Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности».
консультация

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности».

Вопросами изучения развития самостоятельности занимались Л. С. Выготский , Г. М. Дульнев , С. Л. Мирский ,Б.И.Пинский, В. П. Фарафонтов  и др. Они указывают на необходимость использования самостоятельной работы обучающихся для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Большое значение имеет правильно организованная самостоятельная учебная деятельность для коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся, коррекция недостатков мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Состав обучающихся неоднороден по клинико-патогенетическому составу. Почти в каждой учебно-трудовой группе есть обучающиеся, отличающиеся неуверенностью в своих возможностях и трудовых действиях. Одни с трудом усваивают школьную программу, одни отличаются замедленным темпом деятельности, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий. У обучающихся с нарушением интеллекта нарушены процессы осознанной саморегуляции, и является основной особенностью деятельности у данной категории воспитанников. Формирование ориентировочных основ деятельности у обучающихся с нарушениями в развитии – это необходимое условие продуктивной деятельности, это целостный и систематический процесс. В обучении обучающихся с нарушением интеллекта особенно важную роль играют различные наглядные пособия, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление обучающихся.

Выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий в зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями.

Низкий уровень (копирующий)

. Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Это – подражание, постоянный и необходимый спутник учения.

Средний уровень (воспроизводящий)

В знакомой ситуации обучающийся может применить знания. Планировать деятельность может сам, но учебную задачу выдвигает учитель.

Могут возникнуть трудности при выполнении задания творческого характера. После завершения работы может успешно осуществляться взаимоконтроль. Слабо контролируется сам процесс деятельности. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).

Высокий уровень (творческий)

В новой, нестандартной ситуации ученик может успешно применяет знания. Ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным и мог самостоятельно принимать решения, выполнять домашнее задание, делать несложную хозяйственную работу и в дальнейшем найти своё место в жизни, вы должны дать ему свободу  выбора. Это надо начинать с момента поступления в школу.

Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы ваш ребёнок стал самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом шагу. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор.

  1. Создайте распорядок дня.

Детям необходимо четкое разграничение между распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

•        самостоятельно одеваться утром

•        складывать в стирку свою одежду

•        убирает тарелку после еды.

  1. Научите самостоятельно решать проблемы

•        Дайте возможность ребёнку самостоятельно решать свои проблемы.  Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблемы.

  1. Ошибка – это не конец света.

Нет ничего плохого в ошибках! Именно они позволяют ему чему-то научиться. Тот кто не ошибается, тот не получает знаний и опыта.

  1. Будьте чуткими.

Ребенок должен знать, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.

Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.

  1. Научите ребенка быть настойчивым.

Позвольте ему иметь собственное мнение. Учитывайте его мнение, когда он хочет сесть за выполнение уроков, но не пускайте всё дело на самотёк и бесконтрольность.

  1. Предлагайте разумный выбор.

Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.

Установите ограничения. Он должен хорошо знать о его границах и знать, что именно от него ожидают – что можно, а что нельзя.

  1.  Пусть у него будут свои обязанности.

• Выполнение несложной домашней работы

• Помыть свою обувь в конце дня.

• Вынести домашние отходы.

• Выполнение чернового варианта домашнего задания самостоятельно.

• Первоначальное чтение домашнего текста самостоятельно.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении, не акцентируя на этом внимание ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому

Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...

Методические рекомендации для родителей младших школьников школ с углубленным изучением французского языка

Данное пособие представляет собой основные материалы по обучению чтению , формированию произносительных и грамматических навыков . Оно адресовано прежде всего родителям учащихся младших классов, начин...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Методические рекомендации для родителей детей с ОНР

В материале приведены темы занятий в ДОУ в соответвии с тематичеким планированием учителя-логопеда, а так же игры и задания к ним, что позволит родителям самостоятельно отрабатывать навыки, данные спе...

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...

Рекомендации для родителей обучающихся начальной школы

Рекомендации родителям, что делать, если ребенок не хочет учить уроки и как ему помочь, как правильно организовать режим дня,  на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к обучению в ш...