Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ
статья

Оксана Александровна Косарева

В статье рассмтривается роль межпредметных связей в школьном образовании. Раскрываются треуровневые учебно-воспитательные задачи, которые решает учение и учитель ОБЖ. Автор расскрывет взаимосвязь предметов различных циклов с ОБЖ. Описывается формирование личности безопасного поведения на уроках ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья по формированию ЛБТП46 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ

Межпредметные связи в школьном образовании являются важным показателем интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в науке и в обществе. Они являются условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей «закладывается фундамент для комплексного видения и решения проблем современности» [1].

Учебные программы, в соответствии с новыми ФГОС [4], по предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла требуют от учителей данных предметов решения общих трехуровневых учебно-воспитательных задач, которые должен решать и учитель ОБЖ:

- на личностном уровне это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, выбор ценностных установок, определенности в плане жизненной и социальной адаптации, формирование ценностного мировоззрения («духовных скреп»: милосердия, сочувствия, сострадания, поддержки);

- на предметном уровне это формирование научного типа мышления посредством усвоения знаний, умений и компетенций;

- на метапредметном – овладение УУД (универсальными учебными действиями), национальными и общекультурными кодами, понимание моделей и картин мира, формирование умения самостоятельно учиться и – в перспективе – непрерывно образовываться.

Межпредметные связи призваны донести до сознания учащихся общность предметов гуманитарного, естественнонаучного и трудового циклов, а также показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.

Безусловно, в современной системе образования деление предметов на циклы является достаточно условным. Тем не менее, четко прослеживается «надпредметность» дисциплин «обществознание» (на стыке предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов) и «ОБЖ» (на стыке дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, естественнонаучного цикла и цикла трудового обучения).

С предметами гуманитарного цикла курс ОБЖ связывает общая цель обучения: «воспитание личности безопасного типа», с предметами естественнонаучного цикла четко прослеживается связь с химией (химические средства поражения, химический состав продуктов питания), биологией (помощь себе и пострадавшему, основы здорового образа жизни, эпидемии, охрана окружающей среды, экологическая безопасность), географией (демографические и экологические бедствия).

С предметами трудового цикла ОБЖ сближает практиоориентированный характер (оказание первой помощи, измерение опасных условий труда и среды, практические навыки пользования предметами защиты).

Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности, связана прежде всего, с формированием устойчивого представления о культуре безопасного поведения. Под культурой безопасного поведения понимается часть личностной культуры, которая включает ценностное отношение к безопасности, а также систему знаний и умений безопасной реализации деятельности [2].

Человек, обладающий культурой безопасности, готов к предупреждению опасных ситуаций, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, он должен быть безопасен для себя, окружающих и среды обитания, у него сформирована внутренняя потребность на безопасное поведение.

Формирование это происходит через определенный набор знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в результате педагогического взаимодействия с учителем в рамках школьного курса, «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Конечным результатом такой работы является не только сформированная культура безопасности, но и развитие личности безопасного типа поведения, как носителя этой культуры.

Личность безопасного типа – это индивид, транслирующий устойчивые, безопасные формы поведения, основанные на влиянии социокультурных факторов внешней среды [3].

Процесс формирования такой личности не может быть ограничен рамками одного предмета. Этому способствует и учебный материал других дисциплин, изучаемых параллельно, где обучающиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими понять причины возникновения чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. Это физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история и география (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления о безопасности информационных систем, источников информации).

Биологические науки могут помочь учителю ОБЖ в формировании безопасной личности при изучении следующих разделов: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера», «ЗОЖ и его составляющие», «Основы медицинских знаний», «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях», «Личная безопасность», «Гражданская оборона», «Окружающая среда и экологическая безопасность». В таблице вы видите блоки тем по ОБЖ и их связь с биологическими дисциплинами.

Таблица 1 « Связь ОБЖ с биологическими дисциплинами»

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Личная безопасность

Гражданская оборона

- вирусология

- физиология

- вирусология

- микробиология

- микробиология

- микология

-  

- ботаника

- гигиена

- биохимия

- зоология

- экология

- антропология

- радиобиология

 

Безусловно, что в чистом виде таких дисциплин как радиобиология, антропология и, например, микробиология в школе не преподают. Но элементы всех этих дисциплин находят отражение в школьном курсе «Биология».

Таким образом, формирование культуры безопасности, как и личности безопасного типа поведения, не может ограничиваться только одним предметом ОБЖ. Необходимо проводить работу, используя возможности различных школьных дисциплин.

Литература:

  1. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования /А.И. Гурьев// Наука и школа. – 2002. – №2. – С. 41–45
  2. Неверов В.Н. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект/ В.Н. Неверов, А.М. Деркач // Молодой ученый. – 2014. – №5.1. – С. 50–53
  3. Поляков Н.И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе/ Н.И. Поляков // Науковедение. – 2015. – №5. – С. 18
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...

Сетевые познавательные проекты и конкурсы – один из путей формирования предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

Проектная деятельность – одно из средств формирования метапредметных умений и навыков. Этот метод ориентирован на активное использование средств вычислительной техники и сетевых технологий. Основная е...

Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""

В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....

Воспитание личности безопасного типа

Воспитание личности безопасного типа...