Этапы проектирования воспитательного пространства.
статья (11 класс)

В условиях современного мира, роль воспитания приобретает особую значимость и становится приоритетной задачей государства и общества в сфере образования. Воспитание связано с теми социально-педагогическими процессами, которые напрямую влияют на человека и в разной степени поддаются контролю. Воспитательное пространство должно обладать следующими характеристиками: открытостью, мобильностью, нацеленностью на саморазвитие целостной личности, диалогичностью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы проектирования воспитательного пространства.

В условиях современного мира, роль воспитания приобретает особую значимость и становится приоритетной задачей государства и общества в сфере образования. Воспитание связано с теми социально-педагогическими процессами, которые напрямую влияют на человека и в разной степени поддаются контролю. Существует острая необходимость определения механизма создания и развития воспитательного пространства, которое способно не только преодолеть деструктивное влияние негативных социальных явлений современного общества, а целенаправленно формировать условия для результативного целенаправленного воспитания.

Термин «воспитательное пространство» вошёл в научный оборот психолого-педагогической науки с 60-70х годов прошлого столетия. Успешность развития воспитательного пространства зависит от умения правильно определить цели и средства педагогической деятельности. Основной задачей современного образования является пробуждение собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных, непроявленных, вероятностных путей развития, на включение механизмов самореализации.  

Взгляд на воспитание как на вероятностное развитие социокультурной среды задает несколько альтернативных путей развития, которые не являются пассивными, напротив, обладают собственной свободой. Современный педагог ориентируется не на определенный идеальный образ, которому должны соответствовать воспитуемые, а на создание условий для самореализации каждого с учетом индивидуальных особенностей. Задача педагога создать условия для реализации вектора движения каждого.

Одним  из важных факторов воспитания является идея формирования целостной поликультурной личности. Огромное значение в современном воспитательном процессе приобретает идея диалога как принципа равноправного со-бытия, со-общения, со-понимания.

Итак, воспитательное пространство должно обладать следующими характеристиками: открытостью, мобильностью, нацеленностью на саморазвитие целостной личности, диалогичностью.

 С чего начинается проектирование? Конечно, с анализа предшествующего периода воспитательной работы и выявления круга проблем, на решение которых должен быть направлен воспитательный процесс. Например, в среде воспитанниц явно заметен и подтверждается диагностикой рост уровня тревожности. В аналитической части выявляются причины явления и намечаются пути ее преодоления. Выявляются психолого-педагогические особенности воспитанниц класса, определяется круг проблем, характерный для данной среды и условия социокультурного окружения. На основе определившегося круга проблем и интересов формируются целевые установки и приоритетные направления деятельности детской организации.

Следующим этапом является формулирование цели. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. Цель не только является проекцией будущего, но и его результатом. Иначе говоря, созданный образ будущего влияет на настоящее. На этом этапе самым главным вопросом можно считать вопрос: Чего я в действительности хочу? ​А следующим, дополнительным, помогающим конкретизировать цель, является вопрос: Что будет дальше, когда цель будет достигнута? Не зная точно, чего хочешь, неизвестно, куда попадешь, поэтому важно детально сформулировать достижимые цели: в воспитательной цели формулируются желаемые изменения в личностном опыте ребенка, его взглядах, установках. Цель определяет направление деятельности. Какие ориентиры могут быть избраны в качестве главных ориентиров цели? Общечеловеческие и национальные ценности, личность, а одной из главных целей – это воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции.

Следующий этап - создание плана действий, это путь, по которому предстоит двигаться. И на этом этапе самым важным вопросом является вопрос: Каким образом осуществляется цель? Здесь очень важно развивать поведенческую гибкость. Чем больше способов достижения цели мы знаем, тем быстрее и проще ее достигаем! Данное утверждение принципиально противоречит традиционной системе воспитания, в которой для достижения цели применяется единственно верный метод. В современной социокультурной парадигме одним из основополагающих принципов является принцип, допускающий одновременное существование конкурирующих и даже противоречащих друг другу теорий, личностей, групп, ценностей и пр. Определение возможностей и ресурсов для достижения целей лежит в плоскости креативных свойств личности как способности, изменяя мир вокруг себя, меняться самому.

Для последовательного воплощения воспитательного проекта в жизнь необходима мотивация всех участников воспитательного процесса. Здесь мы задаемся вопросом: Для чего это нам? ​Это этап моделирования работы, мотивации как себя, так и других для дальнейшей деятельности. Умение мотивировать себя и других - важный навык для любого человека.

Прогнозируя результат, ​важно предполагать оценку его достижения. На этом этапе мы задаем вопрос: Как я узнаю, что результат достигнут? В отличие от традиционной воспитательной системы, где в качестве результата рассматриваются проведенные мероприятия, современное воспитание ориентируется на изменения, которые происходят в личности. Взаимодействие педагога и его воспитанниц – есть постоянный процесс, в результате которого меняются все его участники, поэтому критерием оценки воспитательного процесса являются качественные изменения всех его участников. Каким образом может осуществляться мониторинг изменений? Одним из доступных каждому участнику воспитательного процесса способов оценки произошедших качественных изменений является рефлексия.

Этап завершения определенного временного отрезка воспитательного процесса (ибо сам процесс никогда не может считаться завершенным!) - это переход к внутренней целостности, обращение к себе - Другому, внутренний диалог, направленный на оценку своего качественного приращения.

Список литературы:

  1. Бабкина Т.А. Социально-педагогический комплекс как модель педагогического взаимодействия // Образование и общество, - 2001. - №1.
  2. Бабкина Т.А., Котькова Г.Е. Моделирование школьной воспитательной системы (из опыта работы экспериментальной педагогической площадки) // Образование и общество. – 2001. - №4. – с. 49-56.
  3. Единое образовательное пространство (из опыта работы городской экспериментальной площадки «социально-педагогический комплекс микрорайона»). Часть 1 / Составители: Бабкина Т.А., Котькова Г.Е., Савченко Л.В. – Орёл, 2001. – 110 с.
  4. Единое образовательное пространство (из опыта работы городской экспериментальной площадки «социально-педагогический комплекс микрорайона»). Часть 2 / Составители: Бабкина Т.А., Котькова Г.Е., Савченко Л.В. – Орёл,2001. – 70 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...

Проектирование образовательного пространства по предмету информатика в рамках технологии метод проектов

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.Метод п...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье описывается опыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства с целью обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него нео...

«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»

Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в  образовательных учреждениях г...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....