Методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ по совершенствованию технической стороны чтения.
материал

Гребенникова Ольга Викторовна

Методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ по совершенствованию технической стороны чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx111.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для родителей детей с ОВЗ

по совершенствованию технической стороны чтения.

     Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой

Культура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

Памятка для родителей.

Как правильно это сделать

  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
  • Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.
  • Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.
  • Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
  • Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д
  • Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
  • Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.
  • Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
  • Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

Цитируя английскую пословицу:

Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!

Можно напомнить родителям, что любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Советы родителям о чтении в семье

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Советы родителям над смысловым чтением в семье

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?

2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.


К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.   

    Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.

В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник .

Критерии заполнения дневника я разработала такие:
1.Автор. Название произведения.

2.Перечисление главных героев.

3.Характеристика героев.

4. Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения). Что больше всего понравилось.
Небольшое описание на 5-6 предложений. 
5. Мое отношение к прочитанному.

6.Сделать иллюстрацию к книге.
Также для того, чтобы привить интерес к чтению дети посещают городскую и школьную библиотеку.

Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании.

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди.

Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей осмысленно и выразительно читать, привить интерес к чтению

  • Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.
  • Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
  • В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому

Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...

Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи

Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!...

Родителям о проблемах детей ("Когда тебя понимают" - методические рекомендации для родителей)

"Когда тебя  понимают" - методические рекомендации для родителей...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Методические рекомендации для родителей детей с ОНР

В материале приведены темы занятий в ДОУ в соответвии с тематичеким планированием учителя-логопеда, а так же игры и задания к ним, что позволит родителям самостоятельно отрабатывать навыки, данные спе...

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности».

Методические рекомендации для родителей детей начальной школы с нарушением интеллектуальной недостаточности «Как научить ребёнка самостоятельности»....

Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста техническому движению в Айкидо Шико (перемещение на коленях)

Метод обучения детей перемещению на коленях в Айкидо (шико), краткое описание авторского метода обучения детей техническому действию в практике Айкидо....