«Классный руководитель и воспитатель, как связующее звено между семьей и школой»
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа интернат»
Выступление на педсовете «Классный руководитель и воспитатель, как связующее звено между семьей и школой»
Подготовили:
Никулина С.Н, классный руководитель 6 класса,
Мангасарова Н.М., воспитатель 6 класса
Р.п. Благовещенка
2020
Выступление на педсовете «Классный руководитель и воспитатель, как связующее звено между семьей и школой»
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания.
Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство трех звеньев: педагог, родитель и ребёнок. Если одно звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка».
В рамках реализации ФГОС существуют такие формы взаимодействия педагогов и родителей:
Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу.
3. Индивидуальные консультации педагога.
4. Переписка.
Коллективные:
1. Классные родительские собрания.
2. Общешкольные родительские собрания.
3.Творческие отчеты (общешкольные мероприятия)
4. Выставки детских работ.
5. Классные детские мероприятия.
Педагоги сами выстраивают систему взаимодействия с родителями, ищут формы и методы работы с каждой семьей. Для этого проводятся диагностика семейного воспитания, потенциала семей, трудностей в воспитании, ценностных ориентаций. Далее на основе диагностических данных организуются взаимодействия с семьями, по мере реализации вносятся коррективы, осуществляться мониторинг воспитательной работы.
Взаимодействие педагогов и родителей, это сложная и важная проблема в процессе развития личности ребенка, т. к. все семьи разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, главное в этом вопросе, чтобы взаимодействие не было противоречием и положительно воспринималось ребенком. Поэтому главная задача взаимодействия воспитателя и родителей заключается в том, чтобы обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, поддержке и раскрытии в нем лучших личностных качества. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи взрослых друг другу.
Там, где педагоги и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагогов должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, воспитателе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Педагоги должны вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. В условиях коррекционной школы зачастую родители имеют много проблем и педагогам необходимо помогать таким родителям становиться хорошими родителями.
Свою работу с родителями ведем в двух направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы класса).
В начале работы, мы столкнулись с проблемами, которые как показывает практика, встречаются часто: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно наша тесная совместная работа (классный руководитель – воспитатель) позволили построить работу так, чтобы вовлечь большинство родителей в образовательный и воспитательный процесс. С чего все начинаем? Прежде всего, с себя.
1. Перед началом учебного года обязательно повторяем правила взаимодействия с семьями учащихся:
- родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!
- не беседуй с родителями второпях, на бегу!
- разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
- не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!
- то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
- готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
- каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
- если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!
2. Для изучения семьи используем различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Проводя работу с детским коллективом, стараемся максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся используем и проектные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Например, для проективного исследования мнения учащихся используются следующие вопросы:
• Школа для меня – это…
• Класс, в котором я учусь, — это…
• Учителя для меня – это люди, которые ….
• Мои одноклассники – это…
• Уроки для меня – это…
• Предметы, которые мне нравятся, – это…
• Предметы, которые мне не нравятся, — это…
Для проективного исследования мнения родителей используются следующие вопросы:
• Школа, в которой учится мой ребенок, — это…
• Класс, в котором учится мой ребенок, — это…
• Одноклассники моего ребенка – это…
• Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
• Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это…
• Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это...
Проанализировав ответы учащихся и родителей, используем их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
3. Следующий этап — информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.
4.Проблемой для нас, как и для всех педагогов являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет классный руководитель или воспитатель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, нами ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. И здесь не маловажную роль играют родительские собрания.
Общешкольные собрания проводим 1 раз в год по плану.
Классные собрания – не реже 1- раза в четверть.
Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции
На родительские собрания отсылаем индивидуальное приглашение. Полезная информация есть на каждом собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей. Явка на родительские собрания у нас в классе высокая, большинство родителей активны, поднимают существующие в классе проблемы, участвуют в их обсуждении, положительно реагируют на просьбы и пожелания педагогов.
На собраниях решаются следующие вопросы: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.
Индивидуальные консультации и беседы проводят по инициативе учителя или по просьбе родителей, для решения текущих вопросов. Также общение с родителями осуществляться по телефону и с помощью переписки, через электронную почту
Результативность нашей совместной работы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Почти все родители нашего класса откликаются на любую просьбу: родители нашего класса принимают активное участие в школьных выставках на Осеннем и Новогоднем праздниках, где поделки были выполнены дома вместе с родителями, в общешкольных мероприятиях и классных праздниках. Хорошей традицией стало проведение дня именинника с участием родителей.
Есть у нас и такие родители, которые не проявляют интереса к школьной жизни своих детей, а иногда негативно относятся к школе, но мы общими усилиями стараемся сделать так, чтобы эта ситуация менялась в лучшую сторону, тогда и изменится отношение детей к школе, учебному процессу.
В заключение.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, педагогов поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, все индивидуальные и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель: наставник, воспитатель, руководитель?
Классные руководители призваны помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – во...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/14/picture-77825.jpg)
Педагогический совет тема: Взаимодействие классного руководителя с воспитателем и учителями
Цель истинного воспитания-не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-349621-1391687324.jpg)
Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».
Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...
Мое эссе "Учитель - связующее звено между миром ребенка и миром взрослого"
Учитель и есть тот человек, который открывает мир детей для взрослых, а мир взрослых для детей, и не важно чего ему это стоит, главное, чтобы на лице ребенка всегда была улыбка от того, что его понима...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-664195-1441888606.jpg)
Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»
Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ» с перечнем предлагаемых мероприятий. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426735-1395928646.jpg)
Классный руководитель как связующее звено между родителями и школой
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30893.jpg)
Классный руководитель, как связующее звено между семьей и школой
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются...