Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»
методическая разработка по теме

Арепьев Олег Вячеславович

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, толерантности, социальной адекватности, интегративности, доверия, демократичности, открытости, вариативности. Основными подходами, являющимися опорой для построения образовательно-воспитательного процесса, являются: личностно-ориентированный, компетентностный, социокультурный, системный, интегративный.

Целью программы является развитие в школьном коллективе личности безопасного типа, обладающей высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, духовностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития, а также применять все приобретённые качества в условиях школьного пространства образовательных проб.

Проекты рассматриваемые в программе: ДЮП, ЮИД, Военно-патриотический (военно-спортивный) клуб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа

«Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

в рамках программы развития школы

«ШКОЛА – пространство образовательных проб»

Автор-составитель

Арепьев О.В.

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

БИЙСК, 2011


Программа

«Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

на 2011-2016 гг.

в рамках программы развития школы

«ШКОЛА – пространство образовательных проб»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

Директор школы Вирбицкас Е.В.

Автор-составитель

Арепьев О.В. –  заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Программа была обсуждена на родительских собраниях классов образовательного учреждения

Программа утвержден на Педагогическом совете образовательного учреждения Протокол №__ от ____________


Оглавление

Введение

Пояснительная записка

Содержание программы

Ожидаемые конечные результаты

Интегративный критерий оценки

Этапы реализации основных задач программы

1. Проект «Юные инспектора движения (ЮИД)»

2. Проект «Дружина юных пожарных (ДЮП)»

3. Проект «Военно-патриотический (военно-спортивный) клуб»

Оценка прогнозируемых рисков в ходе реализации Программы

Приложения

Литература


Введение

Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» разработана на основе нормативных документов Федерального, регионального и муниципального уровней.

Исходными данными при разработке программы послужили: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. № 122-фз.; Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации  04.10.2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.); Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р; Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Министерство образования Российской Федерации, М., 2004 год; Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089; Санитарно-эпидемиологические правила Сан-Пин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44; Конвенция о правах ребенка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 54-3С «Об образовании в Алтайском крае»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422); Краевая межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае на 2006-2010 гг.»; Краевая целевая программа «Молодежь Алтая» на 2007-2010 годы; Типовое положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 551 от 24.07.2000 г.); Закон Алтайского края «О добровольной пожарной охране»; Распоряжение от 01.09.1999 г. № 895-р Алтайского края (Положение о дружинах юных пожарных);  устав школы и др.

Программа содержит анализ социокультурной и образовательной ситуации, характеристику стратегических задач развития, стратегические установки дальнейшего преобразования, мероприятия по реализации программы, правовое, организационное, кадровое и финансовое обеспечение программы в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб. 

Целями программы являются: развитие образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 20», создание условий для реализации личных потребностей каждого ученика, обеспечение формирования у учащихся гуманистических, нравственных принципов и социальных компетенций, формирование толерантности.

Программа рассчитана на постоянное развитие образовательного процесса, ориентированного на повышение интеллектуального и физического потенциала учащихся, является открытой, динамичной, доступной для представителей внешнего социума и может изменяться с учетом социальных, экономических, личностных потребностей учащихся.

При реализации программы используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии, направленные на развитие у учащихся функциональной грамотности, социальных компетенций, навыков критического мышления и самостоятельной исследовательской и проектной  работы. Это способствует решению задач, поставленных перед современной школой, поставленных в данной программе.

Данная программа дает учащимся школы возможность наиболее полно раскрыть свои способности, а также правильно организовать досуг.

Финансирование будет осуществляться за счет средств местных бюджетов, внебюджетных источников, а также средств юридических и физических лиц, поступивших в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства, Федеральных, краевых, городских, целевых образовательных Программ, социального партнерства, грантов.


Пояснительная записка

Актуальные проблемы

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных вопросов, требующих внимания:

  • развитие материально-технической базы школы значительно отстает от требований, предъявляемых к техническому обеспечению современного образовательного учреждения;
  • в школе отсутствуют кабинет для проведения занятий по ОБЖ и ПДД, учебные пособия;
  • организация школьного информационного пространства (школьной компьютерной сети с выходом в Интернет из предметных кабинетов);
  • освещение деятельности по направлениям программы на сайте школы;
  • необходимость более активного привлечения родителей к образовательному и воспитательному процессам;
  • необходимость привлечения социальных партнеров;

необходимость проведения мероприятий по обеспечению безопасности школьников, педагогов. 

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологи-ческих и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Цель:

развитие в школьном коллективе личности безопасного типа, обладающей высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, духовностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития, а также применять все приобретённые качества в условиях школьного пространства образовательных проб.

Задачи:

  1. Создание системы гражданско-патриотического воспитания.
  2. Повышение уровня материально-технической и методической базы школы по военно-патриотическому воспитанию.
  3. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
  4. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
  5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.
  6. Развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости.
  7. Развитие и совершенствование системы работы по предупреждению нарушений ПДД учащимися школы.
  8. Развитие и совершенствование системы работы по пониманию и соблюдению правил пожарной безопасности.
  9. Совершенствование работы по формированию культуры здоровья и привитию навыков здорового образа жизни.

Принципы Программы

  1. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  2. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества.
  3. Творческое начало воспитания.
  4. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры с высоким патриотическим сознанием, чувством верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционным обязанностям по защите интересов Родины, этапам вхождения в пространство культуры человека.
  5. Сотворчество – совместный поиск истины.

Концептуальные идеи

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, толерантности, социальной адекватности, интегративности, доверия, демократичности, открытости, вариативности. Основными подходами, являющимися опорой для построения образовательно-воспитательного процесса, являются: личностно-ориентированный, компетентностный, социокультурный, системный, интегративный.

В связи с изменениями социального заказа общества на образовательные услуги школы, на смену прежней образовательной концепции обучения, основанной на передаче учащимися знаний, умений и навыков, выработанных предшествующими поколениями, пришла педагогическая доктрина, которая диктует современный подход к обучению: передачу знаний, умений и навыков в процессе общения субъектов образовательного процесса и посредством самостоятельно добытого и пережитого опыта, ориентированного на развитие компетентностей.

В соответствии с этим, основными тенденциями Программы являются:

  • создание условий для реализации конституционных прав всех граждан на полноценное образование;
  • обеспечение высокого качества образования, разнообразия и мобильности образовательных услуг, удовлетворяющих запросы учащихся и их родителей; развивающая направленность образования;
  • обеспечение качества образования, формирование межкультурных компетентностей учащихся образовательного учреждения;
  • обеспечение формирования у учащихся современных, социально значимых ценностей, установок, толерантной культуры и др.;
  • обеспечение условий для развития базовых компетентностей личности учащегося, необходимых для становления современного человека в социуме;
  • повышение открытости и общественной поддержки школы;
  • реализация принципа государственно-общественного управления;
  • повышение квалификации педагогических кадров и приобщение их к научно-педагогическому творчеству;
  • проведение экспериментальной работы;
  • внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникативных;
  • создание условий для укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении;
  • обновление материальной базы школы.

Анализ результатов деятельности по программе

Принципы диагностики:

  1. принцип управления успехом (отслеживание достоинств и успехов детей, их семей);
  2. принцип соответствия планирования и реализации плана;
  3. принцип рефлексии (постоянная самооценка сделанного).

Объекты исследования:

  1. развитие личности учащихся;
  2. формирование гражданских качеств;
  3. состояние межличностных отношений учитель - ученик - родитель.

Формы анализа:

  1. анкетирование;
  2. собеседование;
  3. наблюдение;
  4. опрос.

Информационный блок:

  1. летопись школы;
  2. информационный вестник музея;
  3. социальный паспорт школы;
  4. карта социально значимой деятельности классов;
  5. лист учета выполнения заданий музея.

Формы подведения итогов деятельности:

  1. ежегодная итоговая конференция;
  2. родительская конференция;
  3. собеседование администрации школы с активами детских объединений;
  4. открытое заседание советов объединений с участием администрации и родительской общественности.

Содержание Программы

В поисках рациональных путей и средств проектирования школьного пространства образовательных проб предполагается организация проектов «Юные инспектора движения», «Дружина юных пожарных», «Военно-патриотический (военно-спортивный) клуб», проведение различных мероприятий, для проведения которых планируется привлекать ветеранов войны и труда, участников боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины. С этой целью в школе планируется проводить следующие мероприятия: конкурс инсценированной патриотической песни, смотр Песни и строя, военно-спортивная игра «Рубеж», встречи с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе и военнослужащими Российской Армии, ликвидаторами аварии на ЧАЭС, операция «Память», тематические беседы, посвященные Дням воинской славы (победным дням) России, мероприятия посвященные выводу Советских войск из Афганистана, Дню Победы, вручению удостоверения допризывникам (22 февраля) («Никто – кроме нас»), выпуски тематических информационных листков, участие в городских мероприятиях и др.

Работа по проектам Программы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Она должна быть плановой, системной, постоянной и одной из приоритетных направлений в области проектирования школьного пространства образовательных проб.

Ожидаемые конечные результаты

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • Создана в школе система работы по направлениям Программы.
  • Повышен уровень материально-технической и методической базы школы по направления Программы.
  • Скоординирована деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
  • Развита и усовершенствована система дополнительного образования в школе.
  • Освоены и используются в практической деятельности новые педагогические технологии и методики воспитательной работы.
  • Усовершенствована работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
  • Развита общественная активность учащихся, воспитано в них сознательное отношение к труду и народному достоянию.
  • Учащиеся верны боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданны Отчизне, готовы к защите ее свободы и независимости.
  • Снижение количества нарушений ПДД учащимися школы.
  • Участие в городских мероприятиях по проектам Программы.
  • Представление Программы и ее проектов на сайте школы и городского школьного портала (общие сведения, новости и др.).

на уровне школы:

  • Создание школьного пространства образовательных проб, способствующего саморазвитию и самореализации школьников, формированию активной гражданской позиции школьников.
  • Развитие школьного сообщества (органов соуправления, самоуправления).
  • Создание отряда юных инспекторов движения, дружины юных пожарных, Военно-патриотического (спортивного) клуба (количество учащихся занимающихся по каждому из проектов программы – не менее 15).
  • Повышение профессионального уровня педагогического коллектива.
  • Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов результатами деятельности.

на уровне учащихся:

  • Формирование потребности и способности к саморазвитию и самореализации, проявлению активной гражданской позиции.
  • Повышение уровня воспитанности.
  • Повышение нравственно-правовой устойчивости.
  • Защищенность личности.

на уровне родителей:

  • Преодоление отчуждения между родителями и детьми.
  • Активная позиция по отношению к школе.
  • Удовлетворенность уровнем образовательного и воспитательного процесса.

на уровне педагогов:

  • Повышение профессионального уровня.
  • Расширение методов и форм взаимодействия с другими субъектами образовательного и воспитательного процесса (ученик - учитель - родитель).
  • Доля преподавателей, использующих элементы курса ОБЖ при подготовке и проведении учебных занятий – не менее 80%.
  • Удовлетворенность при осуществлении педагогической деятельности.

Интегративный критерий оценки Программы

Интегративный критерий оценки Программы представляет собой совокупность основных признаков показателей, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его как процесс, то есть те способы, факторы, условия, за счет использования которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности, осуществляемой в целях достижения желаемого (конечного) результата. Из этого следует, что, являясь одним из компонентов критерия, тот или иной признак, показатель работы по патриотическому воспитанию, выступает как конкретное и типичное проявление его существенных сторон. Тем самым можно утверждать о связи и единстве критериев работы по Программе содержания, существенных сторон деятельности и ее конечных результатов.

Целостное понимание критериев работы по Программе, их совокупность основывается на принципе единства сознания, включающего различные компоненты (знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.) и деятельности, выражающейся, главным образом, в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность, представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающейся в зримых конечных результатах.

Критерии работы по Программе дифференцируются на 2 группы.

К первой группе относятся критерии, отражающие процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма у российских граждан, характеризуются конкретными параметрами, соответствующими ее конечным результатам.

Во вторую группу входят критерии, оценивающие важнейшие стороны, свойства, качества той или иной конкретной личности, социальной группы, категории граждан, являющиеся результатом работы по развитию у них патриотического сознания, готовности и способности достойного служения Отечеству.

Основными критериями первой группы являются:

  • реализационно-целевой, определяющий готовность субъектов патриотического воспитания правильно вычленять и творчески решать его задачи,   находить   конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью и соответствующего основным интересам и устремлениям различных категорий граждан, имеющим социально значимую, патриотическую направленность;
  • практически-результативный, определяющий действенность работы по патриотическому воспитанию в плане обеспечения реального влияния ее субъектов на сознание граждан, вследствие чего в их деятельности и поведении происходят конкретные позитивные изменения, характеризующиеся возрастанием самореализации на благо Отечества в какой-либо или в нескольких сферах общественной и государственной жизни.

Реализационно-целевой

  • программированный (плановый) характер работы по Программе;
  • конкретные задачи по реализации целей Программы;
  • целеустремленность и последовательность в достижении результатов Программы;
  • системный характер организации деятельности по Программе как процесса;
  • комплексный подход в формировании и развитии проектов Программы;
  • дифференцированный подход в Программе для учащихся с учетом их особенностей, интересов, устремлений и т.д.;
  • оптимизация содержания, форм, методов и средств;
  • определение и обоснование направлений совершенствования Программы и ее проектов, повышения их эффективности;
  • индивидуальный подход.

Практически-результативный

а) количественные показатели:

  • количество мероприятий, проводимых по Программе (большое, небольшое, незначительное);
  • масштаб мероприятий, проводимых по Программе (большой, средний, малый);
  • процент участия субъектов образовательного процесса в мероприятиях по Программе (максимальный, значительный, минимальный);
  • представительство различных категорий субъектов образовательного процесса, участвующих в мероприятиях по Программе (широкое, ограниченное, минимальное);
  • количество субъектов (исполнителей), участвующих в подготовке и проведении основных мероприятий по Программе (максимальное, значительное, минимальное);
  • арсенал использования форм, методов и средств Программы (большой, небольшой, ограниченный, минимальный);
  • взаимосвязь мероприятий по Программе с другими направлениями образовательного пространства (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
  • финансирование мероприятий по Программе (высокий уровень, средний, минимальный).

б) качественные показатели:

  • уровень подготовленности и результативности работы по Программе (высокий, средний, низкий);
  • уровень организационно-методического обеспечения работы по Программе (высокий, средний, низкий);
  • уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по Программе (высокий, средний, низкий);
  • процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера (высокий, средний, низкий);
  • степень удовлетворенности руководителей и организаторов (субъектов) работы по Программе ее основными результатами (высокая, средняя, низкая);
  • оценка независимых экспертов результатов работы по Программе (в баллах);
  • отношение участников мероприятий Программы к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное);
  • степень готовности участников работы по Программе к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности (высокая, средняя, низкая);
  • готовность участников мероприятий по Программе после продолжительного периода времени к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества.

Эти критерии и показатели являются в своей совокупности основой для определения результатов работы по Программе.

Основными критериями второй группы являются:

  • когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития ориентированных знаний, представлений и целостного самоопределения личности, группы в качестве субъекта социально значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества;
  • мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов,  интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы;
  • мотивационно-потребностный, характеризующий уровень направленности личности, группы, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями, другими компонентами, формирующими целеполагание субъекта в качестве гражданина – патриота Отечества;
  • деятельностно-поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина – патриота Отечества в одной или нескольких сферах деятельности пространства образовательных проб, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления (в целом, в определенный период времени и др.), основные качества, проявляемые на поведенческом уровне.

Таким образом, предложенные группы критериев и показателей для комплексной оценки работы по Программе с одной стороны, могут рассматриваться как их системное образование, а с другой стороны – применение их в комплексе позволяет наиболее объективно и конкретно оценивать эффективность и результативность этой деятельности, как в целом, так и в различных группах, общностях, а также применительно к отдельной личности.

Этапы реализации основных задач Программы

1 этап – 2008-2009 гг. Организационно-мобилизационный:

диагностика имеющейся материально-технической базы, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы.

2 этап – 2009-2012 гг. Экспертно-поисковый:

апробация новшеств и преобразований – внедрение их в текущую работу школы.

3 этап – 2012-2013 гг. Итогово-обобщающий:

подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется через проекты: «Дружина юных пожарных (ДЮП)», «Юные инспектора движения (ЮИД)», «Военно-патриотический (военно-спортивный) клуб».


Проект

«Дружина юных (спасателей) пожарных (ДЮП «СПАСик»)»

Пояснительная записка

Данной программой предусмотрено знакомство с историей пожарного дела в России, Алтайском крае, городе Бийске. Дети получат знания по правилам пожарной безопасности, познакомятся с первичными средствами тушения огня, оказания само- и взаимопомощи, научатся распознавать и оценивать ситуации, определять способы защиты от огня. Учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствий и правила безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствий и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Программа направлена на формирование у детей сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Программа учитывает особенности обучения детей всех возрастов, их психологическую устойчивость к стрессу, готовность к контакту с пожарной техникой.

Программа предусматривает создание в школе дружины юных пожарных, которая создаётся с целью воспитания у учащихся мужества, гражданственности, коллективизма, бережливости, а также физической закалки и профессиональной ориентации.

Необходимость развития интересов учащихся в области пожарного дела связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Цель

Совершенствование системы обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, развитие личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях, воспитания у детей и подростков профессиональных пожарно-технических навыков, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре, мужества, благородства и физической закалки в рамках школьного пространства образовательных проб.

Задачи

  1. Понимать и соблюдать правила пожарной безопасности.
  2. Создать у учащегося готовность к эвакуации, к тушению огня первичными средствами тушения и умению ориентироваться в горящей комнате.
  3. Противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи.
  4. Повышать образовательный уровень детей, подростков и участие их в обеспечении пожарной безопасности.
  5. Оказание помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров.
  6. Пропаганда традиций и истории пожарной охраны и добровольного пожарного общества.
  7. Способствовать развитию интереса к профессии пожарного.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружины юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Члены дружин юных пожарных к занятиям и работе в дружине привлекаются добровольно и с учетом их возраста.

На каждую тему занятий отводится по одному часу.

На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту должны обеспечиваться соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров.

Занятия по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводятся в классе, по темам 5, 6 и 7 занятия проводятся при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями приобретают практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, рассказывается о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показывать на практике способы их применения во время пожара.

По теме 9 занятия проводятся в пожарной части.

По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту проводятся на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

ТЕМА 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины

Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием и исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.

Обязанности и права члена ДЮП.

ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в мирные годы. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.

ТЕМА 3. Огонь - друг и враг человека.

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 4. От чего происходят пожары?

Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления – основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.

Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения привил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в учебных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних оздоровительных лагерях.

ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5х80,4х100); двоеборье; боевое развертывание.

Этапы реализации основных задач Проекта

1 этап – 2008-2009 гг. Организационно-мобилизационный:

диагностика имеющейся материально-технической базы, поиск условий для реализации и начало выполнения Проекта.

2 этап – 2009-2012 гг. Экспертно-поисковый:

апробация новшеств и преобразований – внедрение их в текущую работу ДЮП.

3 этап – 2012-2013 гг. Итогово-обобщающий:

подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по реализации Проекта.

Мероприятия по реализации проекта

п.п.

Содержание деятельности

Координатор

Сроки

Ожидаемый

результат

1

Организация ДЮП «Огнеборцы».

Арепьев О.В.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по безопасности)

Сентябрь

2008 г.

2

Разработка эмблемы, формы.

Сентябрь-октябрь

2008 г.

3

Визитка ДЮП «Огнеборцы»

Ноябрь

2008 г.

4

Оформление противопожарного уголка, уголка ДЮП.

Ноябрь

2008 г.

В течение года

5

Проведение школьных конкурсов, мероприятий (агитсказка, пожарная песня, модели пожарной формы, реклама, настольный сувенир и др.) на пожарную тематику.

В течение года

6

Проведение поисковой, исследовательской работы о бывших юных пожарных, истории ДЮП в городе, крае, истории пожарных частей города.

В течение года

7

Деловая игра «Пожарные знатоки»

Февраль

2009 г.

8

Игра на местности «Лабиринт смелых»

Апрель

2009 г.

9

Соревнования по спасательному и пожарно-прикладному спорту.

Апрель

2009 г.

10

Участие ДЮП в городских мероприятиях, соревнованиях.

В течение года

11

Проведение занятий по программе подготовке членов ДЮП.

В течение года

12

Экскурсии в пожарно-технические заведения, подразделения пожарной охраны.

13

Встречи с работниками пожарной охраны.

14

Проведение рейдов по проверке противопожарного состояния школы.

15

Обновление наглядной агитации по противопожарной безопасности.

16

Выпуск информационного листка

17

Освещение деятельности ДЮП на сайте школы


Проект

«Юные инспектора движения (ЮИД)»

Пояснительная записка

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения – это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями ГИБДД, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Пропаганда безопасности дорожного движения (БДД), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) занимает важное место и является одним из основных направлений деятельности отряда ЮИД образовательного учреждения.

Цель

развитие в школьном коллективе личности безопасного типа, обладающей высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, духовностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, воспитание законопослушных участников дорожного движения, а также применять все приобретённые качества в условиях школьного пространства образовательных проб, практической деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи

  1. Воспитание законопослушных участников дорожного движения.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Совершенствование работы по предотвращению правонарушений с участием детей и подростков.
  4. Закрепление школьниками знаний Правил дорожного движения.
  5. Привлечение детей и подростков к участию в пропаганде Правил дорожного движения на улицах и дорогах среди сверстников.
  6. Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Программа занятий с юными инспекторами движения

Занятия проводятся заместителем директора по учебно-воспитательной работе (по безопасности), учителем ОБЖ (ПДД). Привлекаются в помощь работники ГИБДД, актив родителей, общественные организации, врачи.

Занятие № 1

Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.

Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный плакат о целях ч задачах ЮИД. порядке вступления в него. предстоящей работе. За счет средств школы (или других) приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения, форму для ЮИД, рабочие тетради.

Занятие № 2

История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история.

Задание: рекомендовать прочтение книги Исаева “От самодельной коляски до ЗИЛ III”, И.Серебрякова “Знакомьтесь, автомобиль” и др. сфотографировать на улицах города автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради или на стенд. Провести с учащимися 1-2-х классов беседы по истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками. Провести уроки рисования, на которых предложить детям нарисовать различные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Написать рассказ “Автомобиль”.

Подготовить сценки и другие номера художественной самодеятельности на тему Правил дорожного движения.

Занятие № 3

Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля. Посещение площадки контроля за техническим состоянием транспорта.

Задание: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части перед приближающимся транспортом.

Занятие № 4

Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Задание: излить общие обязанности участников дорожного движения. Изготовить макет дорожного знака “Пешеходный переход”. Провести в младших классах рассказ о знаке “Пешеходный переход”. Начертить перекресток и изучить с детьми правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД. и придумать под снимками интересные надписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении игр с учащимися младших классов по безопасности движения.

Занятие № 5

Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды.

Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру “Наш перекресток”. Написать в школьную газету заметку под названием “На перекрестке”.

Занятие № 6

Организация дорожного движения. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования движения. Экскурсия на специальный участок организации движения и ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации движения. Беседа с работниками отделения организации движения.

Задание: рекомендовать прочтение книги Г. Юрмина “Светофор” подготовиться и провести в подшефном классе занятие. “Какими станут улицы нашего города (поселка)”. Сфотографировать и поместить в отрядном альбоме фотоснимки средств организации и регулирования движения. Подсчитать общее количество и определить состояние транспортного потока на дороге, прилегающей к школе или по месту жительства, занести наблюдения в рабочую тетрадь.

Занятие № 7

Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля.

Задание: изучить фазы цикла светофора. Сфотографировать работающий светофор. Провести для учащихся подшефных классов занятие “Трехцветный друг”. Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и в детском салу. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.

Занятие № 8

Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление и инструкцией II порядком установления дорожных знаков.

Задание: подготовить и провести в подшефном классе занятие на тему: “Сами не видят - другим показывают”. Зарисовать в рабочей тетради дорожные знаки, написать их название и значение. Изготовить на картоне дорожные знаки. Сфотографировать на дорогах дорожные знаки и поместить снимки в альбом.

Занятие № 9

Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика.

Задание: отработать все сигналы регулировщика с жезлом перед зеркалом. Провести в подшефном классе занятие «Регулировщик-постовой». Изготовить для отряда в школьной мастерской жезлы. На перекрестке сфотографировать регулировщика и фото поместить в альбом. Выпустить стенгазету о работе отряда ЮИД.

Занятие № 10

Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.

Задание: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестков. Сфотографировать движение транспорта на перекрестке. Провести в подшефном классе или детском саду игру «Мы на перекрестке», начертить схему перекрёстков в рабочих тетрадях.

Занятие № 11

Правила для велосипедистов.

Задание: рекомендовать прочтение книги А. Седова «Твой Друг велосипед» нарисовать дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек. Взять на учет школьников, имеющих велосипеды, провести проверку их технического состояния и зачет по знанию велосипедистами Правил дорожного движения. Выявить подростков-нарушителей ПДД в микрорайоне, сфотографировать их и поместить фотоснимки в газете отряда.

Занятие № 12

Основы права. Права, обязанности, ответственность граждан за их выполнение по закону. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения. Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.

Задание: распространить в микрорайоне школы листовки ГИБДД с призывом к населению о необходимости выполнения ПДД. Выпустить газету о работе отряда ЮИД.

Занятие № 13

История милиции. История службы ГАИ-ГИБДД. Текшая работа ГИБДД. ближайшие задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Роль отрядов и групп ГИБДД в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма. Формы работы ЮИД, фотосъемки, киносъемки, звукозапись, концерты, парад отрядов. встречи с интересными людьми.

Задание: провести занятия по истории милиции. Провести встречу отряда ЮИД с отличниками милиции, ГИБДД.

Занятие № 14

Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий. Основы криминалистики.

Задание: сфотографировать или нарисовать номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. Изучить с работниками ГИБДД способы связи расследования транспортных происшествий, распространить листовки ГИБДД для автомотолюбителей. Провести утренник «Светофор - наш друг» в подшефных классах.

Занятие № 15

Основы фотодела. Устройство фотоаппарата, его зарядка пленкой, выбор объектов съемки, техника съемки, фоторепортаж по безопасности движения.

Задание: провести в подшефных классах занятие “Они нарушают правила дорожного движения”. По итогам патрулирования сделать фоторепортаж.

Занятие № 16

Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов. Подготовить и провести беседу по ПДД. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения. Проведение игры с дошкольниками по безопасности движения.

Задание: составить тексты бесед по правилам движения для дошкольников. Использовать наглядные пособия для проведения бесед.

Занятие № 17

Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности движения. Подготовить радиорепортажи для школьного радиоузла.

Задание: оформить наглядную агитацию в школе по ПДД.

Занятие № 18

Марш-парад отрядов ЮИД по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского состава в отдаче приказа на заступление на пост регулирования. Рассказ младшим классам об экскурсии в ГИБДД.

Занятие № 19

Зачет по программе ЮИД от членов отряда. Фотографирование лучших ЮИДовцев. Рассказ о работе в школьной стенгазете, по школьному радио. Обобщение положительного опыта работы ЮИД. Оформление отрядного альбома-рапорта.

Задание: проведение занятий в подшефном детском саду. Переписка с отрядом ЮИД из другого города.

Занятие № 20

Документы отряда ЮИД. Порядок их хранения. Форма ЮИД. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла.

Задание: подготовка выступления художественной самодеятельности. Экскурсия в РОВД, ГИБДД, автохозяйство, на пост регулирования движения, на пост-пикет.

Занятие № 21

Прием зачета по ПДД.

Этапы реализации основных задач Проекта

1 этап – 2008-2009 гг. Организационно-мобилизационный:

диагностика имеющейся материально-технической базы, поиск условий для реализации и начало выполнения Проекта.

2 этап – 2009-2012 гг. Экспертно-поисковый:

апробация новшеств и преобразований – внедрение их в текущую работу отряда ЮИД.

3 этап – 2012-2013 гг. Итогово-обобщающий:

подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Проекта.

Мероприятия по реализации проекта

п.п.

Содержание деятельности

Координатор

Сроки

Ожидаемый

результат

1

Оборудование в школе кабинета и уголка безопасности дорожного движения.

Арепьев О.В.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по безопасности)

2

Разработка символики отряда.

Сентябрь

3

Проведение занятий по программе с ЮИД.

В течение года

4

Агитбригада по БДД.

Сентябрь, октябрь, май

5

Проведение месячника безопасности дорожного движения (по отдельному плану).

Сентябрь

6

Встреча с сотрудниками ГАИ-ГИБДД.

В течение года

7

Праздник «Принятие в пешеходы».

Сентябрь

8

Проведение бесед по ПДД и БДД.

В течение года

9

Экскурсии по городу и на автопредприятия.

В течение года

10

Конкурс рисунков «Безопасный маршрут домой» (1-5 класс).

Сентябрь

11

Принять участие в городском конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо».

Май

12

Конкурс «Письмо водителю-нарушителю».

Апрель

13

Школьный конкурс юных велосипедистов «Безопасное колесо»

Апрель

14

Совместные рейды ЮИД и инспекторов ГИБДД.

В течение года

15

Выпуск информационного листка, «молнии».

В течение года

16

Освещение деятельности отряда ЮИД на сайте школы.

В течение года


Проект

«Военно-патриотический (военно-спортивный) клуб»

Пояснительная записка

Основой развития российского общества является изучение и усвоение каждой личностью общественно-исторического опыта предшествующих поколений, восприятие социально-этических норм и гуманистических отношений. Будущее российского народа и укрепление нашего Отечества во многом зависит от созидательного потенциала молодежи, от ее нравственных идеалов, любви и привязанности к своей Родине, стремления к созидательному труду, проявления толерантности.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» сказано, что «...приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций».

Патриотизм – одно из качеств личности. В чем оно выражается? На этот вопрос чаще всего отвечают: в чувстве любви к Отечеству. Такой подход ведет к сужению данного понятия, которое гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Совершенствование процесса патриотического воспитания предусматривает развитие воспитательных программ, направленных на сохранение и приумножение историко-патриотических, культурных, нравственно-этических традиций народа. «В современной педагогике проблема патриотического воспитания детей на идеях гуманизма, национальных традициях и экологической грамотности является одной из самых важных».

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В школе, для реализации условий проектирования школьного пространства образовательных проб, созрела необходимость создания военно-патриотического (военно-спортивного) клуба.

Цель

развитие в школьном коллективе личности безопасного типа, обладающей высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, духовностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития, формирование у учащихся патриотическое самосознание, готовности к выполнению гражданского долга на основе уважительного отношения к национальной традиции как общечеловеческой ценности, а также применять все приобретённые качества в рамках школьного пространства образовательных проб.

Задачи

  1. Воспитание гражданско-патриотических чувств у подростков и молодежи.
  2. Возрождение и повышение престижа военной службы.
  3. Формирование сознательного отношения к общественной и личной безопасности.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.
  5. Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, военно-прикладная и техническая подготовка подростков, выработка у подростков навыков и способностей действовать в экстремальных ситуациях.
  6. Изучение подростками истории России, Алтайского края, малой родины, истории Российской армии и военно-морского флота.
  7. Привитие у подростков чувств взаимовыручки и товарищеской поддержки, формирование морально-психологических и физических качеств личности.

Для успешного выполнения своих задач ВПК:

  • ведет пропаганду службы в Вооруженных Силах Российской Федерации среди молодежи допризывного возраста, а также в средствах массовой информации;
  • проводит теоретические и практические занятия по подготовке молодежи к службе в армии;
  • сотрудничает с городским военкоматом, военными частями и правоохранительными органами в плане проведения занятий и пополнения материально-технической базы ВПК;
  • проводит сбор информации об истории армии, военного дела, военной техники, снаряжения и вооружения с целью повышения уровня знаний и ориентации допризывной молодежи на военные специальности;
  • популяризация военных знаний среди молодежи.

Содержание

Формы реализации

Туризм

  • Основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам...
  • Автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия и передвижение.
  • Пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
  • Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения; преодоление горных склонов; веревки и узлы; правила безопасности при движении в горах; исследование пещер; поиск воды и пищи в горах.
  • Водный поход: снаряжение; подготовка лодки к путешествию; особенности режима и порядок движения; линия движения; загрузка лодок и маневры; сплав на плотах; основные естественные и искусственные препятствия; пороги; аварии и их ликвидация; ремонт байдарки; организация безопасности.
  • Лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж; ночлег.

Курс лекций по ОБЖ

  • Общественная безопасность: «Общество как целостная система», «Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право, личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм», «Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
  • Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций», «Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита», «Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске». Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы преодоления психической напряженности», «Динамика развития эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств», «Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание», «Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная социальная потребность»

Военная история России

  • Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2001 г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Экскурсии.

Курс лекций по духовно-нравственному воспитанию

  • «Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, музыкальных залов.

Общеоздоровительное направление

  • Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика.

Прикладное Физическое воспитание

  • раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание» Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела
  • нижний уровень (положение страховки);
  • средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
  • высокий уровень (положение верхней стойки).
  • Акробатика в парах как элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.
  • Тестирование по прикладной акробатике. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм, мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание; специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды, оказание ПМП.

Специальное физическое воспитание

Русская система рукопашного боя включает в себя:

  • теоретический раздел по возникновению, истории и концепции системы;
  • освобождение от различных захватов через бросковую технику боевого вида самбо;
  • ударную технику рук и ног;
  • защитную технику от ударов рук, ног и нападений противника с оружием (нож, пистолет, палка);
  • использование подручных средств в целях самообороны;
  • психофизическую и психосоматическую подготовку.

Огневая подготовка включает обучение приемам и технике обращения с оружием и практическим основам «пулевой стрельбы»:

  • правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире;
  • основы и способы стрельбы;
  • пневматическая винтовка, назначение, технические характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки винтовок;
  • пистолеты, назначение, технические характеристики, общее устройство пистолета, порядок неполной разборки и сборки, подготовка пистолета к стрельбе.

Психолого-воспитательная работа

Цель работы - тестирование, консультации и практические занятия для детей, подростков и молодежи:

  • диагностика общего психологического состояния;
  • выявление детей группы «риска», с психическими расстройствами (неврозами), из неблагоприятных семей, склонных к девиантному поведению;
  • помощь в адаптировании подростков к социуму и неблагоприятной окружающей среде;
  • консультирование родителей и подростков в форме бесед;
  • начальная коррекция склонности к девиантному поведению;
  • первичная и вторичная психопрофилактика.

Учебный план

п/п

Наименование дисциплин

Всего часов

Из них

Лекции

Семинары

Пр. зан.

Зачет

1

Патриотическое воспитание

2

Основы правовых знаний

3

Основы доврачебной помощи

4

Основы топографии

5

Курс ОБЖ

6

Гражданская оборона

7

Техническая подготовка

8

Военная история России

9

Огневая подготовка

10

Туризм

11

Физическая подготовка

2 часа в неделю

ВСЕГО ЧАСОВ:

Этапы реализации основных задач Программы

1 этап – 2008-2009 гг. Организационно-мобилизационный:

диагностика имеющейся материально-технической базы, поиск условий для реализации и начало выполнения Проекта.

2 этап – 2009-2012 гг. Экспертно-поисковый:

апробация новшеств и преобразований – внедрение их в текущую работу клуба.

3 этап – 2012-2013 гг. Итогово-обобщающий:

подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Проекта.

Мероприятия по реализации проекта

п.п.

Содержание деятельности

Координатор

Сроки

Ожидаемый

результат

Создание и организация работы военно-патриотического (военно-спортивного) клуба «Каскад».

Арепьев О.В.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по безопасности)

Оборудовать в школе кабинет ОБЖ.

Оборудовать в школе тир.

В течение года

Провести школьную военно-спортивную игру «Рубеж»

Февраль

Месячник военно-спортивной Работы в честь Дня защитника Отечества.

Январь-февраль

День призывника.

Линейка «Никто – кроме нас» (вручение удостоверений призывникам).

Февраль

Конкурс «Смотр песни и строя» (4-6 классы)

Февраль

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки

Ноябрь

Встречи с ветеранами ВОв, локальных войн.

Февраль, май

День Защиты детей

Май-июнь

Принять участие в городской военно-спортивной игре «Зарница»

В течение года

Выпуск информационных листков, выступление на школьном радио

В течение года

Размещение информации о деятельности клуба на сайте школы.

В течение года

Экскурсия в музей воинов-интернационалистов


Оценка прогнозируемых рисков в ходе реализации

Программы

При реализации Программы возможно возникновение различных рисков, требующих минимизации их последствий.

В условиях интенсивно изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации в регионе, городе возможно возникновение непредвиденных проблем, требующих системного решения со стороны разных субъектов образования. Реализация программы в условиях перехода школы на финансово-экономическую самостоятельность может привести к потере квалифицированных кадров, возможен недостаток средств на развитие отдельных направлений деятельности.

Для предотвращения возможных отрицательных последствий, связанных с указанными рисками, в структуре управления школы создан Попечительский совет, включающий педагогов, родителей, представителей управленческих структур, рассматривающих ход реализации Программы на основе мониторинговых исследований.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Литература

  1. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособие / Л.А.Бублик, Ю.С.Васютин, А.Н.Вырщиков и др., Под ред. Г.В.Средина. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Структура программы 1.​ Обоснование необходимости реализации программы2.​ Ресурсы3.​ Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

По результатам диспансеризации и медицинским исследованиям в Тамбовской области выделяют 7 ведущих факторов риска преждевременной смертности. Среди них: гиподинамия, неправильное питание, алкоголь, ку...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...

Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ

В статье рассмтривается роль межпредметных связей в школьном образовании. Раскрываются треуровневые учебно-воспитательные задачи, которые решает учение и учитель ОБЖ. Автор расскрывет взаимосвязь пред...

Воспитание личности безопасного типа

Воспитание личности безопасного типа...