Методические рекомендации для родителей детей с ОНР
учебно-методический материал на тему

Рыжова Вера Викторовна

В материале приведены темы занятий в ДОУ в соответвии с тематичеким планированием учителя-логопеда, а так же игры и задания к ним, что позволит родителям самостоятельно отрабатывать навыки, данные специалистом в   ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                           

                                                                                   Приложение к «Программе

                                                                              коррекционно-логопедического

                                                                                     обучения детей с общим

                                                                              недоразвитием речи с 4 до 5 лет»

                                                                                             

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

                                                                                    Составила: учитель-логопед

                                                                             ДОУ «Детский сад №3 г. Пугачева»

           

г. Пугачев

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективность логопедической работы по развитию речи детей определяется не только квалификацией логопеда, мастерством воспитателей, но и участием родителей в закреплении полученных на занятиях речевых навыков. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Чтобы добиться отличных результатов, нужно с детьми потрудиться.

Родители должны получать консультации по вопросам обучения детей с речевыми нарушениями, искоренения неправильного отношения к дефекту и со стороны взрослых, и со стороны самого ребенка, предупреждения возникновения вторичных дефектов, затрудняющих формирование негативных качеств личности и приводящих нередко к трудностям социальной адаптации.

У некоторых родителей нередко создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут, либо достаточно одной помощи логопеда. С первых встреч необходимо подчеркивать, что исправление речи требует систематических, в течение всего курса обучения, занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.

Логопед объясняет причины возникновения речевых нарушений, подсказывает, какую посильную помощь могут оказать родители своему ребенку. Он дает рекомендации по использованию режимных моментов при устранении дефектов речи, раскрывает трудности, которые испытывают дети с нарушениями речи при усвоении речевого материала. Логопед знакомит родителей с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.

Тесный контакт логопеда с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду логопед и воспитатели, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в речевой группе, правильное понимание задач обучения, значений некоторых методических приемов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в семье.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется логопедом, прежде всего в беседах и на консультации.

Эффективны и другие формы работы – наглядная агитация, например, организация стендов в Уголке для родителей, где помещаются сведения о результатах исправления неправильного звукопроизношения у каждого ребенка, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста., по речевым отклонениям, встречающихся у детей, их причинах и способах устранения, еженедельные листы-справки, содержащие словарный и грамматический материал, который необходимо ребенку усвоить на данный момент.

Вот уже на протяжении многих лет я использую в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (с 3-х летним пребыванием в речевой группе) эти листы-справки. За основу мною были взяты, ранее публикуемые в журнале «Дефектология», материалы для заикающихся детей по темам, рассчитанным на одну неделю. Наполнив эти темы другим содержанием, подходящим для детей с ОНР и разработав целенаправленные игры, позволяющие закреплять нужный речевой материал, поместив в них ряд рекомендаций по развитию у детей памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук и других полезных свойств, способствующих успешному развитию речи. На мой взгляд, я оказала большую услугу нашим родителям в плане преодоления трудностей в речевом развитии их детей.

Этот материал может быть использован так же воспитателями детского сада.

Предложенные игры и  задания просты, их легко организовать, они удобны для проведения в домашних условиях. Одни игры взяты из различных сборников и частично изменены, другие разработаны автором. На каждый год обучения (а их 3 года) - свой речевой материал, согласно программе данного возраста.

                                           1 –2 недели сентября

                      РЕЖИМ ОТНОСИТЕЛЬНОГО МОЛЧАНИЯ

Этот режим необходим нашим детям, чтобы затормозить старые навыки неправильной        

речи и со временем приступить к формированию навыков правильной речи.

В связи с этим родителям рекомендуется:

  • учить детей играть одному, молча: рисовать, лепить, конструировать, играть в настольные игры;
  • меньше спрашивать ребенка и не требовать словесного ответа. Останавливать ребенка, если он собирается начать что-то рассказывать, путем отвлечения его внимания;
  • играть с ребенком в игры, развивающие внимание, усидчивость, самостоятельность, выдержку.

                               ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «В больнице».

Цель: воспитание выдержки, усидчивости, внимания.

Взрослый говорит: «Давайте посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Ты будешь доктором. Твои игрушки заболели, значит им нужна тишина…». Доктор спокойно лечит игрушки (ставит градусник, перевязывает зайцу уши, укладывает всех спать, чтобы быстрее поправились). «А когда больные спят, никто не разговаривает».

  1. Игра «Правильно собери».

Цель: воспитания внимания, умение его распределять, выполнение заданий в указанной последовательности.

На стол высыпаются небольшие предметы: шарики, крупные кубики, конфеты, крупные пуговицы. Ребенку дается задание: собрать сначала пуговицы, потом конфеты, а потом шарики.

  1. Игра «Спит добрый волшебник».

Цель: воспитание выдержки, уравновешенности в поведении, умения подчиниться требованиям взрослого.

«Добрый волшебник много сделал для людей: засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди в городе соблюдают тишину, машины едут без сигналов. Никто не разговаривает. Вот и ты не буди его, играй молча, построй волшебный город».

3 – 4 недели сентября

ТЕМА: «ОВОЩИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком овощи (огурец, помидор, лук, морковь), отработать правильно их название, сохраняя порядок и количество слогов. Заучиваем слово в такой форме, в которой мы его произносим (агурец, памидор, марковь). Обратить внимание на размеры овощей (большой, маленький), их цвет (зеленый, красный). Знать, что помидор, огурец, лук, морковь можно назвать одним словом – овощи.
  • Отрабатывать правильное согласование слов типа: помидор большОЙ (маленькИЙ), краснЫЙ (зеленЫЙ) и т.п.
  • Научить детей называть маленькие предметы одним словом (огурчИК, помидорчИК, пальчИК, листИК и т.п.).
  • Научить ребенка сопровождать действия взрослого предложением: Мама режет огурец. Папа моет помидор. Таня поливает морковь. И т.п.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Найти вокруг как можно больше зеленых (красных) предметов, игрушек.

Цель: это развивает у ребенка внимание, мышление, воспитывать умение, распределять внимание.

  1. Запомнить 2-3 предмета и назвать их по порядку.

Цель: это задание развивает зрительную память, воспитывает внимание.

1 – 2 недели октября

ТЕМА: «ФРУКТЫ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком фрукты (яблоки, лимон, груши, сливы): их размер, цвет, вкус;
  • правильно называть эти фрукты с ребенком, соблюдая количество и порядок звуков и слогов в слове;
  • отрабатывать с ребенком правильное название одного и многих предметов (груша – груши и т.п.), уметь «ласково» называть фрукты (яблоЧКо, лимонЧИК и т.п.);
  • работать с ребенком над правильным согласованием слов (груша желтАЯ, сладкАЯ и т.п.);
  • научить детей высказывать свои мысли предложением из 4-х слов (Мама режет желтый лимон), а также самостоятельно предложение из 4-х слов. Папа дает яблоко ВовЕ. Мама читает книгу ТанЕ. И  т.д.
  • учить с ребенком желтый и синий цвет (правильно показывать и называть).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Из массы игрушек выбирать названные (не более 3-х).
  2. Из 3-х предметов определять один неназванный.
  3. Среди 4-х предметов отгадывать, какие два поменялись местами.

Цели:

  1. учиться распределять внимание, развивать зрительное и слуховое внимание, слуховую память.
  2. Это учит ребенка распределять внимание, развивать слуховую память.
  3. Развивает зрительную память и внимание.

3 – 4 недели октября

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть дома игрушки, какие есть, части, из которых они состоят; каждую игрушку уметь назвать ласково, правильно называть одну и много одинаковых игрушек (мяч – мячИ, мячИК – мячИКИ, машина – машинЫ, машинКа – машинкИ и т.п.);
  • объяснить, что все это можно назвать одним словом – игрушки – с ними можно играть;
  • показать, как можно играть с игрушками, причем, по-разному (машинку катать, нагружать что-либо в нее, отвозить груз, выгружать, мыть и т. п.; куклу можно кормить, укладывать спать, качать, читать ей книжки, умывать и т.п.) – сопровождать все действия речью (сначала взрослый, потом ребенок);
  • давать качественную характеристику игрушке. Научить (зайка новЫЙ, красивЫЙ, маленькИЙ, чистЫЙ).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

 

  1. Всюду находить и называть предметы желтого, синего и красного цветов.

Цель: это задание воспитывает внимание, память, развивает мышление. Способствует развитию переключения и распределения внимания.

  1. Правильно показывать, где много, где мало, а где одна игрушка (предмет) –

Игра «Покажи правильно».

Цель: Выполнение действий в заданной последовательности. Распределение внимания. Развитие мышления.

  1. Учиться правильно выполнять простые задания в названной последовательности (возьми мишку и посади на стул, покатай мяч и отдай мне и т.д.) – игра «Сделай, как я скажу».

Цель: в этой игре преследуется  развитие понимания словесных инструкций, воспитание внимания.

5 неделя октября

ТЕМА: «ОДЕЖДА»

Родителям рекомендуется вместе с детьми:

  • рассмотреть одежду, ее детали (воротник, карманы, рукава, пуговицы), правильно их называть;
  • обратить внимание на цвет ткани, правильно его назвать: узор (цветОЧКи, полосОЧКи, кружОЧКи и т.п.) или рисунок, изображенный на одежде;
  • уметь «ласково» называть одежду и ее части (платьИШКо, рубашЕЧКа, рукавЧИК, пуговиЧКа и пр.);
  • уметь правильно и последовательно выворачивать одежду с изнаночной на лицевую сторону, одевать, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
  • учить самостоятельно развязывать и завязывать бантик и узелок;
  • бережно относиться к одежде, аккуратно складывать и вешать на место;
  • знать, как ухаживают за одеждой: гладят, стирают, чистят;
  • все действия с одеждой ребенок должен сопровождать речью, точно употреблять слова и правильно их проговаривать.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Учиться различать длинные и короткие предметы (показывать, что длинное, а что короткое и называть: карандаш короткИЙ, карандаш длиннЫЙ, короткИЙ рукав, длиннЫЙ рукав).

Цель: В этом задании формируется воспитание внимания, мышления, закрепляются знания о качестве предметов.

  1. Игра «Сделай, как было» - находить изменения в одежде и восстанавливать первоначальный вид (расстегнуть пуговицу, вывернуть рукав, завязать тесемку и пр.).

Цель: воспитание внимания, развитие мелкой моторики рук.

1 неделя ноября

ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД»

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком рассмотреть детский сад снаружи (большОЙ, красивЫЙ, новЫЙ) и  внутри (коридор, ступеньки, лестница);
  • закреплять правильное название помещений (приемная: там стоят кабинки, туда мы вешаем и кладем одежду; полочка железная, куда ставят обувь; групповая комната: стоят шкафы, там лежат игрушки, карандаши, краски, пластилин; столики, тут дети, лепят, кушают, рисуют; живой уголок, там растут цветы, стоит аквариум; игровой уголок, там стоят разные игрушки; спальня, там стоят кроватки, стол, шкаф. В детском саду может иметься: бассейн, музыкальный и спортивный зал, комната сказок, кухня, медицинский кабинет);
  • выяснить, знают ли дети назначение этих помещений (бассейн, там дети плавают, спортивный зал, там дети бегают, бросают (мячи, мешочки); приемная, там дети одеваются, раздеваются;
  • дети должны знать, кто с ними находится (воспитатели, которые играют с ними, учат их рисовать, лепить, считать, конструировать; помощник воспитателя убирает все, моет, кормит детей; логопед играет с детьми, учит их правильно говорить).

Дети должны знать имя, отчество тех, кто с ними работает.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По описанию и назначению угадывать название помещения.

Игра «Где я был».

Взрослый: Тут стоит стол, кроватки, на них спят днем дети. Что это?

Ребенок: Это спальня.

Цель игры: воспитание внимания, умения узнавать предмет по словесному описанию.

  1. Исключать четвертый лишний предмет, не подходящий по цвету и объяснять.

Игра «Что надо убрать?»

Например: красный шарик, желтый карандаш, красная машина, красный кубик.

Ребенок: Надо убрать желтый карандаш. Все красное, а карандаш желтый.

Цель игры: развивать внимание, мышление.

2 -3 недели ноября

ТЕМА: «ПОСУДА»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком чайную посуду, которая нужна для чая (чашка, блюдце, вазочка для варенья, чайная ложечка, ложка, вилка), правильно называть каждый предмет;
  • вместе с детьми давать качественную характеристику посуде (тарелка, чистая, новая, грязная, красивая, блестящая);
  • производить разные действия с посудой, сопровождая их речью (ставить, класть, мыть, выбирать, наливать, выливать, накладывать, насыпать, размешивать) (Мама греет чай папЕ. Папа насыпает сахар  сынУ. И т.п.);
  • закрепить назначение каждого предмета посуды (чашка – чай наливать, пить; блюдце (блюдечко) – ставить чашку, наливать чай, студить чай; ложечка чайная – насыпать сахар, размешивать (мешать) сахар, есть торт; чайник – чай греть, кипятить и т.п.);
  • усвоить, что все, что нам нужно для чая, называется чайная посуда.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Помогать мыть, вытирать, убирать посуду, делая соответствующие наблюдения: Тарелка грязная – я мою тарелку. Чашка чистая. Чашка мокрая – Я вытираю чашку. Чашка сухая и т.п.;
  2. Игра  «Сделай, как я скажу»

Цель: Отрабатывать понимание предлогов В, НА. Ребенок должен правильно, заданно, положить названный предмет В (НА) указанное место (ложку положить на тарелку, в чашку и т.д.).

4 неделя ноября

ТЕМА: «ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком внешний вид домашних птиц (петуха, курицы, цыпленка);
  • правильно называть части тела птиц: клюв (у петуха, у курицы), клювик (у цыпленка), борода (бородка), гребень (гребешок), крыло (крылышко) – крылья, хвост;
  • рассмотреть в книжках (или в окружающей обстановке, по возможности), по телевизору, что могут делать домашние птицы, правильно называть их действия Петух (петушок) ищет зернышки. Курица клюет зерно. Цыпленок щиплет траву;
  • обратить внимание на то, как подают голос птицы, знать, что петух поет: «Ку-ка-ре-ку», курица зовет цыплят: «Ко-ко-ко», цыпленок пищит «Пи-пи-пи»;
  • учить детей правильно отвечать на вопросы: Кто это? (про живой предмет) – петух, цыплята и т.д. Что это? (про неживой предмет) – клюв, хвост, трава и т.д.

 

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По части отгадывать всю птицу (закрывать листом бумаги птицу, оставив открытой какую-либо часть: клюв, гребешок, хвост и пр., а ребенок должен отгадывать всю птицу и сказать, что выглядывало).

Игра «Кто спрятался?»

Цель: Игра способствует развитию зрительного внимания, мышления, закреплению словаря.

  1. Ребенок самостоятельно и последовательно должен рассказывать сказку «Курочка Ряба», правильно проговаривая слова.

1 – 2 недели декабря

ТЕМА: «КОШКА С КОТЯТАМИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассматривать с ребенком живую кошку с котенком или изображенных на картинках;
  • правильно называть части тела у кошки и котенка (лапы – лапки – лапочки, усы – усики, хвост – хвостик, когти – коготки и т.д.);
  • давать качественную характеристику учить ребенка (кошка красивая, пушистая, веселая, шерсть мягкая, пушистая, теплая);
  • вместе с ребенком наблюдать, что делает кошка, котенок (спит, мяукает, умывается, прыгает, играет, ловит мышку, лакает молоко, царапается и т.д.);
  • учить детей называть действия, совершаемые одним и несколькими субъектами (кошка прыгаЕТ, котенок прыгаЕТ, кошка и котенок прыгаЮТ, котенок играЕТ – котята играЮТ и т.д.);
  • упражнять детей в правильном употреблении формы творительного падежа существительных мужского рода (Кошка машет хвостОМ. Таня поит котенка молокОМ).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По части определять весь предмет.

Игра «Кто залез под кровать?» - и объяснять, почему так думает: Это котенок. Я увидела хвостИК.

Цель: развитие внимания, мышления, уметь объяснять свое решение.

  1. Из массы картинок выбрать нужные.

Игра «Чем играет котенок?» (мяч, молоток, банк, карандаш, дерево и т.п. выбрать подходящую картинку, ребенок говорит: «Котенок играет хвостиком».

Цель: развитие распределения внимания, мышления.

3 неделя декабря

ТЕМА: «ДОМА. ТЕРЕМОК.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком дом, в котором они живут; правильно называть части дома, из которых он состоит: стены, окна, крыша, дверь (стена, окно, крыши, двери), труба (если есть);
  • научить ребенка различать высокий – низкий дом (показывать);
  • вместе с ребенком правильно называть большие и маленькие предметы (дом – домик, окно – окошко, крыша – крышка, труба – трубка, дверь – дверка);
  • вместе с ребенком рассмотреть на картинках сказочный домик, как он украшен, какие у него части есть; знать должен каждый ребенок, что сказочный домик называется теремок;
  • объяснить ребенку, что в доме живут люди, а в теремке, сказочном домике, живут звери; прочитать сказку «Теремок»;
  • поупражнять детей в согласовании слова «Один» с существительными мужского рода (один дом, один теремок, один заяц, один пирог, один котенок, один стул и т.п.).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «Про что можно так сказать» - взрослый называет количество («один»), а ребенок подбивает соответствующие  ему слова – предметы, стараясь не ошибиться (один мяч, диван, пряник, листок, кубик и т.п.), если ребенок не ошибается, то можно ему «вручить» приз (игрушку, книжку, угощение и пр.).

Цель: Эта игра воспитывает умение внимательно слушать, анализировать, правильно согласовывать слова мужского рода.

4 - 5 недели декабря

ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ. НАША ЕЛКА.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком дерево, его части: ветки, ствол, у елки и сосны – иголки;
  • вместе с ребенком потрогать иголки у сосны, елки, выяснить, что они острые, а значит колются;
  • объяснить ребенку, что ветки у дерева могут быть разной длины: короткие и длинные – провести пальцами по коротким и длинным веткам, дав почувствовать разницу; ребенок должен знать, что веток – много;
  • объяснить ребенку, что елка растет в лесу, там много елок; дать понюхать, запомнить запах ели, сосны;
  • усвоить с ребенком, что елка – это дерево;
  • образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов (елочка, стволик, веточка, иголочка и т.п.);
  • правильно согласовывать слова «мой, один» с существительными мужского рода (мой один: дом, Дед Мороз, подарок, мяч и т.п.);
  • учиться употреблять прошедшее время глаголов (мужской род): Дед Мороз пел песню и т.д.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

1. Находить и говорить, что висит (стоит, лежит) на указанном месте (Что висит на макушке елки? Что стоит на полке? И т.п. Ребенок находит и говорит: Там висит звезда и т.п.).

Цель: В этом задании развивается слуховое и зрительное внимание, отрабатывается понимание предлога НА в значении места (Где?) действия.

  1. Рассмотреть игрушки на елке, назвать их и постараться запомнить как можно больше, за каждую названную игрушку ребенок получает фишку – подсчитать.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

1 - 2 недели января

ТЕМА: «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком собаку на картинке (если есть возможность, то живую) или мягкую игрушку;
  • правильно называть части тела (лапы, спина, когти, хвост, шерсть);
  • объяснить ребенку, что детеныш у собаки называется щенок, а много – щенята. Выучить эти новые слова;
  • сравнить части тела собаки – щенка (уши – ушки, нос – носик, когти – коготки и т.п.);
  • вместе с ребенком давать качественную характеристику животным и частям тела: шерсть мягкая, теплая,  шерстка пушистая и т.д.;
  • пронаблюдать с ребенком за собакой (щенком), что они могут делать (собака лежит, спит, лает, бегает, прыгает, грызет кость; щенок играет, лакает воду и т.д.);

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Понаблюдать на улице за собакой, а потом дома вспомнить и сказать, что делала собака (собака бегала, сидела, нюхала и т.п.).

Цель: развивать наблюдательность, зрительное внимание и память, закреплять согласование глаголов прошедшего времени с существительными женского рода.

  1. Запоминать 3 (4) игрушки и называть их в том порядке, в каком они стояли.

 Игра «Вспомни игрушки».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

3 неделя января

ТЕМА: «МЕДВЕДЬ»

Родителям рекомендуется:

  • Рассмотреть на картинке медведя, обратить внимание на длинную теплую шерсть, вытянутую морду, маленькие уши, острые когти;
  • Если есть мягкая игрушка – медведь, то потрогать его шерсть, чтобы ребенок почувствовал, какая она мягкая, теплая, лохматая;
  • Показать ребенку, какой медведь толстый, косолапый, неуклюжий, ребенок должен знать эти качества медведя;
  • Объяснить ребенку, что у медведя могут быть детеныши, она называются медвежата (один – медвежонок), рассмотреть их на рисунке и правильно назвать части тела, сравнить с медведем (у медведя – спина, у медвежонка - спинка, маленькие уши, глаза – маленькие ушки, глазки…);
  • Обратить внимание на то, что у медведя нет хвоста. А шерсть по цвету коричневая, уметь видеть этот цвет на окружающих предметах;
  • На картинках рассмотреть, что может делать медведь (ходит, ищет, бегает, лазает, спит, ревет и т.д.).

ИГРА ДЕТЯМ

Игра «Спрячь медвежонка» - прятать игрушку – медведя под названные предметы (под стол, под стул, под диван, кровать) -  закреплять предлог «ПОД».

Цель: В этой игре наряду с пониманием значения предлога «ПОД» формируется слуховое и зрительное внимание.

4 неделя января

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ. ГУСЬ И ГУСЯТА.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть на картинке вместе с ребенком гуся с гусятами, обратить внимание ребенка на его внешний вид: маленькая голова, толстый красный клюв, длинная шея, маленький хвост и красные ноги, у гуся есть перья и крылья, значит это домашняя птица;
  • вспомнить с ребенком, каких других домашних птиц они еще знают, не так давно с ними знакомились (петух, курица, цыпленок) – у них тоже есть перья, крылья, клюв;
  • объяснить ребенку, что может делать гусь, чтобы ребенок самостоятельно мог называть эти действия, глядя на картинку и в природе: гусь летит, плывет, шипит, клюет, щиплет травку;
  • рассказывать ребенку, что у гуся могут быть детеныши, их называют гусята, а одного зовут – гусенок.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «Найди у гуся». Правильно согласовывать слово «одна» с существительным женского рода. Найти у гуся части тела, про которые можно сказать «одна»: одна голова, шея, спина, нога.

Цель: Помимо грамматической цели в этой игре развивается мышление, внимание и умение его распределять.

  1. Игра «Что не на месте?» Из 4 игрушек определить 2, поменявшиеся местами и восстановить порядок.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

5 неделя января

ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗАЯЦ.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть внимательно зайца, правильно называть части его тела: уши, глаза, носик, хвостик, усы, лапки, лапы (задние);
  • обратить внимание ребенка на то, что у зайца длинные уши, короткий хвост, передние лапы короткие, а задние – длинные (сначала ребенок показывает, что у зайца длинное, что короткое, затем показывает и называет, стараясь запомнить новые слова);
  • обратить внимание ребенка на шубку животного, что она мягкая, теплая; сравнить зайца на картинках зимой и летом; чтобы ребенок сам догадался, что цвет шубки разный;
  • объяснить ребенку, что заяц зимой шубу меняет на белую: она теплее и на снегу так не заметно, можно спрятаться; летом заяц серый;
  • рассказывать ребенку, что заяц быстро бегает, прыгает, всего боится, трусливый; питается травой, листьями, а зимой ест ветки, обгрызает кору;
  • знать, что это дикое животное и живет в лесу.

ИГРА ДЕТЯМ

  1. Учиться правильно отвечать на вопрос КТО ЭТО? (про живые предметы).

 Игра «Про кого я спросила?» – ребенку предлагают 2 картинки (на одной нарисован одушевленный предмет, на другой – неодушевленный), он должен правильно ответить на вопрос «Кто это?» (не показывать на картинку) – из 2-ух выбрав одну картинку, но правильную.

1 неделя февраля

ТЕМА: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.»

Родителям рекомендуется:

  • понаблюдать с ребенком на улице за снегом, дать почувствовать ребенку, какой снег (холодный, мягкий, пушистый);
  • каждый день наблюдать за погодой, заостряя внимание ребенка на ее особенностях: светит солнце, но оно не греет, мороз, дует ветер, ветер холодный, идет снег;
  • рассмотреть с ребенком снежинки, по-разному уметь называть, какие они (маленькие, большие, пушистые, красивые, белые);
  • наблюдать с ребенком за снегом (снежинками), что он делает: идет, летит, лежит, блестит – все эти слова ребенок должен употреблять в своей речи;
  • обратить внимание ребенка на то, что дети зимой могут делать на улице: строить горку, лепить снеговика (снежную бабу), кататься на лыжах (на санках, на коньках);
  • на картинках показывать ребенку, что вода в реке (озере) зимой покрывается льдом (мороз заморозил воду), а лед твердый, крепкий, гладкий и блестит;
  • оценить вместе с ребенком зимнюю одежду, знать, что она теплая.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Закреплять белый цвет. Найти как можно больше белых предметов вокруг. Самостоятельно подумать и сказать, что еще может быть белого цвета.
  2. Игра «Правильно убери игрушку» – чтобы «снег» не засыпал (различение предлогов «НА» - «ПОД»).

Взрослый: «Я поставила машинку на стул. Ее засыплет снегом? (Согласие ребенка) Тогда убери эту машинку под стул.

2 неделя февраля

ТЕМА: «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть на картинках лису, обратить внимание на уши (небольшие), мордочку (длинная), хвост (большой, пушистый), белые лапы, когти;
  • объяснить ребенку, что мех у лисы рыжий,(оранжевый), длинный, мягкий, теплый;
  • показать на картинках детенышей лисы, у нее может быть один лисенок, или много лисят (лисята), у лисы есть домик, где она живет с лисятами, он называется нора;
  • лиса – хитрое животное, на снегу она следы заметает хвостом;
  • рассказать, что лиса быстро бегает, ищет себе еду: она ловит мышей, зайцев;
  • выучить с детьми, как по-разному можно назвать лису – лисичка, лисонька.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Закрепить понимание ребенком оранжевого цвета. Находить в окружающей обстановке предметы оранжевого цвета, а также в книгах при рассматривании картинок.
  2. Учиться различать понимание значений предлогов «НА», «ПОД».

Игра «Поставь игрушку правильно». Взрослый просит помещать разные игрушки под и на любые предметы (стол, стул, кресло, тумбочку, диван, книгу), ребенок должен правильно все разместить и потом правильно назвать, что на и что под было помещено.

3 неделя февраля

ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ВОЛК И ВОЛЧОНОК.»

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком внимательно рассмотреть на картинке волка, обратить внимание на его шерсть: она серая, мохнатая; зубы острые, пасть (у зверей так называется рот – объяснить ребенку), пасть большая, на лапах – острые когти;
  • объяснить ребенку,, что волк – дикое животное, потому, что живет в лесу, иначе – зверь; он злой, охотится за зайцами, оленями, он ими питается;
  • научить ребенка образовывать от  слова волк новые слова: много волков – волки, ласково – волчок, детеныш волка называется – волчонок, а если много – волчата;
  • рассказать ребенку, что может делать волк: он хорошо бегает, воет; когда голодный, тогда ищет, гоняет, ловит зайцев.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Закрепить понимание «серый цвет».

Игра «Что серое?» Взрослый называет массу предметов, если они могут быть серого цвета, ребенок говорит «серый», а если этот предмет не может быть серым, ребенок говорит «нет». Например: шапка (ребенок - «шапка серая»), кот (ребенок – «кот серый»), огурец (ребенок – «нет»).

4 неделя февраля

ТЕМА: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА. САМОЛЕТ. ТАНК. »

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку, что нашу Родину (страну, Отечество), где мы все живем, охраняют (защищают) солдаты (защитники), небо охраняют летчики на самолетах, танкисты  охраняют на танках землю;
  • рассмотреть с ребенком на картинках или игрушечные самолет и танк, правильно показывать и называть их части: у самолета – крылья, хвост, кабина; у танка – башня, пушка;
  • объяснить ребенку, чтобы он потом мог самостоятельно рассказывать, что самолет летает высоко, быстро, далеко, а потом садится на землю, самолет ведет летчик. Танк очень тяжелый, сильный, едет быстро и может стрелять пушкой, ведет танк танкист. Все эти слова ребенок должен знать и правильно проговаривать;
  • посчитать с ребенком,  каких частей у самолета и танка по одной (один самолет, одна кабина, один хвост; один танк, одна башня, одна пушка) и называть, правильно согласуя слова.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Понимание значения предлога «ЗА» (куда?).

Игра «Ку4да поедет танк?» (за диван, за стол, за кресло, за кровать и т.д.), а ребенок должен правильно выполнять; следить, чтобы танк помещался строго ЗА (сЗАди) предмет.

1 неделя марта

ТЕМА: «СЕМЬЯ. МАМИН ПРАЗДНИК. »

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком посчитать, сколько человек живет в вашей квартире, объяснить, что все мы вместе, есть семья;
  • выяснить, знает ли ребенок, кем он является для своих мамы, папы – сын, дочь;
  • побеспокоиться, чтобы ребенок знал, как зовут его родителей, дедушку, бабушку; а так же правильно называть свою фамилию;
  • понаблюдать вместе с ребенком, чем занимаются родственники дома, чтобы ребенок правильно называл эти действия: дедушка отдыхает, бабушка шьет, мама готовит, папа убирает;
  • вместе с ребенком давать характеристику каждому члену семьи: дедушка старый, бабушка добрая, мама ласковая, папа молодой;
  • чтобы папа (дедушка) вместе с ребенком приготовили своими руками подарки к маминому празднику 8 МАРТА маме и бабушке.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «Кто ушел?» Различать мужской и женский род глаголов (Прошедшее время). Играть можно с картинками или  фотографиями членов семьи. Перед ребенком разложить картинки (фотографии), назвать их (4-5 картинок), потом ребенок отворачивается и одна картинка убирается, затем ребенок поворачивается и определяет, кто «ушел» («ушла»).

2 неделя марта

ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. СОРОКА. ГОЛУБЬ. ВОРОБЕЙ.»

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком понаблюдать за птицами, которые у нас живут зимой (сорока,  воробей, голубь), хорошо запомнить их названия, правильно называть каждую птицу, знать, что это зимующие птицы, они у нас зимуют ( живут зимой);
  • обратить внимание ребенка на внешние признаки каждой птицы: сорока большая, клюв длинный, хвост длинный, голова, шея, спина,  хвост черные, а живот и бока – белые (сорока - белобока), голубь – тоже большой, клюв и ноги красные, а сам голубь (отсюда – голубь): голова, шея, спина; воробей маленький (воробышек), клювик короткий, перышки серые и коричневые, он прыгает и чирикает;
  • показать ребенку, как птицы могут летать – высоко, быстро; понаблюдать за полетом птиц.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «Отгадай, кто это?» По части тела определить всю птицу и доказать свою правоту. Например, закрыть картинку сороки, оставив открытым хвост. Ребенок должен объяснить, что это сорока, он видит черный длинный хвост, этот хвост имеет сорока.
  2. Понаблюдать за воробьем, а потом рассказать, что он делал.

Цель:

  1. развитие зрительного внимания и мышления.
  2. В этом задании мы развиваем наблюдательность, зрительное внимание и память, учим ребенка правильно согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными мужского рода.

3 неделя марта

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОРОВА С ТЕЛЕНКОМ.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком на картинке корову и теленка, правильно называть части тела: рог (рога), копыта, хвост кисточкой; ласково называть – коровушка, головушка;
  • обратить внимание ребенка на размер коровы: она большая, длинная, у нее длинные рога, значит она рогатая;
  • по картинкам в книжках или при просмотре телепередач выяснить, что может делать корова: идет, бежит, жует, мычит, бодает;
  • рассказать ребенку, что у коровы может быть детеныш, его называют теленок, если их много – телята. Попросить ребенка вспомнить, как называют детенышей у других домашних животных, с которыми знакомились в этом году, например, у кошки, собаки;
  • объяснить ребенку, чем питается корова летом – пасется на лугу, питается травой; а зимой корова живет в сарае, там ее кормят сеном (летом косят траву и сушат).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра «Где пасется корова?» – определять место звучания колокольчика (погремушки) с закрытыми глазами (вверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева – показывать). Ребенок стоит, с закрытыми глазами , когда появляется звук. Колокольчик умолкает – ребенок открывает глаза.

4 неделя марта

ТЕМА: «ОДЕЖДА. ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.»

Родителям рекомендуется:

  • внимательно рассмотреть с ребенком ту одежду, которую ребенок носит в настоящее время: пальто, куртка, шарф, шапка, колготы, брюки;
  • правильно называть части одежды: карман, воротник, пуговицы, длинный рукав;
  • требовать от ребенка правильного названия действий, которые он выполняет с одеждой: одевает – снимает, застегивает – расстегивает, завязывает – развязывает, стирает, гладит, чистит;
  • обращать внимание ребенка на цвет ткани: должен назвать правильно цвет (красный, синий, зеленый, желтый, белый) или показывать, где какой цвет (коричневый, оранжевый, серый), а также называть узор на ткани (полоски, цветочки, кружочки и т.п.);
  • учить ребенка бережно относиться к одежде: не пачкать, не рвать, вешать, аккуратно складывать, всегда класть на место;

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. К словам – действиям подбирать слова – предметы: что можно стирать (платок, колготы, шапку и т.д.), гладить (брюки, платье, котенка, голову и т.п.), чистить (куртку, сапоги, зубы …), застегивать (куртку, брюки, сапоги, сумку и т.д.).

5 неделя марта

ТЕМА: «ВЕСНА»

Родителям рекомендуется:

  • понаблюдать вместе с ребенком за теми явлениями природы, которые встречаются только весной: тает снег, с крыш свисают сосульки. Они тоже тают и поэтому капает вода, бегут ручьи, снег стал колючий, ветерок дует теплый, много воды кругом, ночью она покрывается ледком, дети делают лодочки, строят кораблики и пускают по воде;
  • обратить внимание ребенка на то, что солнце стало светить ярче, греть теплее, поэтому и снег тает, уже видна земля, а на ней растет молодая зеленая травка;
  • рассмотреть с ребенком, какую одежду и обувь стали носить люди (куртки, пальто, плащи, вязанные шапки, сапоги, ботинки, бурки) и почему (стало теплее).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Игра «Скажи ласково» – взрослый называет начальную форму слова, а ребенок уменьшительно-ласкательную (ручей – ручеек, лед – ледок, мед – медок, пень – пенек, луг – лужок, снег – снежок, гриб – грибок, дуб – дубок, конь – конек).

  1. При рассмотрении картинок выделять те, на которых нарисована весна.

Игра «Бывает – не бывает».

1 неделя апреля

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ.»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком на картинке лошадь, обратить внимание на шерсть – она у лошади короткая, блестящая, морда длинная, шея длинная; у лошади есть грива (показать ее ребенку, выучить название), челка, тонкие длинные ноги, крепкие копыта, длинный хвост;
  • показать ребенку на картинке детеныша лошади, выучить правильное название – жеребенок (жеребеночек, жеребята), правильно называть части его тела (шейка, мордочка, гривушка (гривка, гривочка),  челочка, копыта и т.д.);
  • обратить внимание ребенка на лошадь, какая она и жеребенок: красивая, сильная, гладкая, блестящая, веселый, добрый;
  • познакомить ребенка с помощью картинок с тем, что может делать лошадь: скачет, бежит, пасется, жует травку, машет хвостом, везет, катает; знать, как голос попадает и-го-го.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени.

Игра «Кто это?» – взрослый называет действие, которое выполняет животное, а ребенок, ориентируясь на окончание глагола, должен правильно сказать, кто это. Например: - Кто сказал? – Ребенок должен ответить: - Жеребенок. – Жевала травку. Кто это? (Лошадь). – Кто бегал (играл). Катала (паслась). Кто это?

 2 неделя апреля

ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОЗА С КОЗЛЕНКОМ.»

(повторение всех домашних животных)

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребенком рассмотреть на картинке козу, ее внешний вид, обратить внимание, что шерсть козы длинная, мягкая, теплая, рога – острые, длинные, уши большие, хвост короткий, копытца маленькие, твердые;
  • рассказать ребенку, что у козы есть детеныши – козлята (козленок, козленочек). Пусть ребенок сам расскажет, какая у него шерстка, рожки, ушки, копытца. Вспомнить, как называются детеныши у других домашних животных (теленок, котенок, щенок, жеребенок);
  • показывать ребенку, как голос подает коза (зовет козлят): ме-е-е; а ребенок должен вспомнить голоса других домашних животных (мяукает – кошка, лает – собака, мычит – корова, а лошадь зовет жеребенка и-го-го);
  • по картинкам в книжках,  при просмотре мультфильмов просить ребенка правильно называть, что делает коза, козленок (пасется, жует травку, отдыхает, играет, скачет и т.п.);

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По части тела определять все животное и правильно говорить, что видел (а).

Игра «Кто в домике живет?» – взрослый закрывает картинку с животными, оставляя открытой одну какую-либо часть. Угадав животное, ребенок называет, сказав, что видел (голова козы).

Цель: развитие зрительного внимания, мышления, уточнение словаря, правильное употребление формы родительского падежа существительных женского рода.

  3 неделя апреля

ТЕМА: «НАШ ГОРОД»

Родителям рекомендуется:

  • во время прогулки по городу с ребенком обращать его внимание на здания: они высокие, новые, красивые, старые. В городе много магазинов, школ, детских садов, есть больница (там лечат больных);
  • рассказать ребенку и показать, какие улицы: они длинные и широкие, по дороге едут разные машины, люди по дороге не ходят, а если надо перейти на другую сторону улицы, то ждут, когда пройдут машины; играть на дороге тоже нельзя;
  • объяснить ребенку, почему в городе чисто – каждый день дворники  метлой метут дворы, дорожки, убирают мусор (поэтому не надо бросать бумажки, обертки от конфет, мороженого на землю, на дорожки), поливают цветы, деревья, чтобы в нашем городе было красиво. Дети должны знать, что наш городок называется Яровое.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По описанию и названию отгадывать, что это за здание.

Игра «Что это?» – взрослый рассказывает, где был и что видел (Я был в большом светлом доме, там в классах, за партами сидят ученики, а учителя их учат. Что это?) Ребенок должен ответить – «Это школа».

Цель: развивать слуховое внимание и мышления, умения узнавать объекты по словесному описанию.

4 неделя апреля

ТЕМА: «НАША УЛИЦА»

(Грузовые и легковые автомобили)

Родителям рекомендуется:

  • обратить внимание ребенка на улицу, дорогу, ту часть, по которой ходят машины: она широкая, прямая, ровная, чистая; а люди ходят по другой дорожке, специально для пешеходов, она расположена рядом с дорогой – она узкая:
  • рассмотреть с ребенком, какие машины движутся по дороге, правильно их называть: автобус, грузовик (грузовая машина), обратить внимание ребенка на то, что одни машины возят грузы (грузовики, грузовые машины), а другие – людей (легковые машины, автобусы);
  • правильно вместе с ребенком называть, из каких частей состоит машина: кабина, кузов, колеса, руль, дверца, правильно называть цвет машины; какая машина: новая, старая, железная; что делает машина – везет, идет, гудит, стоит.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Определять отсутствующую деталь у машины и дорисовывать.

Игра «Чего нет?» – ребенку предложить рисунок без какой-либо части (кузова, руля, колеса), а ребенок должен сказать чего нет («Нет руля. Нет кузова и т.д.») и дорисовать эту часть.

Цель: Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. Правильно употреблять форму родительного падежа существительных мужского рода.

1 неделя мая

ТЕМА: «ПРАЗДНИК»

Родителям рекомендуется:

  • погулять с ребенком по празднично украшенным улицам, посмотреть, чем они украшены, какого цвета больше на украшениях;
  • обратить внимание ребенка на то, как чисто, красиво, стало в нашем городе, все дружно трудились, убирали, чтобы везде было нарядно, ведь и праздник называется труда и весны;
  • все нарядно, красиво одеты, радуются, веселятся, смеются, распевают веселые песни, танцуют;
  • понаблюдать с ребенком салют в вечернем небе – цветные, яркие огоньки.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. По части определять весь предмет .

Игра: «Кто спрятался под куст?» – закрыть весь предмет, оставив открытой одну какую-либо часть. Ребенок должен назвать весь предмет и какая часть видна. «Под куст спрятался заяц. Я видел ухо зайца».

2 неделя мая

ТЕМА : « ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

( Грач и скворец )

          Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть поближе грача и скворца:  какого они размера ( грач большой, скворец небольшой), какие по цвету перья ( чёрные), какой клюв ( у грача длинный и толстый, а у скворца – длинный и тонкий);
  • понаблюдать с ребёнком  за поведением этих птиц: летают ( улетают, прилетает), ходит ищет червяка, несёт червяка птенцу, кормит птенца, строит гнездо, собирает ветки на гнездо; скворцу люди делают домик – скворечник;
  • объяснить ребёнку, что эти птицы прилетают к нам весной и называются  перелётными птицами, а на зиму улетают в тёплые края. Попросить вспомнить ребёнка, какие птицы у нас зимой живут ( зимуют – воробей, сорока, голубь) и как они называются ( зимующие).

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра « Что делает грач ( скворец)?». Закреплять  слова – действия. Повторять за взрослыми только те слова, которые относятся к грачу ( скворцу), а в конце игры называть все слова, которые повторял ( что делает грач…). Летит, ходит, едет, клюёт, ищет, читает, кормит, плачет  и т.п.

Цель: развитие слухового внимания и мышления, уточнение и расширение глагольного словаря.

3 неделя мая

         ТЕМА:  « ДЕРЕВЬЯ .БЕРЁЗА, ТОПОЛЬ»

         Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребёнком, когда будете гулять, берёзу, ( после того, как хорошо  запомнит берёзу, будет её узнавать, познакомить с тополем), какой у неё ствол ( белый, гладкий, холодный), ветви ( зелёные, длинные), листья ( молодые, зелёные); по -разному называть – берёзка, берёзонька, много берёз ( тополь, тополя, тополёк, много тополей);
  • сравнивать  деревья между собой, объяснять ребёнку, что они могут быть разные:  берёза  высокая, зелёная, маленькая;  тополь высокий, красивый, большой;
  • воспитывать у ребёнка бережное отношение к деревьям ( нельзя рвать листья, ломать ветки, царапать ствол, деревья надо  беречь);
  • познакомить с тем, как садят деревья ( копают ямку, опускают  туда деревце, засыпают землёй, поливают, чтобы росло хорошо).

Ребёнок должен знать , что  берёза и тополь  дерево ( деревья).

1. Обвести по контуру ( сделанному из картона или плотной бумаги) лист берёзы, а потом и тополя, аккуратно заштриховать ( раскрасить зелёным карандашом) и  сказать, чей лист. «Это лист берёзы. Это лист тополя.»

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, правильное употребление форм родительного падежа существительных мужского и женского рода, их дифференциация.

4 неделя мая

ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЛКА С БЕЛЬЧОНКОМ»

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребёнком на картинках в книжках белку ( белочку), обратить внимание, что белка небольшая, а хвост большой, пушистый,  на  ушах у белки кисточки, лапки маленькие, а когти длинные и острые, шерсть у белки рыжая ( зимой цвет шерсти другой), у белки есть детёныши – бельчата ( бельчонок);
  • правильно называть по картинкам, что делает белка: прыгает на дерево, сидит на ветке, сушит грибы, грызёт орехи, спит, укрылась хвостом;
  • ребёнок должен знать, что белка – дикое животное, живёт в лесу. Вспомнить, каких ещё диких животных знает, назвать их детёнышей; самостоятельно, без подсказки называть их всех одинаково – дикие животные.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

Игра « Что делает белка?». Из массы слов выделить ( хлопнуть в ладоши) те, которые подходят белке. Предлагаемые слова: читает, прыгает,  бегает, улыбается, скачет, танцует, грызёт, лакает, отдыхает, спит и т.п.

     В конце игры назвать, что делала белка (« Белка прыгала, бегала, скакала, и пр.»).

Цель: развитие слухового внимания, мышления, уточнение и расширение словаря, правильное согласование глаголов прошедшего времени  с существительными женского рода.

1 неделя июня

ТЕМА : « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ .УТКА С УТЯТАМИ ».

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребёнком на картинке или понаблюдать,  если есть возможность, живых утку и утят;
  • обратить внимание ребёнка на внешний вид утки: большая голова, длинный широкий клюв, короткая шея, перья, большие крылья, красные лапы. Утята у утки жёлтые, пушистые, у них маленькие крылышки, маленький, но широкий клювик, короткая шейка, маленькие лапочки ( лапки);
  • объяснить ребёнку и, по возможности, показать, что могут делать утка и утята: они ходят, плавают, купаются, крякают;
  • рассказать, какими могут  быть утка и утята: утка – гладкая, утята – пушистые, идут купаться – сухие, искупались – стали мокрые.
  • Найти вместе с ребёнком и правильно показать и сказать, где утка, а где много уток, где утёнок, а где много утят. Знать, что это домашние птицы.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

Игра « Что ты увидел?». По части тела определять весь предмет и правильно называть, что было показано. Используются картинки утки и курицы. Закрыв листком  плотной бумаги весь предмет, оставить какую – либо часть открытой. Ребёнок отгадывает: « Это хвост утки».

Цель: развитие зрительного внимания, мышления. Правильное  употребление форм родительного падежа существительных женского рода.

2 неделя июня

ТЕМА: « ЦВЕТЫ. ОДУВАНЧИК И РОМАШКА»

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребёнком во  время прогулки внимательнее рассмотреть, не срывая, цветок одуванчика, а позднее – ромашки. Показать,  где у одуванчика листья ( листики): они широкие, резные, длинные, лепестков у одуванчика много, они жёлтые. У ромашки лепестки белые, длинные, а серединка – жёлтая; листья – длинные, резные;
  • показать, где одуванчик растёт, а где – цветёт, чтобы ребёнок мог  самостоятельно правильно сказать ( Ромашка растёт. Одуванчик цветёт…). Объяснить ребёнку, что цветы надо поливать, чтобы они росли. На лугу, в поле и лесу цветы поливает дождь, а в саду мы сами поливаем цветы (лейкой). Ребёнок должен знать, что цветы нельзя рвать и бросать, топтать  ногами. Ведь они такие  красивые, одуванчик легкий нежный.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Вырезать ребёнку из белой бумаги лепестки, а лучше если он вырежет по контуру сам, и середину жёлтого цвета. Самостоятельно сложить цветок, чтобы он получился красивым.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра на внимание «Что растёт?» - Взрослый называет разные предметы, а ребёнок должен повторять только то, что растёт. Пример: мальчик ( одуванчик, дорога, берёза, ложка, лист, гриб, лавка) … растёт. Ребёнок: « Мальчик растёт» и т.п.

Цель: воспитание слухового внимания, мышления, правильной, точной реакции.

3 неделя июня.

ТЕМА: « НАСЕКОМЫЕ. ЖУК, БАБОЧКА, МУРАВЕЙ».

Родителям рекомендуется:

  • вместе с ребёнком понаблюдать в природе  насекомых ( ребёнок должен знать, понимать это слово):  муравья, бабочку, жука;
  • попросить показать и назвать части тела: головка, усики, крылышки, лапки; сосчитать, сколько лапок ( 6, запомнить, что у всех насекомых по 6 лапок)  у каждого насекомого ( у бабочки, у жука, у муравья);
  • вместе с ребёнком охарактеризовать каждое насекомое: бабочка легкая, красивая; муравей маленький, быстрый; жук маленький, большой и т.п.
  • спросить у ребёнка во время наблюдения, что делают насекомые:  жук сидит, ползёт, летит, жужжит; муравей ползёт, тащит; бабочка летает, сидит, отдыхает.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра « Что ты запомнил?»  Внимательно рассмотреть картинку с изображёнными на ней цветами, насекомыми, деревьями; постараться запомнить как можно больше предметов и по памяти  назвать. Например: « Я видел: на полянке растут ромашки, цветут одуванчики, по травке ползёт муравей, на ромашку села бабочка и т.п. ».

Цель: Развитие зрительного внимания и памяти.

4 неделя июня

ТЕМА: « ЛЕТО».

Родителям рекомендуется:

  • почаще летом напоминать, что на улице стоит жара, небо ясное и голубое, солнце поднялось высоко и печёт землю. Такая погода часто бывает летом. Ребёнок должен знать, что это лето.
  • обратить внимание ребёнка на то, что ярко – ярко светит солнце, оно нагревает землю и дети бегают босиком; греет воду – и дети купаются, загорают, отдыхают, всё вокруг яркое, красивое: зелёная трава, голубое небо, яркие цветы, жужжат пчёлы, поют птицы, все рады лету. Но летом может быть дождь, только  он тёплый, и мама разрешает бегать по лужам босиком;
  • наблюдать с детьми, как растут растения в огороде ( на даче), как за ними ухаживают  ( поливают, выдёргивают или полют траву, собирают ягоды), приучать детей помогать взрослым .

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ

  1. Игра « Бывает – не бывает». Называются приметы всех времён года, а ребёнок должен правильно отвечать, что бывает летом, а чего не может быть. Например: опадают листья ( не бывает), дети загорают ( бывает), идёт снег  ( не бывает), бабочки летают ( бывает) и т.п. В конце игры вспомнить, что бывает летом.

Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому

Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...

Родителям о проблемах детей ("Когда тебя понимают" - методические рекомендации для родителей)

"Когда тебя  понимают" - методические рекомендации для родителей...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности».

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности»....

Методические рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных возрастных категорий «БезОПАСНЫЙ Интернет»

Методические рекомендации для родителей по безопасному поведению несовершенноетних в сети Интернет...

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...