Исследовательский проект «Сквернословие и здоровье»
классный час (11 класс)

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». В. Даль

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к классному часу

Исследовательский проект «Сквернословие и здоровье»

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». В. Даль

Автор: ученики 10 класс МБОУ «Хиславичская СШ»

Руководитель: Дорошева Вера Петровна, классный руководитель

Цель: исследование влияния сквернословия на здоровье и психику человека.

Задачи исследования:

· изучить литературу по теме исследования;

· провести социологический опрос учащихся школы;

· доказать, что сквернословие влияет на здоровье и психику  человека.

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов

Предмет исследования: речь учащихся 9-11 классов

Гипотеза: действительно ли сквернословие влияет на здоровье и психику человека.

Методы исследования: анализ научных статей, анкетирование “Твоё отношение к сквернословию”, сравнительный анализ, составление диаграмм по результатам исследования

Исследовательская работа:

1 микрогруппа (теоретики) готовят материал, раскрывающий понятие «сквернословие»;

2 микрогруппа (историки) готовят материал по истории возникновения сквернословия и его развития в наши дни;

3 микрогруппа (специалисты в области здоровья) рассматривают взаимосвязь сквернословия и здоровья.

4 микрогруппа Анкетирование учеников 9-11 кл. Ваше отношение к сквернословию”, сравнительный анализ, составление диаграмм по результатам исследования 

5 микрогруппа (художники) Нарисовать мини-плакаты, побуждающие людей воздерживаться от сквернословия.

За 1 – 2 недели в классном уголке вывесить объявление: “ Готовимся к классному часу “Исследовательский проект. Сквернословие и здоровье»

Класс по желанию делится на микрогруппы, каждая из которых выбирает индивидуальное задание для подготовки до начала мероприятия:

1 микрогруппа (теоретики) готовят материал, раскрывающий понятие «сквернословие»;

2 микрогруппа (историки) готовят материал по истории возникновения сквернословия и его развития в наши дни;

3 микрогруппа (специалисты в области здоровья) рассматривают взаимосвязь сквернословия и здоровья.

4 микрогруппа Анкетирование учеников Ваше отношение к сквернословию”, сравнительный анализ, составление диаграмм по результатам исследования 

5 микрогруппа (художники) Нарисовать мини-плакаты, побуждающие людей воздерживаться от сквернословия.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

                               М. Матусовский

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». 

                                                                                                                                                           В. Даль

Речь — это показатель ума.  

                                         Сенека

  1. Проблемная ситуация

Кл.рук.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично,

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

Уч.: Почему вы смеетесь? (Ответы)

А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость. Вы  ведь прекрасно поняли, о чем речь, и конечно , скажете, о чем пойдет сегодня разговор? ( Ответы учащихся)

Кл.рук.: Да, мы сегодня поговорим  о нецензурной брани в нашей речи…Как вы думаете, почему? Актуально ли это?…А что вы знаете о нецензурной лексике?….

2. Информационный блок-

Давайте послушаем 1 микрогруппу (теоретики) Они готовили материал, раскрывающий понятие «сквернословие»

 (Выступление 1 микрогуппы) «Что такое сквернословие»

Презентация ( Быковская Кристина)

Кл.рук

  Из истории возникновения сквернословия мы узнаем от 2 микрогруппы

 Презентация Москалев Александр

Кл.рук.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя  другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: “Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает”.

Кл. рук. Так ли это? Как влияет мат на человека? Как вы считаете ? Почему?

(Ответы уч-ся)

Кл. рук.За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации;

По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Гипотеза: действительно ли сквернословие влияет на здоровье и психику человека.

Послушаем 3 группу, специалистов в области здоровья

3 микрогруппа-специалсты в области здоровья

Презентация ( Артёмова Д)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (Дополнения уч-ся)

Для многих  употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Но нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия» ( от греческого копрос – кал, грязь и лалия – речь).

Это болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.

Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата.

 Проводились опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – нецензурную брань, мат.

В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали гораздо меньше урожай.

Подобные опыты ученые проводили с водой. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Вода «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой.

Вода, на которую лилась брань, становилась просто ядовитой.

Некоторые ученые утверждают, что мат влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям: у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки…

Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.

Вывод (последний слайд)

Кл рук:

 Болезнь копролалия

3 стадии нецензурной зависимости

  • Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурную брань, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
  • Вторая стадия, когда человек впервые употребляет скверные слова – за компанию, для разрядки или ради напускной удали;
  • Третья стадия, когда человек привыкает к мату, ему уже не стыдно. В дальнейшем человек уже используют эти слова, не замечая этого. Еще позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путём пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется…»

3. Результаты исследования. 4 микрогруппа Анкетирование учеников

Мы предложили учащимся 9-11классов ответить анонимно на вопросы анкеты. Оказалось: в 50% семей хотя бы иногда употребляется ненормативная лексика, все учащиеся в кругу сверстников произносят смачные словечки (кто-то только в сердцах, а кто-то постоянно с 5 лет), более половины школьников научились ругаться в стенах школы.

Но, как ты относишься к сквернословию? – 30% ответили негативно, 30% - равнодушно, 40% - не замечаем.

На вопрос: Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение  нецензурных слов в нашем обществе? - ответили так  28% свободой слова,  47% - низким уровнем культуры, 25% -безнаказанностью за ругань.

Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что… 28% - не хватает других, хороших слов; 42% - это способ самоутверждения в глазах других людей, 30% - не знают ответа.

Вопрос: Волнует ли тебя проблема чистоты языка?-  дал следующие результаты  10% волнует,  0% не волнует, 90% никогда не задумывался об этом.

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?  - 25% ответили, что это бесполезно; 45% можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; 30% - борьба необходима в любом случае.

Были предложены такие способы  - 33% предлагают разработать систему штрафов, 37% - заниматься воспитанием,  22% - самовоспитанием, 8% - не знают.

Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?  0% - да,  100% - нет.

Кроме этого,  никто из респондентов совершенно не предполагал, что сквернословие влияет на здоровье и психику человека и хотел бы узнать об этом больше.

Считаем, что не всё ещё потеряно. Многих интересует поднятая проблема, они не хотят слышать такие слова в речи окружающих людей, некоторые хотели бы сами избавиться от таких слов в своей речи, готовы работать над собой.

4.Заключение.

Таким образом, на  основе изучения теории, наша гипотеза подтвердилась: сквернословие действительно влияет на здоровье и психику человека.

 Нет, и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня, как общества, так и отдельного человека. Многое можно сделать в классе, в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный
отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Стих .Эдуарда Асадова

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять

Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Эдуард Асадов

4 микрогруппа  Художники Защита рисунков (Осипова Юлия)

Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что вам поручили составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

       1.перестать ругаться самому,

2.​ выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

3.​ избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

4.​ читать русскую классическую литературу;

Составление антирекламы сквернословия.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Заключительное слово.

Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован. Но стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.

Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:

Внутренний мир             слово               поступок              характер              судьба

Список использованной литературы:

1. Журнал «Наука и Жизнь» №1-12, 2001.

2. Подгорова Т.П. «Нет сквернословию!» Статья

3. Мирский М.Б. Медицина России ХVI - ХIХ веков. М., 1996.

4. Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М., 1989.

5. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1, М., 1994, С.256.

6. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб. 2000.

7. Очерки истории культуры славян. М., 1996.

8. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М.

9. Материалы сайтов Интернета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета "Сквернословие в моей жизни" Класс_______ «___»          Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? 
а)  привычка ,
б) символ взрослости,
в) недостаточный словарный запас, 
г) для повышения эмоциональности речи,

д) эмоциональной разрядки,

е) оскорбления, унижения адресата речи,

ж) для демонстрации агрессии,

з) для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

и) демонстрации принадлежности к "своим".

2.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? 
а) от злости   б) из-за неуважения к людям   в) стало привычкой  г) другое
3. Как часто ты произносишь эти слова? 
а) почти каждый день    б) редко  в) никогда не использую 
4. В каких ситуациях это происходит? 
а) во время ссоры   б) когда плохое настроение  в) вообще не использую   д) другое 
5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? 
а) неловкость   б) храбрость   в) мне иногда станет легче   г) ничего
6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? 
а) чувство отвращения   б) невоспитанность   в) низкая культура   г) другое
7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? 
а) стыдно за него   б) ничего не чувствую   в) обычный повседневный разговор   г) мне всё равно

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? 
а) от парней   б) от девушек   в) от взрослых 

9.Употребляется ли у вас в семье ненормативная лексика?

а) нет  б) редко  в) каждый день
10. Как ты относишься к сквернословию

а) негативно  б) равнодушно,  в) не замечаю.

11. Волнует ли тебя проблема чистоты языка?- 

а) волнует   б) не волнует  в) никогда не задумывался об этом

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? 
а) не хочу, потому что это не культурно 
б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произнесут эти слова 
в) пусть используют, когда надо

13. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? 

 а) это бесполезно   б) можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо;    в) борьба необходима в любом случае.

14.Какие способы борьбы вы могли бы предложить?

а) разработать систему штрафов,   б) заниматься воспитанием,    в) заниматься самовоспитанием,

 г) не знают,    д) другие (укажите какие)

15. Как вы считаете, сквернословие влияет на здоровье и психику человека

а) нет,   б) да,  в) не знаю,  г) хотел бы узнать об этом больше

 

5 микрогруппа (художники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Спорт - основа здорового образа жизни"

Предмет "Физическая культура" предусматривает не только активные занятия спортом, но и  интеллектуальную деятельность....

Исследовательский проект "Школа - территория здоровья"

Добиться стойкого снижения распространения курения можно лишь при комплексном осуществлении стратегий, направленных на предотвращение начала курения среди детей и подростков. Участие родителей в профи...

Проект "Сквернословие и здоровье"

Направление деятельности:Культура здорового образа жизни. Проект по внеклассной деятельности "Сквернословие и здоровье"...

Исследовательский проект "Сколько весит здоровье"

В течение года ученики под руководством учителя Анохиной З.М. исследовали проблему тяжелых портфелей и ранцев школьников начальной ступени, сделали определенные выводы и дали разумные советы....

Исследовательский проект "Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ"

Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостат...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКт «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ  ЖИЗНИ»...

Исследовательский проект "Скажем "Да!" здоровому сердцу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16082190","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"302","width":"480"}}]]Тематика: Физическая культураАвторы исследовательской работы: ...