Главные вкладки

    Классный час по теме "Ответственность"
    материал

    Кондакова Оксана Владимировна

    Классный час содержит теоретический и практический материал

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час

    Класс __6а____

    Классный руководитель: Кондакова О.В.

    Дата_

    Тема: «Поговорим об ответственности».

    Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».

    Задачи:

    -  способствовать развитие у школьников чувства ответственности;

    -  содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

    -  убедить учеников в том,  что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

    Оборудование:- вырезанные листочки разных цветов; - листы с оценочной шкалой;

    - пословицы;  - лист с рисунком «Радуга»; - листочки для двустишия;

    - анкета;  - листочки с вопросами для коллективного  обсуждения.

    Ход мероприятия

    Оргмомент

    Начинаем классный час.

    Речь пойдёт здесь всё о нас.

    Постарайтесь всё понять,

    Что – то новое узнать.

    1.Обсуждение слов:

    Ваш выбор – выбор,  который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

    - как вы понимаете эти слова?

    - Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?

    - Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.

    2.   Работа с  толковыми  словарями – практическая работа в группах.

    Тема: «Поговорим об ответственности» 

               - Что значит быть ответственным?

    - Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

    (Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)

    Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

    Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.        

     Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.

    Коллективное обсуждение ситуаций

    Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

    3.Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

    1 ситуация

    Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

    Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

    - Кто поступает ответственно?

    - Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

    - Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

    2 ситуация

              Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит        уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

           Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

    - Кого можно назвать ответственным? Почему?

    - Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

    - Кого из них можно назвать самостоятельным?

    - Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

      - Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

    (рассказы детей)

    - Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

    Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.

     

    - Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

    Вывод:

    – проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

    - Какие чувства вы испытывали, когда поступали  безответственно?

    - Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.

    -А какой вывод можно сделать о безответственности?

    Вывод:

     -когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

    3 ситуация

    Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

    - Как ответит самостоятельный ученик?

    А) Я не приготовил его с вечера.

    Б) Мама не положила его мне в сумку.

    Вывод:

    Самостоятельный    человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.

    Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

    - А какие обязанности у родителей?

    - Перед кем они ответственны?

    - Если вы не знаете, как поступить, то,  что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

    4.Минута отдыха

    Игра «Могу и делаю»  

    Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд,  а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

    - Вы сами всегда одеваетесь;

    - Часто сваливаете свою вину на других;

    - Сами наводите порядок в своей комнате;

    - Вначале закончите работу, а потом играете;

    - Сами всегда собираете портфель;

    -  Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

    - Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

    - Сначала думаете, а потом делаете;

    - Сначала делаете, а потом думаете.

    Молодцы! Все справились с заданиями, значит,  отнеслись к игре ответственно.

    5.Виды ответственности

    Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

    - Личная, ответственность перед собой (Я);

    - Ответственность перед другими (Другие);

    - Ответственность к делу (Школа).

    6.Ответственность в школе

    а)  Работа в группах

     Теперь,  когда вы разобрались  с тем,  что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.

              У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете

    « Что значит быть ответственным в школе?»

    (Выслушиваются ответы детей)

    7. Коллективное обсуждение  вопроса и поиск ответа. Работа в группах.

    (Каждая команда получает карточку с  вопросом  для обсуждения)

    1 группа

    Из-за чего братец Иванушка  стал козлёночком?

    (Из-за непослушания)

    2 группа

    Что заставило царя в сказке  Петра Павловича Ершова  «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?

    (Зависть  к красоте и молодости Ивана)

    3 группа

    Какая черта характера девочки, привела к трагическим   событиям в сказке «Красная шапочка»?

    (Болтливость)

    4 группа

    Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?

    (Жажда  наживы)

    8.Работа над пословицей

    Не ошибается тот, кто ничего не делает.

    – Как вы понимаете пословицу?

    - Возможно  ли избежать ошибок в жизни?

    - Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

    Вывод: (учитель)

    А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку  человека можно   не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.

    9. Анкета.    Самооценка  

    Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.

    1 ситуация – Тебе  поручили оформить новогоднюю газету:

    а) Отложу все дела и займусь оформлением

    б) Займусь, когда будет свободное время

    в) Перепоручу другому однокласснику

    2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

    а) Уступлю место

    б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

    в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

    3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

    а) Постараюсь защитить

    б) Попрошу вмешаться прохожих

    в) Пройду мимо

    4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

    а) Постараюсь вернуть владельцу

    б) Передам взрослому

    в) Возьму себе

    Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

    Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же  и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

    Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

    Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

    10. Рефлексия  

    - Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

    - Чем вам было полезно это занятие?

    - А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

    Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

    Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.       

    Ответственность – это категория этики, характеризую- щая личность.

    1 ситуация

    Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

    Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

    - Кто поступает ответственно?

    - Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

    - Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

    2 ситуация

              Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит        уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

           Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

    - Кого можно назвать ответственным? Почему?

    - Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

    - Кого из них можно назвать самостоятельным?

    - Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

      

    3 ситуация

    Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

    - Как ответит самостоятельный ученик?

    А) Я не приготовил его с вечера.

    Б) Мама не положила его мне в сумку.

    Виды ответственности

    - Личная, ответственность перед собой (Я);

    - Ответственность перед другими (Другие);

    - Ответственность        к делу (Школа).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

    Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями....

    Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

    В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

    Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

    Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

    Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

    Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....