Диагностические методики изучения семьи учащихся.
учебно-методический материал
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_izucheniya_semi_uchashchihsya.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики изучения семьи учащихся.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
- - к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
- - общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- - изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- - изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:
- - общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- - уровень педагогической культуры родителей;
- - авторитетность семьи в глазах ребенка;
- - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- - семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- - положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- - воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом ,классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе.
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
- Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
- Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
- Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
- Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
- Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
- С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
- Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
- Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
- Как ведет себя ваш ребенок дома?
- Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
- Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Методика «Незаконченные предложения»
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики незаконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Предложения для учащихся:
- - Школа для меня - это...
- - Класс, в котором я учусь, - это...
- - Учителя для меня - это люди, которые...
- - Мои одноклассники - это...
- - Уроки для меня - это...
- - Предметы, которые мне нравятся, - это...
- - Предметы, которые мне не нравятся, - это...
Предложения для родителей:
- - Школа, в которой учится мой ребенок, - это...
- - Класс, в котором учится мой ребенок, - это...
- - Одноклассники моего ребенка - это...
- - Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
- - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
- - Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.
Для учащихся
- - Я радуюсь, когда...
- - Я огорчаюсь, когда...
- - Я плачу, когда...
- - Я злюсь, когда...
- - Мне нравится, когда...
- - Мне не нравится, когда...
- - Я верю, когда...
- - Если у меня хорошие новости, то я...
- - Если у меня, плохие новости, то я....
- - Если у меня что-то не получается, то я...
Для родителей
- - Я радуюсь, когда мой ребенок...
- - Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
- - Я плачу, когда мой ребенок...
- - Я злюсь, когда ребенок...
- - Мне нравится, когда мой ребенок...
- - Мне не нравится, когда мой ребенок...
- - Я не верю, когда мой ребенок...
- - Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
- - Если у моего ребенка хорошие новости, то...
- - Если у моего ребенка плохие новости, то...
- - Если у моего ребенка что-то не получается, то...
Рисуночный тест «Наша семья»
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.
Это может выглядеть так:
мама | папа | я | ||
книга | газета | уроки | ||
кухня | диван | друзья |
Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
Тест «День рождения в моей семье»
Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить на рисунке в определенной последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в семьях.
Можно также предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.
Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.
Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:
«Быть отцом (матерью) первоклассника это...»
«Мой дом - моя крепость?!»,
«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА. АНКЕТЫ: "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
В помощь классному руководителю....
Щуркова Н.Е. "Методики изучения семьи"
Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми вскрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания....
Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»
Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей....
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся внимательно читают каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбирают для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действит...