Туристско - краеведческий маршрут.маршрут
проект (8, 9, 10, 11 класс)

Роза Дамировна Насибуллина

Туристско - краеведческий маршрут.маршрут

Скачать:


Предварительный просмотр:

Премия

Русское географическое общество

2020 года.

Проектная работа

Номинация: «Лучший туристический проект»

Тема:  «Туристско-краеведческий маршрут по                                            Кайбицкому муниципальному району

Республики Татарстан»

Автор проекта:

                                                 Карипова  Илюся  Ильдусовна

                                                          методист по воспитательной работе,

                                                          педагог дополнительного

образования.

                                                            Муниципальное бюджетное учреждение

                                                          дополнительного образования

                                                         «Центр внешкольной  работы          

                                                         «Экология, культура, образование»

                                                          Кайбицкого муниципального района

                                                          Республика Татарстан

с. Большие Кайбицы 2020 г.

Содержание:

Введение:… 1-4 стр.

Основная часть:…4-7

Заключение:…8

Приложение:..10-11.

Введение

          Мы очень любим свою страну, свою малую Родину и в детях тоже желаем видеть настоящих патриотов. Но, к сожалению, оказывается, что потерянными и забытыми остаются общечеловеческие ценности: добро, красота, любовь к Отечеству. Одним из способов повысить духовно-нравственное, гражданско-патриотического чувство является изучение истории родного края, привитие любви и уважения к истокам. Надо любить тот уголок нашей страны, где ты родился и живешь, надо знать его, быть его патриотом.

С этой целью я разработала и представляю вашему вниманию краеведческий маршрут по Кайбицкому муниципальному району Республики Татарстан. Мои проект дает возможность, познакомится с культурой разных народов края: татар, русских, крещенных татар, чуваш. Кайбицкий район  представляет собой уникальный  центр архитектурных и  исторических объектов, он многонационален и многоконфесионален. Мой родной район небольшой, но очень богат  достопримечательностями.

Населенные пункты района год от года становятся все красивее и благоустраиваются, появляются новые социальные объекты. За последние несколько лет районный центр изменился до неузнаваемости.

И рельеф нашего района весьма необычен, здесь можно увидеть небольшие, красивые холмы, равнины, глубокие овраги и даже окопы оставшиеся от строительства Казанского обвода во время Великой Отечественной войны.

Край окружен березовыми, осиновыми, дубовыми лесами, выросли и шумят лиственные и хвойные посадки вдоль дорог. Край славится своими дубами, который является символом нашего района. Именно эти дубы Петр I возил для строительства кораблей. Вдоль рек Берля, Свияга, Кубня которые впадаю в Волгу, много оврагов и почти до осени радуют глаз прекрасные заливные луга. В лесах много малины, других ягод, вдоль рек растут черемуха, калина, известная всем ракита.

Проект актуален и создавался для того что бы удовлетворить потребности школ в организации экскурсии для учащихся по  памятным  природным и архитектурным местам родного края.

 Экскурсия по  маршруту предполагает перерыв на свежем воздухе, где детям предлагается походный обед. В дальнейшем планируется организованный перекус.  

Летом 2019 года была организована пробная экскурсия с детьми пришкольного лагеря из  МБОУ « Большекайбицкой СОШ». Всего в экскурсии было задействовано 20 учащихся. Возрастная группа   9-13лет.

Маршрут рассчитан на 4 часа.

После экскурсии, был проведен мониторинг по теме: «Понравился ли Вам  маршрут?»  Ответ: Да -20. Вот это и есть доказательство того, что я на верном пути.   

 Гипотеза: Создание Туристско-краеведческого маршрута по Кайбицкому муниципальному району даст возможность     познакомить жителей и гостей района с культурой народов живущих здесь и   показать  памятные и исторические места родного края.  Что приведет к росту самосознания и чувства причастности к истории.

Маршрут:

1) Вторая соборная мечет- с.Бурундуки;        Время 10 мин.

 2) Церковь Петра и Павла в Большой Куланге; Время 20 мин.

3) Место погребения (известного просветителя и писателя, уроженца края) Абрара Сагыйди – с.Кушманы; Время -15 мин.

4)  Никольская церковь – с.Арсланово; Время -  10 мин.

 Обеденный перерыв с.Подберезье .Время – 25 мин.

5) Дом местного помещика А.Е. Лебедева - с.Турминское; Время 15 мин.

6) Свято-Троицкий храм (Трехпрестольный каменный) - с.Турминском; Время – 25 мин.

7) Казанско - Богородитская церковь - с.Муратово; Врнмя – 15 мин.

8) Медресе при Первой соборной мечети - с.Чутеево. Врнмя – 15 мин.

9) Памятник ( бюст), Героя СССР  М.К.Кузьмина - с.Ст.Тябердино. Время -20 мин.

Цели и задачи:

Цель: Воспитание патриотизма, привитие любви к Родному краю.

Задачи: 1.Расширение и углублять развитие творческой активности и духовно-нравственной культуры.

2.Стимулирование интереса учащихся к изучению исторического и культурного наследия малой родины.

3.Способствование развитию поисково - исследовательской и экскурсионной деятельности учащихся;

4.Открытие новых экскурсионных маршрутов;

5.Изучение и сохранение исторического наследия края.

Правила поведения и техника безопасности при поездке на автобусе:

Правила поведения и техника безопасности при поездке на автобусе:

1. Запрещается приближаться к движущемуся автобусу до полной его остановки.

2. При посадке в салон вести себя спокойно, не спешить и не толкаться.

3. Необходимо пропустить вперёд младших и  престарелых .

4. Не занимать по возможности первые места, оставить их для сопровождающих .

5. В салоне вести себя дисциплинированно, не вставать с мест, не разговаривать громко, не мусорить.

6. Запрещается портить имущество, делать какие либо пометки в салоне автобуса;

7. Запрещается самостоятельно открывать окна и люки, высовываться из них, пользоваться  шторами вместо салфеток;

8. Если вы, почувствовали какие то неудобства – сообщи  об этом незамедлительно сопровождающему;

9. Нельзя вставать с места до  полной остановки автобуса;

10. Запрещается оставлять после себя мусор;

11. Грязь и снег с одежды и обуви попробуй максимально удалить до посадки в автобус.

12. Обходить стоящий автобус необходимо спереди.

Основная часть.

1.Первая остановка - Вторая соборная мечет- с. Бурундуки.

Приложение: 1

 Вторая соборная мечеть построенная в 1895 году в с.Бурундуки является объектом культурного наследия регионального значения. Охраняется государством. В 2015 году мечеть отреставрировали и придали ей первоначальный вид. В январе этого года провели торжество по случаю 120-летия каменной мечети. 

2.Вторая  остановка- Церковь Петра и Павла в с. Большая Куланга. 

Приложение:2

Двухпрестольный каменный храм построен в начале XIX в. Придел во имя Мучеников Благоверных Князей Бориса и Глеба освящен в 1801 г., главный престол - в 1803 г. В 1868 г. храм частично перестроен.

Верхние ярусы колокольни утрачены. Храм построен на средства прихожан.

3.Третья остановка- Место погребения Абрара  Сагыйди с.Кушманы. 

Приложение:3

Абрар Сагыйди (1895-1939)– журналист и поэт, который  активно обогощал советскую, татарскую поэзию 20-х годов. Уроженец села Кушманы. Могила Абрара Сагыйди является объектом культурного наследия местного значения.

4.Четвертая  точка:  Никольская церковь в с. Арасланово.

Приложение:4        

Однопрестольный деревянный храм построен в 1900-1901 гг., а приход образован в 1902 г. При строительстве использовалась разобранная и перевезенная в Арсланово церковь из с. Багаево. Однако построенный храм, вероятнее всего, не повторяет облик старой Багаевской церкви. Храм построен на средства прихожан и пожертвования  духовенства. Инициатива создания такого маленького прихода была связана с необходимостью противостояния старообрядцам, составлявшим около половины населения села.

Обеденный перерыв

5.Пятая остановка - Дом местного помещика А.Е. Лебедева в с.Турминское. 

Приложение:5

В первой половине XIX в. каменный дом принадлежал местному помещику Александру Евграфовичу Лебедеву. Имение объединяло 63 хозяйства, имело 1943 десятины усадебной земли и 492 десятины пахотной. После революции в здании барского дома разместилась участковая больница, она там находилась до середины 70-х годов. Ныне здание не действует.                                                                                    

Двухэтажный кирпичный с побелкой, прямоугольный в плане жилой дом расположен в центре села, среди усадебной застройки, в окружении палисадников с высокими деревьями и кустарниками. Главный вход – со двора, через сенной пристрой.

  6. Шестая  остановка - Свято-Троицкий храм – трех престольный каменный храм  в с.Турминском. 

Приложение:6

Трех престольный  каменный храм построен в 1805 году. Тогда же образован приход.  Храм построен на средства местного помещика Леонтия Петровича Есипова. Прихожанами особо почиталась икона Иоанна Предтечи, которая появилась в селе задолго до строительства храма.

7.Седьмая  остановка- Казанско-Богородитская церковь в с.Муратово

Приложение:7

В центре села Муратово возвышается святыня и памятник архитектуры XIX века - Казанско-Богородицкая церковь. Данный трехпрестольный храм был построен на средства помещицы Надежды  Ивановны Саврасовой, известной в Казанской губернии благотворительницы и помещицы. Казанско–Богородицкая церковь  является главной достопримечательностью села.

 8.Восьмая остановка - Медресе при Первой соборной мечети в с.Чутеево.

Приложение:8  

В начале XX века первым мусульманским приходом  в с.Чутеево руководил имам хатиб Баширов, человек прогрессивных взглядов, убежденный сторонник реформы народного просвещения. Большую поддержку имаму оказал купец и благотворитель Загидулла  Шафигуллин, он профинансировал строительство медресе. Одноэтажное кирпичное здание  медресе при первой соборной мечети построено  в 1903 году, является памятником  регионального значения. Охраняется государством.                          

9.Девятая остановка- Памятник и бюст М.К. Кузьмину в с.Ст.Тябердино. 

Приложение:9

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, за проявленные мужество и героизм уроженцу села Старое Тябердино   политруку Кузьмину Михаилу Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас Старотябердинская школа  с достоинством носит имя героя Михаила Кузьмина. Двухэтажное прямоугольное здание  также является памятником  регионального значения. Охраняется государством.

Заключение:

Краеведческий  маршрут предполагает не только  экскурсию участников  по объектам достопримечательностей, но и пополнение знаний об истории  малой Родины. Это дань памяти  землякам, чьи имена мы должны помнить и гордиться ими. В маршрут  экскурсии предполагается включение места, где проходил Казанский обвод в годы Великой Отечественной войны. В этом году наша Республика отмечает свое 100 летие, к этой дате так же планируется разработка маршрута: «Моя комсомольская молодость», «Колхозы и совхозы края» В дальнейшем планирую развивать свою исследовательскую работу и хочу привлечь Совет ветеранов, отрядов ДО «Кайбицкие дубравы» от ЦВР «ЭКО»,  а так же сотрудничать с другими регионами Республики и страны в целом.  

Использованная литература:

1) http://kaybici.tatarstan.ru

2) И.А. Гилязов  «История Татарстана»

3) Учебник для учащихся 7 класса: «История Кайбицкого района»

4) «Книга Памяти». С. Большие Кайбицы С.243

5) «Абрар Сагыйди варислары» . Газета: «Кайбыч таннары» (КАйбицкие Зори» №145 С.2 ,1999г.

Приложение:

№1.

№2.

№3.

№4.

№5.

№6.

№7.

№8.

№9.

Приложение №10.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско - краеведческая работа в изучении природы посёлка Духовницкое.

Экскурсии и самостоятельные наблюдения просто необходимы для установления взаимосвязей в природнеых компонентах при изучении природы "Малой Родины"...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"...

Разработка туристского маршрута "Маршрутами скифов"

         Программа маршрута рассчитана  на  летнюю  оздоровительную  кампанию,  разделена  на  четыре  потока, продолжительность...

«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.

Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...