Этические средства наказания и поощрения подростков в семье.
методическая разработка (6 класс)

Шиморина Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Этические средства  наказания и поощрения подростков в семье»

Цель: формировать у родителей культуру поощрения и наказания детей в семье.

Задачи:

-дать представление об этических и неэтических средствах наказания и поощрения в семье;

-обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Подготовительная работа

Провести анкетирование.

Дать задание 2-3 родителям подготовить выступление из собственного опыта воспитания детей в семье.

Ход собрания

Слайд 1. Вступительная часть

        -Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас сегодня  приветствовать в этом зале. Тема родительского собрания «Этические средства  наказания и поощрения в семье».

Слайд. 2. И начать мне бы его хотелось с небольшого сюжета. (Звучит музыка, заранее подготовленный человек читает текст за кадром).  Приложение 1.

Послушай сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в комнате и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение и несправедливо наказывал. Я ругал тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, за то, что ты не почистил зубы. Я отчитал тебя за то что, ты не почистил обувь. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

        За завтраком я тоже придирался к тебе. Ты пролил чай, ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на автобус, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул «До свидания пап!». Я тоже нахмурил брови и отвечал «Расправь плечи».

        Когда вечером проверяя дневник, я увидел двойку, то  сказал, что не люблю неудачников, и поэтому не буду разговаривать с тобой, до тех пор, пока ты не исправишься.

Помнишь, как ты зашел ко мне в комнату, где я читал робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у дверей. Что тебе нужно – резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои руки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем, грустный, ушел, низко опустив плечи.

        Так вот сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный страх. Что со мной сделала привычка. Привычка придираться, не желание выслушать и понять.

А в твоем характере так много здорового прекрасного и искреннего. Твое сердце так велико, как рассвет над дальними холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничего другого не имеет сегодня значения сын. Я пришел к твоей кровати в темноте и пристыженный преклонил перед тобой колени.

-Многие из нас могут признаться себе, что поступали также, пусть даже неосознанно. Нам проще поругать за провинность, чем похвалить за какое-либо достижение, пусть даже самое незначительное. Безусловно, и поощрения и наказания должны присутствовать в воспитании детей.

А вот за что поощрять, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой, об этом мы поговорим сегодня.

Слайд 3. Анализ анкетирования

- Для того, чтобы узнать какие способы поощрения и наказания используете вы, уважаемые родители, мы провели анкетирование среди обучающихся. Приложение 2.

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования).

Анкета

1. Как вас наказывают родители? __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Какое наказание является для вас самым страшным? __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вас поощряют родители? __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое поощрение для вас является самым приятным? __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информационная часть

-Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

-Какие же наказания относятся к этическим, тем, которые не унижают достоинства подростка, не наносят вреда физическому и психологическому здоровью.

Слайд 4.

Этические средства наказания

Неэтические средства наказание

Временное лишение чего-либо приятного.

Наказание «естественными последствиями» (насорил – убери, сломал - почини, получил «2» - выучи»).

Выражение морального порицания, осуждения. (Сюжет)

Творческие наказания, «экспромт».

Рукоприкладство.

Насмешка, унижение, оскорбления.

«Судейская комната».

«Байкот», лишение любви.

Наказание трудом.

НАКАЗАНИЯ

Физические наказания

Наиболее распространенной формой воздействия все еще остается наказание, основанное на страхе перед болью, — это всевозможные формы физических наказаний. Традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже благо, весьма устойчиво. Телесные наказания и битье детей в подростковом возрасте абсолютно неприемлемы по следующим причинам.

Во-первых - подросток, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личности неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Или же, наоборот, у подростков усиливаются характерологические неблагоприятные черты и могут возникнуть нарушенные формы поведения, такие, как уход из дома, агрессивность в общении со сверстниками, попытки раннего отделения от родителей, демонстративно грубое поведение, курение и алкоголизм, отказ от обучения.

Во-вторых - если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

        В-третьих - дети, чье поведение подвергалось дома физическим наказаниям, проявляют усиленную агрессию во взаимодействии с другими детьми

Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Сюда же можно отнести такие формы наказания как «Байкот» и «Судейская комната». В некоторых семьях, где все воздействия на ребенка сведены к наказаниям, общение с детьми превращается в своеобразную “судейскую комнату”. Буквально каждое Действие ребенка, каждый поступок подвергается пристальной оценке, часто дети ошибаются, и так же часто родители фиксируют ошибки, дают негативные оценки, “выводят на чистую воду”, превращаясь в настоящих преследователей. Последствия бывают весьма тяжелыми.

        Творческие наказания, наказание «экспромт». Момент экспромтности, новизны порой оказывает более сильное воздействие, чем самые строгие наказания. Вспомним, как поступил А. С. Макаренко с воспитанником, который, опоздав в столовую, решил, чтобы его не заметили, влезть в окно. Наказания не последовало, но мальчика обязывали каждый День входить в столовую через окно. Воспитатель применил здесь в качестве наказания саму ситуацию проступка, доведя ее до абсурда. Эффект этой меры высочайший, а никаких осуждений не было.

        Наказание по типу лишения наказания. То, что родители откажутся от ожидаемого ребенком наказания, фактически накажет его, заставит еще и еще раз пережить некоторые негативные эмоции и в дальнейшем воздержатся от вызвавшего их поступка. У подростков наказание по типу лишения наказания может быть использовано только при правильном учете стиля отношений ребенка и взрослого. Этим методом могут пользоваться родители, авторитет которых очень силен, которых подросток безусловно уважает, чья негативная или позитивная оценка сама по себе значима. Вспоминается прекрасный пример из практики д. С. Макаренко, который отказался поместить воспитанника под арест, несмотря на грубое нарушение дисциплины. На заявление колониста: “Прошу посадить меня под арест” — А. С. Макаренко ответил: “Арест существует для моих друзей, ты же не относишься к их числу”.

        Слайд 5. Как правильно наказывать?

При выборе методов наказания родителям следует учитывать: индивидуальные особенности ребенка, тяжесть допущенного ими проступка, собственное эмоциональное состояние, возникающее в результате реакции на проступок ребенка. А также руководствоваться следующими правилами и принципами.

Слайд 6. (Памятка 1).

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, подросток заступился за девушку и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины. Разное по силе наказание за капризы и хамское отношение к взрослым. Иначе стираются ценностные ориентиры.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают подростку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.  Сохраняйте самообладание, ведь наказание не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а чтобы остановить его, когда он сам не может.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание. Наказывать можно за определенный поступок, а не по совокупности. Иначе он будет чувствовать себя неисправимым, отпетым, никуда не годным человеком.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла

        Вывод: эффективность наказания тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется.

        В своем стремлении воспитывать правильно, не старайтесь уподоблять ваше общение с ребенком общению учителя и ученика. Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а родители к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?». А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу, и ничего не надо будет говорить!

Слайд. 7.                                                 ПООЩРЕНИЯ

Наказание будет эффективным лишь в том случае, когда есть поощрение.

Трудности родителей в использовании методов поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многим из нас воспитание представляется только одной своей стороной — исправлением. Родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько наказание, сколько положительное поощрение. Когда дети подрастают, родители начинают думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания.  

Однажды группе родителей в психологической консультации дали такое задание: в течение недели записывать все свои воздействия на ребенка, занося их в две колонки: поощрение и наказание. К удивлению родителей, У большинства из них был один результат. Оказалось, что число наказаний в несколько раз превосходило число поощрений. В каждой семье причины такого соотношения между поощрениями и наказаниями были, конечно, различными. Но большинству родителей очень трудно хвалить ребенка, поскольку они не видят, за что же можно ребенка похвалить. Им кажется, что если ребенок ведет себя хорошо, если он чему-то научился — это вполне естественно, а потому сосредоточивают все свое внимание на ошибках и недостатках детей.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения подростка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки место ожидаемых родителями пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием — не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.

Слайд 8.  Родители часто используют поощрения, как и наказания, по логике естественных последствий: xopoшо учишься — получай подарок, деньги на кино, лакомства. Однако такие поощрения неправильны. При соблюдении некоторых условий они бывают эффективны, но чаще приводят к серьезным воспитательным ошибкам.

Поощрения не должны носить характер подкупа или обязательства, взятого на себя родителями. 

Неверна позиция родителей, которые в качестве награды освобождают ребенка от выполнения некоторой домашней работы.

Такие формы поощрений по своему психологическому содержанию формируют представление у подростка о том, что всякая работа, всякое усилие — дело очень неприятное. Родители как бы сами затушевывают в глазах детей радость от процесса хорошо выполняемого дела и смещают в глазах детей оценку той или иной работы к ее результату.

В сознание детей внедряется представление о том, что важно получить нужный балл, а то, как он достигнут, особого значения не имеет.

При поощрении, как и при наказании, также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 9-10. Как поощрять ребенка в семье? (Памятка 2).

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в подростке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка:
  • Грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы подросток учился ими распоряжаться разумно.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Из опыта родителей (выступление 2-3 родителей, которые делятся опытом воспитания в семье).

Заключительная часть.

- Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Слайд 11.        Собрание хотелось бы закончить притчей (Разумное воспитание (Хинг Ши).

        Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Слайд 12. Обратная связь

        -Я бы хотели получить от вас, уважаемые родители, обратную связь о значимости этого разговора для вас. Выходя, выберите жетончик нужного цвета и опустите в коробку (зеленый –  получил полезную информацию, красный –  полученная информация не представляет для меня интереса).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаблон презентации Pedsovet.su Екатерина Горяйнова "Этические средства наказания и поощрения в семье"

Слайд 3

Анкета 1. Как вас наказывают родители? 2. Какое наказание является для вас самым страшным? 3. Как вас поощряют родители? 4. Какое поощрение для вас является самым приятным?

Слайд 4

Наказания Неэтические средства наказания Этические средства наказания Рукоприкладство Насмешка, унижение, оскорбления. «Байкот», лишение любви. Наказание трудом. «Судейская комната». Временное лишение чего-либо приятного. Наказание «естественными последствиями». Творческие наказания, «экспромт». Наказание по типу лишения наказания.

Слайд 5

Как правильно наказывать?

Слайд 6

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки. Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины. Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы. Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны. Наказание не должно вредить здоровью. За один поступок – одно наказание. Не переборщите, знайте меру.

Слайд 7

Зачем нужны поощрения?

Слайд 8

Как правильно поощрять?

Слайд 9

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку. Поощряйте своего ребенка жестами . Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Слайд 10

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы подросток учился ими распоряжаться разумно. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Слайд 12

получил полезную информацию полученная информация не представляет для меня интереса Обратная связь



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Послушай сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в комнате и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение и несправедливо наказывал. Я ругал тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, за то, что ты не почистил зубы. Я отчитал тебя за то что, ты не почистил обувь. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

        За завтраком я тоже придирался к тебе. Ты пролил чай, ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на автобус, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул «До свидания пап!». Я тоже нахмурил брови и отвечал «Расправь плечи».

        Когда вечером проверяя дневник, я увидел двойку, то  сказал, что не люблю неудачников, и поэтому не буду разговаривать с тобой, до тех пор, пока ты не исправишься.

Помнишь, как ты зашел ко мне в комнату, где я читал робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у дверей. Что тебе нужно – резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои руки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем, грустный, ушел, низко опустив плечи.

        Так вот сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный страх. Что со мной сделала привычка. Привычка придираться, не желание выслушать и понять.

А в твоем характере так много здорового прекрасного и искреннего. Твое сердце так велико, как рассвет над дальними холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничего другого не имеет сегодня значения сын. Я пришел к твоей кровати в темноте и пристыженный преклонил перед тобой колени.



Предварительный просмотр:

Анкета

1. Как вас наказывают родители?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Какое наказание является для вас самым страшным?_________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Как вас поощряют родители?_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Какое поощрение для вас является самым приятным?________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Анкета

1. Как вас наказывают родители?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Какое наказание является для вас самым страшным?_________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Как вас поощряют родители?_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Какое поощрение для вас является самым приятным?________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Анкета

1. Как вас наказывают родители?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Какое наказание является для вас самым страшным?_________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Как вас поощряют родители?_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Какое поощрение для вас является самым приятным?________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Анкета

1. Как вас наказывают родители?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Какое наказание является для вас самым страшным?_________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Как вас поощряют родители?_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Какое поощрение для вас является самым приятным?________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Как поощрять ребенка в семье?

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в подростке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы подросток учился ими распоряжаться разумно.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Как правильно наказывать?

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, подросток заступился за девушку и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины. Разное по силе наказание за капризы и хамское отношение к взрослым. Иначе стираются ценностные ориентиры.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают подростку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.  Сохраняйте самообладание, ведь наказание не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а чтобы остановить его, когда он сам не может.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание. Наказывать можно за определенный поступок, а не по совокупности. Иначе он будет чувствовать себя неисправимым, отпетым, никуда не годным человеком.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла

Как поощрять ребенка в семье?

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в подростке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы подросток учился ими распоряжаться разумно.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Как правильно наказывать?

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, подросток заступился за девушку и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины. Разное по силе наказание за капризы и хамское отношение к взрослым. Иначе стираются ценностные ориентиры.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают подростку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.  Сохраняйте самообладание, ведь наказание не для того, чтобы посчитаться с ребенком, а чтобы остановить его, когда он сам не может.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание. Наказывать можно за определенный поступок, а не по совокупности. Иначе он будет чувствовать себя неисправимым, отпетым, никуда не годным человеком.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупрежда...

Родительское собрание "Особенности общения с подростком в семье

Разработка родительского собрания содержит советы психолога для родителей подростков....

«Нравственно патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом»

Разработка родительского собрания в 8 классе по проблеме патриотического воспитания подростков...

Родительское собрание "Наказание и поощрение детей в семье: кнут или пряник"

Работа содержит материалы к родительскому собранию по теме " Наказание и поощрение детей в семье". Подойдет для родителей учащихся 4-7 классов....

Уголок для родителей "Поощрение детей в семье"

В этом документе указаны рекомендации для родителей по вопросам поощрения и наказания детей в семье. Короче, что такое "кнут и пряник"...

ПООЩРЕНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки её поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личнос...