Статья "Наказание и поощрение в семье"
статья

Месяц Юлия Васильевна

Статья содержит методические рекомендации для класных руководителей при проведении собрания на данную тему, а также рекомендации и памятки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их.  Ш.Монтескье 

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант

 Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант 

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Задачи: 

  1. формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
  2. Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.
  3. Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

 Кто его накажет?

 “Это к счастью,

 Это к счастью!”

 Всё семейство скажет.

 Ну, а если бы к несчастью,

 Это сделал я.

 “Ты разиня,

 Ты растяпа” -

 Скажет мне семья.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Как вы можете сформулировать тему нашей сегодняшней встречи?

Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание.

  1. Анализ анкет учащихся 7б класса

 Ребята ответили на ряд вопросов.

  1. Доволен ли ты своими отношениями с родителями?  
  2. Понимают ли тебя родители?  
  3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
  4. Наказывают ли тебя?  
  5. Если да то, как наказывают?
  6. За что наказывают?
  7. Как долго вы обижаетесь?
  8. Целуют ли вас родители?
  9. Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку?
  10. Какое семейное мероприятие тебе запомнилось?
  11. Мне дарят деньги если…

Существует несколько моделей поведения родителей:  Я попрошу Вас поднимать руки, кто себя узнает в описании (учитель фиксирует количество поднятых рук)

  1. Родитель  стремится во всем потакать ребенку, нет четкой границы, что можно, а что нельзя. Ребенок – частый участник обсуждения взрослых семейных вопросов.  В такой семье часто вырастают избалованные дети. Это Родитель «Партнер» .
  2. В такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в  «Диктатора». Родитель -  «Диктатор».
  3. Родитель уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. Присутствуют частые беседы с ребенком, анализ его поступков, советы. Родитель -  «Старший товарищ» 
    Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично. 
    Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители. 
    Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного. 

  1. Беседа с родителями.
  2. А теперь давайте проведем тест: “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы, 
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время!

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

IV. Групповая работа

Составить памятку, используя раздаточный материал

1 группа родителей

Какими должны быть наказания?

2 группа родителей

Заслушиваются выступления родителей

Мне хотелось бы дать еще несколько советов относительно поощрений, ведь они лучше воспитывают, чем наказания.

Итак, ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей.
2. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!». Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились. 
3. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты сам сделал все уроки, отлично!», вместо «Какой ты у меня умный!». 
4. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.
Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции.

5. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а 100р. за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением». 
6. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. 
7. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы. 
V. Рефлексия «Бинго»



Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся 7б класса

  1. Доволен ли ты своими отношениями с родителями?  __________________________
  2. Понимают ли тебя родители?_______________________________________________  
  3. Бывают ли твои друзья у тебя дома? ________________________________________
  4. Наказывают ли тебя?______________________________________________________  
  5. Если да то, как наказывают? ________________________________________________________________________
  6. За что наказывают? ________________________________________________________________________
  7. Как долго ты  обижаешься? ________________________________________________
  8. Хвалят  ли тебя родители? _________________________________________________
  9. Если да, то какие слова употребляют?_______________________________________
  10. Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку? ____________________________
  11. Какое семейное мероприятие тебе запомнилось? ____________________________
  12. Мне дарят деньги если…__________________________________________________

        Анкета для учащихся 7б класса

  1. Доволен ли ты своими отношениями с родителями?  __________________________
  2. Понимают ли тебя родители?_______________________________________________  
  3. Бывают ли твои друзья у тебя дома? ________________________________________
  4. Наказывают ли тебя?______________________________________________________  
  5. Если да то, как наказывают? ________________________________________________________________________
  6. За что наказывают? ________________________________________________________________________
  7. Как долго ты  обижаешься? ________________________________________________
  8. Хвалят  ли тебя родители? _________________________________________________
  9. Если да, то какие слова употребляют?_______________________________________
  10. Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку? ____________________________
  11. Какое семейное мероприятие тебе запомнилось? ____________________________
  12. Мне дарят деньги если…__________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тест: “Какой вы родитель?”

Отметьте те фразы, 
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

И в кого ты только такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож(а)?

Я в твое время!

Ты моя опора и помощник(ца)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты …

Какой ты у меня сообразительный!

Тест: “Какой вы родитель?”

Отметьте те фразы, 
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

И в кого ты только такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож(а)?

Я в твое время!

Ты моя опора и помощник(ца)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты …

Какой ты у меня сообразительный!



Предварительный просмотр:

Простые советы родителям 

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть. 
2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично. 
3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом. 
4.Ставьте перед ребенком достижимые цели. 
5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего. 
6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты. 
7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают. 
8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны. 
9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!

.

ГБОУ СОШ №599

Памятка для родителей

«Поощрения и Наказания в семье»

Подготовила: классный руководитель 7б класса – Месяц Ю.В.

         

г.Санкт-Петербург

10. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты сам сделал все уроки, отлично!», вместо «Какой ты у меня умный!». 
11. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.
Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции.

12. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а 100р. за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением». 
13. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. 
14. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы. 



Предварительный просмотр:

Составьте памятку. Какими должны быть наказания?

  • Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

  • Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.
  • Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.
  • Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Какое же наказание выбрать? Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

            Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей.

            Можно запретить ребенку играть в игру в этот день или отказать в покупке чего-либо. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями. 
           Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.
           Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас. 
 Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.
Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

         Лучше, если меру наказания определяет отец. В его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь — мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка,  проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем — злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь.



Предварительный просмотр:

Составьте памятку.  Поощрения в семье

  • Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

  • Когда нельзя хвалить?

 Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

  • Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить: 
при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться); 
при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности; 
в положении гонимого, «козла отпущения»; 
после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности; 
после провала на ответственном испытании, на экзамене; 
при болезни; 
просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь. 
Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу. 

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказания и поощрения

Особенностью воспитания является то, что мы обучаем детей не тому, что говорим, а тому, что реально делаем. А потому, воспитывая,  мы встречаемся с самим собой, только в другом времени....

Доклад на педагогическом совете Мера наказаний и поощрений

Доклад  на педагогическом совете Мера наказаний и поощрений...

Родительское собрание "Наказание и поощрение детей в семье: кнут или пряник"

Работа содержит материалы к родительскому собранию по теме " Наказание и поощрение детей в семье". Подойдет для родителей учащихся 4-7 классов....

Родительское собрание "Наказания и поощрения в семье"

Материал для родительского собрания...

Этические средства наказания и поощрения подростков в семье.

Родительское собрание "Этические средства  наказания и поощрения подростков в семье"...

Классное родительское собрание «Безопасность ребенка вне дома. Наказание и поощрение в семье: за и против»

Классное родительское собрание«Безопасность ребенка вне дома. Наказание и поощрение в семье: за и против»...