Самопознание. Кружок для старшеклассников
план-конспект занятия (9 класс)

иванова галина григорьевна

Материалы для проведения занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dlya_starsheklassnikov.docx93.36 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок для старшеклассников

«Познай себя и познаешь мир».

Кл.рук.11кл.  ИвановаГ.Г.

Материалы для проведения занятий.

Занятие №1 «Нарисуй свою жизнь».

Задачи: укрепление доверительных отношений между учителем и учениками.

Содержание: Дети рисуют свою линию жизни: рождение, школа, будущее. Линия жизни означает взлеты и падения, успехи и неудачи. На линии жизни делаются сопроводительные рисунки, надписи.

Занятие №2 «Своя характеристика».

Задачи: Формирование умения давать характеристику себе и своим поступкам.

Содержание: Дети дают себе характеристику по плану:

1.        Отношение к учебе.

2.        Поведение.

3.        Помощь классному руководителю.

4.        Мышление: а) проблемное (обнаруживает трудности и находит пути их преодоления); б) системное (учитывает все); в) опережающее (предвидит последствия решений); г) гибкое (способен использовать чужие предложения); д) аналитическое (умеет отличать факты и мнения); е) безынерционное (может принимать оригинальные решения); ж) оперативное (быстро реагирует на изменение обстановки); з) методичное (умеет последовательно осмысливать ситуацию).

5.        Психические черты (настойчив, способен к разумному риску, терпелив, инициативен, целенаправлен, умеет видеть себя глазами других, может приспособиться, владеет собой, надежен).

6.        Этические характеристики (принципиален в конфликтах, требователен к себе, самокритичен, не пользуется сплетнями, вовремя отказывается от неверных решений, оценивает чужие предложения независимо от симпатий, не помнит обид, не любит лесть).

7.        Отношение к работе (не бросает работу пока не закончит; умеет работать, даже если скучно, не любит бездельничать; делает больше, чем требуется).

8.        Умение принимать решения (важные решения обсуждает с другими, ответственность берет на себя, решения принимает быстро).

9.        Взаимоотношения с учениками.

Характеристики изучаются учителем только с разрешения каждого ученика.      

Литература:

  • Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

Занятие № 3 «Я самый, самый…».

Задачи: Продолжить формировать умение давать оценку себе и другим.

Содержание: Работа проводится среди учеников по их желанию, работы не подписываются и детям не показываются. Согласные выполнять эту работу выписывают на отдельном листке фамилии 10-15 человек в классе. Для каждого человека выбирают самую характерную черту (положительную!) по принципу: фамилия - черта характера. Черты характера, свойства человека выписываются на доске (в количестве 50-60 слов) и начинаются словами : «Я самый, самый…»

Учитель собирает работы и самостоятельно суммирует работу всех учеников. Результаты работы сообщаются по желанию учащихся при индивидуальной беседе. Такую работу можно проводить, когда дети доверяют классному руководителю.

Занятие №4 «Какими мы были?»

Содержание: Мини-сочинение на тему по выбору: «Какими мы были?», «Какими мы будем?».

Эту работу предлагается оставить на память классному руководителю. Разве не интересно само по себе, какими были дети? Разве весь смысл в том, чтобы становиться взрослыми? (В. Леви)

                      Занятие № 5 «Рейтинг человеческих качеств».

Рейтинг человеческих качеств для юношей и девушек (выбрать 4 качества в порядке значимости). Девушки выбирают для юношей,  юноши для девушек.

1) внешняя красота 2) умение зарабатывать деньги 3) надежность 4) верность 5) доброта 6) радостное расположение духа 7) способность понимать других 8) умение следить за модой 9) быть интересным 10) сила 11) любовь

12) нежность 13) спокойствие 14) внутренняя красота 15) честность

16) порядочность 17) ласка 18) смелость и т. д.

Выбор для юношей: 1) любовь, 2) верность, 3) порядочность, 4) надежность (выбирал 11 класс «Б», школа № 16, 2003 г.).

Выбор для девушек: 1) любовь, 2 красота, 3) верность, 4) доброта

                      Занятие № 6 «Белые и черные камни».

         

           Экология – наука о взаимоотношениях организма со средой обитания. Таким организмом может быть и человек. Взаимосвязи человека со средой обитания сложны, многообразны, неоднозначны. В данной работе нас интересует лишь одна небольшая часть этих взаимоотношений.

Проведение работы: перед первым уроком каждый учащийся ставится перед выбором – оценить свое отношение к миру на данный момент времени. Учащемуся предлагается выбрать белый или черный камень из сосудов с белыми и черными камнями и переложить этот камень в отдельный сосуд. При этом объясняется – если учащийся выбирает белый камень – у него все нормально, хорошо, или очень хорошо. Если учащийся выбирает черный камень – у него что – то не так («весь мир против него»).

Для лучшего понимания ситуации участникам предлагается проанализировать свои ощущения

Ощущения положительного спектра

Ощущения отрицательного спектра

«Я в согласии с миром»

Я в хорошей форме и готов приступить к занятиям.

«Весь мир против меня»

«ЧТО  – ТО не так»

Не выспался

Плохое самочувствие

Проблемы: в семье, во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, друзьями, знакомыми и т. д.

                    AMJOY                                                             AMSAD                               

Для проведения работы необходим один ученик, например староста класса.

Классный руководитель только подсчитывает % отношение черных и белых камней. Работу проводят на относительно большом отрезке времени. Строится график отражающий отношение к миру на протяжении двух недель. Полученные данные хорошо бы сравнить с данными по другому классу, который считается сильнее (слабее) вашего класса.

                  В конце выполнения данной работы с учащимися проводится письменная (анонимная) работа. Участники должны ответить на вопросы:

1. В чем причина преобладания тех или иных камней?

2. Что нужно сделать, чтобы черных камней было бы меньше?

Вполне вероятно, что ваши ученики сами подскажут вам, в каком направлении планировать  воспитательную работу в классе. В любом случае полученная информация даст повод для размышления.

                                        Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

                                                                А.С. Макаренко

Игровая деятельность ребенка есть «нулевой цикл» его будущей личности, путь к познанию ребенком мира и самого себя. В игре осуществляется переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, работе над собой. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Требования к игре: исключить риск для здоровья (безопасность инвентаря), не унижать играющих.

Рекомендуемая литература: Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1995.

Занятие № 7 «Карты Проппа».

Задачи: развитие фантазии, процесса сочинительства. Развитие процесса общения. Установление человеческих связей через игру.

Содержание: Учащиеся играют в карты В.Я. Проппа - советского ученого-фольклориста. Сочиняют сказку о классе, школе… Каждый вытаскивает из колоды одну карту. Карты пронумерованы (1-20) и содержат ключевую фразу. Выступают согласно номера вытащенной карты.

1 карта - предписание или запрет, 2 - нарушение, 3 - вредительство или недостача, 4 - отъезд героя, 5 - задача, 6 - встреча с дарителем, 7 - волшебные дары, 8 - появление героя, 9 - сверхъестественные свойства противника (соперника), 10 - борьба, 11 - победа, 12 - возвращение, 13 - прибытие домой, 14 - ложный герой, 15 - трудные испытания, 16 - беда ликвидируется, 17 - узнавание героя, 18 - ложный герой изобличается, 19 - наказание противника, 20 - свадьба.

Занятие №8 «Оригами».

Задачи: Изготовление оригами в подарок.

Содержание: Учитель знакомит учащихся с искусством складывания бумаги. Изготовление простейшего подарка, украшение класса.

Литература:

  • Оригами, М.: Владос, 1994.

Занятие №9. «Ролевые игры»

Задачи: Создание внутренних копилок интонаций, движений, жестов, взглядов, поз.

Содержание: Учащиеся играют в ролевые игры по В. Леви.

1.        Одно и то же слово произнести: тихо, громко, растянуто, заикаясь, утвердительным тоном ответственного работника, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, разочаровано, торжествующе.

2.        Прочитайте любой текст («Однажды в студеную зимнюю пору…»): а) шепотом, б) с максимальной скоростью, в) очень громко, г) со скоростью улитки, д) как будто вы страшно замерзли, е) как будто у вас во рту горячая картошка, ж) как будто вас через 10 минут расстреляют, з) как будто его прочел марсианин, и) лошадь, только что научившаяся говорить, к) робот, л) пятилетняя девочка.

3.        Посидите как сидят: председатель экзаменационной комиссии; пчела на цветке; кассир на своем рабочем месте; побитая собака; торжествующа собака; кот, имеющий намерение пойти погулять; невеста на свадьбе; наездница; Гамлет, принц датский, преступник на скамье подсудимых; космонавт в скафандре.

4.        Походите как: младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; лев; пьяный; артист балета; горилла; амеба; солдат прусской армии; Ромео в ожидании свидания.

5.        Улыбнитесь как: леди Макбет; очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; само солнышко; мать младенцу; младенец матери.

Занятие № 10 «Игры со спичками».

        Задачи: Тренировка творческого, нешаблонного подхода к проблеме.

        Содержание: Учащиеся решают несколько задач на сообразительность, предложенных психологами Московского университета. Условие задачи учитель пишет на доске.

Литература:

  • Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

Занятие № 11 «Китайские головоломки».

Задачи: Тренировка воображения.

Содержание: Учащиеся изготавливают «Китайские головоломки» и играют с ними.

Литература:

  • Минскин Е. Пионерская игротека. - М.: Молодая гвардия, 1962.

Занятие №12 «Правила выживания».

Задачи: Ознакомиться с «Правилами выживания», составленными в Джайпурском университете.

Содержание: Учитель читает начало правила, учащиеся заканчивают по смыслу хором.

Правила выживания.

1.        Если вы откупорили что-либо - … (закупорьте).

2.        Если у вас в руках жидкое - не … (разлейте), порошкообразное - … (не рассыпьте), газообразное - … (не выпустите наружу).

3.        Если включили - … (выключите).

4.        Если разобрали - … (соберите).

5.        Если вы не можете собрать - позовите на помощь … (умельца).

6.        Если вы не разбирали - не вздумайте … (собирать).

7.        Если вы одолжили что-либо - … (верните).

8.        Если вы пользуетесь чем-либо - держите в чистоте и … (порядке).

9.        Если вы привели что-либо в беспорядок  - … (восстановите статус-кво).

10.        Если вы что-либо сдвинули - верните … (на место).

11.        Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите … (разрешения).

12.        Если вы не знаете, как это действует, ради Бога не … (трогайте).

13.        Если вас это не касается - не … (вмешивайтесь).

14.        Если не знаете, как это делается, сразу … (спросите).

15.        Если не можете что-либо понять, почешите … (в затылке).

16.        Если все же не поймете, то и не … (пытайтесь).

17.        Если вы горите на работе, постарайтесь чтобы у вас ничего не … (загоралось).

18.        Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы … (живы).

19.        Если вы не усвоили этих правил, не входите … (в лабораторию).

Занятие № 13«Законы Мерфи» (Законы Эдварда Мерфи, или о неприятностях по-научному).

Задачи: Ознакомить учащихся с законами Мерфи.

Содержание: лекция учителя.

Демонстрация: падение книги на пол.

Литература:

  • Первое сентября. Биология. - 1999. - №1.

                                                        Мелкие неприятности в нашей

                                                        жизни не случайны: страшная

                                                        правда состоит в том, что

                                                        Вселенная - против нас.

Опаздывая на работу и лихорадочно роясь в ящике комода, Вы не можете найти пары одинаковых носков. На кухне Ваш бутерброд падает на пол - конечно, маслом вниз. В метро или на вокзале очередь к окошку кассы, которую вы выбрали, двигается медленнее, чем все остальные. Что это? Простое невезение? Или в устройстве мира есть что-то, обязательно приводящее к неприятностям?

Невезению люди давно пытались найти научное объяснения, и одно из наиболее популярных известно как закон Мерфи: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». Научный подход с использованием методов различных наук показывает, что наиболее известные проявления закона Мерфи действительно являются следствиями законов природы.

Современная версия закона Мерфи родилась в 1949 году, когда по заданию военно-воздушных сил США капитан Эдвард А. Мерфи проводил исследования влияния быстрого торможения на пилотов. Исследования проводились с помощью саней с реактивным двигателем. Добровольцев с укрепленными на них датчиками усаживали в эти сани, сани разгонялись до большой скорости, а затем резко останавливались. Мерфи был озадачен, с каким постоянством аппаратуры отказывалась регистрировать что бы то ни было вовремя испытаний. Мерфи проверил все узлы приборов и обнаружил, что абсолютно все датчики были присоединены неверно. Это наблюдение он обобщил в высказывании: «Если существует два или более способов сделать что-либо и один из них может привести к катастрофе, то кто-нибудь обязательно изберет именно этот способ». Это высказывание трансформировалось в широко известный теперь закон Мерфи.

В 1994 году Р. Мэтьюз обратил внимание на статью в журнале, в которой сообщались результаты наблюдений за падением со стола книг в мягких обложках. В статье утверждалось, что книга, лежащая на столе лицевой стороной обложки вверх, после падения всегда оказывается лицевой стороной вниз. Автор считал, что в этом случае проявляется та же закономерность, что и при падении бутерброда. Первая реакция Мэтьюза была типичной - если опыт повторить достаточное число раз, вероятности падения книги на каждую из сторон обложки должны быть одинаковы. Но, многократно произведя описанные опыты, он пришел  к выводу, что поведение книги при падении со стола очень далеко от случайного. Ясно, что книга приземлилась бы по-другому, если бы стол был выше. Так почему же не делают такие столы? Потому, что они должны соответствовать росту человека. Тогда почему люди имеют такой рост? На фундаментальном уровне это зависит от таких постоянных величин, как, например, заряд электрона, гравитационная постоянная и т.п., значения которых зафиксировались еще при Большом взрыве.

Конечно, есть примеры проявления закона Мерфи, которые на деле оказываются либо неверными, либо просто анекдотичными. Например: «Погода в выходные дни всегда хуже, чем в рабочие», или «Автомобиль всегда ломается, когда торопишься на очень важную встречу». Человеку свойственно обращать внимание на неприятности, а когда они повторяются, он уже склонен считать, что так бывает всегда».

Однако существуют примеры, которые, как и падающий бутерброд, являются проявлением общих законов природы. «Соседняя очередь обычно движется быстрее». Если мы хотим, чтобы наша очередь двигалась быстрее, чем очереди справа и слева, то шансов выбрать такую очередь равняются всего 1/3, т.е. в двух случаях из трех очередь справа и слева будет двигаться быстрее.

Сочетание комбинаторики и теории вероятности позволяет объяснить и закон о непарных носках: «Если непарные носки могут образовываться, они образуются». Случайные потери носков с большей вероятностью приводят к образованию непарных носков, чем к полному исчезновению некоторых пар.

Как мы только что видели, закон Мерфи не лишен объективных оснований. Наиболее же ценное в нем - это то, что он побуждает к поиску нетривиальных причин самых обычных явлений.

Занятие № 14 «Талисман, или круговорот конфет в природе»

  Игра «Талисман».

1.Название игры - «Талисман», или «Круговорот конфет в природе».

Талисман. По суеверным понятиям, предмет, приносящий удачу и оберегающий от несчастья. «Милый друг! От преступленья, от сердечных ран, от измены, от забвенья сохранит мой талисман!» (А. С. Пушкин).

2. Задачи:

- установление контактов,

- разрешение конфликтов,

- создать условия для первых шагов примирения,

- тренировка внимательного отношения друг к другу,

- создание комфортной обстановки в классе.

3. Возраст участников – с 6 по 11 класс. Игра начинается и проводится классным руководителем на своем классе.

4. Оборудование: изготавливается Талисман.

5. Время проведения игры обговаривается заранее; или игра проходит столько дней, сколько учеников в классе.

6. Проведение игры. Во время классного часа классный руководитель рассказывает условия игры. Если учащиеся поддерживают идею проведения игры, игра начинается в тот же день.

                 В конце уроков учитель тайно  передает талисман одному ученику. На следующий день этот ученик одевает талисман. На один день этот ученик является талисманом класса. Ключевое слово для него «согласие». Все желающие могут подарить талисману что – нибудь сладкое, например конфету; талисман не имеет права отказываться от подарка, (дорогие подарки не принимаются!). Конфету дарят, выражая благодарность человеку, за то, что он есть; выражая уважение, ища повод к примирению и т. д. К талисману относятся бережно и внимательно, стараются не потерять его расположения.

                 К помощи талисмана прибегают при решении конфликтов внутри класса.

                 Талисман можно передать любому учителю на один урок; не чаще одного раза в день. В конце дня обладатель талисмана  тайно передает свои полномочия другому ученику.

                                   

                                         CNDYHRT2пример талисмана.

Занятие № 15 «Капсула времени»

Японский боевой клич «Банзай» в буквальном переводе означает «Живите десять тысяч лет». Понимая это доброе пожелание дословно, японцы решили увековечить память погибших в Токийском землятресении 1923 года. Вскоре после землятресения списки жертв были помещены в хрустальные сосуды, которые хранятся в одном из буддийских храмов и могут быть вскрыты только в 11923 году.

В 1935 году профессор Т. Джейкобс, ректор Оглторпского  университета в Атланте (США), решил таким способом увековечить память о нашей цивилизации. Он предложил поместить в гранитный саркофаг размером с автофургон различные документы и предметы, которые могли бы рассказать археологам далекого будущего о современном мире. Но срок хранения он предложил не в десять тысяч лет, как японцы, а 6177 лет. Дело в том, что древнейшим египетским документам, известным к 1936 году, было 6177 лет, и профессор счел, что если примитивный древнеегипетский папирус сохранился столь долгое время, то бумага выделки 1936 года тоже проживет до 8113 года.

Джейкобс опубликовал свою идею в журнале с просьбой к читателям предлагать свои списки - что следует отправить в будущее и по возможности присылать сами предметы.  За следующие три года на адрес университета пришло множество писем и посылок. Среди них были действующие модели различных машин и механизмов, диорамы известных исторических событий, макеты монументов, микрофильм многотомной энциклопедии. Имелся даже полный набор образцов всех товаров крупного универмага Вулворта. Книги и документы были отпечатаны на особой архивной бумаге, способной вынести долгое хранение, и запаяны в сосуды, заполненные гелием. Сам саркофаг наполнили специально подобранной смесью кислорода с азотом. Саркофаг был помещен в подвал одного из зданий университета. 28 мая 1940 года стальная дверь была намертво заварена. Оглторпская  капсула времени остается самой крупной и детальной из заложенных с того времени. Похожие, но меньшие капсулы были заложены во время всемирных выставок.

Подобную капсулу времени предлагается заложить на выпускном вечере в конце 11 класса. Для этого необходимы: сама капсула  (в простейшем случае – банка из-под кофе с крышкой, обклеенная цветной бумагой), много листочков бумаги, несколько шариковых ручек, список примерных вопросов, клей. Предлагаемые вопросы:

- пожелания одноклассникам и классному руководителю,

- какими вы хотите стать через пять (десять) лет,

- прогнозы на будущее.

Выпускники заполняют послания и опускают в капсулу. В конце вечера капсула запечатывается и сдается на хранение классному руководителю или старосте класса. Капсулу вскрывают через пять (десять) лет.

        Знание - только тогда знание,когда оно приобретено

        усилиями своей мысли, а не

        одной памятью.

                                                                Л. Толстой.

                                                        Образование - клад, труд -

                ключ к нему.

                                                                П. Буаст

Занятие № 16 «Диалоги с культурой».

Задачи: Поиск ответа на вопрос «Почему некоторые дети не хотят учиться?».

Содержание: Проводится письменный опрос учащихся по этой проблеме. Результаты опроса можно использовать как один из предметов обсуждения с родителями а также при подготовке данного занятия. Обсуждение кники М.Л. Князевой «Ключ к самосозиданию».

Литература:

  • Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. - М., 1990.

Занятие №17 «Взаимосвязь чтения и успеваемости».

Задачи: Показать взаимосвязь чтения и успеваемости.

Содержание: Для проведения занятия проводится предварительная работа. Собираются и наглядно оформляются сведения: 1. Какая библиотека дома (большая, небольшая, маленькая). 2. Сколько книг прочитал ученик в школьной библиотеке в этом году? 3. Количество устных ответов у каждого ученика за несколько дней (активность на уроках). 4. Опрос учащихся. Нужно назвать 5 человек, которые обладают способностью правильнее и понятнее выражать свои мысли. 5. Успеваемость. 6. Скорость чтения (измеряется во время занятия). Результаты измерений заносятся в таблицу. По таблице видно, что взаимосвязь между способностью правильно выражать свои мысли, скоростью чтения и успеваемостью действительно существует. Советы учащимся, как улучшить успеваемость.

Занятие №18 «Скорость чтения».

Задачи: Показать значение скорости чтения и понимания прочитанного.

Содержание: Учитель знакомит учащихся с реальными ориентирами скорости чтения, объясняет, как повысить скорость чтения.

Литература:

  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

Ученикам приходится читать огромное количество текстов, чтобы справиться с учебной программой. Людям надо уметь читать быстро. Навык скорочтения вполне достижим, нужны только методика и тренировка. Средняя скорость чтения взрослого человека 180-250 слов в минуту. Такова же скорость быстрой устной речи. Исследователи считают реальным ориентиром скорости чтения 400-600 слов в минуту. Но суть эффективного чтения все-таки не в скорости как таковой, а в умении изменять манеру и темп чтения в зависимости от поставленных задач. Во время чтения глаза двигаются по строке скачками. Считывание информации происходит только во время фиксации взгляда. От величины этого отрезка, называемого полем зрения, и зависит скорость чтения. У натренированного человека поле зрения равно одному-двум словам. Специальные упражнения помогают увеличить поле зрения до 3-4 слов. Именно столько слов обычно умещается в газетной колонке. Нужно добиться, чтобы взгляд перемещался сверху вниз по центру колонки. Вначале вам придется нелегко, вы ведь хотите изменить стереотип, который существовал годами. Время перестройки стереотипа измеряется часами, днями. Не забывайте, что этот навык без подкрепления постепенно сходит на нет. Субвокализация (внутренняя речь) - еще один недостаток, лишающий скорости чтения. Взрослый человек обычно проговаривает все, что читает. Таков стереотип. Поскольку скорость проговаривания ограничена, темп чтения низок. Полностью отказаться от проговаривания нереально. Победой над внутренней речью можно считать ее частичное свертывание. Для этого можно пользоваться методом «скоростного давления». Двигаясь взглядом по газетной колонке в умеренном темпе, попробуйте сделать небольшое ускорение. У вас должно возникнуть ощущение, что небольшой участок текста вы поняли, но не успели проговорить. Приучайтесь к движению с переменной скоростью, пытайтесь оторваться от своей внутренней речи на некоторое время. Подведем итог. Для увеличения скорости чтения необходимо увеличить поле зрения (захватывать 3-4 слова) и «свернуть» проговаривание.

Занятие № 19 «Что читать?»

Задачи: Показать взаимосвязь чтения и умения правильно и понятно излагать свои мысли.

Содержание: Знакомство с книгой Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ответить на вопрос «Что читать?»

Литература:

  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

«И у Вас и у меня имеется лишь четыре метода контактов с окружающим миром. О нас судят на основании того, что мы делаем, как выглядим, что говорим и как мы это говорим». Эта цитата заслуживает того, чтобы ее, как речь Линкольна, отлили в бронзе. Множество людей находят свой жизненный путь даже не делая попыток обогатить свой  запас слов. Нормативный словарь английского зыка содержит 450 тысяч слов. Однако средний человек обходится примерно двумя тысячами слов. Не удивительно, что часто люди не могут доступно, ясно выразить свои мысли. Способность правильно выражать свои мысли жизненно необходима. Каким образом можно овладеть словами, чтобы употреблять их красиво и точно? Нужно читать. Даже великие ораторы обязаны чтению книг. Вот в чем секрет! Тот, кто обогащает, расширяет свой запас слов, должен постоянно обращаться к сокровищам литературы. Демосфен 8 раз переписал «Историю» Фукидида, чтобы овладеть величественной и впечатляющей фразеологией этого знаменитого историка. Толстой читал и перечитывал Евангелие до тех пор, пока не выучил большие отрывки наизусть. Линкольн писал: «Единственный путь к успеху состоит в том, чтобы доставать книги и тщательно читать и изучать их».

Какие книги? Когда сэра Генри Ирвинга попросили составить список из ста лучших книг, он ответил: «Прежде чем составить список из ста лучших книг, позвольте мне выучить две - Библию и Шекспира». Сэр Генри был прав. «Скажи мне, что ты читаешь, - заметил Гете, - и я скажу тебе, кто ты».

Еще один секрет, который научит вас правильно выражать свои мысли: читать словарь. Как сумел Марк Твен развить свои способности в употреблении слов? Везде, где бывал Марк Твен был его словарь. Марк Твен хотел сделаться повелителем слов. Линкольн любил сидеть в сумерках и читать словарь до тех пор, пока еще можно было что-то рассмотреть. Эти случаи не являются исключительными, каждый выдающийся писатель и оратор делают то же самое. Читайте со словарем, ищите незнакомые слова.

Подведем итог: 1. Читайте самое прекрасное. 2. Читайте со словарем, читайте сам словарь.

Занятие № 20 «Память».

Задачи: Показать значение памяти для современного человека.

Содержание: Значение памяти. Виды памяти. Законы запоминания.

Литература:

  • Рувинский Л.И., Хохлов С.И., Как воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986.
  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

Без памяти процесс общения невозможен. Память обеспечивает процесс единства личности. По мнению ученых, обычный человек использует не больше 10 % своей памяти. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить четыре вида памяти. Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи. У великих спортсменов великолепно развита двигательная память. Образная память помогает запомнить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки, музыку.  Образная память хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов. Пример образной памяти: однажды во время опытов Шерешевскому предложили послушать тон 50 Гц с силой звука 10 дб. Он увидел коричневую полосу на темном фоне с красными языками; этот звук, по его словам, «имел» кисло-сладкий вкус. Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. О таком виде памяти К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании о испытанном, раз вы боитесь думать о недавно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных, произнесенных слов.

Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление, имеет важное значение. Память может быть и произвольной, когда человек ставит перед собой цель, принимает волевые усилия. Память бывает долговременная и кратковременная. Законов запоминания всего три: впечатление, повторение, ассоциация. Очень важно впечатление. Нужно получит глубокое, яркое впечатление о том, что вы хотите запомнить. Для этого необходимо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать (очень часто дефекты памяти - это плохое внимание); в) получить впечатление при помощи возможно большего количества органов чувств. Например: читать вслух чтобы восприятие было зрительным и слуховым; г) старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее. Например: Марк Твен не мог запомнить последовательность своих выступлений до тех пор, пока не начал пользоваться рисунками.

Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть книгу Коран. Эта книга такого же объема, как Новый Завет, и они достигают этого путем повторения. Запомнив что-либо, мы за первые восемь часов забываем столько же, сколько за следующий месяц. Не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится. Прочитайте текст два раза, потом бросьте, позднее снова и снова возвращайтесь к нему. Повторение с интервалами позволит вам потратить наполовину меньше времени, чем при запоминании в один прием.

Третий закон памяти - ассоциация. Единственный способ запомнить какой-то факт - это ассоциировать его с другим фактом. Для этого обдумайте новый факт со всех точек зрения. «Почему так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где это бывает?», «Кто сказал, что это так?». Чтобы запомнить фамилию незнакомого человека, задавайте ему вопросы. Попытайтесь связать его фамилию с его лицом, узнайте, чем он занимается. Чтобы запомнить даты, связывайте их со знаменитыми датами, которые вы знаете. Чтобы запомнить последовательность пунктов выступления расположите их так, чтобы одна тема логически вытекала из другой.

Занятие №21 «С чего начать?»

Задачи: Дать рекомендации по подготовке к экзаменам.

Содержание: 1. Определить цель. 2. Наметить сроки. 3. Составить план подготовки. 4. Придумать стимул. 5. Скажите себе «нет». 6. Учитесь выбирать главное.  7. Скажите себе «пора». 8. Начните с главного. 9. Берегите время. 10. Наметьте тех, к кому нужно и можно обратиться.

Литература:

  • Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

                                                        Когда же человек покорит

                межчеловеческое пространство?

                                                                Станислав Ежи Лец.

Занятие №1 «Мозговой штурм».

Задачи: Тренировка умения работать в группе.

Содержание: «Мозговой штурм» проводится при подготовке определенного мероприятия. Участвуют все желающие. Секретарь записывает все идеи. Ведущий классифицирует идеи, отвергает, принимает. Эксперты обсуждают отвергнутые идеи, могут подавать на повторное рассмотрение. Участки мозга (группы) разрабатывают идеи по своему направлению.

Занятие № 2 «Я желаю тебе добра!»

Задачи: Создание комфортной обстановки в классе.

Содержание: Заранее изготавливаются флажки из цветной бумаги (размером 5х3 см). Каждый берет себе нужное количество флажков. На цветной стороне ученик пишет: «Я желаю тебе добра!». На обратной стороне пишется фамилия того, к кому обращаются. Количество пожеланий не ограничивается. Учитель собирает флажки и на следующий день выдает тем, кому они адресованы. Некоторые учащиеся получают до 15 флажков. Флажки вклеиваются в дневник. Работа проводится по желанию учащихся.

Занятие №22 «Приемы убеждения».

Задачи: Облегчить общение учеников в классе.

Содержание: Учитель знакомит учащихся с приемами убеждения по И.Д. Ладанову, Д. Карнеги.

Литература:

  • Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

Один восточный мудрец полагал, что цель красноречия - побудить людей к тому, чего они не хотят, отвратить от того, к чему они стремятся, и при этом создать впечатление, что они действуют по собственной воле. По мнению И.Д. Ладанова, уметь убеждать - значит уметь проводить четыре важные операции:

1. Информировать. Человек должен знать, зачем нужно то, что вы ему предлагаете. Не надо жалеть времени на то, чтобы толково рассказать человеку что к чему.

2. Разъяснять. Для этого вам нужно найти дополнительные аргументы, отобрать наиболее убедительные факты. Не экономьте на доводах: не хватит лишь одного - и вы проиграете.

3. Доказывать. Для этого нужны факты. С такими аргументами как: «Да пойми ты наконец, я же тебе добра желаю», - далеко не уедешь.

 4. Опровергать. Занятие это небезобидное, потому что при этом нередко страдает чувство собственного достоинства оппонента. Необходимо проявлять внимание к собеседнику.

Любопытны приемы убеждения, которые предлагает Д. Карнеги.

1.        Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2.        Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не говорите, что он не прав.

3.        Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4.        Держитесь дружелюбного тона.

5.        Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да», то есть начните свои рассуждения с вопроса, по которому нет разногласий.

6.        Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7.        Пусть собеседник считает, что данная мысли принадлежит ему.

8.        Искренне старайтесь смотреть на вещи глазами другого.

9.        Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10.        Доверяйте собеседнику, обращайтесь к его лучшим качествам.

11.        Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12.        Бросайте вызов, задевайте за живое.

Занятие № 23 «Как выступать публично».

Задачи: Ознакомить учащихся с правилами выступления публично.

Литература:

  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск: ООО СЛК, 1996.

Занятие №5 «Контакт».

Задачи: Показать многообразие контактов между людьми.

Содержание: «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Учитель раскрывает содержание различных типов взаимоотношений между людьми.

Литература:

  • Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

Занятие №24 «Гимнастика чувств и эмоций».

Задачи: Тренировка собственных чувств и эмоций.

Содержание: Учитель знакомит учащихся с гимнастикой чувств и эмоций по А. Бояршинову. Проведение гимнастики.

Литература:

  • Иванченко В.А. Тайны русского закала. - М.: Молодая гвардия, 1996.

Ваше здоровье зависит от состояния нервной системы. Древние мудреца говорили: «Каковы мысли человека, таков и он сам». Нервная система, как и мышцы, поддается тренировке. Одна из самых простых форм - сознательное самоодобрение. Неспроста Сен-Симон велел своему слуге будить его каждое утро словами: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела». Сегодня мы будем заниматься гимнастикой чувств и эмоций. Ее разработал московский актер Бояршинов. Все началось у него с ранения сердца и паралича руки. Потом возник тромбофлебит ног - человек не смог ходить. Шансов выжить было мало. Однако А. Бояршинов мобилизовал свою волю. Он изучал специальную литературу, делала упражнения, тренировал психику. Наконец стал двигать руками и ногами, а потом даже играть в футбол. Одновременно он создал гимнастику чувств и эмоций. Эта гимнастика проста, доступна, позволяет долго удерживать себя в диапазоне положительных эмоций. Человек должен уметь управлять своим настроением и снимать отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь, отвращение. Делают эту гимнастику обычно вместе с утренней гимнастикой.

Упражнение1. Встаньте и потянитесь руками вверх, затем опустите руки. Дыхание свободное. Раскройте рот пошире.   Остальные упражнения делаются в положении лежа.

Упражнение 2. Представьте, что вы нюхаете приятный цветок. Вдох и выдох в течение минуты. Или можно действительно воспользоваться любимыми духами.

Упражнение 3 - «Зевок». Представьте, что вы только что проснулись. Глаза закрыты, чуть поднимите брови, сморщите нос, поднимите руки вверх. Раскройте рот как можно шире и глубоко зевните. Вдох и выдох - только через нос. Это упражнение стимулирует мозг.

Упражнение 4 - «Слезы радости, счастья». Сморщите нос. Поднимите брови. Представьте плачущего от счастья человека, чтобы внутри у вас тоже появились слезы. Не обязательно, чтобы они показались на самом деле. Главное - сформировать ощущение слезливости, умение изобразить его на лице.

Упражнение 5 -  «Внутренняя улыбка». Всем существом почувствуйте улыбку, пусть вас пронзает солнечный поток, вам сразу станет светло и радостно!

Упражнение 6 - «Аппетит». Вспомните что-нибудь вкусное: «Ах, как вкусно!» попробуйте поймать это ощущение. Возможно оно появится в животе, тогда попробуйте продвинуть его вверх. Вам покажется, что у вас текут слюнки. Да, у вас огромный аппетит!

Упражнение 7 - «Сила». Ощутите внутреннюю силу, бодрость, здоровье. Для девушки лучше сочетание силы и нежности. Вы заметите, как в вас приходит бодрость, легкость. Может быть, сначала какие-то упражнения сразу не получатся. Не нужно отчаиваться! Веру в свои силы нужно тренировать так же, как и мышцы.

Занятие №2 «Сила психики».

Задачи: Показать на примере силу и слабость психики человека.

Содержание: учитель рассказывает об упражнениях йогов по выработке «психологического тепла», о системе закаливания П.К. Иванова, приводит примеры, когда психика не подчиняется воле человека. Феномены психики. Дневник Левы Федотова, заглянувшего в будущее.

Литература:

  • Горбовский Н.А. Пророки? Прозорливцы?//Знак вопроса. - 1990. - №1.
  • Росциус Ю. Дневник пророка//Знак вопроса. - 1990. - №4.

                                        Как бы человек ни пытался забыть о ней,

                                        психическая энергия напомнит о себе. И

                                        дело просвещения - научить человечество

                                        обращаться с этим сокровищем.

                                                                        Н.К. Рерих

Интересно, до какой степени мы можем подчинить свою нервную систему? Мы не знаем истинных возможностей человеческой психики, но даже то, что знаем, поразительно. В арсенале тибетских йогов имеются упражнения по выработке «психического» тепла. Начинающий иогин, освоивший эти упражнения, может носить белую рубашку. Вначале иогин приучает себя к минимуму одежды и избегает огня для согревания тела. Также он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию человека. Подготовленные ученики испытываются в морозную ночь. Во льду на озере пробивается лунка, где ученики намачивают простыни. Каждый ученик закутывается в простыню и принимается сушить ее теплом собственного тела, каждый должен высушить три простыни. Еще одно соревнование йогов. Обнаженные ученики усаживаются в снег. Выигрывает тот, у кого больше снег растаял.

Во время Великой Отечественной войны фашисты пытались убить Порфирия Корнеевича Иванова холодом: голым выставили на тридцатиградусный мороз и несколько суток поливали ледяной водой. Кожа покрылась толщей льда, но человек выжил. Порфирий Корнеевич более 50 лет занимался закаливанием. Многочасовый прогулки по зимнему лесу босиком и в трусах… Обливания ледяной водой десятки минут… Продолжительные ледяные ванны… Полное «погребение» в снегу с последующим откапыванием через несколько часов…

После первой мировой войны в цирках Европы гастролировал артист, называвшийся То-Рама. Он демонстрировал полную власть над болью, прокалывая себе плечи, ладонь и шею толстой иглой. Позднее выяснилось, что он не йог, а австриец. В свое время он был тяжело ранен и испытывал сильные боли. Путем упорнейших тренировок То-Рама победил боль. «Я выработал свою систему победы над самим собой и вообще не испытываю боли, если не хочу ее испытать».

Есть противоположные примеры, когда психика не подчиняется воле человека…

Американка Патриция Магуира спала 18 лет. В январе 1947 года, узнав о гибели жениха, вдруг начала зевать. Родители посоветовали ей лечь отдохнуть. Патриция легла и не просыпалась до 1965 года. Норвежка Лангард Августа с 1919 по 1941 год. За это время ее лицо не изменилось. Когда она проснулась, то начала стареть буквально на глазах. Через пять лет Августа умерла. Англичанин Сидней Эдвард не смыкал глаз более 35 лет. Июльской ночью 1941 года во время воздушного налета погибла его невеста. Сидней был свидетелем его гибели и больше не мог заснуть. «Я не вижу разницы между днем и ночью. Когда гаснут огни, для меня начинаются настоящие мучения».

Швед Олаф Эриксон не спал 46 лет. Когда ему потребовалась операция, врачам не удалось его усыпить при помощи наркоза.

Интересным психологическим феноменом является гипноз. «Нет повести печальнее на свете, чем … повесть о гипнозе и внушении», - так начинал свои лекции гипнолог К.И. Платонов.

Гипноз известен с древности. Загипнотизированный человек всегда вызывал замешательство и настороженность. Часто он был нечувствителен к боли, легко переносил большие физические нагрузки. Нередко после гипноза тяжело больные люди выздоравливали. Началом научного подхода принято считать работы английского хирурга Дж. Бреда и португальского аббата Фариа. Вы знаете этого аббата. Его судьбу описал Дюма-отец в романе «Граф Монте-Кристо». Настороженность к гипнозу оставалась долгое время. Однако всестороннее изучение гипноза позволило говорить о его безвредности. Напротив, он во многих случаях действует на человека положительно.

К феномену психики относятся и сновидения. Во сне Менделеев увидел периодическую таблицу, Карл Гаус - закон индукции, а Нильс Бор - модель атома.

Может ли человек заглянуть в будущее? Ответ на этот вопрос может дать дневник Левы Федотова, московского школьника. За семнадцать дней до начала войны восемнадцатилетний юноша называет дату Великой Отечественной войны, раскрывает смысл и содержание захватнического плана «Барбаросса», дает детальный прогноз будущего. Следует отвергнуть возможность контактов Левы с «информированными кругами». Отец Левы погиб на Алтае до войны. Мать работала в костюмерной московского театра. Остается принять, что дневник Левы Федотова является результатом логического анализа. Дневник велся с 1935 по 1941 год. Лева Федотов был убит под Тулой 25 июня 1943 года.

Как вы видите, еще не скоро будут раскрыты все тайны человека.

Занятие №25 «Наркотики».

Задачи: Показать разрушительное влияние наркотических веществ на организм человека.

Содержание: 1.Просмотр кинофильма по данной проблеме. 2. Сообщение учителя. Группы наркотиков. Влияние наркотиков на организм. Абстиненция.

Литература:

  • Коробкина З.В. У опасной черты. - М.: Мысль, 1991.

К 10% ужасного в жизни человека относятся наркотики. Опасность наркотиков в том, что они включаются в обмен веществ человека и нарушают его. Полноценная жизнь человека возможна только при условии полного отказа от применения наркотических веществ. «Наркотик» - в переводе с греческого - «приводящий в оцепенение». Греческое слово «наркомания» означает «Страсть к оцепенению». Наркотики в малых дозах вызывают эйфорию и отрешенность, в больших - наркотический сон. Наркомания - болезнь общества. Применение наркотиков уходит в глубокую древность. Ни один бедуин не отправлялся в поход, не запасшись бангом - смолой, приготовленной из некоторых растений. Покурив смолы (гашиша), усталый путник приободрялся. Шахтерам Боливии за их каторжный труд платили не только деньгами, но и листьями растения, содержащими кокаин. Их жевали и курили, и это помогало восстановить силы. Моряки всего мира, попадая в притоны Гонконга или Сингапура, курили трубочки, набитые опием.

Наркотики можно разделить на три группы:

1.        Эйфорические - опиаты (опий, морфин, кодеин).

2.        Фантастические - галлюциногены (психодислептики - индийская конопля, мескалин, ЛСД и др.)

3.        Психостимуляторы (амфетамин, эфедрин и др.)

Эйфорические наркотики вызывают состояние блаженства. К этим наркотикам относится героин (один из самых страшных). Фантастические вызывают в воображении неземные картины, «божественную» музыку. Появляется уверенность в способности ходить по воде, летать по воздуху (что некоторые и пытаются делать). В 1943 году был получен ЛСД, который оказался «атомной бомбой» по сравнению с другими галлюциногенами. 28 грамм ЛСД может вызвать галлюцинации у 300 тысяч человек. Психостимуляторы временно снимают усталость и сонливость, подавляют чувство голода. Спортивные допинги относятся именно к психостимуляторам.

В чем же вред наркотиков?  

Каждые 20-30 минут в США наркоманы кончают жизнь самоубийством и несколько человек ежедневно умирают от отравления ими. Психиатрические больницы заполнены наркоманами, так и не пришедшими в себя. У опийных наркоманов разрушаются все функции мозга, может наступить эпилепсия. Возникает предраковое состояние в легких, изменяется кровь, печень, почки, сердце. Выпадают волосы, угасает половая функция. 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся со временем преступниками. Если у наркомана отнять наркотик, то возникает синдром «абстиненции»: учащенное сердцебиение, обильное слезо- и слюнотечение, потливость, спазмы желудка, кишечника, судороги. Начинается бессонница, озноб, чередующийся с жаром, развивается чувство страха, «накатывают» приступы возбуждения, которые заканчиваются полным изнеможением. Самое тяжелое - боли в костях, суставах. В книге «Моя жизнь» французская певица Эдит Пиаф, многие годы страдавшая наркоманией, правдиво писала о трагедии зависимости от наркотического яда. Нередко прямо на сцене, при первых признаках абстиненции, ей приходилось вонзать иглу шприца с морфием в жаждущее наркотика тело, чтобы не упасть на глазах у публики.

А вот еще пример: «Читаю историю болезни одного наркомана. Курит он давно. Особенно много курил в тот день, когда появилось желание выйти на балкон девятого этажа с грудным ребенком и проверить: «смогу ли держать на вытянутых руках ребенка и не отпускать рук?» Подержал минуту-другую и бросил на мостовую. «Тормоза не сработали!»

Особенно восприимчивы к наркотикам дети. Один наркоман, если он не изолирован, способен вовлечь 10-15 «попутчиков в ад».

Своими впечатлениями делится Катя Р. Она приняла одновременно двадцать таблеток: «… и вдруг вижу: голова моя от шеи отделяется и к форточке плывет. Я за ней, она от меня. У самой форточки моя голова обернулась, показала мне язык и вылетела на улицу. Я кричу: «Стой! Стой!» А дальше ничего не помню». Дальше Кате просто повезло. Прибежала мама и успела снять с подоконника девочку, собравшуюся прыгнуть с девятого этажа.

Занятие №26 «Алкоголь».

Задачи: показать разрушительное действие алкоголя на организм человека.

Литература:

  • Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М., 1986.

Занятие №27 «Табакокурение».

Задачи: Показать вред курения.

Содержание: Влияние курения на организм человека.

Литература:

  • Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М., 1986.

На Земле курят ½ мужчин, ¼ часть женщин. Каждые 13 секунд от курения умирает человек (ежегодно 2 500 000 человек). Ежегодно в мире пишется 50 тысяч статей о вреде курения, а 85% россиян не знают о вреде курения.

Дедушка Петра I, уличая в курении первый раз, наказывал 60 ударами палок, во второй - отрезал уши и ноздри. В 1697 году Петр I разрешил курить.

В XVI веке французский посол в Португалии доставил королеве Екатерине Медичи листья табака, привезенные из Америки. В то время думали, что нюхательный порошок их табака избавляет от мигрени, которой страдала королева. В разных сортах табака от 0.7 до 6% никотина (сильный яд) Смертельная доза никотина - 80-120 мг. Одна сигарета содержит 3 мг никотина. Кроме никотина в табаке содержится около 30 особо вредных веществ. От курения приобретают болезни - одиннадцать! Болезни сердца (инфаркт миокарда в 12 раз чаще, чем у некурящих), болезни пищеварительной системы (язва желудка, рак пищевода, рак губы), болезни дыхательной системы (на 100 случаев туберкулеза 85 у курильщиков), болезни выделительной системы, - и все это от курения. У женщин чаще происходит прерывание беременности, выкуривание четырех сигарет провоцирует роды. В семье, где курили, 67% мальчиков и 78% девочек позднее начинают курить. Жены курильщиков умирают на 4.1 года раньше. Если вы курите - вычитайте из средней продолжительности жизни 6-8 лет. Одна сигарета на 20-25% снижает прием информации, быстрее наступает усталость. Курение на рабочем месте недопустимо. На своих предприятиях в Детройте Генри Форд запретил курить. Суд поддержал Генри Форда, поскольку он с цифрами в руках доказал, что заботится о здоровье рабочих. После этого производительность труда на заводах Форда выросла на 8%.

Еще один фрагмент. По одному из американских телеканалов показали фрагмент, в котором знаменитый артист Юл Бриннер сказал о вреде курения. Впечатление от его слов было потрясающим: «Теперь, когда я уже мертв, я могу сказать одно: не курите… Если бы я мог воздержаться от курения, ни о какой раковой опухоли не было бы речи. Я убежден в этом». Эта передача была сделана за несколько часов до его кончины.

Сегодня мировая медицина утверждает: из-за пьянства каждые третий мужчина умирает до срока, каждый пятый - из-за курения. Пристрастие к курению табака соответствует понятию наркотик! Курящий человек психически и физически зависит от курения. Зачем люди курят? На этот вопрос исчерпывающе ответил один психиатр: «Люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут бросить». Сколько курят? На каждого жителя нашей страны (включая детей) приходится в год 1,55 кг табака. Один человек выкуривает в Индии 170 сигарет в год, в Пакистане - 760 сигарет в год, в Канаде - 3450 сигарет в год. Но есть и другие факты. Сингапур поставил задачу - стать первой нацией некурящих.

                                                        Здоровье - мудрых гонорар.

                        Пьер Жан Беранже.

                                                        Природа не знает сострадания.

                                Поль Брэгг.

Занятие №28 «В здоровом теле…»

Задачи: Показать, что уход за своим телом важнейшая часть правильного образа жизни.

Содержание: Выступление учителя. «Природа не знает сострадания». Уход за своим телом - важнейшая часть правильного образа жизни. Листок самоконтроля. Тест. Знакомство с гимнастиками.

Литература:

  • Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. - М.: Знание, 1988.

Как герой твоих мечтаний - артист, спортсмен или ученый - перед стартом мобилизует свою волю и возможности, так и ты в свои 12-16 лет находишься на старте. На самом важном для тебя рубеже: ты стартуешь во взрослую жизнь. И встретить ее ты должен во всеоружии, хорошо подготовленным физически и морально. Твое тело - твой верный помощник. Доктор Брегг утверждает: «Природа не знает сострадания». Она может наказать болезнью уважаемого человека, который ее ослушался и пощадить подлеца, ведущего правильный образ жизни. Каждый знает, что хорошее самочувствие - верный признак здоровья. Но субъективные признаки - аппетит, тонус - недостаточно полно говорят о состоянии вашего тела. Неплохо завести листок самоконтроля, в котором следует фиксировать субъективные признаки, оцененные по пятибалльной системе и объективные данные: массу тела, частоту пульса, дыхания, давление крови и др.

Небольшой тест позволит очень быстро определить состояние вашего организма.

1. Наклоните голову к правому, затем к левому плечу. Если нет напряжения и боли - отлично!

2. Наклонитесь вперед. Достаньте руками пальцы ног.

3. Гибкость рук проверяется соединением их вместе ладонями и попыткой согнуть пальцы назад под углом 90° по отношению к ладоням.

4.        Лежа или сидя следует попробовать разогнуть пальцы ног хотя бы до угла 70°.

Выполнение трех тестов - «хорошо», двух - «удовлетворительно». Тем, кому удается выполнить только один тест, необходимо серьезно призадуматься о своем здоровье, заняться тренировкой. Можно порекомендовать зарядку фараонов, ее разработал и неуклонно выполнял древнеегипетский врачеватель и жрец Гермес Трисмегист. Когда ученые впервые обнаружили папирусы Гермеса, они были поражены физиологической обоснованностью и высокой эффективностью упражнений (В.А. Иванченко Секреты вашей мудрости. - М.: Знание, 1988).

Можно попробовать китайскую гимнастику - бодуаньцзинь (восемь шелковых нитей, ведущих к здоровью). Она печаталась в журнале «Здоровье» за 1990 год. В Древнем Китае говорили: «Каждый должен избрать свой собственный путь, даже если это очень скромный путь».

Огромное значение при выполнении упражнений имеет дыхание. В молодости резкие напряжения и задержки дыхания могут вызвать перегрузку. Оказывается, в дыхании есть свои секреты. Один долгожитель сказал: «Все стараются как можно больше вдохнуть, а я стараюсь как можно больше выдохнуть». «Дышать ртом так же неестественно, как и принимать пищу носом». На Востоке все начиналось с дыхания. Один из старейших трактатов так описывает процесс дыхания: «Дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным и тонким, как будто его нет, но оно есть, нужно быть радостным тогда, когда дыхание станет тише и тоньше, а настроение - ровным и спокойным».

Современные ученые считают, что систематические тренировки дыхания вырабатывают иммунитет к большинству «болезней цивилизации», конечно, наиболее эффективно защищая дыхательную систему.

Занятие №29 «Закаливание».

Задачи: Показать значение закаливания для сохранения здоровья.

Содержание: Выступления учащихся о важнейших способах закаливания.

Литература:

  • Иванченко В.А. Тайны русского закала. - М.: Молодая гвардия, 1986.

Зачем закаливаться? Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал о русских: «Они были быстрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, они удивляли своей быстротой, с чрезвычайной легкостью всходили они  на крутизну, спускались в расселины, смело бросались на опасные болота и глубокие реки». Северных поморов принимали на корабли лишь тогда, когда человек мог по часу без обуви стоять на льду. Детей начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. Даже при каждом нездоровье и каждом крике. Все это не о нас, а о наших предках. Сегодня ситуацию можно сравнить с тем, как если бы 60-80% вашего тела находилось в огне, а вы об этом ничего не знали и не подозревали. Каков же выход?. Выход один - закаливание. В толковом словаре В. Даля записано: «Закаливать человека - значит приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». Принципы закаливания: постепенность, регулярность, соизмерять нагрузки и собственные возможности. И в наше время есть долгожители, которые занимаются закаливанием. Порфирий Корнеевич Иванов в 85 лет мог часами гулять без обуви и одежды на сильном морозе. Все свои болезни он лечил, окунаясь в прорубь или обливаясь холодной водой из колодца.

Закаливание солнцем. Ученые установили, что солнце усиливает иммунитет, укрепляет нервную систему, стимулирует обмен веществ и кроветворение. Солнце сверх меры вызывает перенапряжение надпочечников, снижает иммунитет. Следовательно, загорать нужно с умом. Нельзя загорать легковозбудимым людям, выздоравливающим, женщинам в определенные дни. Нельзя загорать после бани, умывания лица с мылом (резко усиливается вероятность ожога). В возрасте 11-16 лет загорают с 3-5 минут в день до 1.5-2 часов. При этом полезно сочетать солнечные ванны с игрой в волейбол, футбол и т.д.

Как определить свою биологическую суточную дозу?

Откройте на солнце часть живота. Эту часть мысленно разделите на 6 частей (полос). Каждые 5 минут закрывайте одну полосу. Результаты будут видны через 5-6 часов, когда появится покраснение на одной из полос. «Пошедшее» по нее время - ваша биодоза. Для хорошего загара достаточно половины биодозы.

Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом спасает от сквозняков. При данном закаливании на человека действуют: атмосферное электричество, скорость движения воздуха, температуры. Начинают закаливание с воздушных полуванн, затем принимают полные воздушные ванны при комнатной температуре до 10 минут. Ежедневно прибавляя по 5 минут,  доводят до 40 минут в день. Затем переходят на открытый воздух. По мнению специалистов, человек должен быть обнажен не менее 2 часов в день.

Закаливание водой.

В действии холодной воды можно отметить три фазы:

1.        Кожа бледнеет (резкое сужение кровеносных сосудов).

2.        Через некоторое время сосуды расширяются, появляется ощущение тепла, порозовение кожи.

3.        Если холодная вода продолжает действовать - застой кожи, кожа синеет.  

Для закаливания используют первые две фазы. Кратковременные (2-3  минуты) прохладные водные процедуры повышают возбудимость. Также действуют кратковременные (1-2 минуты) очень горячие процедуры. Теплая вода понижает мышечное напряжение, вызывает сон. В порядке возрастающей интенсивности водные процедуры делятся на умывания, обтирания, души, ванны, купания. Высшая степень - обливание ледяной водой и моржевание. О том, как стать «моржом» рассказано в книге А.Н. Колгушкина Путь к зимнему плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1993. А теперь советы к началу купального сезона:

1.        В воду заходите не сразу, войдя по грудь два раза окунитесь и плывите.

2.        Нельзя купаться разгоряченным и охлажденным.

3.        Выйдя из воды, разотритесь полотенцем до потепления.

4.        После купания не загорайте сразу, это снимает закаливающий эффект.

5.        Не ходите и не лежите в мокром купальнике - это приводит к болезням тазовых органов и поясницы.

Закаливание паром.

Еще Л.Н. Толстой говорил: «Без бани нам, как телу без души». Главный секрет бани - ее закаливающий эффект. Великий полководец А.В. Суворов считал баню лучшим способом закаливания. Современники вспоминали: «В бане Суворов выдерживал ужасный жар, после чего на него выливали ведер десять холодной воды и всегда два ведра вдруг». На Руси победителям в соревнованиях дарили веники. Березовый - при боли в мышцах, для заживления ран, для курильщиков. Дубовый - для успокоения и людей с жирной кожей. Липовый - лучший при простуде. Ольховый - при ломоте в мышцах. Пихтовый - при радикулитах. Крапивный - при боли в мышцах.

Что же дает веник?

1.        Массаж, усиливающий кровообращение, усиление обмена веществ.

2.        Фитонциды веника убивают микробы.

3.        Эфирные масла препятствуют старению. Не зря в народе говорят: «Который день паришься, тот день не старишься».

Закаливающий массаж.

        В одной легенде приводится любопытный факт. Как-то обрабатывая поле, крестьянин случайно ударил себя по ноге. Неожиданно головную боль, от которой он страдал постоянно, как рукой сняло.  С тех пор жители окрестных деревень, почуяв головную боль, специально ударяли себя камнем, палкой, кулаком. Давно замечено, что воздействуя на кожу, можно снять усталость, улучшить самочувствие. Еще в Древнем Египте рабы делали массаж фараонам. В Древней Греции существовали специальные массажисты (педотрибы), которые натирали спортсменов до и после соревнований. В древнем Риме массаж применяли в медицине, спорте, повседневной жизни. Древние славяне растирали уставшие руки и шею квашеной капустой, кислым тестом. На кожу действуют пальцами, палочками, катушками, скребницами. Русский богатырь И.М. Поддубный делал массажер из веревки. Он брал несколько веревок, завязывал из них 5-6 узлов. Этот массажер давал прекрасную зарядку, хорошо восстанавливал силы. При проведении массажа учитывают, что наши внутренние органы связаны с определенными участками кожи на теле, со слизистой оболочкой рта, ушной раковиной, ладонями, подошвой, лицом. Широко известен точечный массаж. Говорят: «Найди точку - и ты будешь властелином всего организма». Их насчитывается несколько сотен. Их знают специалисты, именно они должны заниматься иглоукалыванием. Дело в том, что воздействие на точку может быть разным: успокаивающим или тонизирующим; коротким или длительным; днем или ночью; в разное время года. И эффект во всех случаях будет разным.

        Закаливание запахом.

Попробуйте женщину заставить употреблять духи, которые ей не нравятся. Сделать это невозможно. Почему? Обонятельный анализатор действует на весь организм. Родиной парфюмерии, по-видимому, является Египет; благовония, мази, курительницы использовались в храмах. С начала прошлого века запахи используются для лечения (аромотерапия). По данным А.М. Гродзинского вдыхание эфирных масел мяты, лаванды, аниса улучшают мозговое кровообращение, повышает иммунитет. Все запахи можно разделить на 3 группы:

1.        Стимулирующие - гвоздика, лавровый лист, черный перец, кофе, смородина, рябина.

2.        Успокаивающие - апельсин, мандарин, валерианы, герань душистая, лимон, роза.

3.        Нормализующие состояние мозга - мята.

Француз Жанн Валмэ рекомендует для повышения и интеллекта - гвоздику, лук, розмарин. Так что очень тщательно выбирайте для себя духи и одеколон!

Закаливание нервной системы.

Советы:

1.        Сознательное самоодобрение.

2.        Стремиться к душевному спокойствию (в мире есть лишь две абсолютные ценности: читая совесть и здоровье).

3.        Избегать отрицательных эмоций.

4.        Стремиться к великой Общей цели (великие ставят себе цели, остальные живут желаниями).

5.        Тренировать доброжелательность.

6.        Надеяться, верить, любить. Все эти качества обладают лечебной ценностью.

7.        Бороться со стрессом движением.

8.        Заниматься творчеством.

9.        Переделать характер из эгоиста в альтруиста (лучше жить здоровым для людей, чем умереть больным ради себя).

10.        Юмор!

Тайны русского закала. Мокроступы - липовые лапти, в которые вкладывали листья одуванчика, мать-и-мачехи, подорожника, ольхи. Свежий сок рассасывал старые мозоли, массажировал. В мокроступах ходили по болоту и не болели. Для профилактики переохлаждения натирали себя маслом можжевельника. Русские стрельцы закаляли нервы «стрелебной водой» - чаем из пустырника». При переходе через Альпы Суворов применил закаливающую пищу - приказал солдатам пить чай из девясила высокого. Отправляясь в походы дальние пили живичное молоко: настой сосновой смолы в молоке. Спали на подушках из чабреца. Фитонциды растения убивают микробы на расстоянии. Чтобы привыкнуть к сырости,  закутывались в листья ольхи, сверху укрывались рогожей, потом обливались водой. Чтобы загореть на Севере пили чай из зверобоя (повышает чувствительность кожи). Когда уставали ноги, делали «Пояс Нептуна». На нижнюю часть туловища надевали влажную повязку с настоем трав. Зубы чистили берестой, веточками ели, корнями лапчатки прямостоячей. Весной ели пшеничный ил - проросшее зерно пшеницы. Для закаливания горла делали «чепучину». Тесную деревянную камеру заполняли распаренными травами и дышали внутри.

Занятие №30 «Рука формирует человека».

Задачи: Показать значение тренировки рук.

Содержание: Взаимосвязь руки и здоровья. Знакомство со схемой Ф.Б. Кандарова. Проведение теста, позволяющего определить физическое состояние рук. Упражнения для рук.

Литература:

  • В.А. Иванченко Секреты вашей бодрости. - М.: Знание, 1988.
  • В.А. Иванченко Тайны русского закала. - М.: Молодая гвардия, 1986.

Говоря о тренировке тела, необходимо особо остановиться на тренировке рук. Формирование руки связано с трудовой деятельностью (рука приобрела необходимую подвижность). Одновременно формировала рука человека. Почему? На руках представлены различные зоны, органы тела человека (схема Ф.Б. Кандарова). Рука постоянно массируется, таким образом массируются и внутренние органы. Женщины давно заметили - регулярный массаж рук очень полезен. Руки становятся красивыми, пальцы - стройными. Если вы не занимаетесь физической работой, массаж рук тем более необходим. Развитие руки связано с развитием мозга. Замечено, если ребенок много играет с мелкими предметами (под наблюдением родителей!), он быстрее начинает говорить. Люди, имеющие хорошо развитые руки, дольше живут. Прослеживается связь между частями руки и внутренними органами. Большой палец отвечает за головной мозг, тонизирует весь организм. Указательный - укрепляет желудок, средний - кишечник, мизинец - сердце. Специалисты предупреждают: «Нельзя переутомлять руку!»

Простой тест поможет нам определить функциональное состояние наших рук. Попробуем максимально отклонить кисть другой рукой. Если угол между кистью и предплечьем 90° - отлично. 90-120°  - недостаточно, больше 120 - очень слабое физическое развитие.

Вот упражнения, позволяющие укрепить руки.

1.        Проделать 5-6 раз по 100 сгибаний кисти.

2.        Согнули пальцы в кулак, сгибание пальцев назад.

3.        «Буфер». Поднять ладони рук с раздвинутыми пальцами и сложить их вместе. Задержать дыхание - прижать пальцы, чтобы они прогибались в обратную сторону. Это упражнение укрепляет нервы и сердце.

4.        После сна, при усталости - потереть руки друг о друга (хорошо тонизирует).

И. Кант говорил: «Рука - вышедший наружу головной мозг». Анаксагор из Древней Греции говорил: «Рука каждого человека… таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Занятие №31 «Красота - меч, разрубающий жизнь»
(по И.А. Ефремову).

Задачи: Рассмотреть научное понимание законов прекрасного.

Содержание: Красота - наивысшая степень целесообразности.

Литература:

  • Ефремов И.А. Полное собрание сочинений в 6 т. Том 4. - М.: Современный писатель, 1993.

По отношению к человеческой красоте всех людей можно разделить на две группы. Для нормального большинства красота тела - большая радость и духовное наслаждение. Говорить о красоте и быть красивым совершенно не оскорбительно. Вторая группа - люди со скрыто поврежденной психикой. У этих людей красота вызывает неосознанную злобу. Они стремятся оскорбить и унизить красоту. Даже разговоры о красоте вызывают раздражение. Чаще всего - это результат неудачного жизненного опыта. Красота существует помимо нас в природе. Какие критерии есть для определения красоты? Вот вы встретили такой тип красоты, который вам нравится. А я встретил другой тип красоты. Кто из нас прав? Каковы критерии красоты? Красота - наивысшая степень целесообразности. Каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное за миллионы лет эволюции. Есть, конечно, и другая красота - это личные вкусы каждого. Вопрос в том, насколько ваше представление о красоте совпадает с красотой, существующей в природе. Чаще всего хороший вкус и чувство прекрасного - все это освоенный подсознанием опыт жизни миллионов предыдущих поколений. Значит, эволюция органического мира - миллионы лет накопления целесообразности, красоты. Глубинные основы красоты человека - анатомическая целесообразность. Какие общие отправные точки нашего заключения - этот человек красив? Кожа блестящая, гладкая, тонкая. Волосы - густые, глаза - ясные, чистые. Губы - яркие. Все это показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Красивая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - это признаки активности, энергии, хорошо развитого тела. Актеров, танцовщиц, манекенщиц специально обучают алертной (подтянутой) позе. В какой позе наиболее красивы лошади, собаки, кошки? В момент высшей алертности животное поднимается на ногах, настораживает уши, напрягает мускулы. В эти моменты наиболее резко выступают признаки активной энергии тела.

Красивый, идеально здоровый человек не плюется, не сморкается, обладает слабым запахом. Это досталось нам от далеких предков. По запаху и следам слюны человека могли выследить хищники. Красивы большие глаза, широко расставленные, но не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Чем больше глаза, тем лучше зрение. Чем шире расставлены, тем больше объемность изображения. Положение глаз внутри глазных впадин говорит о точности гормональной регулировки организма. Очевидно, среднее положение - наилучшее. Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой. Такая дуга отличается наибольшей прочностью. Красивы длинные ресницы - они лучше защищают глаза. Нам они кажутся красивее, если изогнуты кверху. Загнутые вверх кончики не дают ресницам смерзаться и слипаться. Подсознательно мы понимаем красоту черт, характерных для разных полов. Выступающие мышцы красивы для мужчин, но не для женщин. Женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, тепловая и противоударная изоляция для вынашиваемого ребенка. В то же время этот подкожный слой жира создает мягкие линии женского тела. Стройная длинная шея у женщины очень красива. Женщина по своей природе - страж, а длинная шея дает быстроту движений головы, гибкость. Длинная шея у мужчины воспринимается как нечто болезненное. Широкие бедра у женщины красивы, а у мужчины прямо безобразны. Древние греки, обращаясь к женщинам, говорили: «Красуйтесь бедрами!» Почему? Прямохождение ведет за собой сближение головок бедренных костей. Таз становится в виде чаши. Поэтому процесс родов у человека гораздо более мучителен. Налицо противоречие: чтобы ходить - нужен узкий таз, для рождения ребенка - широкий.

Поэтому, чтобы нанести меньше повреждения мозгу ребенка при родах, мать должна быть широкобедрой. Тонкая, гибкая талия - компенсация широких бедер, для подвижности и гибкости всего тела. Для мужчин тонкая талия противопоказана. Чтобы носить тяжести, на животе должна быть целая стена мышц. В этом месте мужчина должен быть шире, чем в бедрах. Таким образом, вторая ступень красоты - разрешение губительных противоречий. Красота, как лезвие бритвы, качается между этими противоречиями. Почему женщины носят каблуки? Даже высокая женщина в обуви на высоких каблуках выглядит лучше. Зрительно изменяются пропорции ноги (голень становится длиннее). Такое соотношение голени к бедру - приспособление к бегу, что было раньше залогом успешной охоты. Длинные волосы женщин закрепились в нашем чувстве прекрасного, когда люди еще не знали одежды. Возможность прикрыть себя и своего ребенка от ночного холода - это смысл длинных волос. У европейцев красивым считается прямой нос: в нем лучше прогревается воздух. Красивые брови должны быть густыми, но не очень. Брови отводят пот со лба, но они не должны быть очень широкими, чтобы в них не скапливалась грязь и не заводились паразиты. В этом секрет узких и густых бровей. Длинные ногти на руках у женщин зрительно удлиняют палец и тоже кажутся красивыми. Что заставляет злого быть самым злым, доброго - самым добрым, смелого - самым смелым? Красота.

И последнее. Было бы хорошо, если бы красота физическая сливалась с душевной красотой.

Занятие №32 «Несимметрическая гимнастика».

Задачи: Ознакомить учащихся с несимметрической гимнастикой.

Содержание: Выполнение гимнастики.

Литература:

  • Михайлов В.С, Палько А.С. Выбираем здоровье. - М.: Молодая гвардия, 1987.

Мышцы быстро устают при однообразной работе. Эту усталость помогают преодолеть движения, но движения иные - гимнастические упражнения. Очень интересна несимметрическая гимнастика. Основой для нее послужили несимметрические движения, которые характерны для народных плясок. Исследования показали, что систематические занятия гимнастикой улучшают координацию движений, снимают скованность. Чтобы определить, насколько человек владеет раздельными движениями, выполняют тест-комплекс, который состоит из 5 упражнений: 5 баллов - отлично, 4 балла - удовлетворительно, 4 - нужна тренировка не реже 2-3 раз в неделю.

Упражнение №1.

Руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Одна вращается по часовой стрелке, другая - против часовой.

Упражнение №2.

Правая рука описывает круг перед корпусом, левая - вертикальную линию.

Упражнение №3.

Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одна вращается по часовой стрелке, другая - против часовой.

Упражнение №4.

Одной вытянутой рукой производят вращение перед грудью, второй - очерчивают равнобедренный треугольник.

Упражнение №5.

Выполняется как упражнение №4, но стоять на одной ноге, вторая нога очерчивает квадрат.

Несимметрическая гимнастика - средство укрепления нервной системы.

                                                        В кастрюле можно смешивать все, кроме луны и ее отражения.                                                Поговорка.

Есть поговорка: «Мы копаем себе могилу вилкой и ножом». Выбирая себе пищу, вы становитесь на тот или иной путь. В каком же направлении вы собираетесь копать? Или закапывать?

Занятие №33«Кулинария».

Задачи: Ознакомить учащихся со значением здоровой пищи и правильного питания.

Содержание: Как и чем питались люди в прошлом. Русская кухня. Основы современного питания.

Литература:

  • Михайлов В.С, Палько А.С. Выбираем здоровье. - М.: Молодая гвардия, 1987.

Занятие №34 «Помощники здоровья».

Задачи: Ознакомление учащихся с помощниками здоровья - растениями.        

Содержание: «Если отец болезни неизвестен, то мать ее всегда - питание». Использование растений в пищу. Витамины. Примеры питания долгожителей.

Литература:

  • Свиридонов Г.М. Родники здоровья. - М.: Молодая гвардия, 1986.
  • Малахов Г.П. Очищение организма и правильное питание. - СПб.: АО Комплект, 1998.

Занятие Итоговое:

«Ученик (ученица) года».

Ученик (ученица) года.

Выбирается в классе ежегодно.

Критерии выбора: 1. качество знаний 2. человеческие качества 3. участие в жизни класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самопознания и культуры общения

Программа "Основы самопознания и культуры общения"...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Математическая сказка для старшеклассников"

Данное мероприятие, можно провести в конце недели математики, в 11 классе....

Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников

Анализ школьной практики и результатов нашей работы показывает, что данная проблема (развитие коммуникативной компетентно...

Программа Самопознание (для старшеклассников)

В материале представлены темы занятий по развитию самопознания у учащихся старших (9-11х) классов....

Развитие исследовательских способностей старшеклассников (кружок "Физический фейерверк")

         Занятия для учащихся старших классов традиционно один день в году проводятся в Пулковской обсерватории. Мы имеем уникальную возможность вместе с учеными РАН пр...