Час общения "В душе у каждого есть свет?!"
методическая разработка (7 класс)

Кузнецова Татьяна Александровна

Тема занятия: «В душе у каждого есть свет?!»

 

Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Virgola.svg/2000px-Virgola.svg.png2. Название программы, в рамках которой проводится занятие:  программа внеурочной деятельности «Inter активное детство»

3.Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

4. Форма проведения занятия:  час общения

5. Виды деятельности учащихся на занятии:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество.

6. Соответствие цели занятия содержанию и результатам деятельности:

Цель: способствовать изучению индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов

Задачи:

  1. создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии, расширение представлений о себе;
  2. выявление и развитие ценностных приоритетов подростков, ценностного восприятия мира.

Ожидаемые результаты: дети должны осознать, что в каждом человеке есть свет, но только в одном он виден с первого взгляда, а в другом - его нужно постараться разглядеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_dushe_u_kazhdogo_est_svet.docx (26.31 КБ)26.31 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ СОШ №50 г. Липецка

В душе у каждого есть свет?!

Участники: ученики 6 класса

Цель:

способствовать изучению индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов.

Задачи:

  1. создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии, расширение представлений о себе;
  2. выявление и развитие ценностных приоритетов подростков, ценностного восприятия мира.

Подготовительная работа: оформление классного кабинета, подборка материала по теме общения: притчи, музыка, видео, изготовление модулей ладошек, кораблей, маяка.

Оформление, оборудование, инвентарь: презентация, колонки, проектор, заготовки кораблей, рабочие листы для групп, маркеры, магниты.

Форма проведения: час общения.

Ход мероприятия:

(1 слайд) 1. Психологический настрой. Приветствие.

 Здравствуйте те, кто весел сегодня!

 Здравствуйте те, кто грустит!

 Здравствуйте те, кто общается с радостью!

 Здравствуйте те, кто молчит!

   (2 слайд) Меня зовут Татьяна Александровна. Моё имя Татьяна начинается с буквы «Т». Мои личные черты как трудолюбие, терпеливость, таинственность, я ассоциирую с заглавной буквы моего имени. А какие ваши качества могут перекликаться с первой буквы вашего имени? Подберите эпитеты!

(Выступление ребят)

- Я очень рада, что наше знакомство состоялось!

2. Мотивация.

- Тему нашего с вами общения я предлагаю определить после просмотра видеосюжета.

(Просмотр видеосюжета)

- О чём заставил вас задуматься сюжет этого фильма?

(Обсуждение ребят)

- Что символизируют спички? пламя?

(Обсуждение ребят)

- Чему будет посвящено сегодняшнее наше общение?

(Формирование темы обсуждения)     (4 слайд)

Позвольте обозначить тему нашего общения «В душе у каждого есть свет».     (5 слайд)

Обратите внимание на слайд. В конце предложения не стоит знак препинания. Какой бы знак поставили вы?

(Выслушать мнение ребят, читают с учетом выбранной интонации).

Мы видим, что тема не однозначна. Попробуем в процессе нашего общения прийти к единому мнению.

(При однозначном ответе: «Давайте попытаемся найти доказательства этому утверждению, такому звучанию темы.)

1 этап: Качества личности.

От чего зависит яркость света души?

(ответы детей)

Вывод: от качеств личности. (6 слайд)

Все ли качества личности будут являться источником света?

Вывод: есть положительные качества (достоинства) и отрицательные качества (недостатки).

Говорят, что глаза- зеркало души, а ладонь-ее проводник. (7 слайд)

 - Для того, чтобы узнать какой свет излучает ваша душа, я предлагаю вам на контуре ладошки написать свои достоинства (на пальцах), а на второй ладошке - свои недостатки (в центре ладони).

(Выполнение ребятами задания). Музыка. (7 слайд)

Анализ упражнения:

- Чего же у вас получилось больше: достоинств или недостатков? Что было выделить труднее?

(дети по желанию зачитывают результаты работы и размещают их на доске)

- Я хотела бы вам пожелать, чтобы на контуре ладошки (на пальчиках) у вас росло количество достоинств, а центр ладошки освободился от недостатков и стал бы совсем чистым.

     (8 слайд) Вывод: Посмотрите, из ваших ладошек сложилась человеческая жизнь, бурлящая эмоциями, вызванными положительными и отрицательными качествами. Также как море со своими рифами и течениями, штормами и штилями. Каждый из нас индивидуален. У каждого из нас есть внутренний свет: у одних- он более яркий, у других- мерцающий. Но у всех он есть.

2 этап: «Выбор»

 - А сейчас я приглашаю вас на экскурсию. (дети приглашаются к экрану).

Перед вами три зала. Зал №1,2,3 (9, 10, 11 слайд)

 (Учитель демонстрирует картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет). 

- Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, займите места справа от меня, второй- слева от меня, и третий – в центре соответственно.     (12 слайд)  

(Пересаживание)

- Выразите ваше мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? 

(Идёт обсуждение, высказывание учащихся)

- А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Каждый зал имеет свой маленький секрет и отражает то, к чему стремится человек в жизни. Идеи зала таковы:

1.Жизнь как наслаждение.     (13 слайд)

2. Жизнь как общение с другими людьми     (14 слайд)

3. Жизнь как карьера.     (15 слайд)

- В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе?

- Поднимите руку те, кто хотел бы изменить свой выбор?

- Почему вы пересмотрели своё мнение?

(Высказывание ребят).

(16 слайд)

- В жизни часто происходит именно так. Сначала сделают выбор исходя из внешнего вида, а последующее действие будет уже с учётом знания содержания.

- Какая поговорка приходит по этому поводу на ум?

(По одёжке встречают, по уму провожают).

Вывод: Не нужно торопиться делать вывод и по внешнему образу и первому впечатлению судить о человеке. В каждом человеке есть свет, но только в одном он виден с первого взгляда, а в другом - его нужно постараться разглядеть.

3 этап: Ценностные приоритеты:

Только ли личностные качества определяют яркость света в душе человека?

Предлагаю вам выполнить следующее задание. Разделите указанные на слайде понятия на 2 группы.     (17-40 слайд-щелкать)

Мы определили, что понятия, которые вы отнесли к первой группе – это личностные качества, а как же можно определить понятия во второй группе? (Ответы детей) (41 слайд)

     (42 слайд) Это общечеловеческие ценности, то хранится в веках, что передается от поколения к поколению.

- Жизнь человека - это путешествие, кругосветное плавание. Представим её в виде парусного корабля, где

-палуба- это то, ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни.

- мачта-  ценности в настоящем, то, что является стержнем в настоящем

- паруса - это будущее, на что человек надеется, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

- Ребята, выберите наиболее значимые для вас ценности и распределите их по частям корабля (в процессе обсуждения в группах, вы можете что-то из ценностей убрать, а что-то добавить).

 (Работа в группах. Учащимся предлагается проранжировать следующие нравственные ценности. На фоне песни «Для чего…)     (43 слайд)

Семья

 Здоровье

Любовь

 Дружба

 Отечество

 Творчество

 Образование

 Свобода

 Интересная работа

 Интеллект

     (44 слайд) (Представление работы групп)

Анализ упражнения:

Почему мы заговорили о ценностях?

Какой вывод вы можете сделать?

Вывод:

Чем больше общечеловеческих ценностей вы принимаете для себя, тем ярче горит свет в вашей душе. Ценности - это сила света вашей души. Независимо от того, как эти ценности распределены, именно они определяют свет души любого человека. А насколько ярко и долго он будет существовать зависит от каждого из вас.

Подведение итогов:

Вернемся к теме нашего общения «У каждого в душе есть свет»    (45 слайд)

- Итак, мы определили, что свет есть в душе у каждого человека. Питает этот свет два источника: положительные личностные качества и общечеловеческие ценности. Но не всегда одинаково ярок свет человеческой души. Бывает, что с первого взгляда его трудно разглядеть.

Пришло время определиться, какой же знак препинания мы поставим в конце этого предложения.

(Ответы детей)  (46 слайд)

Достаточно ли света одной души, чтобы согреть мир? Горящая душа, как свеча заставляет отступить мрак. А если нас много? Давайте посмотрим, насколько ярок свет наших душ, свет 6-а класса. На языках пламени напишите, что для вас означает свет вашей души.

(Дети выполняют следующее задание: на языках пламени подписывают продолжение фразы «Свет моей души- это… и прикрепляют к свече на рисунке. На фоне песни «Пока горит свеча…»).      (47 слайд)

Послушайте притчу:

Притча о Маячке

… Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице. - Куда мы идем? - спросила свечка. - Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань. - Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча. - Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной. Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам. ...Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере. ...Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасный путь. 

- Я думаю, что свет такого огромного пламени не только сможет озарить всё вокруг, но и поможет разгореться едва тлеющим искоркам чьих-то одиноких душ. И мир от этого станет ещё светлее. (Обращение к изображениям на доске)

- Обратим внимание на результат нашей совместной работы: по морю жизни, где встречаются добро и зло, плывут корабли, наполненные ценностями. Куда плывут эти корабли? Они плывут на свет вашего маяка.

Рефлексия.

- Я благодарю вас, ребята за сотрудничество и сотворчество, проявленное вами в общении.     (48 слайд)

Мне было бы очень интересно узнать, насколько вам понравилось наше общение:

если вы смогли выразить свою точку зрения, то поднимите вверх правую ладонь;

если вы узнали что-то новое для себя- поднимите левую ладонь;

 если вам было приятно и интересно общаться- похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить!»

В преддверии нового 2012- 2013 учебного года августовская конференция работников образования  прошла по теме «Задачи педагогических коллективов  по развитию  си...

Беседа "У каждого есть выбор. Вредные привычки"

Данная разработка предназначена для проведения классного часа или воспитательной беседы в 5-6 классах в рамках борьбы с вредными привычками. Материал включает в себя конспект классного часа по теме "У...

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.Пушкин

Уважаемые коллеги,данная презентация рекомендуется для проведения уроков по сказкам А.С.Пушкина и классных часов по творчеству писателя....

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

«У каждого есть право выбора»

1.                Учить детей самоанализу своих черт характера и поступков;2....

«В ней есть душа, в ней есть свобода…», пейзажные зарисовки в стихотворениях П.Т.Штыгашева, Я. П. Полонского и Е.А.Баратынского

Данный урок, обобщающий в разделе Русская литература XIX века, взаимосвязан с предыдущими уроками. Взаимосвязь межпредметная осуществлялась с уроком музыки, слушали романсы, изобразительного искусства...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....