Классный час " Жемчужины народных промыслов"
классный час (6 класс)

Папырина Светлана Владленовна

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодежи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам представляется очень актуальным. Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что в конечном счете должно способствовать культурной идентификации детей как представителей русского народа, русской художественной традиции. Это и воспитание уважения к труду, к человеку труда, который не только создал прекрасные произведения народного искусства, но и прославил на весь мир свою малую родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhemchuzhiny_narodnyh_promyslov.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №22 ОАО»РЖД»

Классный час

6а класс

Жемчужины народных промыслов

Воспитатель : Папырина С.В.

г. Улан-Удэ

2016-17г.

Цели:

1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;

2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;

3) развивать познавательный интерес и творческие способности учеников.

Ход  мероприятия:

Ведущий:  Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с  песни о России?  Сегодня речь пойдёт о любви к России.

Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустить  историю русского народа, удивишься красоте творениям простого русского народа. Для того, чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.

Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру. Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.

Наша русская земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, которые изготовлены народными умельцами. Эти изделия мы увидим и во многих уголках земного шара, т.к. туристы покупают их и везут к себе на родину. Поэтому искусные мастера славятся на весь мир. Их искусство называют народным промыслом.

Обратимся к народным промыслам Центральной России :

Павловский Посад, Гжель, Жостово, Дымково, Хохлома.

( Видео) Народные промыслы.

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.

Даша: А с какой именно? Отгадайте!

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок, 
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… /матрешка

Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! В нутрии её прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка.

( танец матрешек) 

1 Матрешка: Айжан

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам найденным археологами, более трех тысяч лет!

2 Матрешка:        Ксюша

Прообразом матрешки могли послужить “писанки” - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большое вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная куколка, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.

3 Матрешка: Алина

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

4 Матрёшка: Натали

 В России сформировалось много стилей матрешек.  Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов.

 Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

5 Матрёшка: Милена

А вы только посмотрите какие чудесные платки на наших матрешках.

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!

Айжан:

Научились мастера

Павлова Посада

Набивать узоры трав

Луга или сада.

Алина:

Знал заветный сундучок

С девичьим нарядом

Яркий шёлковый платок

Павлова Посада…

Лера:

Разбегаются глаза

От такого дива,

Засмущается душа –

Чей платок красивей.

5 матрешка:  Милена.

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты...

Вполне возможно, что “плат узорный”, который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.

6 Матрёшка: Лера.

Платки яркие, нарядные — глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом... Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу! Давайте посмотрим как обычную ткань превращают в такую диковинную красоту .( садятся).

(Видео)

 Восп-ль: Накинет на плечи праздничный платок девица, взглянет в зеркало и улыбнется... Красавица!

Сидит  наша  красавица за рукоделием, да песню напевает.

(Песня пряха)

 Воспитатель: Вот такие тихие, спокойные песни помогали в нелёгком труде мастериц русских..

 Лиза Ш   :А , что  это за трели слышны.

Выходят  рассказчики: Кирилл Я ,Никита И Кирилл Н.

 Лиза:

Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя в нутрии?
 Геля: 

-Верь, не верь ли, мой хороший,
А в нутрии-то - ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.

Кирилл Я.: свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу-бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.

Как-то очень давно на поросшем лесном берег реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.

Никита:        

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров. 

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими, 
Пестрыми фигурками. 
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Кирилл Н.:

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи –люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

 Илья Х.:

А какой же праздник без веселой музыки .

Наши ложки  расписные,
Посмотрите, вот какие.
Весь хотим на них сыграть
И подробно описать
 

(Ложкари играют.)

Максим З

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,

Артем
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы…

Антон
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
НАША ХОХЛОМА!

Лиза П.:

Нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставит ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощенье, но от всей души…Как же появилось это диво дивное – “золотая хохлома”?

Арина:

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

Настя:

Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много “золотой” посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – “золотая хохлома”.

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили..

Маша:

А есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

“Гжелью” сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это — белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Дима:

Может быть, секрет этого чуда — в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?

 Знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов писал: “Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете... для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская... нигде не видел я белизною превосходнее”.

Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.

 Максим Л.: 

Гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты.  Тут и герои сказок, и озорные ребятишки и кот- мурлыка .   

            История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему.

Воспитатель:

 Хохлома, Дымка, Городец. Гжель… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души. Вот и мы сегодня с вами попробуем открыть свою душу и создать как настоящие мастера чудесные  гжельские узоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жемчужины русских промыслов"

Познакомить учащихся с русскими традициями и промыслами...

Классный час "Жемчужины русских промыслов"

Классный час на тему «Жемчужины русских промыслов» Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение ...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Классный час по теме "Жемчужины русских промыслов"

Классный час на тему «Жемчужины русских промыслов». Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интере...

Классный час "Жемчужины народных промыслов"

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "ремесло", "народный промысел", а также у них создается  представление о многообразии  существующих видов народных промыслов...