Диагностические методики изучения семьи учащихся.
учебно-методический материал

Дугарова Лидия Нимаевна

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_izucheniya_semi_uchashchihsya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики изучения семьи учащихся.

 Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.

  • - к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • - общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • - изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • - изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

  • - общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • - уровень педагогической культуры родителей;
  • - авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • - семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • - положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • - воспитательные возможности семьи.

   Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

   Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

  Начиная работу с детским коллективом ,классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для  того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе.

                                Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  • Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  • Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  • Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  • Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  • Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  • Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

                   Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

  • С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  • Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
  • Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
  • Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  • Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

                                        Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  • Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
  • Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  • Как ведет себя ваш ребенок дома?
  • Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  • Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

                          Методика «Незаконченные предложения»

  В диагностике  взаимоотношений родителей и учащихся  можно использовать и проективные методики. Эффективность  использования  проективных методик  состоит в том, что  методики незаконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и  для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Предложения для учащихся:

  • - Школа для меня - это...
  • - Класс, в котором я учусь, - это...
  • - Учителя для меня - это люди, которые...
  • - Мои одноклассники - это...
  • - Уроки для меня - это...
  • - Предметы, которые мне нравятся, - это...
  • - Предметы, которые мне не нравятся, - это...

Предложения для родителей:

  • - Школа, в которой учится мой ребенок, - это...
  • - Класс, в котором учится мой ребенок, - это...
  • - Одноклассники моего ребенка - это...
  • - Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
  • - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
  • - Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...

 Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

  • - Я радуюсь, когда...
  • - Я огорчаюсь, когда...
  • - Я плачу, когда...
  • - Я злюсь, когда...
  • - Мне нравится, когда...
  • - Мне не нравится, когда...
  • - Я верю, когда...
  • - Если у меня хорошие новости, то я...
  • - Если у меня, плохие новости, то я....
  • - Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей

  • - Я радуюсь, когда мой ребенок...
  • - Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
  • - Я плачу, когда мой ребенок...
  • - Я злюсь, когда ребенок...
  • - Мне нравится, когда мой ребенок...
  • - Мне не нравится, когда мой ребенок...
  • - Я не верю, когда мой ребенок...
  • - Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
  • - Если у моего ребенка хорошие новости, то...
  • - Если у моего ребенка плохие новости, то...
  • - Если у моего ребенка что-то не получается, то...

                           Рисуночный тест «Наша семья»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.

Это может выглядеть так:

мама

папа

я

книга

газета

уроки

кухня

диван

друзья

Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест «День рождения в моей семье»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить на рисунке в определенной последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в семьях.

Можно также предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.

Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:

«Быть отцом (матерью) первоклассника это...»

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

   В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.  АНКЕТЫ:  "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....

Щуркова Н.Е. "Методики изучения семьи"

Педагогические методики,  как правило,  выступают перед детьми  вскрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания....

Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»

Изучение семей учащихся позволяет   ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей....

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Учащиеся внимательно читают каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбирают для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действит...