Классный час "Толерантность - путь к счастью"
классный час (8 класс)

Классный час предназначен для обучающихся 6-9 классов. Перед проведением занятия рекомендуется посмотреть художественный фильм "Чудо" (2017 )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kim_o._e.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Классный час

«Выбирая между правотой и добротой…»

(толерантность – путь к счастью)

Автор:

Ким Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Г. Вилючинск, МБОУ «СШ №9»

2019 год

АННОТАЦИЯ

Классный час «Выбирая между правотой и добротой…» посвящен актуальной теме – теме толерантности. Данная разработка предназначена для проведения классного часа или тематической беседы  в классах среднего звена общеобразовательных учреждений и может быть использована в работе  классными руководителями 6, 7. 8-х классов.

Предисловие

Тема  толерантности – одна из самых сложных тем и в то же время одна из самых важных и актуальных в современном мире. И, как показывает практика,  особенно актуальна для детей подросткового возраста, когда происходит переоценка ценностей, формирование мировоззрения, осознание себя как личности. Именно в этот период важно говорить с подростками о нравственных ориентирах, о вечных ценностях, о толерантном отношении к миру.

 Главной опорой для педагога  в деле   воспитания нравственности, духовности, толерантности, безусловно, является художественная литература, кинематография  и другие виды искусства.

В школе с инклюзивным образованием тема толерантности является одной из самых главных в воспитательном процессе. Важно обращать внимание школьников на общечеловеческие проблемы, связанные с толерантным отношением к детям  с ограниченными возможностями здоровья, тем самым воспитывать чувства сострадания, сопереживания и готовность деятельного участия в жизни таких детей.

Классный час «Выбирая между правотой и добротой…» посвящен вопросам, связанным с принятием  в школьной среде детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбранные методы работы (метод дилеммы, метод беседы) помогают рассмотреть  проблемы взаимоотношений детей в условиях инклюзивного образования с разных сторон, приблизить обсуждаемые ситуации к реальности. Групповая форма проведения классного часа способствует  возможности услышать друг друга и найти общие ответы на волнующие вопросы.

Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его  значением и актуальностью в современном мире.
  • Воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Задачи:

  • Сформировать  представление о толерантности.
  • Дать возможность учащимся оценить степень собственной толерантности.
  • Воспитывать чувство взаимоуважения, коллективной сплочённости.
  • Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Предварительная подготовка:

  1. Для деления класса на группы подготовить карточки («билетики»), которые раздаются детям до начала урока  в произвольном порядке. (Например, карточки со словами  «Басня», «Крылов», «Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет», «Волк и ягнёнок» помогают объединиться ребятам в отдельную группу). Для каждой группы в классе организован «круглый стол», на котором лежит книга указанного автора. (Список рекомендуемой литературы прилагается).
  2. Распечатать  высказывания известных людей о толерантности, поместить по одному в конверт и положить в книгу, которая  подготовлена для каждой команды.

Прогнозируемый результат:

  • Учащиеся познакомятся с понятием «толерантность», его значением и происхождением.
  • В ходе обсуждения темы классного часа, участия в беседе ребята сделают выводы о необходимости толерантного отношения к окружающим и, в первую очередь, к людям с ограниченными возможностями здоровья, задумаются о степени собственной толерантности.

Оборудование:художественная литература («Басни» И.  Крылова, С. Аксаков «Аленький цветочек», Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок»  и др. по выбору учителя, одна книга для каждой команды),  экран, проектор, запись  фильма «Чудо» (2017) (на уроке используется небольшой фрагмент – от начала до слов главного героя «Я ещё никогда не был в школе, и поэтому мне ужасно страшно от того, что меня ждёт»), цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, белая бумага для рисования (по количеству команд).

Сценарий классного часа:

  1. Слово учителя.

 Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке речь пойдет об очень серьёзном и важном понятии, с которым в жизни каждого из нас связано очень многое и от которого порой зависит не только  наше настроение, но и ход  событий в жизни и даже наше личное счастье. Как вы думаете, о чем пойдет  речь? (Ответы детей). На ваших партах лежат книги. Полистайте их.  Среди книжных  страниц  вы найдете конверт с посланием для вас.

  1. Работа с высказываниями великих людей .Ребята знакомятся с высказываниями, обсуждают их в группе, затем зачитывают вслух.

Высказывания о толерантности:

Человек  с огромным  запасом  терпения  и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.  Такой человек не  только счастлив  и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля , хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. (Далай-Лама XIV, Китай, буддийский монах).

Испытание мужества приходит тогда, когда мы находимся в меньшинстве. Испытание для толерантности приходит, когда мы находимся среди большинства.( Ральф В. Сокман, США,  пастор)

Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц. (Пьер Бейл- французский мыслитель 17 в.)

Мир во всем мире, как общественный мир, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, он только требует, чтобы люди уживались друг с другом, проявляя толерантность, представив свои споры справедливости и мирному урегулированию. (Джон Кеннеди, 35-ый президент США).

Принятие, толерантность и прощение — те уроки, что изменяют жизнь. (Джессика Лэнг – американская актриса театра, кино, телевидения, посланник доброй воли ЮНИСЕФ)*

Обсуждение прочитанных высказываний.

- Прочитайте эти мудрые мысли.  О чем они? Что хотели до нас донести их авторы? Что вы можете сказать  об авторах этих высказываний? Они представители одной культуры, национальности, вероисповедания?  Что вы знаете о толерантности? Актуально ли это понятие в наши дни?

Вывод: все высказывания связаны с темой толерантности.  Авторы этих высказываний – люди разных эпох, вероисповеданий и национальностей. Значит, проблема толерантности являлась и является общечеловеческой и остаётся актуальной по сей день.

  1. Слово учителя. Знакомство с понятием  «толерантность».

 С 1996 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.

Происхождение термина: Понятие «толерантность» возникло   благодаря Талейрану  Перигору, князю Беневентскому. Он занимал пост  министра иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII.

Это был человек  талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.**

Из «Декларации принципов толерантности» (Принята ЮНЕСКО  в 1995г.)

Статья 1. Понятие толерантности

1.1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности...

1.2. …толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства

1.3.Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.***

  1. Просмотр фрагмента фильма «Чудо» (Информация для учителя : кинофильм «Чудо» - американская семейная драма режиссёра Стивена Чбоски, основанная на одноимённом романе Р. Х. Паласио. Сюжет фильма: главный герой,  десятилетний Огги Пулман, после домашнего обучения на протяжении четырёх лет отправляется в школу  в пятый класс. Это невероятно волнительный момент для мальчика не только потому, что он долгое время обучался на дому, но еще и из-за его внешности. Огги родился с патологией лица. Он с момента рождения перенес 27 операций, которые помогли ему дышать, видеть, слышать без аппарата, однако ни одна из этих операций не сделала его таким, как все  дети. Родители мальчика,  мудрые и сильные люди,  очень переживают за то, как его примут сверстники, и надеются, что Огги сможет найти себе друзей.
  2. Обсуждение просмотренного фрагмента

- Как Вы думаете, чего больше всего боится Огги?

- Почему так сильно переживают его родители?

-Почему  он пойдет впервые в школу в 5 класс?

- Что ждет его в школе?

- Как вы думаете,  примут ли его  одноклассники? Как они будут относиться к нему?

- От чего зависит вся дальнейшая жизнь Огги?

- Что выбирают дети чаще всего, делая выбор между правотой и добротой?

Вывод после обсуждения:  Каждый человек мечтает быть счастливым. И главный герой фильма тоже имеет на это право. И то, насколько он будет успешен в обществе, чего он сумеет достичь – зависит не только от его желаний и усилий, но и от того, как к нему будут относиться окружающие люди, насколько они будут толерантны. Толерантность – это путь к счастью как одного человека, так и всего общества в целом.

  1. Задание командам : составить и записать в качестве советов  несколько  правил   толерантного поведения  для одноклассников Огги. Команды  обсуждают, затем озвучивают  свои советы.

(Советы моих учеников: «не надо обзываться и дразниться», «не надо задавать вопросы на больные темы», «не судите по внешности»,«помогайте освоиться в школе», «принимайте Огги таким, какой он есть», «расскажите о своих проблемах, чтобы он не чувствовал себя одиноким», «будьте толерантны»  и др.)

  1. Работа с художественной литературой.

Слово учителя:

- Где можно почерпнуть примеры толерантного поведения? Попробуем взглянуть на известных литературных героев с точки зрения толерантности.  На ваших столах лежат известные вам книги. Конечно, их выбор сегодня неслучаен. В этих книгах авторы тоже адресовали нам, читателям, свои послания о толерантности. Попробуем понять эти послания. Кто из героев этих произведений был толерантен по отношению к другим? Или наоборот? (Ребята в группах обсуждают произведения, готовят ответы на вопросы). Для обсуждения нужно выбрать известные ребятам  произведения. Это поможет по-новому взглянуть на знакомых с детства героев и их поступки.

На уроке в 6 классе мною были использованы следующие произведения:

  • С. Аксаков. «Аленький цветочек»
  • Р. Киплинг. «Маугли»
  • И. Крылов. Басни
  • Л. Толстой.  «Кавказский пленник»
  • Х. К. Андерсен.  «Гадкий утёнок»
  1. Символ толерантности. Задание: придумать и нарисовать «символ толерантности».  Работа в группах. Из каких частей будет состоять этот «символ»? В каком цвете?
  2. Показ получившихся символов.  Ребята демонстрируют нарисованные или вырезанные из бумаги «символы толерантности» , комментируют изображение.
  3.  Подведение итогов. Рефлексия.

-Что было неожиданным для вас сегодня на уроке?

- Какие переживания вы испытали сегодня на уроке?

-  Было ли грустно? Что стало причиной грусти?

- О чем еще хотелось бы поговорить?

(Всем детям без исключения захотелось посмотреть продолжение фильма «Чудо». Просмотр был организован во внеурочное время.  Фильм затронул многих своим драматизмом, искренностью и актуальностью. Отзывы были только положительные)

Приложение.№1

Команда №1

И. А. КРЫЛОВ

БАСНИ


«КОГДА В ДРУЗЬЯХ СОГЛАСЬЯ НЕТ, НА ЛАД ИХ ДЕЛО НЕ ПОЙДЕТ»

«СЛОН И МОСЬКА»

«ВОЛК  И ЯГНЁНОК»

Команда №2

С. Т. АКСАКОВ

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

КУПЕЦ

ТРИ ДОЧЕРИ

СКАЗОЧНЫЙ ДВОРЕЦ

Команда №3

Р. КИПЛИНГ

МАУГЛИ

ШЕРХАН

БАГИРА

ДЖУНГЛИ

Команда №4

Л. Н. ТОЛСТОЙ

КАВКАЗ

ЖИЛИН

КОСТЫЛИН

ДИНА

Команда №5

АНДЕРСЕН

УТЁНОК

ЛЕБЕДИ

ПТИЧИЙ ДВОР

ЦАРСТВЕННЫЕ ПТИЦЫ

Использованные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Тренинговое занятие "На пути к счастью"

Цель: формирование активной жизненной позиции воспитанника, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Задачи: 1. Осознание воспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни. ...

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

Открытое занятие "Мой путь к счастью"

Цель занятия:- показать,из чего складывается человеческое счастье и подвести к пониманию важнейших условий для этого;- способствовать созданию для человека, который должен сам создать свое счастье и п...

Открытый урок по литературе "Наташа Ростова - путь к счастью"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ10 класс «НАТАША РОСТОВА – ПУТЬ К СЧАСТЬЮ»(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)  Эпиграфы к уроку:  «Что за прелесть эта Наташа!»...

Путь к счастью

В презентации вы найдете психологические рекомендации по сохранению психологического здоровья и созданию хорошего настроения....

Проект программы работы с родителями "От пятого до девятого: путь к счастью"

Программа предназначена для реализации в течение 5 лет....