Родительское собрание "Наказание и поощрение детей в семье ". 7-й класс
методическая разработка (7 класс) на тему

Иванкова Наталья Васильевна

Опробованное родительское собрание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx60.14 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Наказание и поощрение детей в семье ".

7-й класс

Цель:

  1. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
  2. Просвещение родителей в повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.
  3. Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся;
  4. Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

Методы: дискуссия, творческая, индивидуальная, групповая работа, ролевая игра

Ресурсы:

  • презентация
  • рисунки детей (подготовленные заранее, тема "Моя мечта")
  • буклет – памятка
  • маркеры

"Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами".
Мария - Эбнер – Эшенбах

Бескорыстная любовь  может  явиться только тогда,

 когда  в любимом ребёнке  видят, прежде всего, человека,

 рожденного не для чьей-то потехи, а для самого себя…

В Стоюнин

Упражнение "Мой внутренний мир".

Уважаемые родители, пожалуйста, до начала собрания я прошу вас обратить внимание на рисунки расположенные у нас на доске, я прошу вас внимательно посмотреть на рисунки и, не переворачивая рисунок, узнать рисунок вашего ребенка. На каждом рисунке стоит цифра пожалуйста запомните (либо запишите в листе заданий) цифру на рисунке, до того как я назову фамилию ребенка.

Родители проходят, смотрят рисунки, и присаживаются на свои места (10-15 мин.).

Выступление.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

А теперь давайте вместе с вами, дадим определение таким понятиям как"наказание" и "поощрение"

Наказание – мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

Поощрение – вознаграждение, награда.

Родители работают в листе заданий, я на маркерной доске. Можно использовать синквейн.

Синквейн

1 - существительное.

2 прилагательных

3 глагола

Предложение со словом "наказание, поощрение"

Вывод: записываем определения в листе заданий и на маркерной доске синквейн

Упражнение "Наказание и поощрение"

А теперь  прошу вас назвать свои методы воспитания, используемые вами "каждый день" (веду запись на доске, которая разделена на две половины, в одной половине записываю "наказание", в другой "поощрение")

Какие виды наказания Вы используете:

Какие виды поощрения Вы используете:

- Ставите в угол;

- Не разговариваете с ним;

- Ругаетесь, кричите;

- Подолгу читаете нотации;

- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.

- Лишаете любимого занятия (не разрешаете гулять, общаться с друзьями);

- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

- Стыдите при друзьях и знакомых;

- Оставляете без десерта и сладостей;

- Радуетесь вместе с ним его успехам;

- Просто хвалите;

- Покупаете подарки;

- Разрешаете подольше не ложиться спать;

- Разрешаете посмотреть телевизор, поиграть в компьютер;

- Угощаете сладостями;

- Играете в совместные игры;

А теперь давайте посмотрим и посчитаем количество поощрений и наказаний. Равно? Чего больше? Чего меньше? Почему?

Выдержки из сочинений детей  о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений — что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

 «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем,  это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю».  

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не  разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

А теперь я хочу вас познакомить с последствиями детских наказаний:

Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. - разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: "Сейчас же встань в угол". Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

- Самая большая привилегия, которую мы можем дать детям, - любовь  к родному дому. Эти слова принадлежат одному из ведущих специалистов США в области детской психологии Аллану Фромму.

Скажите пожалуйста, какую  семью по вашему мнению, можно назвать счастливой? ( ответы родителей… в которой дети, здоровье близких,любовь, …)

Любовь и семья – это вечные вопросы. Они всегда волновали человечество. Каждый хочет, чтобы его семья была крепкой, счастливой и дружной. Хорошая семья – необходимый элемент человеческого счастья. Все люди хотят жить в счастливых семьях, но, к сожалению, не всем это удаётся.

Давайте  поразмышляем  над вопросом:  «Какими качествами должны обладать родители , чтобы их  дети были счастливыми?»

  1. Что нужно, для того, чтобы в семье царило счастье? (Счастливые, здоровые, успешные, весёлые дети)
  2. Каких нравственных норм нужно придерживаться родителям, для    создания счастливого климата в семье? ( любовь, забота, поддержка, взаимопонимание,  любовь, похвала,  нежность,  поощрение)

А теперь я предлагаю вам посмотреть клип, что для детей есть счастье (Приложение №1)

Упражнение "Семейные заповеди".

Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.

Упражнение "Кулачок" Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  • Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  • Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  • Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

  1. Вы можете ошибаться.
  2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Тест "Какие Вы родители?"

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
  3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
  4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
  5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
  7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
  9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
  10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

Результат

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

  • Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
  • От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
  • Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

РЕФЛЕКСИЯ

Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей Хинг Ши "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши).

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители, заканчивая нашу с вами встречу, я хочу вам раздать маленький ПОДАРОК, который ПОМОЖЕТ ВАМ НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ВАШИМИ ДЕТЬМИ И СТАТЬ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ.

Буклет  советов « Как поощрять ребёнка в семье»

  1. 1.Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  3. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
  4. Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:
1. Слово
 

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

Не будьте равнодушными!
Дети не должны быть чужими.

                                      ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ
к самым близким и дорогим людям – моим родителям

  • Не давайте пустых обещаний.
  • Не придирайтесь ко мне по пустякам.
  • Не читайте нотаций.
  • Не выбирайте мне друзей.
  • Не ругайте и не обзывайте меня.
  • Я прошу Вас просто любить меня!!!

стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Удачи Вам  в воспитании ваших детей!!!!

Литература по подготовке к собранию:

  1. Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.
  2. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Минск, 1995.
  3. Маленкова Л. И . Воспитание в современной школе. М., 1999.
  4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с
  5. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
  6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2004. - 168с.
  7. Библия. Бытие 2.15 - 17, 3.1 - 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»

Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...

Родительское собрание "Наказание и поощрение детей в семье: кнут или пряник"

Работа содержит материалы к родительскому собранию по теме " Наказание и поощрение детей в семье". Подойдет для родителей учащихся 4-7 классов....

Уголок для родителей "Поощрение детей в семье"

В этом документе указаны рекомендации для родителей по вопросам поощрения и наказания детей в семье. Короче, что такое "кнут и пряник"...

Родительское собрание. «Нравственное воспитание детей в семье»

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье....

Родительское собрание. Нравственное воспитание детей в семье.

laquo; Если ты думаешь на год вперёд – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека» (Восточ...