Самый классный классный
методическая разработка

Климова Анна Эдуардовна

Работаю в соответствии с планом по воспитательной работе. Моей целью является формировать дружный коллектив и его активную жизненную позицию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Ангоянская СОШ"

ПАСПОРТ СЕМЬИ

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/01b3/0004bca2-7bb3168c/img18.jpg 

                                                Классный руководитель: Климова А.Э.

ПАСПОРТ СЕМЬИ

________________________________________________________

Родители ученика (цы)___________ класса                  МБОУ АСОШ

________________________________________________________________

  1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Специальность, место работы

Примечание

Жилищные условия        

Материальное положение, источники доходов___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика культурного уровня семьи_______________________________________        

  1. Общие сведения о детях

Ф.И.О.

Дата рождения

Где учиться, работает

Примеч.

Интересы детей____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочее место ученика__________________________________

                          3. Воспитательные возможности семьи

Уровень воспитанности ученика        

(высокий, средний, низкий)

Уровень педагогической культуры родителей

Отца        (высокий, средний, низкий)

Матери        (высокий, средний, низкий)

Микроклимат в семье        

(здоровый, устойчивый, недостаточно здоровый, неустойчивый, нездоровый)

Направленность семьи        

(общественно направленная,  индивидуалистическая, асоциально направленная)

Ситуация семейного воспитания        

(благоприятная, осложненная, неблагоприятная)

Характер взаимоотношений родителей с ребёнком

- Семейный диктат (подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка)

- Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот)

  • Попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность)
  • Сотрудничества (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.)

Тип семьи____________________________________________

-        благополучная (родители эмоциональная атмосфера в семье положительная)

  • Неблагополучная, в том числе:
  • Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы);
  • нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)

Учёт проводимой работы классного руководителя

Дата

Виды проведённой работы

Исполнитель

ПРИМЕЧАНИЕ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         Классный руководитель:____________/__________________/



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Завуч по ВР

МБОУ «Ангоянская СОШ»

_____________О.И. Слюсарева

Программу разработали:

классный руководитель 4 класса

Хмара Т.Г.,

Климова А.Э. –

классный руководитель 5 класса

Подпрограмма к  ВС "Знайки"

"ПЯТИКЛАССНИК"

2018 -2020 уч.год

Подпрограмма «Пятиклассник»

 Актуальность

Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни  ребёнка, так как у него меняется привычный уклад жизни: появляются новые учителя,  классный руководитель; новые требования, обязанности;  кабинетная система, что часто приводит к  возникновению эмоционально - стрессовой ситуации.

Первые месяцы в пятом  классе – это сложнейший период адаптации обучающихся к новым условиям. Успешность адаптации к новым условиям зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.

В подпрограмме «Пятиклассник» разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

В реализации программы задействованы учитель, работающий с учащимися в четвёртом классе - Хмара Т.Г.,  учителя-предметники, работающие в 5-ом классе, медицинская служба,  психолог, омбудсмен школы - Манханова О.М., родители, администрация школы.

Цель данной подпрограммы – создание условий для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся 5-го класса  в период адаптации к обучению в среднем звене.

Задачи:

  1. Формировать навыки эффективного взаимодействия:  ученик – ученик; ученик – учитель;  ученик – родитель;  учитель – родитель;  учитель – учитель.
  2. Разработать систему диагностических средств с целью выявления детей с низким уровнем адаптации к школе.
  3. Содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников.
  4. Создать банк мероприятий, направленных на успешную адаптацию пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено  (диагностика, классные часы, лектории, внеклассные мероприятия).
  5. Разработать и реализовать психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.
  6. Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Нормативно-правовая база

  • Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989г.
  • Конституция Российской  Федерации. 12.12.1993г.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 г.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.

Принципы реализации программы

  • Гуманизм
  • Демократизм
  • Научность
  • Индивидуализация и дифференциация
  • Систематичность
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Умение и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Формы и методы работы:

  • Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
  • Анкетирование. Диагностика познавательного интереса, учебной мотивации, комфортности в классе, направленная на выявление причин низкой  адаптации и оказание помощи обучающимся.
  • Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с адаптацией в средней школе.
  • Рисуночная арт-терапия.  «Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок».
  • Моделирование образцов поведения.  Игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют

преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

  • Сказка-терапия и притчи.

Ожидаемые результаты

  • Сохранение и укрепление психического и физического здоровья пятиклассников.
  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
  • Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
  • Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы.

Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

  • Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятого класса.
  • Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
  • Повышение уровня коммуникативности пятиклассников.

Содержание  работы

1. Работа с педагогическим коллективом
 

 Мероприятия

Цель

  Участники

   Сроки

1.

Определение классного руководителя  в 5 классе

Администрация школы

Декабрь 2018 г.(предварительная нагрузка)

Август

2.

Консультация «Адаптация пятиклассников»

Знакомство с особенностями адаптационного периода в 5-ом классе.

Предоставление диагностического пакета.

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

3.

Работа с диагностическими картами пятиклассников

Определение уровня  школьной мотивации, ситуативной тревожности, познавательного интереса и т.д.

Классный руководитель

В течение года

4.

Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классного руководителя

Определение уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;

Учителя – предметники, классный руководитель 5-го класса, заместитель директора по УВР

Октябрь

5.

Круглый стол

  • Обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей
  • Разработка и реализация плана сопровождения

Выявление поля проблем и путей их решения

Учителя – предметники, классный руководитель 5-го класса, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

Ноябрь

6.

Консультация «Подростковый кризис»

Познакомить  учителей с особенностями подросткового кризиса, методическими приёмами помощи пятиклассникам

Заместитель директора по УВР

Декабрь

7.

Круглый стол (или родительское собрание)

 «Создание условий успешной адаптации» учащихся 5-го класса»

"Создание условий успешной адаптации учащихся 5-го класса"

Декабрь

8.

Совместные заседания МО учителей начальных классов и учителей - предметников

Определение единства требований к учащимся, учет индивидуальных способностей
Вовлечение неадаптированных детей во внеклассную работу

Заместитель директора по УВР

В течение года

9.

Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 5-ом классе, уровень адаптации пятиклассников

Анализ данных по классно-обобщающему контролю

Замдиректора по УВР

Март

10.

  Взаимопосещение  уроков

 Единство требований к учащимся

  Учителя начальной школы, учителя-предметники, классный руководитель

В течение года

                                                                                                      

2. Работа с обучающимися

 Мероприятия

  Цель

Участники

   Сроки

Знакомство с будущими пятиклассниками

1.

Посещение уроков в начальной школе.

Знакомство

  • с учащимися 4-го класса во время посещения уроков, внеклассных мероприятий;
  • со стилем работы учителя  начальных классов;

с учебными результатами, личностными достижениями учащихся. 

Классный руководитель будущих пятиклассников,

учителя – предметники будущих 5-тиклассников, заместитель директора по УВР.

Декабрь 2018 г-апрель 2019 г.

2.

  Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы  в среднюю

Определение уровня готовности к переходу из начальной школы  в среднюю

 Классный руководитель 4-го класса,

заместитель директора по УВР

Апрель-май

3.

 Подготовка психолого-педагогической характеристики  учащихся 4-го класса.

Раскрытие особенностей, способностей будущих пятиклассников

Классный руководитель 4-го класса.

Май - июнь

4.

 Праздник «Прощай, начальная школа!» с приглашением будущего классного руководителя

Классный руководитель 4-го класса.

Май

Сопровождение обучающихся 5-го класса
 

1.

Посещение уроков

в 5-ом классе

Наблюдение за работой, активностью пятиклассников.

Учитель начальных классов, классный руководитель 5-го класса,

заместитель директора по УВР

Сентябрь - декабрь

2.

Обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков

Определение уровня готовности к переходу из начальной школы  в среднюю

Заместитель директора по УВР

Сентябрь - декабрь

3.

Наблюдение за поведением детей на переменах и внеклассных мероприятиях

Наблюдение за коммуникабельностью обучающихся, толерантностью, эмпатией.  Наблюдение за психологическим климатом в классе.

Классный руководитель 5-го класса,

заместитель директора по УВР

В течение года

4.

Диагностика – «Адаптация  пятиклассников»

Выявление уровня  адаптации в среднем звене пятиклассников.

Классный руководитель 5-го класса,

заместитель директора по УВР

Сентябрь - декабрь

5.

Индивидуальная работа с пятиклассниками, основанная на результатах диагностики

Помощь пятиклассникам в период адаптации.

Классный руководитель 5-го класса,

заместитель директора по УВР

В течение года

6.

Вовлечение пятиклассников во внеурочную деятельность

Классный руководитель 5-го класса

В течение года

7.

Беседы со школьным омбудсменом

Индивидуальная помощь ребёнку в адаптации к среднему звену школы.

Омбудсмен школы

В течение года

Работа с классным коллективом

Мероприятия

Цель

Участники

Сроки

1.

Организация работы классного актива

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся

Сентябрь - октябрь

2.

Классный час «Пятиклассник - звучит гордо!»

Знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-ой ступени.

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся

Сентябрь

3.

Ярмарка «Дары огородника»

Мониторинг творческой активности.

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся, родители

Сентябрь

4.

Внеклассные спортивные мероприятия

«Тропа здоровья»

«Мини- спартакиада»

Сплочение коллектива.

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся, родители

Сентябрь - октябрь

5.

Диагностика комфортности в классе

Определение уровня комфортности

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся

Октябрь

6.

Интеллектуальные состязания для пятиклассников

Выявление интеллектуального потенциала пятиклассников

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся, родители

Ноябрь

7.

Сказка- терапия

На основе прочитанных сказок постигать правила межличностного общения

Классный руководитель  5-го класса, учащиеся

В течение года

8.

Беседы со школьным омбудсменом, психологом

Помочь классному коллективу сплотиться

Классный руководитель  5-го класса, омбудсмен, психолог

В течение года

                                         

3. Работа с родителями

 Мероприятия

Цель

  Участники

   Сроки

1.

Лекторий  для родителей будущих пятиклассников «Скоро-скоро 5-ый класс»

Знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-ой ступени.

 Учителя начальных классов, заместитель директора по УВР, классный руководитель,

родители.

Сентябрь

2.

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода учащихся 5-х классов. Единство требований к учащимся во время адаптации »

Помощь родителям в адаптационный период

Классные руководители  

Октябрь

3.

Лекторий для родителей пятиклассников

«Психо - эмоциональное состояние пятиклассников в начале учебного года».

Помощь родителям в адаптационный период пятиклассников

Классный руководитель  

Ноябрь

4.

Индивидуальные консультации для  родителей

Помощь родителям в адаптационный период

Классный руководитель

В течение года


 
К программе прилагается пакет документов, сопровождающих процесс адаптации пятиклассников.


 
Приложение 1 – диагностический материал «Адаптация  пятиклассников»

Приложение 2 – диагностический материал «Мнение родителей, учителей»

Приложение 3 – занятия по адаптации пятиклассников.

Приложение 1

Диагностический материал «Адаптация  пятиклассников»

  1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние  (Авт. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)
  2. Анкета по определению уровня комфортности в коллективе
  3. Познавательная активность  школьника  (авт.А. А. Горчинская)
  4. Познавательная активность школьника    «Заверши предложение»
  5. (авт.М. В. Матюхина)
  6. Изучение общей самооценки  с помощью  процедуры  тестирования (авт.Г.Н.Казанцева)
  7. Карта  интересов
  8. Школьная  тревожность

1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

 (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)

Анкета

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

-

-

0

к)

5

-

-

-

Баллы суммируются и по оценочной  таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

2. Анкета по определению уровня комфортности в коллективе

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и подчеркните, пожалуйста, один вариант ответа.

1. Чувствуете ли Вы себя комфортно в коллективе:

  • с одноклассниками  -                          всегда        иногда      редко
  • с учителями  -                                      всегда        иногда      редко

2. Нравится ли вам процесс учения?           всегда        иногда      редко

3. Удовлетворены ли результатами  своей учёбы?                    

                                                                        всегда        иногда      редко

4. С удовольствием ли вы ходите  в школу?      

                                                                       всегда        иногда      редко

5. С радостью ли возвращаетесь после учёбы домой?    

                                                                      всегда        иногда      редко

6. Хотели бы Вы поменять свою школу на другую школу?          

                                                                       всегда        иногда      редко

7. Какими должны быть условия  в «идеальном» учебном заведении?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ анкет

Всегда – 2 балла

Иногда – 1 балл

Нет – 0 баллов

11 -14 баллов – хороший уровень комфортности в коллективе.

6 – 10 баллов – средний уровень комфортности в коллективе.

5 и ниже – учащемуся некомфортно в классном коллективе.

3. Познавательная активность  школьника (А. А. Горчинская)

Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

 Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.

2. Что ты предпочитаешь, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) иногда могу порешать, иногда – нет;;
в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда стараюсь найти  на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) всегда стремлюсь с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда мне хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) я не знаю.

Обработка данных. 

Ответы

а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;

б) — об умеренной;

в) — о слабой выраженности.

4. Познавательная активность школьника    «Заверши предложение»

(М. В. Матюхина)


Цель. Определение спектра мотивов учения.

Пояснение. Эта и следующая методика являются методами проективного типа. Материал для восприятия (начало предложения, начало рассказа) является стимулом, который включает мотивацию личности. Чем сильнее побуждение, тем чаще оно должно проецироваться. Ответ на эту стимуляцию может быть различным у детей в зависимости от внутренних условий, психических особенностей личности. Такая методика дает возможность изучать личность опосредованно и создает благоприятные условия для проявления мотивации.

Ход проведения. Испытуемому предлагается завершить предложения.

1. Я стараюсь_____________________________________________________


2. То, о чем я думаю _______________________________________________


3. Я был бы рад ___________________________________________________


4. Я надеюсь______________________________________________________


5. Я уверен________________________________________________________


6. Я мечтаю_______________________________________________________


7. Я стремлюсь____________________________________________________


8. Я хочу_________________________________________________________


9. Я не сомневаюсь ________________________________________________

10. Моя цель_____________________________________________________


Обработка данных. Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.).

5. Изучение общей самооценки  с помощью  процедуры  тестирования

   Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

ИнструкцияВам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+),

«нет» (-),

«не знаю» (?),

выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1.     Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2.     Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3.     Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4.     У меня отсутствует уверенность в себе.

5.     Я примерно так же способен  и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6.     Временами я чувствую себя никому не нужным.

7.     Я все делаю хорошо (любое дело).

8.     Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9.     В любом деле я считаю себя правым.

10.           Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11.           Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.     

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают  

      различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. 

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами,

затем – количество согласий с положениями под четными номерами.

Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

6. Карта  интересов

Инструкция для учащихся

Уважаемые  ученики!  В правом верхнем углу листа ответы запишите свои имя и фамилию.

Ответы на вопросы помещайте в клетках  таблицы  ответов.

Ответ на первый вопрос в клетке  под номером 1,

ответ на второй вопрос – в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов.

Если то, о чём говорится,вам не нравится ставьте знак «-»,

если нравится – знак «+», 

если очень нравится – знак «++».

Лист вопросов

  1. Нравится ли тебе решать логические задачи и задачи на сообразительность?
  2. Нравится ли тебе читать самостоятельно сказки, рассказы, повести?
  3. Нравится ли тебе петь, музицировать?
  4. Нравится ли тебе заниматься физкультурой?
  5. Нравится ли тебе играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры?
  6. Нравится ли тебе  читать, слушать рассказы о природе?
  7. Нравится ли тебе делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, готовить пищу)?
  8. Нравится ли тебе играть с техническим инструментом?
  9. Нравится ли тебе интересоваться и пользоваться  новыми, незнакомыми словами?
  10. Нравится ли тебе самостоятельно  рисовать?
  11. Нравится ли тебе играть в спортивные, подвижные  игры?
  12. Нравится ли тебе руководить играми ребят?
  13. Нравится ли тебе ходить в магазин за продуктами?
  14. Нравится ли тебе ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми?
  15. Нравится ли тебе читать книги о технике, машинах, космических кораблях и т.д.
  16. Нравится ли тебе играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных и т.д.)
  17. Нравится ли тебе самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Нравится ли тебе соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Нравится ли тебе разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Нравится ли тебе Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак)?
  21. Нравится ли тебе убирать за собой книги, тетради, игрушки?
  22. Нравится ли тебе конструировать?
  23. Нравится ли тебе знакомиться с историей (посещать исторические музеи)?
  24. Нравится ли тебе самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества?
  25. Нравится ли тебе читать книги о спорте, смотреть спортивные  теле -передачи?
  26. Нравится ли тебе что-то объяснять детям или взрослым, убеждать, спорить, доказывать своё мнение?
  27. Нравится ли тебе ухаживать за домашними растениями?
  28. Нравится ли тебе помогать взрослым делать уборку в квартире (Вытирать пыль, подметать, пылесосить.)
  29. Нравится ли тебе  считать самостоятельно?
  30. Нравится ли тебе знакомиться с общественными событиями, читать газеты, журналы?
  31. Нравится ли тебе  участвовать в постановке спектаклей?
  32. Нравится ли тебе заниматься спортом в кружках, секциях?
  33. Нравится ли тебе помогать другим людям?
  34. Нравится ли тебе работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Нравится ли тебе помогать и самостоятельно  шить, вышивать, стрики.

Обработка результатов

- Сосчитайте по вертикали количество плюсов и минусов в каждом столбике. Доминирование происходит там, где больше плюсов.

1 столбик – математика и техника

2 столбик – гуманитарная  сфера

3 столбик – художественная деятельность

4 столбик – физкультура и спорт

5 столбик – коммуникативные интересы

6 столбик – природа и естествознание

7 столбик – труд по самообслуживанию

7. Школьная  тревожность

Карта наблюдения (бланк)

Признаки

Учащиеся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вербальные

«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)

«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)

«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)

Прерывистый голос

Плаксивая интонация (вплоть до слез)

Тихий голос

Вопросительная интонация в утвердительных предложениях

Невербальные

Мимика

Непроизвольное подергивание век

Расширенные глаза

Потупленный взгляд

Лицо без эмоций

Бледность лица

Покраснение лица

Испарина

Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»

Плотно сжатые губы

Поза

Втягивание головы в плечи

Наклон к парте

Раскачивание на стуле

Подсовывание рук под ноги

Привставание в момент поднимания руки

Небрежное понимание руки

Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)

Жесты

Закрывание лица руками

Подергивание рукой, ногой

Покусывание ручки, карандаша

Перекладывание предметов по парте

Заламывание пальцев, рук

Итого:
невербальных признаков тревожности
вербальных признаков тревожности

В карте фиксируется каждое проявление тревожности.

Обработка результатовОбработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений,  свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность.  Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.

Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает,  прежде всего, качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа  невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие  о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требуют осознания этого состояния, что случается не всегда. Стандартизированных количественных показателей, позволяющих интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее  время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, следует обратить на него особое внимание.

Приложение 2

Диагностический материал «Адаптация  пятиклассников глазами родителей, учителей»

  1. Анкета для родителей
  2. Анкета для учителя, работающего в 5 классе

1. Анкета для родителей

«Диагностика особенностей адаптации  пятиклассника к старшей школе»

Класс ____Фамилия, имя ребенка    ______________

Вопросы

А

В

С

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

охотно, с радостью

без особой охоты

неохотно

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму (новые учителя, больше уроков)?

- в основном, да

- не совсем

- пока нет

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- в основном да

- не вполне

скорее нет, чем да

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

довольно часто

иногда

никогда

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

положительные

положительных и отрицательных поровну

Отрица-тельные

6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении  заданий?

не нуждается в помощи

иногда

довольно часто

7. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

настойчив в преодолении трудностей

обращается за помощью

перед трудностями сразу пасует

8. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, учителей, обижается на них?

такого практически не бывает

бывает, но редко

довольно часто

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

Таблица для занесения ответов.

№№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А, В, С

Оценивание результатов диагностики:

  • Наличие в основном  ответов «А»  говорит о хорошей адаптации ребенка  к старшей школе;
  • наличие в основном  ответов «В»  говорит о слабой адаптации ребенка  к старшей школе;
  • наличие в основном  ответов «С»  говорит о неготовности ребенка  к адаптации в  старшей школе

2. Анкета для учителя, работающего в 5 классе

Уважаемый учитель, работающий в 5 классе!

Просим ответить Вас на вопросы анкеты честно и обстоятельно.

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом

(по сравнению с другими пятыми классами)?

__________________________________________________________________

2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

__________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

__________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

__________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо  за  сотрудничество!

Приложение 3

Занятия по адаптации пятиклассников.

1. ЗАНЯТИЕ 1.    ДАВАЙТЕ   ПОЗНАКОМИМСЯ

2. ЗАНЯТИЕ 2.  ЧТО    ТАКОЕ   5-й    КЛАСС?

          3. ЗАНЯТИЕ 3. МЫ    И    НАШИ    БЛИЗКИЕ

4. ЗАНЯТИЕ 4 . МЫ И НАШЕ НАСТРОЕНИЕ — ОТ КОГО И ОТ ЧЕГО   ОНО

ЗАВИСИТ

5. КОНКУРС    "СКАЗКА"

ЗАНЯТИЕ 1.    ДАВАЙТЕ   ПОЗНАКОМИМСЯ

Цель

Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Задачи

Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).

Оборудование

Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге...», фломастеры.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии.

Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество.

Ведущий обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа.

Далее ведущий задает вопрос: что же необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы?

Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила».

Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на психологическом тренинге.

Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга):

Зачем ученики ходят на уроки?

Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?

Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?

Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?

Как вы думаете, что мы будем делать на психотренинге? (Подчеркнуть самые интересные идеи.)

Основная часть

Ведущий сравнивает дискуссию, когда все высказывались в свободной форме, с обсуждением, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее общаться друг с другом, обращает внимание на удобство второго варианта.

Чтобы учащиеся убедились в преимуществах второго варианта, можно выполнить упражнение «Мой адрес»: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие. Далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга.

После дальнейшего обсуждения записывается второе правило — нельзя мешать друг другу говорить.

Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, причем у каждого может быть свое мнение. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения. Затем подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило — нельзя оскорблять друг друга.

Ведущий демонстрирует черновик, на котором сделаны три записи: «Нельзя перебивать друг друга», «Нельзя мешать друг другу», «Нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? Строгость правилам придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно».

После обсуждения ведущий предлагает свой (или записанный со слов участников) вариант, при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать».

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».

После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Они закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано: «На психологическом тренинге...» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»).

Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.

Заключительная часть

Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии. Для этого выполняется упражнение «Цвет моего настроения»: участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее внимание участников обращается на то, что занятие подходит к концу и надо будет попрощаться друг с другом. Зачем люди прощаются?

При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила.

По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.

Домашнее задание

Ведущий обращает внимание учащихся на то, что пока еще не придумано, как здороваться на тренинге. Предлагает подумать об этом дома. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать, нужно ли что-нибудь к ним добавить.

ЗАНЯТИЕ 2.  ЧТО    ТАКОЕ   5-й    КЛАСС?

Цель

Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим.

Задачи

Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; формировать позитивное отношение к своим возможностям, а также умение преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку другим; помогать осмыслению себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Оборудование

Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После обычного приветствия проводится игра «Коллективный счет» (2). Участники стоят в кругу, опустив голову и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой.

Ведущий подчеркивает, что каждый должен постараться уловить настроение других и решить, стоит ли ему говорить, или лучше промолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она добирается.

По завершении игры ведущий предлагает выполнить упражнение «Те, кто»: делают шаг вперед те, кто любит сладкое, поднимают правую руку те, у кого есть кошка, приседают те, кому нравится играть в футбол, и т.п.

После окончания данного упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником

5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

Один из учащихся читает принятые на прошлом занятии правила поведения на тренинге. Ведущий предлагает добавить какие-либо правила, если это необходимо. Можно подчеркнуть, что чем больше правил, тем сложнее их соблюдать. Принятые на прошлом занятии правила являются достаточно универсальными, они охватывают все возможные ситуации, возникающие на тренинге.

Далее ведущий напоминает, что необходимо принять ритуал приветствия. При его обсуждении выясняется, зачем люди здороваются, в чем смысл приветственных жестов и слов (отдания воинской чести, рукопожатия, пожелания здоровья и успехов). Подчеркиваются наиболее интересные высказывания учащихся.

Если участники долго не смогут выбрать вариант приветствия, ведущий может предложить такой: все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, произнося хором слово «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ». На последнем слоге руки разъединяют и хлопают в ладоши. Можно повторить это несколько раз для тренировки.

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора: левый склон изображен в виде крутого подъема. Это 1, 2, 3, 4-й классы. Они изображены в виде труднодоступных уступов. Далее изображен более пологий участок пути: 5—6-й классы — небольшой подъем, 7-й класс — чуть заметная вершина, 8—9-й классы — начало пологого подъема, 10—11-й классы — вершина горы. Расстояния между классами должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками.

Рисунок «Школьный путь»

Участникам предлагается на этой линии найти свое нынешнее место. Ведущий просит детей представить, что они путешественники, за плечами которых трудный подъем. Они, преодолев самую трудную часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.

О чем говорят путники на привале? (Вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу.) Что запомнилось на пройденном участке пути? Какие встречались трудности? Что помогло их преодолеть? (Можно предложить участникам продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»)

Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? (Продолжить фразу: «В пятом классе мне хотелось бы...») В детских высказываниях нужно подчеркнуть оптимистические ожидания.

Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи переходом в 5-й класс. Обобщает высказывания и предлагает ответить на вопрос: «Все новое, что появилось в 5-м классе, — это скорее интересно или скорее трудно?» После высказываний учащиеся подводятся к мысли, что учеба в 5-м классе — дело и трудное, и интересное. При этом у каждого пятиклассника уже есть достаточный опыт для преодоления трудностей («Вы — опытные путешественники, преодолевшие почти половину дороги...»).

Основная часть

Ведущий обращает внимание участников на отрезок «Школьного пути» с 5-го по 9-й класс и сообщает, что это самый важный участок, основной отрезок пути, который так и называется «Основное звено школы». Что значит «основное звено»? Высказываются желающие, передавая мяч друг другу. Ведущий подчеркивает, что основное — это главное, то, от чего зависит все остальное.

Ведущий обращает внимание детей на то, что они приступили к преодолению основной части своего школьного пути. Предлагает подумать, как поступают опытные путешественники, преодолевая какой-либо трудный путь. Высказываются все желающие (путешественники проверяют, все ли они взяли с собой, надежные ли рядом товарищи, чем они могут помочь товарищам).

По аналогии предлагается сказать, какой багаж нужно взять с собой пятиклассникам. Высказываются все желающие (знания, опыт школьной жизни и т.п.).

Далее учащиеся думают над вопросом, в чем надежность их одноклассников. Для этого выполняется упражнение «Комплименты»: участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч или игрушку, остальные называют наиболее привлекательные черты того участника, у которого в руках в данный момент находится мяч или игрушка.

Для осознания, чем каждый сам может помочь другим, можно продолжить фразу: «Лучше всего мне удается...»

Подводя итог упражнения, ведущий подчеркивает наиболее удачные высказывания участников. Делается вывод, что каждый, обладая какими-либо преимуществами, может оказывать поддержку другим и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.

Заключительная часть

Выполняется упражнение «Путешествие на газете»: участники делятся на небольшие группы (4—5 человек), задача которых разместиться на развернутой стандартной газете. Если это удалось, газета складывается пополам и т.д. Побеждает та команда, которая уместилась на самом маленьком куске газеты.

После окончания этого упражнения проводится краткое обсуждение впечатлений от его выполнения. При этом ведущий подчеркивает, что чем теснее сплоченность группы, тем успешнее выполняется это упражнение.

Домашнее задание

Обсудить с родителями, какая помощь тебе может понадобиться в 5-м классе (не обязательно только в учебе) и чем бы ты сам мог помочь другим (не только одноклассникам).

Ведущему на заметку

Во вводной части выбор участника, который будет читать правила, может привести к спорам. Поэтому ведущий выбирает сам, например при помощи любой считалки. Можно также выбрать того, у кого в самое ближайшее время будет день рождения, кто совсем недавно отмечал свой день рождения и т.п.

При выборе ритуала приветствия необходимо настаивать на соблюдении принятых правил. Для удобства участников предложить им, чтобы говорил только тот, у кого в руках находится мяч или игрушка (этот прием можно использовать на всех занятиях).

ЗАНЯТИЕ 3. МЫ    И    НАШИ    БЛИЗКИЕ

Цель

Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Задачи

Развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать убеждение в том, что близкие могут быть опорой в жизни, а также стремление самому оказывать им помощь; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.

Оборудование

Мягкая игрушка или мяч, лист ватмана, писчая бумага, цветные карандаши или фломастеры по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Ритуал приветствия, принятый на втором занятии.

Игра «Шестерка»: каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1, 2, 3, 4...). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее цифру 6, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры (2).

По завершении игры выполняется упражнение «Ассоциации»: участники по кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, называют ассоциации с предложенным словом.

Обсуждение домашнего задания. Желающие отвечают на вопрос, какая помощь им может понадобиться в типичных жизненных ситуациях. Все высказывания записываются на одной половине доски или на листе бумаги.

Далее участники по желанию говорят, чем они готовы помочь окружающим людям. Эти высказывания записываются на другой половине доски (листа бумаги).

Ведущий, сравнивая записи, обращает внимание участников на то, что почти в любой жизненной ситуации мы можем получить помощь окружающих. Предлагает подумать, к кому в первую очередь мы обычно обращаемся за помощью.

Пока участники размышляют, на доске или на листе бумаги необходимо нарисовать несколько концентрических окружностей (можно приготовить заранее). В центре первого круга написано «Я». По ходу обсуждения заполняются другие окружности: вторая — семья (родители), третья — друзья (одноклассники), четвертая — учителя (или любимый учитель) и т.д.

При обсуждении получившейся схемы участники подводятся к мысли о том, что каждый из нас имеет в жизни защиту и опору. Такой защитой и опорой являются наши близкие.

Основная часть

Ведущий предлагает детям подумать, кто такие близкие люди. Высказываются желающие, передавая друг другу игрушку. Обобщая высказывания, ведущий подчеркивает, что близкие для человека люди — это те, кто всегда готов ему помочь. При этом они делают это бескорыстно (обсудить: что значит помогать бескорыстно), они заинтересованы в успехах близкого человека, переживают из-за его неудач. У каждого человека есть близкие.

Обратить внимание на те выступления, где среди близких называются младшие братья и сестры, старые бабушки и дедушки — те, кто не может быть защитой, а сам нуждается в помощи. Высказываются соображения, почему человек, оказывая поддержку своим близким (родственникам, друзьям, может быть, даже чужим людям), сам становится сильнее. Здесь подчеркивается, что в этих ситуациях мы получаем подтверждение собственной силы, своих знаний и опыта. Приводятся примеры.

Подводя итоги, ведущий говорит о том, что у каждого, наверное, в жизни были ситуации, когда он оказывал помощь и поддержку другим (чем старше становится человек, тем больше он может поддержать своих близких). Участникам предлагается рассказать, как они помогали близким, когда были маленькими, и что могут сделать для них теперь (можно привести примеры выполнения домашних обязанностей).

Заключительная часть

Ведущий обращает внимание на доску, где в начале урока были сделаны записи. Подчеркивается, что у большинства людей есть способность и стремление помогать и поддерживать других.

Участникам предлагается перевернуть листы бумаги на другую сторону (если схема была нарисована на доске, то нужно раздать всем по листу бумаги и карандаши). Далее выполняется упражнение «Мой портрет в лучах солнца»: участники рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова «Я могу». Вокруг изображают лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут сделать для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

Выполняется упражнение «Цвет моего настроения». По возможности обратить внимание детей на то, что их настроение стало лучше по сравнению с началом урока.

Домашнее задание

Подумать, почему улучшилось твое настроение, обсудить с родителями свои рисунки.

Ведущему на заметку

Во вводной части в упражнении с окружностями следует помнить, что в группе могут оказаться дети из неблагополучных семей. В этом случае всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши и предлагается самостоятельно рисовать свою схему.

ЗАНЯТИЕ 4 . МЫ И НАШЕ НАСТРОЕНИЕ — ОТ КОГО И ОТ ЧЕГО   ОНО   ЗАВИСИТ

Цель

Развитие навыков произвольного контроля и регуляции настроения.

Задачи

Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольного влияния на собственное настроение; помочь осмыслить приобретенный опыт.

Оборудование

Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги А3, набор цветных карандашей (фломастеров или красок) и кисточек для каждой краски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Обсуждение домашнего задания (почему улучшилось наше настроение). Выполнив рисунок «Мой портрет в лучах солнца», каждый увидел свои положительные качества.

Игра «Встаньте, сколько назовут» (5). По команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.)» – должно встать столько участников, сколько указал ведущий. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. В итоге нужно выполнить это упражнение правильно.

Далее участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или краской. Все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк каким-либо цветным карандашом. По окончании ведущий просит участников ответить на вопрос, какое у группы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения). Получается рисунок № 1.

Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда настроение бывает не таким уж хорошим. Желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.

По кругу передается лист бумаги, на котором каждый участник по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображает свое настроение в различных ситуациях.

Возможные ситуации:

предстоит делать то, чего делать не хочется;

кто-то указывает человеку на его недостатки;

кто-то его несправедливо обвиняет;

кто-то не выполнил то, что ему пообещал;

он получает оценку хуже, чем предполагал;

и т.п.

Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам. Получается рисунок № 2.

Ведущий демонстрирует учащимся оба рисунка, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение — это...»

Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что на настроение человека влияют не только реальные события, но и воспоминания, самочувствие, погода.

Основная часть

Ведущий предлагает каждому вспомнить, что он чувствует, когда у него плохое настроение. В высказываниях подчеркнуть: подавленность, беспокойство, раздражение и т.п. Обсудить: нужно ли человеку уметь преодолевать свое плохое настроение. В каких случаях нужно уметь это делать?

Нужно обратить внимание учащихся на то, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагается рассказать, как они справляются со своим плохим настроением. (Можно побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать).

Ведущий предлагает тем участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их сточки зрения, способ овладения своим настроением.

Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество при выполнении различных дел, так как может вовремя сосредоточиться, не выдавать себя и т.п. Примеры могут привести сами дети.

Заключительная часть

Ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Вверх по радуге», с помощью которого можно улучшить свое настроение: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза (8).

Домашнее задание

Научить родителей (близких) упражнению «Вверх по радуге» и выполнить его вместе с ними.

КОНКУРС    "СКАЗКА"

Участники делятся на 6 команд любым способом. Каждая команда получает по одной сказке и сочиняет ее окончание при помощи наименьшего количества фраз. Повествование должно вестись от имени указанного персонажа с учетом его характера. Максимальный балл — 10. Чем логичнее и короче концовка — тем больше баллов.

Время на обсуждение — 5 минут, на представление своей сказки — по 1 минуте (общее время этого этапа 15 минут).

Работа команд сопровождается негромкой музыкой.

Результаты объявляются и записываются на доске по мере выступления команд.

По завершении этапа участники получают третий «ключ» от приза («зашумленная» буква «Р»).

Материалы к конкурсу

Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, а бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скала, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается... (Продолжить сказку от лица Ивана Царевича.)

Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, случайно вывалился из гнезда и со страха так замахал крыльями, что взлетел. А когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял... (Продолжить сказку от лица Маленького Скворца.)

Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое, с виду обыкновенное зеркальце. Взглянула она в зеркальце, а там... (Продолжить сказку от лица Машеньки.)

Жила-была Канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот... (Продолжить сказку от лица Кнопки.)

Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от своих знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов это ему надоело... (Продолжить сказку от лица Мяча.)

Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудачества без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла и сделала его стеклянным. Теперь, когда он стал прозрачным, она могла сразу увидеть, если он что-то задумал... (Продолжить сказку от лица Мамы.)

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Обсуждение домашнего задания (почему улучшилось наше настроение). Выполнив рисунок «Мой портрет в лучах солнца», каждый увидел свои положительные качества.

Игра «Встаньте, сколько назовут» (5). По команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.)» – должно встать столько участников, сколько указал ведущий. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. В итоге нужно выполнить это упражнение правильно.

СКАЗКА – ТЕРАПИЯ  «КАКОЙ  Я?»

Сказка о «Деревьях Характерах».

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья — Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко-далеко за горами.

    У каждого Дерева — Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева — Характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою особенность.

    На одном Дереве — Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и умеренно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях — Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

    Очень разные Деревья — Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

    Так непохожи были Деревья — Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

    Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья — Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

    Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево — Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

    Дети открывают глаза. И психолог просит представить и нарисовать свое дерево характера.

«Сказка о Купце»

    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него лавка богатая. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья изысканные. Купец по всем странам ездил, привозил отовсюду разные диковины.

    Однажды решил он поплыть на другую сторону земли. Там было загадочное восемьдесят девятое царство. Кого ни спрашивал купец, никто там еще не был. Разные легенды ходили про эту землю: про двухголовую собаку, которая врагов за сто верст чуяла, про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается, про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. До того стало купцу интересно, что решил он туда попасть.

    Путь предстоял неблизкий. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли они долго, разных чудес насмотрелись, много бурь страшных выдержали. Иной раз хотелось купцу назад повернуть, к дому родному, но что-то останавливало его, вперед гнало. Устали моряки, измучились, к дому повернуть просят. Тут крик раздался: «Земля, земля!» Только сошли они на берег, как на море шторм поднялся.

    Пошли матросы на ночлег размещаться. Купец тем временем узнал, где можно лавку открыть. Разложил он товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, да и одеты они уж больно грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал и глаза отводил, чтобы жителей не видеть. Да еще нос задирал: мол, вы все глупые, необразованные, а я-то уж и в университетах обучался. Несподручно, мол, мне с вами разговаривать.

    Покупатели недовольными из его лавки выходить начали. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец: «Если так и дальше будет, разорюсь я, по миру пойду. Что же делать мне?» Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди — что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

    Всю ночь купец не спал, над словами старичка думал. Что же они значить могут? Уж солнышко встало, а купец все лежит, лавку открывать не торопится. «Пойду-ка я на поляну схожу, может, там ответ найду». Пришел он на поляну лесную, цветов там видимо-невидимо. Красивые и незаметные, душистые и почти без запаха — стоят они, на ветру качаются, к солнышку красному лепестки тянут. Заулыбался купец, повеселел, слова старичка вспомнил и понял, что они значат: цветы, как люди, разными бывают, и каждому человеку хочется любви и уважения. Если ко всем по-доброму относиться, то и люди будут тебе улыбаться и радоваться встрече.

    Постоял купец немного на поляне, цветами полюбовался и пошел лавку свою открывать. Открыл лавку, ждет покупателей. Зашли богато одетые, красивые люди — купец стал им улыбаться, товары разные предлагать. Ушли они довольными, обещали

вернуться. К вечеру в лавку к нему стали заходить бедно одетые люди, тихие, скромные. К таким покупателям купец не спешил, широко им не улыбался. Думал, что с бедняков взять можно?

    Пришла пора домой собираться, лавку закрывать. Идет купец домой, радостный, довольный. Тут вчерашнего старичка встречает. Говорит старичок: «Вижу, дела у тебя хорошо идут. Понял ты слова мои. Запомни еще: каждый человек — что непознанная книга: сначала неинтересен, а потом зачитаешься». Сказал старичок слова эти и пропал.

 

ЛИТЕРАТУРА (используется литература в электронном варианте)

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.

3. Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.

4. Прутченков А.С. Школа Жизни. М., 2000.

5. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.

6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под редакцией И.В. Дубровиной. М., 1995.

7. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.

9. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...