Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»
календарно-тематическое планирование на тему

Мастерова Светлана Алексеевна
Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ» с перечнем предлагаемых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»

Важная роль в повышении качества и эффективности воспитания детей во всех образовательных учреждениях принадлежит планированию.

План воспитательной работы составляется с учётом конкретных педагогических условий, т.е. возрастного состава класса, уровня развития детей и овладения ими знаниями, навыками и умениями. Все воспитательные воздействия надо рассматривать, как единый процесс. Принцип взаимосвязи всех разделов воспитательной работы особенно важен при планировании. Планируя работу с учащимися, в том или ином направлении, педагог должен обязательно учитывать, что сделано в этом направлении по другим разделам работы.

Так, например когда намечаю провести с детьми воспитательную работу, то стараюсь опираться на те впечатления, представления, сформированные в других видах деятельности, что помогает обеспечить взаимосвязь разных разделов воспитательной работы. В результате у детей будут сформироваться не только более прочные навыки и умения, но и способность применять полученные знания в разных ситуациях.

Один из важных принципов дидактики – принцип систематичности и последовательности – должен лечь в основу плана воспитательной работы.

Все мы знаем, что разнообразные умения и навыки у детей специального учреждения формируются в процессе повседневной деятельности. Поэтому необходимо так спланировать всю работу с детьми, чтобы иметь возможность эти навыки и умения постоянно отрабатывать и закреплять. При этом деятельность, в процессе которой формируются те или иные навыки нужно планировать без длительных интервалов, иначе дети забудут нужные действия. Считаю только при таком условии можно добиться полной сформированности у детей навыков и умений, их правильного применения в дальнейшей деятельности.

Планируя, например, работу дежурных по столовой можно наметить работу по воспитанию умения договариваться между собой о том, кто что будет делать. Учащиеся школ VIII вида не всегда умеют регулировать свое поведение, поэтому следует систематически планировать задачу: воспитания у учащихся правил поведения.

Другим важным дидактическим принципом, который так же должен учитываться при составлении плана, является повторность. Только при обеспечении повторяемости учащиеся могут лучше понять и запомнить необходимые знания, овладеть умениями и навыками.

Однако не следует понимать повторность как прямое и абсолютно точное повторение одних и тех же занятий, игр или бесед. При повторении нужно обеспечить вариативность, это развивает у детей умение более широко применять усвоенные знания и навыки. Практика показала, что точное повторение не способствует улучшению умений и навыков. Как правило, оно не вызывает у учащихся интереса, положительного отношения и они оказываются равнодушными к результатам.

В последнее время перед нами педагогами стоит проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. Учитывая все выше названные принципы и возрастные особенности детей, предлагаю ряд задач и воспитательных мероприятий, которые возможно использовать при планировании раздела «Основы здорового образа жизни».

При планировании воспитательной работы для младшего школьного возраста нужно помнить, что основными мотивами являются следующие:

  • потребность во внешних впечатлениях;
  • потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении.

Ведущие виды деятельности:

  • игра (в наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация);
  • учебная деятельность (как ведущая в умственном развитии).

Задачи:

А) формирование навыков санитарно-гигиенической культуры; развитие убеждённости в ответственности за своё здоровье;

Б) приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела;

В) воспитание любви к природе.

Для среднего школьного возраста основными мотивами будут:

  • потребность занять своё место в коллективе, стремление к лидерству;
  • ориентация на оценки, суждение сверстников;
  • стремление к взрослости, потребность личной самооценки;
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность;
  • разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей;
  • интимно-личностное общение.

Задачи:

А) развитие привычки к здоровому образу жизни; тренировка силы воли физического совершенства.

Б) формирование культурного отношения к природе.

основы

В) основы полового воспитания.

Для старшего школьного возраста основными мотивами являются:

  • желание занять свое место в мире взрослых;
  • утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своё компании.

Ведущие виды деятельности:

  • интимно-личное общение;
  • учебно-профессиональная деятельность.

Задачи:

А) развитие системы профилактических умений по охране здоровья.

Б) формирование отношения к природе, как к общему дому.

В) Воспитание полового самосознания.

Классы

Направление

Тема

Форма

1 и 2

Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

«Уход за телом»

«Про орехи, репку и зубную щётку»

«Друзья Мойдодыра»

Беседа

Беседа

Праздник

Развитие убеждённости в ответственности за своё здоровье

«А, ты не забыл носовой платок?»

«Умеешь ли ты есть и пить»

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Как ты сидишь»

Подвижная игра

Беседа

Воспитание любви к природе

Конкурсы: рисунков о природе, загадок. Посещение станции юннатов

3 и 4

Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

«От сандалий до кроссовок» (уход за ногами)

«Нет глаз в запасе лишних»

«Поход в парикмахерскую» (уход за волосами)

Беседа

Беседа

Занятие-практикум

Развитие убеждённости в ответственности за свое здоровье

«Профилактика инфекционных заболеваний»

«Опрятно и красиво одеваться» (уход за одеждой)

«Гигиена мальчика,  девочки»

Беседа

Занятие-практикум

Беседа

Приобщение детей к физической культуре, к стремлению физического совершенствования тела

«Закаливание и прогулки»

Беседа

Спортивные праздники, эстафеты

Воспитание любви к природе

«Чистая река – чистая совесть»

Экологическая экспедиция на Волгу

5 и 6

Развитие привычки к здоровому образу жизни

«Зубы и наше здоровье»

«Как счастье человека зависит от его здоровья»

«Суд над алкоголем, наркотиками, табаком»

Беседа

Диспут

Сюжетно-ролевая игра. Драматизация.

Тренировка силы воли физического совершенства

«Красота – это здоровье»

«Городки» и др.

Беседа

Русская подвижная игра Привлечение детей к занятиям в спортивных кружках (секциях)

Формирование культурного отношения к природе

«Лекарственные отношения Волгоградской области и их охрана»

Беседа

Экскурсии

Основы полового воспитания

«Гигиена подростка» (девочки, мальчика)

Беседа

7, 8 и 9

Развитие системы профилактических умений по охране здоровья

Встреча с медицинскими работниками

«Алкоголь – наркотик номер  один»

«Добро пожаловать в страну трупов или смерть ковбоя Мальборо»

«Спорту – да, наркотикам – нет!»

«Кто счастливее – здоровый нищий или больной король?»

Беседа

Беседа

Беседа

Спортивный праздник. Игра.

Диспут

Участие в спортивных праздниках, кружках.

Формирование отношения к природе, как к общему дому

«Значение озеленения городов»

«Человек – Природа»  

Беседа. Работа на участке

Дидактическая игра Экологические экспедиции

Воспитание полового самосознания

«Красота истинная и искусственная» (разговор о гигиене)

«Свободный разговор»

Беседа

Беседа

Анкеты

Тесты

Перечень предлагаемых мероприятий не ограничивается данным списком и может быть дополнен при перспективном планировании.

Литература:

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.

Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией В.Ф. Мачихиной М. Просвещение 1980.

Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы, - м. Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года

Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года Цели: 1.Формировать способность к творческ...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

План МО воспитателей и классных руководителей ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

План содержит методические темы над которыми работает образовательная организация и МО воспитателей и классных руководителей школы, основну цель, задачи, формы и тематику заседаний. ...