Воспитание личности безопасного типа
методическая разработка по обж (9 класс)

Вербицкий Роман Николаевич

Воспитание личности безопасного типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnyy_tip_lichnosti_prezentatsiya_2.pptx285.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание личности безопасного типа».

Слайд 2

В социальной сфере и сфере криминогенных опасностей можно выделить три типа личности: - Тип жертвы – виктимный (от англ. victim – «жертва») тип личности. Личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и, если надо, действовать. - Личность безопасного типа. Личность, способная анализировать риски, предвидеть опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации и, в случае необходимости, действовать. Действовать рационально и со всей ответственностью и пониманием происходящего. - Личность агрессорного типа (социально–опасный тип личности) можно охарактеризовать как личность, деятельность которой отчасти является причиной опасной ситуации и носит социально опасный характер, воздействие направлено на других членов социума. Например, хулиганство: в данном случае есть агрессоры – преступники (хулиганы) и жертвы (потерпевшие).

Слайд 3

Личность безопасного типа поведения: психологическая и социальная характеристики Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливает осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется - предвидением опасностей; - осознанием возможностей уклониться от опасностей; - наличием навыка преодоления опасности.

Слайд 4

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития Личность безопасного типа поведения: психологическая и социальная характеристики

Слайд 5

Изучение правил безопасного поведения как фактор развития личности ребенка. Методика обучения учащихся Основы теории развивающего обучения были заложены Львом Семеновичем Выготским , советским психологом, при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, порази его чувства. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика.

Слайд 6

Соотношение зон актуального и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). …Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития , т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития…. Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Зона (уровень) актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Слайд 7

Теория деятельности С точки зрения Алексея Николаевича Леонтьева , выдающегося советского психолога, доктора педагогических наук, профессора, деятельность выступает исходным моментом формирования психики. Именно в процессе специально организованной деятельности в ходе обучения и происходит развитие ребенка.

Слайд 8

Мотив деятельности. Самооценка результатов деятельности Очень важным является вопрос о том, что побуждает человека в обеспечении своей безопасности быть деятельным, т.е. что является причиной, источником активности личности.

Слайд 9

Мотив деятельности. Самооценка результатов деятельности Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.

Слайд 10

Пирамида Маслоу

Слайд 11

Безопасность – базовая потребность Абрахам Маслоу , видный американский психолог, основатель гуманистической психологии, считает, что уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Угроза безопасности – означает отступление назад, к более фундаментальному уровню. Безопасность является базовой потребностью ребенка. Удовлетворение этой потребности обеспечивает нормальное или ускоренное развитие ребенка.

Слайд 12

Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия). Учите ваших детей правилам личной безопасности только тогда, когда они готовы усвоить и запомнить их. Не пытайтесь обучать вашего ребенка слишком многим навыкам сразу , чтобы не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом. Обучая навыкам личной безопасности младших школьников, вначале определите, усвоили ли они дошкольные навыки.

Слайд 13

Повторяя и закрепляя специфические навыки безопасности, начните там, где ваш ребенок чувствует себя смущенно или неуверенно. Периодически повторяйте каждое пройденное правило безопасности. Внимательно следите за результатом. Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия).

Слайд 14

Постарайтесь предугадать, когда вашему ребенку понадобится узнать или применить какой-либо особый навык. Начните давать информацию или обучать навыку за несколько недель до того, как он понадобится ребенку, для более прочного усвоения материала. Каждый ребенок постигает навыки личной безопасности по-своему. Вам придется потратить больше времени на одни навыки и меньше на другие, в зависимости от сильных и слабых сторон вашего ребенка. Чему учить и когда учить (П. Статмен). Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности (модель взаимодействия).

Слайд 15

Пола Статмен. 5 ступеней обучения навыкам безопасного поведения. Когда ребенок переходит дорогу сам Когда незнакомец предлагает конфету Защита: переводите ребенка через дорогу за руку, пока он слишком мал, чтобы делать это самостоятельно. Защита: будьте рядом с ребенком во всех ситуациях, когда какой-либо незнакомец может предложить ему конфету. Подготовка: объясните ребенку, что, прежде чем сойти на проезжую часть, он должен посмотреть в обе стороны улицы и, лишь убедившись, что машин нет или горит зеленый сигнал светофора, быстро перейти улицу, остерегаясь машин , поворачивающих из-за угла. Подготовка: объясните ребенку, что он должен спросить вашего разрешения, прежде чем взять конфету у незнакомого человека. Тренировка: пойдите с ребенком на перекресток; спросите его, когда можно переходить улицу, перейдите с ним на другую сторону, обсуждая, чего нужно остерегаться на переходе; повторяйте это упражнение несколько дней или недель в зависимости от успехов ребенка. Тренировка: разыграйте с ребенком несколько ситуативных сценок, представляясь разного рода незнакомцами, предлагающими ему конфеты; добивайтесь, чтобы ребенок во всех случаях отвечал «нет» и говорил, что должен сначала получить ваше разрешение. Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен строго следовать усвоенным правилам перехода улицы; спустя определенное время это можно делать все реже и реже. Побуждение: повторяйте ребенку время от времени, что он должен спросить разрешения взрослых, прежде чем взять конфету у незнакомца. Заметив, что он не следует этому правилу, повторите курс тренировок, пока не убедитесь, что он усвоил это правило и следует ему. Упреждение: при необходимости перехода улицы с оживленным движением или специфическими сигналами светофора, указателями, объясните ребенку их значение и потренируйтесь в переходе вместе. Упреждение: если ребенок будет один играть на детской площадке, ходить в школу и магазин, объясните ему, как вести себя при неожиданных контактах с незнакомцами, предлагающими конфету или что-то еще.

Слайд 16

Защита, подготовка, тренировка, побуждение, упреждение. Сравнивая эти два примера, нетрудно убедиться, что пять этапов обучения ребенка безопасному переходу улицы в принципе применимы и для того, чтобы научить его не брать конфеты у незнакомцев. Ход процесса обучения в обоих случаях один и тот же.

Слайд 17

Вывод Обучение детей основам безопасного поведения, сопровождаемое организацией эмоционально окрашенной деятельности каждого учащегося, приводит к пониманию им того факта, что он в самом деле может во многом обеспечить собственную безопасность. Удовлетворение базовой потребности в безопасности сопровождается интенсивным личным развитием ребенка, формированием в нём личности безопасного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»

Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...

Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ

В статье рассмтривается роль межпредметных связей в школьном образовании. Раскрываются треуровневые учебно-воспитательные задачи, которые решает учение и учитель ОБЖ. Автор расскрывет взаимосвязь пред...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"

Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....