Мастер-класс по воспитательной работе "Самосохранительное поведение"
материал

Франк Елена Юрьевна

Мастер-класс по теме "Самосохранительное поведение" (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование самосохранительного поведения»

(из опыта работы)

- Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Формирование самосохранительного поведения».

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают с предметом, который у меня в руках? (рыболовная сеть – сеть интернет).

 - Совершенно верно.

- Интернет -  актуальная тема на сегодняшний день, поскольку наши дети просто живут в интернете.

- Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас общается в интернете? Как часто вы используете виртуальное общение?

- Я уверена, что дети гораздо больше общаются в интернете, чем взрослые, думаю, вы со мной согласитесь.

- На конкурсе «Педагог года – 2014» для разговора с учащимися мне была предложена тема «Плюсы и минусы виртуального общения». Говоря о том, что в настоящее время существует много споров вокруг виртуального общения, предложила учащимся самим определить плюсы и минусы такого общения. При этом использовала обычные детские кубики, на которых ребята записывали плюсы и минусы виртуального общения. В конце разговора мы выстроили две башни и сравнили, чего получилось больше: плюсов или минусов.

- Я хочу напомнить известную вам с детства сказку о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина.

Старик ловил неводом рыбу.

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод –

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим.

- Невод – интернет. Что можно извлечь плохого и хорошего, общаясь в интернете?

- Скажите, какие плюсы и минусы вы можете назвать?

- Обратите, пожалуйста, внимание, какие плюсы и минусы виртуального общения определили дети.

+

-

  1. Не надо никуда приглашать для общения.
  2. Возможность поиграть вместе, не выходя из дома.
  3. Экономия времени.
  4. Много полезной информации
  5. Полезные знакомства
  6. Участники всегда остаются в курсе всего, что происходит вокруг
  7. Общение с людьми на дальнем расстоянии.
  8. Дистанционное обучение, в ходе общения с учителями.

  1. Орфографические ошибки.
  2. Появление слов-паразитов и слов-условностей.
  3. Бедность речи
  4. Невозможно увидеть эмоции
  5. Зависимость.
  6. Много вредной информации

7. Незнание того, с кем ты общаешься на самом деле.

8. Вероятность взлома профиля.

     9. Влияние компьютера и телефона на здоровье.

10. Чувство одиночества.

- Затем точно такой же разговор я провела с учащимися в своем классе. Разговор получился более оживленным и откровенным. Дети признались в том, что, общаясь со своими виртуальными друзьями, они дают друг другу советы, которые не всегда бывают полезными. Один из минусов виртуального общения в том, что часто не знаешь, кто с тобой общается на самом деле. И это настораживает.  

- Как вы думаете,  почему дети чаще советуются не с родителями и  учителями, а друг с другом?

- Чаще всего ребята ищут помощи среди друзей тогда, когда им грустно или у них что-то случилось. Каждый человек, будь-то взрослый или ребенок, испытывает стресс в той или иной ситуации.  Чтобы научить детей бороться со стрессом, а не искать вредных советов среди виртуальных детей, я решила провести классный час: «Стресс, и как с ним бороться», в ходе которого ребята познакомились с самим понятием стресс, со способами избавления от стресса в разных странах мира, с рекомендациями по  борьбе со стрессом. При подготовке к классному часу использовала материал сайта http://www.klassnye-chasy.ru.

-Приближаются летние каникулы, а это значит, что у детей появится больше свободного времени для виртуального общения, поскольку они не расстаются с телефонами и планшетами. Я решила продолжить свою работу по самосохранительному поведению, будучи воспитателем в школьном лагере. В отряде будут дети не только мои, но и из других классов, думаю, что такая работа будет полезна всем. Итак, предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые можно проводить не только на классных часах, но и в лагере.

1.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Группа стоит в кругу. Инструкция: «Сейчас у вас есть хорошая возможность узнать об участниках группы новое. Я буду задавать вопрос, который начинается со слов «Поменяйтесь местами те, кто…», например «Поменяйтесь местами те, кто сегодня успел позавтракать», «Поменяйтесь местами те, кто любит лето»,  «Поменяйтесь местами те, кто любит активный отдых» «Поменяйтесь местами те, кто волнуется перед экзаменом», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за родителей», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за итог участия в конкурсе, олимпиаде», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за отметку», «Поменяйтесь местами те, кто попадал в стрессовую ситуацию».

-Исходя из этого упражнения видно, какой ребенок попадал в стрессовую ситуацию, или испытывает эмоциональное напряжение в данный момент.

2. Упражнение «Лимон»

Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

3. Упражнение «Замороженный»

Цель: развитие у подростков навыков управления чувствами.
Время: 10 минут.

Группа делится пополам. Половина ребят будут играть роль «замороженных», вторая половина — «реаниматоры».

Задача «замороженных» — застыть и не реагировать на внешние раздражители.
Задача «реаниматоров» — оживить «замороженных», не прикасаясь к ним руками, используя мимику, жесты.

«Замороженный» считается реанимированным, если он улыбнется или поменяет позу.

На выполнение упражнения дается 2 минуты. Затем партнеры меняются местами.
Замечания: нужно следить за выполнением условий для ведущих        игры.

Нарушители — выбывают.

Обсуждение: насколько было сложно сохранять невозмутимость, насколько было трудным «оживить» «замороженного». Если кто-то выбыл из игры, то почему? [Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007. — 368 с., 63].

4. Упражнение.

Цель помочь осознать подросткам, что у них есть эмоциональные связи со своими друзьями и родственниками, что он не одиноки и могут доверять другим в самой трудной ситуации. Так же рассказать им о том, что при построении отношений не бывает движения с одной стороны и  чтобы не быть одиноким необходимо выйти из своего «замка».
Ход работы: Зачитывается притча «Об одиночестве», далее обсуждается ее смысл вместе со всей группой.

 Об одиночестве.

В далекой-далекой стране, почти на самом краю земли, стоял древний замок. Его хозяином был страшный дракон, звали его Одиночество. Редкий рыцарь нарушал границы его владений. Но если и находились такие смельчаки, то причиной, заведшей их в такую даль, была лишь слава о загадочной пленнице чудовища. Нежная и прекрасная принцесса всю свою жизнь провела в этом замке, ничего другого она не знала.
Иногда рыцари даже доходили до ее окон, звали ее, обещали показать свои владения – княжество Удовольствия, королевство Радости… Но принцесса лишь посмеивалась над их бахвальством, не веря ни единому слову. Ей говорили, что она в плену, но кто держал ее? 

Дракон Одиночество не раз говорил ей, что она вольна уйти в любой момент. Но разве плохо ей здесь было? И кто сказал, что в другом месте будет лучше? Ей казалось, что за крепкими стенами старого замка ее ожидает лишь разочарование. Впрочем, она не часто задумывалась над этим. 
Рыцари приходили и уходили… Обещали несметное богатство и неземное счастье… Хотели выкрасть или увести обманом… Вызывали Одиночество на смертный бой – и неизменно проигрывали. 

Но однажды появился тот, кто затронул сердце неприступной принцессы. Он ничего не обещал, просто прошел в ее комнату и взял за руку. В этот самый миг принцесса поняла, что чудеса все же бывают. 
- Кто ты? – одними глазами спросила она. 

- Я – Доверие, из страны Любви, - мягко улыбнулся он в ответ. 

- Ты пришел, чтобы увести меня с собой? 

- Только если ты сама этого захочешь. 

- Но как же ты прошел мимо дракона? 

- Разве ты не знаешь? Одиночество уходит навсегда, когда появляется Доверие...

[Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). , 191-192]. 

- В заключении я хочу сказать: «Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия».

-Наша задача в том, чтобы вовремя обнаружить проблемы ребенка и помочь ему с ними справиться в независимости от того, где они возникли: в реальной жизни или в виртуальной. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа « Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1» (МАОУ «СОШ № 1») Формирование самосохранительного поведения из опыта работы учителя русского языка и литературы и классного руководителя МАОУ «СОШ № 1» Франк Елены Юрьевны, призера конкурса «Педагог года -2014»

Слайд 2

Плюсы и минусы виртуального общения + _ Не надо никуда приглашать для общения. 2. Возможность поиграть вместе, не выходя из дома. 3. Экономия времени. 4. Много полезной информации 5. Полезные знакомства Всегда остаются в курсе всего, что происходит вокруг 7. Общение с людьми на дальнем расстоянии. 8. Дистанционное обучение, в ходе общения с учителями. 1. Орфографические ошибки. 2. Появление слов-паразитов и слов-условностей. 3. Бедность речи 4. Невозможно увидеть эмоции 5. Зависимость. 6. Много вредной информации 7. Незнание того, с кем ты общаешься на самом деле. 8. Вероятность взлома профиля. 9. Влияние компьютера и телефона на здоровье. 10. Чувство одиночества.

Слайд 3

Классный час: «Стресс. Как с ним бороться». http://www.klassnye-chasy.ru .

Слайд 4

1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». 2. Упражнение «Лимон» 3. Упражнение «Замороженный» [ Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007.].

Слайд 5

Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения мастер-класса на тему «Разрушительное поведение подростков: диагностика, предотвращение, границы социально-педагогической поддержки»

План проведения мастер-класса на тему «Разрушительное поведение подростков: диагностика, предотвращение, границы социально-педагогической поддержки»...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...

МАСТЕР-КЛАСС по психологии общения и поведения "ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ"

МАСТЕР-КЛАСС по психологии общения и поведения "ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ"...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

Мастер - класс "ПДД и правила поведения в транспорте"

О соблюдении мер предосторожности в транспорте...

Мастер - класс "Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет"

В статье описан опыт работы учителя информатики и классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет...