносили за ворота и дальше, подальше от этого места. … И мы не могли делать им уколы [подкожные инъекции] потому что не было места, куда ввести иглу. У них совсем не было кожи… не было мышц, только кожа и кости. Им просто некуда было сделать укол.

6-ученик

 Из показаний 20- летней узницы лагеря Татьяны Самсоновой.
«В лагерь «Беркенау» нас  привезли 24 мая 1944 года, в эшелоне нас было 800 человек только русских и белорусов. Кроме того ,вместе с нами прибыло три эшелона евреев из Венгрии. Все эти четыре эшелона немцы останавливали около крематория. Сначала я не знала, что это крематорий ,а полагала ,что это какая-то фабрика, т.к. из труб валил дым, пылало пламя. Всех нас  из эшелонов выгрузили. Всех евреев из этих трех эшелонов , сколько их там было не знаю, но во всяком случае не менее двух с половиной тысяч, немцы отправили в крематорий и там сожгли. Нас всех русских отобрали и почему – то не сожгли.

7-й ученик

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Ведущий-2

Более семидесяти  лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления гитлеровцев. Нельзя без боли и гнева вспоминать о зверствах фашистов и их приспешников, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.

Ведущий -1

Осмысливая трагический опыт прошлого, размышляя над тем, что происходит сегодня в мире и в нашей стране, необходимо осознать чудовищность гитлеровской политики геноцида; понять, что корни явлений, приведших к Холокосту, ещё не выкорчеваны. Знания о Холокосте помогают осознать, как предрассудки, имеющиеся почти у каждого человека, могут привести к тому типу расизма, который насаждался нацистской Германией. Необходимо осознать, что этот вид геноцида, порождённый тоталитарным режимом, представляет угрозу всему человечеству.

Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.

Сегодня мы скорбим по миллионам погибших в самой страшной войне в истории человечества.

Давайте почтим память замученных в фашистских концлагерях и

освобождавших нас воинов от фашистских захватчиков.

Минута молчания

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Живая память поколений».

Цели и задачи классного часа :1)способствовать формулированию патриотических чувств у учащихся на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну ,родной край;2)воспитание уважения к близ...

Классный час "Неугасима память поколений..."

ЦЕЛИ:Мотивация студентов к изучению истории родной страны.Сохранение и развитие лучших традиций патриотического воспитания молодёжи.Воспитание чувства гордости за свою страну, малую родину, семью и от...

Классный час на тему: "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста.Цели:...

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.План подготовки  юбилея Победы внес...

Классный час "Память поколений"

Классный час "Память поколений"...